Планирование и конспект 1 урока по теме «А.П. Чехов "Вишнёвый сад"»

0
0
Материал опубликован 13 May 2021

Планирование и конспект 1 урока по теме: А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

п.п

Тема, эпиграф, содержание урока

Основная цель (концепция)

Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь с ранее изученным

Организация деятельности учащихся на уроке

Изучение теории литературы

Применение средств наглядности и ТСО. Работа с дополнительным материалом

Домашнее задание

1.

Т: А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

С: вступительное слово учителя, составление хронологической таблицы

Э: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

заинтересовать личностью писателя, познакомить с основными этапами жизни и творческого пути, показать неутомимое трудолюбие Чехова, рожденное нелегкими условиями жизни и верность мечте о прекрасном будущем.

- С какими произведениями А.П.Чехова знакомы («Хамелеон») из курса школы?

Приемы комического в рассказах;

Культура России в 60-90-х годах XIX века и её мировое значение.

Лекция учителя о жизни и творчестве писателя;

составление хронологической таблицы жизни и творчества А.П.Чехова.

Сатира и юмор (повторение и закрепление)

Портрет А.П.Чехова;

«Чехов и Левитан: Двойной портрет в интерьере эпохи». Россия, 2019. режиссер Галина Евтушенко;

Дом-музей писателя Антона Чехова Передача "Музеи России". Эфир 23.10.2011. Образование для всех. Первый образовательный канал.

Рассказ о жизни и творчестве А.П.Чехова;

Прочитать раздел учебника «Драма или комедия».

2.

Т: А.П.Чехов «Вишневый сад». История создания и своеобразие пьесы.

С: знакомство с героями пьесы, анализ их взаимоотношений в 1 действии, выявление движущей силы положенной в основу 1 действия, освоение сюжета.

показать, что главное в пьесе для Чехова не прощание со старой жизнью и сожаление о ней, а мечта о счастливом будущем; довести до сознания учащихся, что всё 1 действие построено на контрасте прекрасного, чистого и бестолковой, запутанной жизни, над которой нависает угроза близкого краха

Россия на рубеже веков XIX - XX веков;

Русский писатели-драматурги Фонвизин, Гоголь, Грибоедов, Островский;

Признаки драматического произведения, сюжет драмы, драматургический конфликт (традиции Н.В.Гоголя описание исторической судьбы дворянства; сравнение с 1т. и 2 т. «Мёртвые души»), своеобразие жанра пьесы

Комментированное чтение 1 действия пьесы, просмотр отдельных эпизодов спектакля

Комедия, драма, трагедия, фарс (повторение и закрепление)

Спектакль, поставленный по пьесе А.П. Чехова Режиссёр: Адольф Шапиро. 

 

Прочитать в учебнике раздел «Старые владельцы сада»

Ответить на вопросы:

- В чём беда и вина Раневской и Гаева?

Что привлекает в этих образах и что отталкивает?

- Каково отношение автора к Раневской и Гаеву?

Подготовить выразительное чтение избранной роли.

3.

Т: Бывшие хозяева вишневого сада

С: анализ образов Раневской и Гаева

Э: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас….»

 

показать, что сохраняя индивидуальные положительные черты Раневской и Гаева, Чехов убеждает в том, что эти люди представители отживающих, уходящих общественных отношений, отрицательны в своей типической сущности

Жизнь России на рубеже веков XIX - XX веков – русской дворянство в творчестве И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого

 

Речевая характеристика героев пьесы;

Чтение монолога Раневской «О, мои грехи….»; монолога Гаева «Мой шкаф…»;

Монолога Раневской «Видит бог, я люблю родину….»

Сатира, ирония;

роль художественной детали;

драматургия, внутреннее и внешнее действие, подтекст, драматургический конфликт

Репродукция картины Н.Крамского «Осмотр старого дома»

Подобрать в тексте материал о Лопахине (подчеркнуть);

Прочитать раздел учебника «Новый хозяин»;

Ответить на вопросы:

- Какими чертами характера наделяет Чехов человека новой формации – купца Лопахина?

- В чем противоречие характера Ермолая Лопахина?

- Какое будущее на ваш взгляд ожидает Ермолая Лопахина как представителя купечества?

4.

Т: Новый хозяин вишневого сада – Ермолай Лопахин

С: анализ образа Ермолая Лопахина

Э: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…»

показать, что торжество сменяющей дворянство буржуазии в лице Лопахина, не способной изменить жизнь, временное явление в судьбе России

Россия на рубеже веков XIX - XX веков; дворянство отживает, уходит из жизни, как класс, зарождается буржуазия, «новые хозяева жизни»; (уточнение лексического значения слов – буржуазия, бескорыстие);

Попутное повторение (вопросы по проблемам предыдущего урока: Почему потомственные дворяне Раневская и Гаев не могут владеть вишнёвым садом?

Беседа, комментированное чтение;

Повторение и закрепление понятий: подтекст, лиризм, юмор, контекст.

Фотографии сцен спектаклей по пьесе разных спектаклей; набор открыток актёров, сыгравших в роли Лопахина (ж. «Огонёк», 1980 г.)

1.Прочитать разделы учебника «Здравствуй, новая жизнь!», «Лирическая комедия».

2. Ответить на вопросы:

- Кто противостоит Лопахину в представлениях о будущем?

- Какова роль Пети Трофимова в формировании взглядов на жизнь Ани Раневской?

- Почему Ане и Пете не жаль вишнёвого сада?

5.

Т: Молодое поколение в пьесе «Вишневый сад».

С: анализ образов Пети Трофимова и Ани Раневской, выявление новаторства Чехова-драматурга.

Э: «Здравствуй, новая жизнь!»

Показать, что будущее в пьесе не за Лопахиным, который хочет уничтожить сад ради наживы, а за Петей и Аней, для которых будущее в труде на благо общества и которыми руководит желание превратить страну в цветущий сад.

Попутное повторение (вопросы по проблемам предыдущего урока: - Раскрыть сложность и противоречивость характера Лопахина.

Беседа; комментированное чтение:

1. « Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину…»

2. «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест….»

3.«Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово…»

Особенности жанра лирической комедии ; «теория айсберга» - новый прием Чехова-драматурга.

Диафильм

«О драматургии А.П.Чехова»

(№ 15)

 

Ответить на вопросы:

- Чем отличается «новая драма» от классической европейской драмы?

- Какое символическое значение имеет название пьесы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

Тема урока: Новый хозяин вишнёвого сада – Ермолай Лопахин

Э: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…»

МО урока: Это 4 урок по изучению пьесы А.П.Чехова, он очень важен, т. к. на этом уроке уч-ся должны осмыслить характер одного из главных героев. Основное содержание урока – работа над характеристикой Лопахина. Основная цель урока – выяснить, чем привлекателен Лопахин и чем страшит он автора.

1 этап – Орг.момент

 

1 мин.

2 этап – Проверка д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: Что было задано на дом?

У: Повторить материал о бывших хозяевах вишневого сада и подобрать в тексте материал о Лопахине.

П: Расскажите, почему потомственные дворяне Раневская и Гаев, хозяева вишневого сада, не могут владеть вишневым садом и дальше.

У: Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40-50 назад. Душевные силы, энергию Раневской поглотила любовная страсть, парализуя её волю, заглушая её природную отзывчивость на радости и горести окружающих, делая её равнодушной и к конечной судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей.

П: Каким рисует автор Гаева?

У: В самый тяжелый день даже для него день, продажи вишневого сада, Гаев не забыл захватить из города анчоусы. Возвращаясь с торгов по имению, Гаев утирает слёзы. Но из бильярдной до него доносится стук шаров, и у него «меняется выражение, он уже не плачет.»

П: Как вы думаете, как относится к вишневому саду Лопахин?

У: Он сочувствует и переживает, но его волнует лишь судьба владелицы сада, сам же сад обречён на гибель.

7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап – Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: Сегодня мы продолжаем знакомство с героями пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова и остановимся на образе нового хозяина вишневого сада – Ермолае Лопахине.

Чехов не раз говорил, что роль Ермолая Лопахина – центральная в пьесе. В работе над комедией Чехов настойчиво «облагораживал» Лопахина. В письме Станиславскому, которого он хотел видеть в роли Лопахина, Чехов говорил: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов...» Это не пузатый, заросший купец с плаката, а живое лицо, да ещё новый хозяин жизни. Чем привлекателен Лопахин и чем страшит он Чехова? Это и предстоит нам выяснять в ходе нашей беседы.

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 этап – Анализ образа Лопахина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У: (читает) «Лопахин говорит: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»

Но Лопахин склонен преувеличивать свою простонародность. Отец его, деревенский кулак-лавочник, уже не был мужиком, и сам он не крестьянин, а преуспевающий коммерсант.

П: Верно. Лопахин - преуспевающий коммерсант. Он активен в своих поступках, словах, решениях. Он не бездействует, как Раневская и Гаев, а трудится. Найдите в тексте слова подтверждающие, что Лопахин – человек труда.

У: (читает) «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»

П: Лопахин, противопоставляя себя помещикам, выступает провозвестником новой жизни. Подтвердите это высказывание цитатой.

У: В знаменитом монологе (3 дейст.) Лопахин обещает на месте вишневого сада настроить дач, и «наши внуки и правнуки, - восклицает он, - увидят тут новую жизнь».

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 этап – Анализ взаимоотношений Лопахина с хозяевами вишневого сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: Верно. А теперь подумайте и ответьте. Какие черты Ермолая Лопахина открываются в его привязанности к Раневской?

У: Лопахин отзывчив на чужое горе, способен на бескорыстие. Ради Раневской он терпит Гаева. Ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради неё он готов поступиться своими интересами: мечтая завладеть имением, он, тем не менее, предлагает совершенно реальный проект его сохранения.

П: Давайте вспомним, какой проект спасения вишневого сада предлагает Лопахин.

У: Лопахин предлагает разбить имение на дачные участки, а сад вырубить.

П: Почему же хозяева имения не принимают проект Лопахина?

У: Сдача участков сада в аренду кажутся оскорбительными и недопустимыми.

(читает): «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете!» – говорит Раневская Лопахину.

6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 этап – Анализ противоречивых взаимоотношений Лопахина с Петей Трофимовым

 

 

 

 

 

 

 

П: А теперь, давайте обратим внимание на отношения Лопахина и Пети Трофимова. Петя говорит, что любит Лопахина, считает, что у него «тонкая, нежная душа, и в то же время видит в нем хищного зверя. Как это понять?

У: Лопахин мечтает о новой жизни, а Чехов не принимает такую новую жизнь. Невозможно её построить, загубив прекрасный вишневый сад и наживаясь на спекуляции дачами. Чехов подчеркивает это словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему по пути, так и ты нужен». (2 дейст.)

П: Верно. А как выдумаете, кто победит человек или зверь?

У: Скорее всего – зверь.

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 этап – Анализ взаимоотношений Лопахина с Варей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: А сейчас, проанализируем историю отношений Лопахина и Вари. Почему же всё-таки Лопахин так и не сделал Варе предложение, несмотря на то, что Варя нравится ему.

У: Он боится связать свою судьбу с ней, опасается прогадать на этой сделке и продешевить себя. Ведь за Варей нет ни гроша. А он стремится к новой жизни.

П: На протяжении всей пьесы Лопахин выражает недовольство жизнью, называет её «дурацкой», нескладной, несчастливой. Чем это вызвано?

У: Лопахин чувствует соё раздвоение. В нем одновременно существует гордость потомка крепостных и торжество предпринимателя. Он со слезами говорит: «Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная несчастливая жизнь».

П: Пьеса заканчивается стуком топора по дереву. Почему Чехов именно так закончил соё произведение?

У: Удары топора свидетельствуют о том, что гибнет красота под топором хищника-предпринимателя.

7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 этап – Итоги, обобщения

 

 

П: Давайте выясним к каким выводам мы пришли в результате.

У: Мы установили, что Лопахин, выполняя прогрессивную роль, становится хозяином жизни лишь на короткое время. Все его качества человека и дельца направлены в основном на личное обогащение.

2 мин.

 

 

 

9 этап – Д/з

 

 

 

 

Прочитать разделы в учебнике: «Здравствуй, новая жизнь!», «Лирическая комедия».

Ответить на вопросы: Кто противостоит Лопахину в представлениях

о будущем? Какова роль Пети Трофимова в формировании взглядов на жизнь Ани Раневской? Почему Ане и Пете не жаль вишневого сада?

2 мин.

 

 

 

 

10 этап – Оценка знаний уч-ся

Работой на уроке я довольна.

1 мин.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.