Аналитическая справка «Диагностика профессионального самоопределения. Образец»
Уровень профессионального самоопределения
2017-2018 учебный год
Цель: выявление профессиональных интересов учащихся, оказание помощи в выборе профессии.
В мониторинге принимали участие учащиеся 9-б класса.
Диагностика проводилась в марте 2018 года.
1. «Профессиональное самоопределение школьников»
В марте 2018 года проводилось анкетирование обучающихся 9-б класса с целью выявления профессиональных предпочтений, предпочитаемой области знаний, предполагаемого профиля обучения. Учащиеся отвечали на вопросы Методики “Профиль” (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной):
Результаты Методики “Профиль”
№ |
Наименование параметра |
Количество человек |
Процентное соотношение испытуемых |
||||||||
Показавших ярко выраженную склонность |
Показавших склонность |
||||||||||
Всего учащихся 25 человек |
|||||||||||
1. |
Количество учащихся, проходивших диагностику |
20 |
100% |
||||||||
2 |
Количество учащихся, со слабо выраженным профессиональными интересами |
2 |
10% |
||||||||
3. |
Количество учащихся, со склонностями к физике и математике |
- |
1 |
- |
5% |
||||||
4. |
Количество учащихся, со склонностями к химии и биологи |
1 |
2 |
5% |
10% |
||||||
5. |
Количество учащихся, со склонностями к радиотехнике и электронике |
2 |
1 |
10% |
5% |
||||||
6. |
Количество учащихся, со склонностями к механике и конструированию |
- |
2 |
- |
10% |
||||||
7. |
Количество учащихся, со склонностями к географии и геологии |
1 |
2 |
5% |
10% |
||||||
9. |
Количество учащихся, со склонностями к литературе и искусству |
3 |
6 |
15% |
30% |
||||||
10. |
Количество учащихся, со склонностями к истории и политике |
1 |
4 |
5% |
20% |
||||||
11. |
Количество учащихся, со склонностями к педагогике и медицине |
1 |
4 |
5% |
20% |
||||||
12. |
Количество учащихся, со склонностями к предпринимательству и домоводству |
3 |
6 |
15% |
30% |
||||||
13. |
Количество учащихся, со склонностями к спорту и военному делу |
3 |
4 |
15% |
20% |
||||||
Вывод: |
статистический анализ позволяет определить, что девятиклассников не привлекают следующие дисциплины и направления: физика, математика, радиотехника и электроника. На первые места они ставят: литературу и искусство (30%), предпринимательство и домоводство (30%). Так же 10% учащихся не имеют выраженных профессиональных интересов, что свидетельствует о их неготовности к профессиональному самоопределению. |
2. Результаты опросника типа мышления
Цель: определение типа мышления и творческих способностей учащихся, отображающих индивидуальные способы переработки информации, являющихся важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Прогнозирование успешности в конкретных видах профессиональной деятельности.
В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное; пятая колонка – креативность).
№ |
Наименование параметра |
Количество человек |
Процентное соотношение испытуемых |
||||||||
Показавших низкий уровень развития данного типа мышления |
Показавших средний уровень развития данного типа мышления |
Показавших высокий уровень развития данного типа мышления |
|||||||||
Всего учащихся 25 человек |
|||||||||||
1. |
Количество учащихся, проходивших диагностику |
20 |
100% |
||||||||
2. |
Количество учащихся, с предметно-действенным типом мышления |
3 |
12 |
5 |
15% |
60% |
25% |
||||
3. |
Количество учащихся, с абстрактно-символическим типом мышления |
13 |
5 |
2 |
65% |
25% |
10% |
||||
4. |
Количество учащихся, со словесно-логическим типом мышления |
8 |
7 |
5 |
40% |
35% |
25% |
||||
6. |
Количество учащихся, с наглядно-образным типом мышления |
- |
14 |
6 |
- |
70% |
30% |
||||
7. |
Количество учащихся, с креативностью |
3 |
6 |
11 |
15% |
30% |
55% |
||||
Вывод: |
Анализ типа мышления и творческих способностей учащихся показал, что максимальной выраженностью и высоким уровнем развития обладает креативность – 55%. На среднем уровне развития баллы распределились следующим образом: наглядно-образному типу мышления соответствуют 70% учащихся класса. Предметно-действенному типу мышления соответствуют 60% учащихся класса. 35% со словесно-логическим типом мышления. Креативных детей 30%. С абстрактно-символическим типом мышления 25%. Следовательно, по классу доминирует наглядно-образный тип мышления 70% и 30%; предметно-действенный 60% и 25%, а так же креативность 30% и 55%. Исходя из вышесказанного стоит отметить, что подавляющее большинство учащихся усваивают информацию через движения; обладают художественным складом ума (могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет) и способностью мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. |
3. Результаты ДДО (Дифференциально-диагностический опросник)
Цель: определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».
При проведении диагностики использовалась методика ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) автора Е.А. Климова.
В диагностике приняли участие обучающиеся 8 – б класса: 20 человек.
Диагностика проводилась в марте 2018 года.
Анализ дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова
№ |
Наименование параметра |
Количество человек |
Процентное соотношение испытуемых |
||||
Показавших ярко выраженную склонность |
Показавших склонность |
||||||
Всего учащихся 25 человек |
|||||||
1. |
Количество учащихся, проходивших диагностику |
20 |
100% |
||||
2 |
Количество учащихся, со слабо выраженным профессиональными интересами |
2 |
10% |
||||
3. |
Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–природа» |
1 |
4 |
5% |
20% |
||
4. |
Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–техника» |
1 |
2 |
5% |
10% |
||
5. |
Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–человек» |
4 |
6 |
20% |
30% |
||
6. |
Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–знак» |
3 |
6 |
15% |
30% |
||
7. |
Количество учащихся, со Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–художественный образ» |
3 |
2 |
15% |
10% |
||
Вывод: |
Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности учащихся 9 – б класса показал, что 30% предпочитают профессиональную область человек-человек, 30% – человек-знак, 20%- человек-природа, 10% – человек – техника, 10% – человек – художественный образ. Так же 20% проявили ярко выраженную склонность к профессиям типа человек-человек, по 15% человек-знак и человек- художественный образ и по 5% человек-природа, человек-техника. Данные результаты говорят о том, что подавляющее большинство учеников отдают предпочтение профессиям типа челевек – человек, а так же человек - знак, следовательно, выбор профиля обучения предпочтителен именно в этих направлениях. |
Рекомендации психолога, проводившего диагностику учащихся:
Классному руководителю связаться с представителем администрации учебного заведения, занимающегося профориентационной работой с выпускниками 9-б класса, с целью планирования совместной работы.
Оказывать психологическую помощь, связанную с профессиональным становлением учеников.
Помогать ориентироваться при выборе профиля обучения, при подготовке к выбору профессий.
Создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.
Организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности.
Стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению.
Психолог (практикант): _______________/__________________________ Дата___________