Публикация на тему «Образование государства Русь»
Образование государства Русь
История нашей страны уходит в глубину веков в седую древность. О том ,как жили древние славяне ,где они расселялись и чем они занимались, рассказывается в «Повести временных лет», что в переводе с древнерусского языка означает «Повесть о прошедших временах» Автор летописи монах Нестор попытался дать ответы на вопросы : «откуда есть пошла Русская земля» (каково начало Русской земли),«кто в Киеве начал первее княжить (кто первым начал княжить в Киеве ) и «откуда Русская земля стала есть»(как образовалось Русское государство).
По вопросу возникновения государства у восточных славян существуют три теории-славянская ,нормандская и центристская. Проблема происхождения Древнерусского государства до сих пор является одной из самых дискуссионных. Начало этой дискуссии положили два немецких ученых — З. Байер и Ф. Миллер, которые в 1730-1740-х гг. опубликовали ряд своих работ («О варягах», «О происхождении Руси», «Происхождение имени и народа российского»), в которых прямо заявили, что Древнерусское государство возникло в результате норманнского завоевания восточнославянских земель
А основанием для возникновения этой теории послужил летописный рассказ Повести временных лет о призвании в 862 г. на княжение в Ладогу, Белоозеро и Изборск трех варяжских конунгов Рюрика, Синеуса и Трувора.
Теория Байера, Миллера а затем и Шлецера имели четкий политический заказ - оправдать засилие немцев "научно доказанной" неспособностью славян к самоуправлению и созданию своего государства. Немцы и другие иностранцы присутствовали в Академии и до Анны Иоановны, но теории неполноценности славян до "Бироновщины" не возникали. Более того, "теории" Байера и Миллера подверглись критике не только со стороны Ломоносова, но и со стороны иностранных ученых Российской академии.
Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства обсуждается в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной. Антинорманнская теория отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение. патриотический запал М.В. Ломоносова, С.П. Крашенинникова и др. дали повод норманистам обвинять антинорманистов в том, что их сочинения – всего лишь плод патриотических настроений.
В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии.
а) большинство современных авторов утверждают, что Древнерусское государство возникло во второй половине IХ в., в 862 г. или 882 г.;
б) часть современных авторов (А. Кузьмин, А. Новосельцев, А. Сахаров) полагают, что в восточно славянских землях практически одновременно сложились два независимых друг от друга центра древнерусской государственности: один на рубеже VIII–IX вв. в среднем По днепровье на территории полянского племенного союза (Киев), и другой — в середине IX в. в землях кривичей и ильменьских славян (Новгород);
К IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля – все это способствовало укреплению позиций родоплеменной знати, ее обогащению, укреплению военно-дружинной организации. На место родовой общины приходит соседская (территориальная) община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.
Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной – все это создавало предпосылки для появления государственной власти.
К IX в. у восточных славян сложился комплекс предпосылок для образования государства:
• наличие власти, отчужденной от народа;
• размещение населения по территориальному принципу;
• стягивание дани для содержания власти.
В формировании государственности восточных славян приняли участие разные этносы.
Само это формирование представляется в виде двустороннего процесса. Главную роль играли внутренние обстоятельства (образование социальной неоднородности, складывание института частной собственности, необходимость подавлять межплеменные раздоры, осуществлять военно-организаторские функции и пр.) Но немаловажен и внешний компонент: завоевания, призвание, договор.
Киевская Русь IX-X вв. еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не только отделилась от массы народа (один из основных признаков государственности), но и поднялась над самой верхушкой, приобрела индивидуальный характер и стала наследоваться. Древнерусское государство было организовано по территориальному принципу.
В X в. древнерусское государство, не являясь еще совершенно оформившимся конгломератом, уже имело налицо все необходимые признаки: единую территорию, государственный язык, аппарат власти, устойчивую военную и финансовую организацию. Государство функционировало на внешней арене, воевало или торговало с соседями, вступало с ними в договорные отношения.
Среди основных признаков древнерусского государства к концу Х в. Выделяют следующие признаки:
• система данничества;
• территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;
• простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;
• династическая (родовая) княжеская власть;
• монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
Суровые климатические условия Восточной Европы и также отдаленность от центров античной цивилизации замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе.
Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Таким образом ,в середине 9 века восточные славяне были действительно ,обьективно и закономерно на пороге создания собственного государства.Ломоносов и ряд отечественных историков отвергают нормандскую теорию.Тем не менее несомненно,что варяги сыграли определенную (но никак не определяющую ) роль в образовании единого государства восточных славян,и эта обьективная реальность доказана археологическими, письменными и другими историческими источниками.
Думается наиболее правильная центристская теория авторы которой Л.А.Кацва,А.Л.Юрганов и большинство современных историков.Они ( ятоже) считают ,что древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян ,но при участии варягов .