Родительское собрание «Трудовое воспитание детей»
МБОУ «Чихачёвская средняя школа», Бежанийкий район, Псковская область
Трудовое воспитание детей
( родительское собрание
подготовила и провела Елена Николаевна Семёнова,)
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть од-
ним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко.
Диалог с родителями: - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку…
А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух….
-Без подсчёта голосов видно, что у нас с вами единое мнение .Спасибо! Давайте обобщим, проанализируем, что известно о трудовом воспитании вообще.
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова великого педагога А.С.Макаренко. (см.выше).
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;
в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные
взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством
воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен
быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость
труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в
ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее
талантов.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.
С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем
не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает
маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается
с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно
творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить
радость, доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это
проявление людей друг о друге.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок
должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является
не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое
существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде распространяется богатство
человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок
не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности видится
важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда
человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы
чувство личного достоинства, личной гордости каждого человека
основывалось на трудовом успехе
Немаловажное значение отводится труду и в семейном воспитании. Слушая моё выступление, пожалуйста, делайте выводы, говоря себе « мы так же делаем, мы точно так считаем», или «а вот над этим нам надо поработать, это нам надо попробовать сделать, это надо показать нашему ребёнку».
Труд имеет особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей
способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,
доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в
семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями, или другими членами семьи, труд побуждает ребенка
помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него
закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в
обществе. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому- неоспоримый факт.
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами, покупая их для всех, бабушка затеяла уборку в доме- она заботится об уюте для всех. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребенка с их
трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят
людям: например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит
детей.
(Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы ,работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей. Ещё больше удивляет тот факт, что дети не знают полного имени своих родителей-это случается даже и в среднем подростковом возрасте.)
В процессе семейного воспитания трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие
возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в
урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисты некоторые улицы, и как (к сожалению) обезображены другие . Малышу будет интересно узнать, что за чистотой или грязью улиц «стоит» человек. Чистая улица или грязная (как ,к примеру, в нашем селе) результат его труда. Покупая хлеб. Рабочие завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут
произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом
труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы
заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить
значимость предстоящей работы, ее результата. << Если не поменять воду в
вазе с цветами, цветы завянут >>. Интерес детей к труду значительно
повышается, если полезность его для окружающих очевидна:<< Как хорошо, что
Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть >>.
Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Работа в семье, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка трудовые ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области трудового воспитания, испытывают трудности. Поэтому воспитать тягу к труду можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Следовательно, целесообразно значительную часть трудового воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Но придётся вам признаться, многоуважаемые родители, что элементарный труд наших школьников - дежурство в классе- порою огорчает до слёз. Не дадут соврать многие кл. руководители, что дежурство некоторых детей - приятный подарок(ни напоминать не надо ,ни проверять, ни помогать) , но с другими – нечего делать, всё время контролируешь, просишь, помогаешь и доверить ничего нельзя. К САЖАЛЕНИЮ ТАКОВЫЕ ЕСТЬ даже в старшем звене. Наверное, нам с вами неприятно будет узнать, что некоторые старшеклассники открыто заявляют, что на уборке территории сгребать мусор не могу, не умею, дома я этим не занимаюсь! Если и выполю клумбу на производственной практике, то цветов там тоже не останется, дома этим занимается мама.
Мы – жители сельской местности, расписываемся в том ,что наши дети не хотят, не желают нам помогать, это не для них. Следует упомянуть, что учёба- это тоже труд и при чём нелёгкий, его тоже надо выполнять с честью, с этого момента мы можем делать выводы о привитии у ребёнка правильного отношения к трудовой деятельности.
Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок
или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание
сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и
привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на
распоряжениях: << Подай! >>, << Подержи! >>, << Принеси! >>, то это
отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая,
не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им
пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его
возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с
интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем
труде (выносить ведро с мусором, мыть посуду, ходить за хлебом и
т.д. ) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного
времени и без напоминаний.
Труд детей семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка,
способствует влиянию взрослого, на его интересы и потребности. Особенно
ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у
детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для
младшего брата, подарок маме, товарищу , заменить с успехом взрослого в каком-либо виде деятельности т.д.
Проживая в сельской местности, мы с вами совершаем преступление, если считаем, что нашим детям ещё рано трудится, придёт время научатся, или если захотят обучатся какой-то работе. Вспоминается разговор с одной мамой на заседании Совета профилактики в школе:
- Ребёнок ваш совсем не желает учиться, что он делает после школы? – спрашивают члены заседания
-Ничего! Нечего ему делать! Смотрит кино по видику весь вечер.
- А Вы ?
- И я с ним иногда.
- А когда он вам помогает по хозяйству? Работает в огороде?
-Никогда! У нас нет огорода, сажать его никто не хочет, хозяйство тоже не держим!...
Из этих слов можно понять многое!
- Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А.С.Макаренко: «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?- Вы опоздали ровно на 9 месяцев!- ответил Макаренко. Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.
Вывод
Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод :
трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом
меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом
меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к
самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение
и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,
сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Приложение
1)Рекомендации родителям
1. Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
2.Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной.
Уделяйте ему больше свободного времени.
Воодушевите ребенка на рассказ о своих рабочих и личных делах
3.Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга, трудовых дел.
4.Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей.
5.Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем.
6.Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни .
С уважением Елена Николаевна.
2)Высказывания о труде великих людей
«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в
такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого
человека»
К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").
« Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время,
чтобы это был творческий труд, а не только механический.»
Н.К. Крупская.
Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться
великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей,
открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое
гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок
должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является
не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое
существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде распространяется богатство
человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок
не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит
важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда
человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы
чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника
основывалось на трудовом успехе.
"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания
человеческого достоинства"
К. Ушинский.
Используемая литература:
1) https://wiolife.ru/tsitaty/30-vyskazyvanij-velikix-lyudej-o-seme.html
2) http://osemye.com/aforizmy-citaty-vyskazyvaniya-veliki/
3) http://жемчужины=мысли.рф/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4.html
4) http://kaleidoskopsniper.com/citatyi-aforizmyi-vyiskazyivaniya-o-trude/
5) Журнал «Воспитание школьников» 2003-2005гг