Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Тюшинская средняя общеобразовательная школа»
Стригачева Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
«РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА
(Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольётся…», Я.П.Полонский «Посмотри – какая мгла…», «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…») »
Цели урока: 1) получить целостное представление о данных стихотворениях русских поэтов 19 века, углубить понимание пейзажных образов стихотворения на основе сопоставления произведений лирики и живописи; 2) развивать образное мышление и воображение учащихся на основе произведений живописи и музыки; 3) вызвать эстетическое восприятие произведений искусства, укрепить понимание ценности произведений искусства в жизни человека.
Тип урока: комбинированный (2-й урок по теме)
Методы и приёмы: проектный, интегрированное обучение
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, презентации, подготовленные учащимися.
1) Реализация домашнего задания: чтение наизусть выбранного стихотворения и защита презентации к нему. Самооценка и взаимооценка работ.
2) Углубление представлений о прочитанных стихотворениях: сопоставление произведений лирики и живописи.
3) Творческая работа: сочинение на основе музыкальных произведений.
4) Итог урока.
Ход урока.
- Ребята, к сегодняшнему уроку вы подготовили выразительное чтение наизусть выбранных вами стихотворений поэтов 19 века о природе. Помимо этого вы подобрали картины, фотографии или создавали презентации, которые могут служить иллюстрацией к отдельным строкам стихотворения. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Учащиеся читают стихотворения, защищают свои работы. Организуется взаимооценка прочитанных стихотворений (ритм, выразительность, чёткость дикции), представленных работ (качество подобранных изображений, их соответствие стихотворениям)
- Ребята, я тоже подготовилась к уроку и хочу представить вам картины известных русских художников. Эти картины написаны самостоятельно, не как иллюстрации к стихотворениям. Однако, они очень созвучны прочитанным стихотворениям. Попробуйте определить, каким стихотворениям созвучны эти картины.
Организуется обсуждение каждого слайда. Подводя итог, учитель сообщает краткие сведения о каждом художнике и идейном содержании картины.
Слайд 2 И.Левитан «Озеро. Русь»
- Исаак Левитан – один из лучших русских художников-пейзажистов. Один из его учеников вспоминал:
«… уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые» «оживали в его картинах». Одна из лучших его картин, которую он так и не закончил в связи со смертью – «Озеро. Русь».
В этом изображении водного простора озера в ясный солнечный день, с медленно и торжественно плывущими в небе облаками, в этих дальних берегах, с виднеющимися на них белыми церквами, пестрыми постройками селений, нивами и пашнями, во всей этой шири и размахе пространства есть спокойная величавость, радость, свобода жизни природы, созвучная мечте поэта: он верил, что Россия станет великой державой. Но многие не верили в правду этого полотна, не верили в могучую и свободную страну. Однако поэт с горечью заключает, что «посторонняя суета» убивает «создания поэтической мечты»: проза жизни, люди, не способные понять, поверить в мечты губят творческий дух.
Слайд 3 И.Левитан «Ненюфары»
- «Ненюфары» - также один из шедевров кисти Левитана. Ненюфары, или, как их ещё называют, водяные лилии, кувшинки, покоятся на воде. Цветы прекрасны, но вовсе не умиротворение вызывает это полотно. Не случайно художник из всех синонимов выбирает именно такое название: это цветы мистические, связанные с миром мертвых, с миром неумерших. Контраст ярко-белых кувшинок и почти чёрной воды создаёт тревожное ощущение. Левитан хотел передать на полотне свои поиски смысла жизни, поиски ответа на вопрос – есть ли жизнь потусторонняя? Да, есть – потусторонний мир всегда с соседствует с привычным нам реальным миром. Красота цветов обманчива: в толще тёмной воды мы видим подводный мир, водоросли, как будто тянущиеся к нам, готовые нас утащить под воду. Не так и в стихотворении Толстого прекрасные стрекозы манят мальчика, хотят его утопить, забрать в иной мир. С подобным сюжетом мы уже встречались в балладе В.А.Жуковского «Лесной царь».
Слайд 4 А.Куинджи «После дождя»
- Архип Куинджи родился на Украине. Это самобытный, ни кого не похожий художник: он впервые ввёл в живопись яркий цвет. Илья Ефимович Репин сказал о нём: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Действительно, на картине «После дождя» мы видим небольшое селение, освёщённое неизвестно откуда берущимся лучом солнца. Контраст зелёных и чёрных красок вызывает жуткое впечатление: нам страшно за место, над которыми разразилась гроза. Почти такое чувство передано и в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи…». Из-за спора туч-сыновей страдает их мать-скала, она так протяжно и жалобно стонет, что тучи уже не решаются повторить удар. Подобный образ, образ страдающей скалы-утёса, мы встречали у Лермонтова в его известном стихотворении.
Слайд 5 А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Пожалуй, в этом полотне с наибольшей силой выразился талант художника по передаче света. Создаётся ощущение, что это фотография: настолько реалистично выглядит сверкающий в лунном свете Днепр! В то же время этот блеск создаёт фантастическое ощущение. Такое ощущение хотел передать и Полонский в своём стихотворении «Посмотри - какая мгла…»:
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
Поэт испытывает восхищение от увиденного, но в то же время с трепетом замирает пред этой почти мистической картиной.
Слайд 6 М.В.Нестеров «Весна-красна»
- Михаил Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его воспоминания о детстве всегда были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. Как писал его друг Сергей Дурылин, «У Нестерова, ещё ребёнка, было сильное влечение к природе, были чуткость к её красоте, восприимчивость к её великому языку». Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. Это же образ мы видим и на его полотне «Весна-красна». Мы видим пастушка Леля и его возлюбленную, их сердца как будто открываются друг другу. Природа на его полотнах же сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе. Почти все пейзажные стихотворения передают не столько картины природы, сколько настроение поэта, лирического героя. Не исключение и стихотворение Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» Сладостные муки героев картины Нестерова схожи с чувствами лирического героя стихотворения:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
- Сейчас перед нами предстали разные картины природы на полотнах и в стихотворениях. Главное, что хотели передать и поэты, и художники – это их настроение, миросозерцание. Природа поистине является великой силой, вдохновляющей на создание шедевров. Многие композиторы создавали свои циклы, посвящённые временам года. Прослушайте, пожалуйста, три композиции замечального венецианского композитора Антонио Вивальди. Они включены в его лучшее музыкальное произведение – цикл «Времена года». Определите, каким временам года соответствуют следующие мелодии. Попытайтесь описать, что вы «увидели, услышали» в них.
Учащиеся прослушивают мелодии, записывая свои мысли, впечатления. Затем вслух обмениваются ими.
А.Вивальди "Весна пришла"
MP3 / 4.86 Мб
А.Вивальди "Летняя гроза"
MP3 / 3.83 Мб
А.Вивальди "Зима"
MP3 / 4.66 Мб
- Какие у вас тонкие наблюдения! Даже если вы не всегда точно угадывали время года, вы смогли услышать что-то своё в музыке. А дома я советую вам обратиться к сети Интернет, найти там и другие картины художников, музыкальные произведения композиторов, посвящённых природе. Напишите о стихотворении, которое понравилось вам больше всего, укажите, какие произведения живописи и (или) музыки близки ему.