Планирование и конспект 1 урока по теме «А.П. Чехов "Вишнёвый сад"»
Планирование и конспект 1 урока по теме: А.П.Чехов «Вишнёвый сад» |
|||||||
№ п.п |
Тема, эпиграф, содержание урока |
Основная цель (концепция) |
Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь с ранее изученным |
Организация деятельности учащихся на уроке |
Изучение теории литературы |
Применение средств наглядности и ТСО. Работа с дополнительным материалом |
Домашнее задание |
1. |
Т: А.П.Чехов. Жизнь и творчество. С: вступительное слово учителя, составление хронологической таблицы Э: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» |
заинтересовать личностью писателя, познакомить с основными этапами жизни и творческого пути, показать неутомимое трудолюбие Чехова, рожденное нелегкими условиями жизни и верность мечте о прекрасном будущем. |
- С какими произведениями А.П.Чехова знакомы («Хамелеон») из курса школы? Приемы комического в рассказах; Культура России в 60-90-х годах XIX века и её мировое значение. |
Лекция учителя о жизни и творчестве писателя; составление хронологической таблицы жизни и творчества А.П.Чехова. |
Сатира и юмор (повторение и закрепление) |
Портрет А.П.Чехова; «Чехов и Левитан: Двойной портрет в интерьере эпохи». Россия, 2019. режиссер Галина Евтушенко; Дом-музей писателя Антона Чехова Передача "Музеи России". Эфир 23.10.2011. Образование для всех. Первый образовательный канал. |
Рассказ о жизни и творчестве А.П.Чехова; Прочитать раздел учебника «Драма или комедия». |
2. |
Т: А.П.Чехов «Вишневый сад». История создания и своеобразие пьесы. С: знакомство с героями пьесы, анализ их взаимоотношений в 1 действии, выявление движущей силы положенной в основу 1 действия, освоение сюжета. |
показать, что главное в пьесе для Чехова не прощание со старой жизнью и сожаление о ней, а мечта о счастливом будущем; довести до сознания учащихся, что всё 1 действие построено на контрасте прекрасного, чистого и бестолковой, запутанной жизни, над которой нависает угроза близкого краха |
Россия на рубеже веков XIX - XX веков; Русский писатели-драматурги Фонвизин, Гоголь, Грибоедов, Островский; Признаки драматического произведения, сюжет драмы, драматургический конфликт (традиции Н.В.Гоголя описание исторической судьбы дворянства; сравнение с 1т. и 2 т. «Мёртвые души»), своеобразие жанра пьесы |
Комментированное чтение 1 действия пьесы, просмотр отдельных эпизодов спектакля |
Комедия, драма, трагедия, фарс (повторение и закрепление) |
Спектакль, поставленный по пьесе А.П. Чехова Режиссёр: Адольф Шапиро.
|
Прочитать в учебнике раздел «Старые владельцы сада» Ответить на вопросы: - В чём беда и вина Раневской и Гаева? Что привлекает в этих образах и что отталкивает? - Каково отношение автора к Раневской и Гаеву? Подготовить выразительное чтение избранной роли. |
3. |
Т: Бывшие хозяева вишневого сада С: анализ образов Раневской и Гаева Э: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас….»
|
показать, что сохраняя индивидуальные положительные черты Раневской и Гаева, Чехов убеждает в том, что эти люди представители отживающих, уходящих общественных отношений, отрицательны в своей типической сущности |
Жизнь России на рубеже веков XIX - XX веков – русской дворянство в творчестве И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого
|
Речевая характеристика героев пьесы; Чтение монолога Раневской «О, мои грехи….»; монолога Гаева «Мой шкаф…»; Монолога Раневской «Видит бог, я люблю родину….» |
Сатира, ирония; роль художественной детали; драматургия, внутреннее и внешнее действие, подтекст, драматургический конфликт |
Репродукция картины Н.Крамского «Осмотр старого дома» |
Подобрать в тексте материал о Лопахине (подчеркнуть); Прочитать раздел учебника «Новый хозяин»; Ответить на вопросы: - Какими чертами характера наделяет Чехов человека новой формации – купца Лопахина? - В чем противоречие характера Ермолая Лопахина? - Какое будущее на ваш взгляд ожидает Ермолая Лопахина как представителя купечества? |
4. |
Т: Новый хозяин вишневого сада – Ермолай Лопахин С: анализ образа Ермолая Лопахина Э: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…» |
показать, что торжество сменяющей дворянство буржуазии в лице Лопахина, не способной изменить жизнь, временное явление в судьбе России |
Россия на рубеже веков XIX - XX веков; дворянство отживает, уходит из жизни, как класс, зарождается буржуазия, «новые хозяева жизни»; (уточнение лексического значения слов – буржуазия, бескорыстие); Попутное повторение (вопросы по проблемам предыдущего урока: Почему потомственные дворяне Раневская и Гаев не могут владеть вишнёвым садом? |
Беседа, комментированное чтение; |
Повторение и закрепление понятий: подтекст, лиризм, юмор, контекст. |
Фотографии сцен спектаклей по пьесе разных спектаклей; набор открыток актёров, сыгравших в роли Лопахина (ж. «Огонёк», 1980 г.) |
1.Прочитать разделы учебника «Здравствуй, новая жизнь!», «Лирическая комедия». 2. Ответить на вопросы: - Кто противостоит Лопахину в представлениях о будущем? - Какова роль Пети Трофимова в формировании взглядов на жизнь Ани Раневской? - Почему Ане и Пете не жаль вишнёвого сада? |
5. |
Т: Молодое поколение в пьесе «Вишневый сад». С: анализ образов Пети Трофимова и Ани Раневской, выявление новаторства Чехова-драматурга. Э: «Здравствуй, новая жизнь!» |
Показать, что будущее в пьесе не за Лопахиным, который хочет уничтожить сад ради наживы, а за Петей и Аней, для которых будущее в труде на благо общества и которыми руководит желание превратить страну в цветущий сад. |
Попутное повторение (вопросы по проблемам предыдущего урока: - Раскрыть сложность и противоречивость характера Лопахина. |
Беседа; комментированное чтение: 1. « Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину…» 2. «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест….» 3.«Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово…» |
Особенности жанра лирической комедии ; «теория айсберга» - новый прием Чехова-драматурга. |
Диафильм «О драматургии А.П.Чехова» (№ 15)
|
Ответить на вопросы: - Чем отличается «новая драма» от классической европейской драмы? - Какое символическое значение имеет название пьесы?
|
Конспект урока
Тема урока: Новый хозяин вишнёвого сада – Ермолай Лопахин
Э: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…»
МО урока: Это 4 урок по изучению пьесы А.П.Чехова, он очень важен, т. к. на этом уроке уч-ся должны осмыслить характер одного из главных героев. Основное содержание урока – работа над характеристикой Лопахина. Основная цель урока – выяснить, чем привлекателен Лопахин и чем страшит он автора.
1 этап – Орг.момент |
|
1 мин. |
2 этап – Проверка д/з
|
П: Что было задано на дом? У: Повторить материал о бывших хозяевах вишневого сада и подобрать в тексте материал о Лопахине. П: Расскажите, почему потомственные дворяне Раневская и Гаев, хозяева вишневого сада, не могут владеть вишневым садом и дальше. У: Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40-50 назад. Душевные силы, энергию Раневской поглотила любовная страсть, парализуя её волю, заглушая её природную отзывчивость на радости и горести окружающих, делая её равнодушной и к конечной судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей. П: Каким рисует автор Гаева? У: В самый тяжелый день даже для него день, продажи вишневого сада, Гаев не забыл захватить из города анчоусы. Возвращаясь с торгов по имению, Гаев утирает слёзы. Но из бильярдной до него доносится стук шаров, и у него «меняется выражение, он уже не плачет.» П: Как вы думаете, как относится к вишневому саду Лопахин? У: Он сочувствует и переживает, но его волнует лишь судьба владелицы сада, сам же сад обречён на гибель. |
7 мин.
|
3 этап – Слово учителя
|
П: Сегодня мы продолжаем знакомство с героями пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова и остановимся на образе нового хозяина вишневого сада – Ермолае Лопахине. Чехов не раз говорил, что роль Ермолая Лопахина – центральная в пьесе. В работе над комедией Чехов настойчиво «облагораживал» Лопахина. В письме Станиславскому, которого он хотел видеть в роли Лопахина, Чехов говорил: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов...» Это не пузатый, заросший купец с плаката, а живое лицо, да ещё новый хозяин жизни. Чем привлекателен Лопахин и чем страшит он Чехова? Это и предстоит нам выяснять в ходе нашей беседы. |
3 мин.
|
4 этап – Анализ образа Лопахина
|
У: (читает) «Лопахин говорит: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Но Лопахин склонен преувеличивать свою простонародность. Отец его, деревенский кулак-лавочник, уже не был мужиком, и сам он не крестьянин, а преуспевающий коммерсант. П: Верно. Лопахин - преуспевающий коммерсант. Он активен в своих поступках, словах, решениях. Он не бездействует, как Раневская и Гаев, а трудится. Найдите в тексте слова подтверждающие, что Лопахин – человек труда. У: (читает) «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…» П: Лопахин, противопоставляя себя помещикам, выступает провозвестником новой жизни. Подтвердите это высказывание цитатой. У: В знаменитом монологе (3 дейст.) Лопахин обещает на месте вишневого сада настроить дач, и «наши внуки и правнуки, - восклицает он, - увидят тут новую жизнь». |
10 мин.
|
5 этап – Анализ взаимоотношений Лопахина с хозяевами вишневого сада
|
П: Верно. А теперь подумайте и ответьте. Какие черты Ермолая Лопахина открываются в его привязанности к Раневской? У: Лопахин отзывчив на чужое горе, способен на бескорыстие. Ради Раневской он терпит Гаева. Ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради неё он готов поступиться своими интересами: мечтая завладеть имением, он, тем не менее, предлагает совершенно реальный проект его сохранения. П: Давайте вспомним, какой проект спасения вишневого сада предлагает Лопахин. У: Лопахин предлагает разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. П: Почему же хозяева имения не принимают проект Лопахина? У: Сдача участков сада в аренду кажутся оскорбительными и недопустимыми. (читает): «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете!» – говорит Раневская Лопахину. |
6 мин.
|
6 этап – Анализ противоречивых взаимоотношений Лопахина с Петей Трофимовым
|
П: А теперь, давайте обратим внимание на отношения Лопахина и Пети Трофимова. Петя говорит, что любит Лопахина, считает, что у него «тонкая, нежная душа, и в то же время видит в нем хищного зверя. Как это понять? У: Лопахин мечтает о новой жизни, а Чехов не принимает такую новую жизнь. Невозможно её построить, загубив прекрасный вишневый сад и наживаясь на спекуляции дачами. Чехов подчеркивает это словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему по пути, так и ты нужен». (2 дейст.) П: Верно. А как выдумаете, кто победит человек или зверь? У: Скорее всего – зверь. |
4 мин.
|
7 этап – Анализ взаимоотношений Лопахина с Варей
|
П: А сейчас, проанализируем историю отношений Лопахина и Вари. Почему же всё-таки Лопахин так и не сделал Варе предложение, несмотря на то, что Варя нравится ему. У: Он боится связать свою судьбу с ней, опасается прогадать на этой сделке и продешевить себя. Ведь за Варей нет ни гроша. А он стремится к новой жизни. П: На протяжении всей пьесы Лопахин выражает недовольство жизнью, называет её «дурацкой», нескладной, несчастливой. Чем это вызвано? У: Лопахин чувствует соё раздвоение. В нем одновременно существует гордость потомка крепостных и торжество предпринимателя. Он со слезами говорит: «Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная несчастливая жизнь». П: Пьеса заканчивается стуком топора по дереву. Почему Чехов именно так закончил соё произведение? У: Удары топора свидетельствуют о том, что гибнет красота под топором хищника-предпринимателя. |
7 мин.
|
8 этап – Итоги, обобщения
|
П: Давайте выясним к каким выводам мы пришли в результате. У: Мы установили, что Лопахин, выполняя прогрессивную роль, становится хозяином жизни лишь на короткое время. Все его качества человека и дельца направлены в основном на личное обогащение. |
2 мин.
|
9 этап – Д/з
|
Прочитать разделы в учебнике: «Здравствуй, новая жизнь!», «Лирическая комедия». Ответить на вопросы: Кто противостоит Лопахину в представлениях о будущем? Какова роль Пети Трофимова в формировании взглядов на жизнь Ани Раневской? Почему Ане и Пете не жаль вишневого сада? |
2 мин.
|
10 этап – Оценка знаний уч-ся |
Работой на уроке я довольна. |
1 мин. |