Родительское собрание «Образование детей. Кто главный?»

0
0
Материал опубликован 30 June 2022

СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА В ФОРМАТЕ

РУПОР

(РОДИТЕЛИ + УЧИТЕЛЯ = ПРИНЯТИЕ ОБЩИХ РЕШЕНИЙ)

ПО ТЕМЕ

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ. КТО ГЛАВНЫЙ?»

Цель: повышение компетентности и активности родителей в образовании ребенка.

Задачи:

1. Изучить точки зрения родителей и педагогов в решении проблемных ситуаций, связанных с образованием детей в семье и школе.

2. Сформировать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем, возникающих в процессе обучения учащихся.

Форма проведения: практикум.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, магнитная доска.

Участники: родители, педагогические работники (педагоги, работающие в классе, педагог – психолог, социальный педагог, представитель администрации школы).

Схема рассадки участников практикума: участники практикума рассаживаются за столы в соответствии с цветом пригласительного билета (зеленый, красный, синий). На столах таблички указанных цветов.

Ход проведения

 

I. Организационный момент.

 

Цитата Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Родители и педагоги занимают свои места за столами, в результате чего образуется три рабочие группы: группа педагогов и две группы родителей.

Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги. Я очень рада видеть вас на нашей встрече. Дорогие родители, я хочу представить вам наших учителей. Представление педагогов (ФИО, должность). Прежде, чем мы начнем работать в группах, предлагаю вам небольшое упражнение-разминку:

 

Если вы думаете, что основным видом деятельности наших детей является учебная деятельность, похлопайте в ладоши.

 

Если вы полагаете, что детям обучаться легче, чем взрослым, потопайте ногами

 

Если вы верите в то, что ребята успешнее всего обучаются, делая что-то, покивайте головой.

 

Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

 

Если вам нравится обучаться и быть в роли ученика, улыбнитесь.

Спасибо всем! В такой теплой атмосфере мы продолжим нашу встречу.

 

II. Введение в тему.

 

Кл. руководитель: Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную для наших детей и для нас с вами тему: образование детей. Согласно требованиям новых стандартов образования, тема на уроке не формулируется учителем, это делают сами ученики. Как вы думаете, это просто? Я предлагаю вам послушать небольшое четверостишие и попробовать уточнить, о чем именно мы будем сегодня говорить:

Поспорили однажды Р и У:

Кто здесь важнее всех и почему…

И вроде как конфликта вовсе нет,

Но разрешится спор их или нет?

Изображение - подсказка

- Попробуйте, пожалуйста, сформулировать тему более точно

Ответы участников практикума. На слайде появляется тема практикума.

- Итак, тема нашей встречи: «Образование детей. Кто главный?».

 

III. Постановка проблемы

 

Кл. руководитель: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент всем известного кинофильма, снятого в 1973 году ««Большая перемена».

- А в наше время может возникнуть такой вопрос?

Ответы участников практикума.

- Прокомментируйте, пожалуйста, сюжет, дайте оценку высказанной позиции.

Возможные ответы родителей и педагогов:

- Часто дети не стремятся обогащать свой внутренний мир, самообразовываться в полной мере, «берут» ровно столько знаний, чтобы получить оценку (и не всегда хорошую);

- Бесплатно дают минимум, «чтобы на жизнь хватало», остальное за счет репетиторов и дополнительного образования;

- Дети выбирают более простые пути достижения образовательных результатов. Все меньше ребят заинтересованы в саморазвитии и самообразовании «для себя».

- А что же думают по этому поводу наши дети? Предлагаю вам ознакомиться с результатами проведенного анкетирования, в котором приняли участие 30 человека из параллели 6-11 классов.

Результаты анкетирования

- Обратите внимание на то, что большая часть детей учится потому, что хотят быть образованными, другие хотят получать знания, необходимые простому человеку, а некоторые из-за того, что требуют родители и не ради знаний. Дети часто довольствуются малым: учусь на «3»-«4» и достаточно. В последнее время проявляется тенденция: лишь бы экзамены сдать, получить аттестат. Но задача семьи и школы состоит не просто в том, чтобы дать столько, сколько «на жизнь хватает», а открыть перед ребенком новые горизонты, желание познавать неизвестное, стремиться к лучшему. Кто, как не семья, является примером для подражания? Кто, как не учителя, подскажет путь к познанию? Родители настраивают детей на «получение знаний для себя», учителя твердят о важности полноценного образования, почему же наши дети совершенно не мотивированы к получению знаний?!

Кл. руководитель: Давайте подумаем, какие причины могут вести к снижению мотивации учащихся к учению, как вы думаете?

Возможные ответы родителей и педагогов:

- неумение учиться

- наличие гаджетов

- загруженность родителей

- большая нагрузка в школе, с которой дети не справляются

- влияние телевидения

- отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня

-несформированность позиции ученика

- трудности в семье

- несоблюдение единых требований к ребенку

- Сформировать мотивацию к обучению - это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться. И, как вы сами сказали, эти условия формируются не только в стенах школы, но и в семье.

Модель образования.

В современном обществе и семья, и школа пытаются воспитать образованную, развитую личность, всячески на нее воздействуя (на слайде изображения детей, учителей и родителей). Кто оказывает больше влияния, кто должен взять на себя ведущую роль в вопросах образования? (на слайде появляются взаимосвязи в виде стрелочек)

Кл. руководитель: Давайте спросим наших детей: кто, по их мнению, «главный» в образовании?

Видео опрос учащихся, диаграмма.

Как вы видите, мнения ребят тоже разделились. Большая часть ребят считает, что в образовании главную роль играют и учителя, и родители, и они же уделяют большее внимание их обучению, но при этом об успехах в школе, больше осведомлены учителя.

Список нормативно – правовых документов

Обратимся к нормативно-правовым документам. Семейным кодексом (статьѐй 63) установлено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Семейный кодекс (статья 63), Конституция РФ (статья 43), Федеральный закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ говорят нам о том, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Данные документы подчеркивают вашу роль, уважаемые родители, в образовании наших детей. Именно вы являетесь первыми педагогами, закладываете основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребѐнка уже в младенческом возрасте.

IV. Рефрейминг

Кл. руководитель: Сейчас я предлагаю поработать в группах. Каждая группа окажется в несвойственной для себя роли: одна группа родителей будет играть роль учеников, другая – роль учителей, а учителям я предлагаю роль родителей. Классный руководитель ставит на столы соответствующие таблички (Приложение 3, стр.5).

Вы получаете карточки с описанной ситуацией от одного из участников образовательного процесса: ученик, учитель, родитель (Приложение 3, стр.6, 7). Вам предстоит решить проблемную ситуацию, возникшую с учеником 6-го класса, в соответствии с вашей ролью. Пожалуйста, прочитайте описанную ситуации запишите чувства, которые возникают у участника ситуации и возможные пути ее разрешения (ваши действия). Определите человека, который представит нам результаты работы вашей группы.

По окончании внутригрупповой работы каждая группа представляет свою ситуацию, формирует пути ее разрешения, прогнозирует результат озвученных действий.

Возможные ответы:

Для роли «Учитель»:

Чувства: огорчение, разочарование, злость, негодование, желание проучить, желание заинтересовать, желание помочь.

Действия: поставить в известность администрацию, вызвать родителей, поставить условие: или все сдает, или неаттестация, разобраться в причинах нежелания изучать предмет, дать шанс все исправить.

Для роли «Ученик»:

Чувства: злость на учителя за «вредность», нежелание выяснять отношения с родителями, понимание того, что сейчас придется исправлять предмет, стыд.

Действия: подойти к учителю и попросить задание, извиниться, пообещать родителям все исправить.

Для роли «Родитель»:

Чувства: огорчение, желание отругать ребенка, вины перед учителем, негодование: почему только сейчас узнаю об этом, желание разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Действия: прийти в школу и поговорить с учителем, попросить дать возможность исправить ситуацию.

Кл. руководитель: Вы видите, что в данной ситуации эмоциональному напряжению, переживаниям подвержены все: и ученик, и учитель, и родитель. Пути решения проблемы намечены всеми участниками образовательного процесса, так как все заинтересованы в положительном результате. Только равная ответственность взрослых и детей в достижении общей цели – получение детьми качественного образования, приведет к успеху.

V. Активная лекция.

Кл. руководитель: А какими мы должны быть, чтобы достичь этого успеха? Давайте попробуем определить качества, которые должны быть присущи каждому из нас. Предлагаю вам составить портрет современного учителя, современного родителя и современного ученика:

Слушайте меня, пожалуйста, внимательно. На стикерах (Приложение 3, стр. 8-10) запишите качества, которые вы считаете необходимыми для участников образовательного процесса. А чтобы вам было легче, постарайтесь сформулировать эти качества как ответы на вопросы:

- Что делать?

- Каким быть?

- К чему стремиться?

Группам раздаются стикеры, на которых участники групп записывают определенные качества, соответствующие тому или иному портрету (Приложение 3, стр. 11-13):

Группе «родитель» - стикеры в форме сердец (родители все делают для детей, руководствуясь любовью)

Группе «учитель» - стикеры в форме рук (учителя открывают детям мир знаний)

Группе «ученик» - стикеры в форме глобуса (основная цель образования – получение знаний)

Кл. руководитель: Инициатива Президента Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты основной школы имеют достаточно чѐткую общую целевую установку: новая школа – это школа жизни, а не школа учѐбы. Нашему ребенку, по словам Жака Делора, Председателя Международной организации ЮНЕСКО, нужны три «научиться»: «научиться учиться», «научиться жить в обществе», «научиться быть».

Новый стандарт сегодня – это общественный договор между государством, школой и семьѐй о равной заинтересованности и равных усилиях для успешного качества образования. Результат - выпускник, способный быть активным, мобильным, гибким к переменам, решать нестандартные жизненные и профессиональные задачи. В современном мире приоритет отдается владению ключевыми (базовыми) компетенциями и поведенческим качествам (ответственность, честность), приоритет людям с развитым интеллектом, людям, свободно чувствующим себя в конкурентной среде, людям с высоким творческим потенциалом. Это то, какими должны быть взрослые. Это то, какими должны стать дети.

В практике образования всѐ чаще звучит идея о том, что качество образования тогда будет высоким, когда для его достижения начнут действовать все: учителя, родители, сами учащиеся, государство. Родители имеют сегодня возможность влиять на жизнь школы своим участием в ней, полноправным голосом в еѐ педагогическом сообществе, участием в экспертизе образовательных услуг, действенной помощью в образовании своему ребенку и, конечно, грамотным воспитанием как залогом высоких достижений сына или дочери. Мы уверены, что имеем дело с достаточно продвинутой частью родительской общественности, способной слышать вызовы времени и отвечать за сопровождение пути ребенка к высоким образовательным результатам.

Сегодня заявлена другая логика и другая значимость элементов образования. Нам, в первую очередь, вместе предстоит сформировать, по новому стандарту, у нашего ребенка базовые компетенции: слышать, думать, говорить, видеть, читать. Понятно, что данные характеристики должны быть развиты у ребят не в примитивных формах, а, скорее всего, выглядеть так: слышать значит понимать смыслы, видеть главное, устанавливать причинно-следственные связи, думать лаконично, креативно, нестандартно, критически, возражать аргументировано и этически, быть благодарным и отзывчивым на любые события собственной и общественной жизни. Но как мы сможем научить всему этому детей, если сами не будем такими?

Эффективное образование возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей. Только вместе можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Кл. руководитель: Приглашаю участников групп представить результаты своей работы. Пожалуйста, озвучьте качества, которые по вашему мнению должны быть присущи участнику образовательного процесса, чей портрет вы составляли. Участники групп демонстрируют результаты своей деятельности. Плакаты вывешиваются на доску.

Наверное, каждый из нас сейчас задумался над тем, какие качества нам нужно развивать в себе. Каждому есть к чему стремится, ведь самая трудная работа – это работа над собой! Так какое же решение мы с вами должны принять сегодня, чтобы помочь нашим детям стать успешнее в школе?

Возможные ответы:

- Задуматься над тем, какие мы сами, чтобы чтобы на собственном примере показать детям, к чему надо стремиться.

- Попытаться изменить отношения с детьми, уделять им больше времени.

- Стараться видеть ситуацию глазами ребенка, чтобы лучше понять его переживания.

- Усилить взаимодействие с учителями / родителями.

- Стараться слышать и понимать другу друга.

Кл. руководитель: Семья и школа – два неразрывно связанных института, выполняющих главные функции в формировании личности ребенка, отвечающего зову времени и современной жизни. Мы должны уметь общаться, находить общие решения, помогать и поддерживать друг друга.

 Модель образования .

Кл. руководитель: Скажите, пожалуйста, а не возникло ли у вас желание что-то изменить в нашей модели образования, возможно, дополнить ее?

Возможные ответы:

Добавить связи между родителями и учителями, родителями между собой и учителями между собой

Кл. руководитель: Так что же мы ответим на вопрос: Кто главный в образовании наших детей? Кто несет ответственность за его качество?

Возможные ответы:

 

И учителя, и родители выполняют ведущую роль в образовании детей.

 

Родители играют главную роль в образовании детей.

Цитата Льва Кассиля

Кл. руководитель: Хочу вернуться к цитате Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Давайте помнить об этом.

VI. Рефлексия.

Кл. руководитель: Заканчивая нашу встречу, я бы хотела узнать ваше мнение о нашей сегодняшней встрече.

Каждый участник получает три цветных стикера:

Прошу вас на каждом листе оставить запись:

 

На желтом напишите то, что он вы вынесли с нашей встречи, что заберете с собой и будете активно применять.

 

На синем напишите, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению; то, что нужно ещѐ додумать и доработать.

 

На красном напишите, что оказалось бесполезным, ненужным.

 

Затем каждый участник клеит свои листики на общий лист (Приложение 3, стр. 14-16).

Кл. руководитель: Я благодарю вас всех за работу. Прощаясь с вами, я бы хотела дать вам, уважаемые родители, буклеты, в которых вы увидите небольшое домашнее задание (Приложение 3, стр. 19, 20). Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов и передайте ответы с ребятами мне. Ваши ответы помогут мне выбрать тему для нашей следующей встречи.

Вопросы:

Укажите основной нормативно- правовой акт, определяющий и защищающий права ребенка.

Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на одном из родительских собраний?

Испытываете ли Вы затруднения при достижении целей воспитания своего ребенка? Если да, то обозначьте, пожалуйста их.

Нуждаетесь ли Вы в помощи (совете) педагогов?

Мне было очень приятно и интересно пообщаться с вами. До новых встреч.

 

 


Приложение
PDF / 2.56 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.