Доклад к уроку литературы в 7 классе «Образ русалки в творчестве поэтов серебряного века»
Тема доклада: « Образ русалки в творчестве поэтов серебряного века».
"Поэтический образ фантастических жилиц надземных вод, вдохновлявший поэтов всех стран и соблазнявший художников всех родов изящных искусств, еще живет в народном представлении, несмотря на истекшие многие сотни лет",- писал в начале 20-го века известный русский этнограф и писатель С. В. Максимов.
Длительная жизнь этого образа в народных представлениях делает актуальным его изучение.
В представлении русского человека живет образ русалки – образ, который корнями своими он восходит к древним верованиям. Древние мифологические представления легли в основу как фольклорных, так и литературных произведений о русалке - демоническом женском образе.
С течением времени сложный фольклорный образ блекнет. Литературный же образ русалки, загадочный и выразительный, живет как явление искусства. Писателей и поэтов привлекало сочетание в этом неясном образе таинственности и красоты, поэтичности и трагизма, любви и смерти. Многие ученые утверждают, что в литературе образ русалки стандартный и однообразный. Для анализа я взяла 4-х поэтов серебряного века- Ахматова, Осип Мандельштам, К.Бальмонт и Н.Гумилев. А теперь о каждом поподробней:
Анна Ахматова
Ахматову привлекал образ женского демонического существа, восходящий к творчеству Лермонтова, — образ русалки, Морской царевны. Для поэтессы русалка является одним из ее лирических двойников. Повествуя о своем детстве, она вспоминает, что ее «считали чем-то средним между русалкой и щукой за необычайное умение нырять и плавать». Подруга Ахматовой В. С. Срезневская в своих мемуарах также называет ее «неутомимой наядой в воде, с волосами прямыми, как водоросли».
Русалкой предстает Ахматова в стихотворении Н. Гумилёва «Русалка»:
«У русалки чарующий взгляд, У русалки печальные очи».
Известно также, что Н. Гумилёв попросил друга, будущего композитора, В. Дешевова написать на стене своей комнаты картину подводного царства, где Анна Горенко была изображена в виде русалки.
Образ русалки присутствует и в лирике Ахматовой. В стихотворении «Мне больше ног моих не надо» лирической героиней становится девушка-утопленница, превратившаяся в русалку:
«Мне больше ног моих не надо, Пусть превратятся в рыбий хвост!».
В четвертой «Северной элегии» лирическая героиня при расставании с возлюбленным холодно роняет: «Теперь моли, терзайся, называй / Морской царевной». В одной из строф, не вошедших в «Поэму без героя», — «А за правой стенкой, откуда.» — возникает образ «царской дочери», восходящий к двустишию Лермонтова из стихотворения «Морская царевна»: «Едет царевич задумчиво прочь. / Будет он помнить про царскую дочь!»
Осип Мандельштам В поэзии Мандельштама, как и у многих его предшественников, некоторые антропонимы используются в качестве символов. Например, Лорелея с лиловым гребнем, рейнская русалка, воспетая в немецкой поэзии и музыке, — это романтический символ Германии:
Всё перепуталось, и некому сказать, Что, постепенно холодея,
Всё перепугалось, и сладко повторять Россия. Лета. Лорелея.
(«Декабрист»);
И что липовым гребнем Лорелеи
Садовник и палач наполнил свой досуг.
(«Стансы»).
Н.Гумилёв и К. Бальмонт
В стихотворениях К. Бальмонта «Русалка», «Она как русалка» и Н.Гумилева «Русалка» авторы подробно останавливаются на описании пейзажа, на фоне которого появляются русалки, используя эпитеты и метафоры, сравнения: «в лазоревой воде», «в жемчужных берегах», «в блеске чудном», «догорал оранжевый закат», «зажглась луна опалом», «в течении усталом», «меж дымных облаков», «в золотистой пыли» и тд.
В стихотворениях К.Бальмонта образ русалки нежен и воздушен. При помощи эпитетов, метафор автор нам описывает красоту русалок: «в наряде изумрудном», «нежен цвет ее очей зеленых», «лучистый взгляд», «воздушна и странно бледна», «в зеленых глазах у нее глубина».
Н.Гумилев рисует нам иной образ русалки, сосредотачивая наше внимание на ее взгляде:
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Используя устаревшее слова «очи», а не глаза, автор стремится придать возвышенность образу русалки. Автор не описывает нам, как выглядит его русалка, он говорит только о ее украшении:
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны…
Появляется новый цвет – красный, который непривычен для описания русалки. Поэт открыто признается русалке в своей любви:
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной…
Нет ни сладких сетей, ни ощущения смерти, холода.
Можно сделать вывод, что в поэзии «серебрянного века» образ русалки лишается каких- то страшных мифических признаков. От этих образов не веет холодом, коварством и смертью.
Напротив, поэты стремятся показать красоту, очарование русалок, описывают их словно любимых женщин. Образ русалки становится возвышенным и утонченным. Спасибо за внимание.