Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему «Образование государства Русь»
Технологическая карта урока истории в 6 классе
Сулина Екатерина Владимировна,
Учитель истории и обществознания
МОУ СШ № 6
Тема |
Образование государства Русь |
Цель |
Знакомство с особенностями образования государства Русь. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД |
Задачи |
познакомить с теориями о возникновении государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством; дать представление о князьях и направлениях их политики; организовать работу с учебником, источниками, картой; обучать основам смыслового чтения, составлению плана, постановке учебной задачи, планированию деятельности; вовлекать в контрольно – оценочную деятельность; организовать групповое взаимодействие |
Планируемые результаты |
Предметные умения: Иметь представление о теориях возникновения государства Русь Знать основные понятия и даты Знать предпосылки, этапы формирования государства Русь Давать характеристику системе управления Древнерусским государством Метапредметные умения: Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя и планировать свою деятельность Понимать информацию в знаково-символической форме при работе с картой, схемами Находить информацию в разных видах источников Осуществлять пошаговый контроль учебной деятельности Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группе Оценивать выполнение задания на основе заданных критериев |
Основные понятия, даты и имена |
Государство, князь, ополчение, воевода, дружина, Рюрик, Норманнская теория, 862 год |
Ресурсы |
Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 240 с. – (Инновационная школа). Карта «Восточнославянские племена». Схемы для работы в группе. Листы самооценки. Стикеры для рефлексии. Проектор, компьютер. Фрагмент видео «История Государства Российского. Серия 1. Рюрик» Н.М. Карамзин |
Используемые технологии |
Деятельностный подход, ИКТ, элементы ролевой игры |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
1. Орг. момент |
Проверяет готовность рабочего места |
Организуют рабочее место |
||
2.Актуализация знаний учащихся |
Объясняет цель рассадки на 3 рабочие группы Организует учебное взаимодействие учеников в группах Объясняет, как работать с листами самооценки |
Вспоминают правила работы в группе |
||
Организует проверку д/з с помощью контурной карты «Расселение восточнославянских племен» (приложение 1). Организует проверку задания по схеме и дает образец для выставления отметок в лист самооценки |
Работают с контурной картой. Осуществляют самооценку первой работы по критериям: 10+ «5», 9-8+ «4», 7-6+ «3», <5+ «2» |
Воспроизведение по памяти информации |
Познавательные: анализ Регулятивные: самооценка |
|
Предлагает подумать над тем, какие общие черты были у всех племен. |
Территория, общие враги, язык, занятия, князья, население и т.д. |
Познавательные: сравнение |
||
3. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. |
Предлагает вспомнить материал 5 класса, и, опираясь на знания, ответить на вопрос: - Как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1)Правитель; 2)Законы; 3)Территория; 4)Армия; 5)Население; 6)Налоги? (Государство.) Подводит обучающихся к теме урока: «Образование государства Русь». - Что может интересовать нас в первую очередь? (Как зародилось государство Русь?) Подводит обучающихся к построению плана урока, предъявляет деформированный план, который дети должны восстановить: 3. Выяснить систему управления Древнерусским государством. 1. Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян. 2. Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока Восстанавливают план урока |
Применение понятийного аппарата (государство) |
Познавательные: классификация, , синтез, сравнение Регулятивные: целеполагание, планирование |
4. Изучение нового материала. |
Предлагает начать с 1 пункта плана: познакомиться с теориями о возникновении государственности на Руси. Каждая группа готовит выступление отдельно по каждой теории (Норманская, Центристская и Славянская теории). Обучающиеся выбирают по одному представителю от каждой группы, который выступает от лица ученых. (приложение 2). Организует работу в группах Организует выступление представителей от каждой группы. Предлагает ознакомиться с видео фрагментом «История государства Российского. Серия 1. Рюрик. Н.М. Карамзин» и соотнести полученные знания о теориях с мнением историка |
Работают в группах. Решают познавательные задачи. Знакомятся с таблицей. Выступают с различными теориями Принимают и сохраняют учебную задачу Аргументируют позицию историка |
Познавательные: поиск информации, анализ, синтез Регулятивные: контроль, умение работать по плану, оценка Коммуникативные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, взаимодействие в группах |
|
Организует самостоятельную работу с учебником по анализу исторического источника «Повесть временных лет» (учебник с.42), и выбрать доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы. |
Читают «Повести временных лет». Ответы учащихся от каждой группы. Выделяют информацию, касающуюся призыва варяг на княжение |
|||
Обеспечивает мотивацию выполнения работы с тексом параграфа с помощью вопроса: - Неужели у восточнославянских племен не было «почвы» для образования государства?
Напоминает обучающимся о пунктах плана и просит сделать вывод по первому пункту Фиксирует выдвинутые учениками выводы Предлагает перейти ко второму пункту плана и выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства с помощью схемы (приложение 3) Подводит обучающихся к выводу по второму пункту плана
Организует проверку задания по алгоритму: 967312584 и дает образец для выставления отметок в лист самооценки: 9+ «5», 8-7+ «4», 6-5+ «3», <4+ «2» |
Находят в тексте учебника: §5-6, пункт 1 с.33-34 информацию, подтверждающую факт о наличие у восточнославянских племен предпосылок создания государства. Формулируют результат работы по первому пункту плана Работают в группах, обсуждают способы выполнения задания, выполняют задание, выступают с ответом (по одному представителю от каждой группы), осуществляют самопроверку работы по образцу и самооценку (на листах самооценки) Формулируют вывод, касающийся предпосылок и этапов становления государства Русь. Осуществляют самооценку по критериям |
|||
Предлагает перейти к третьему пункту плана, касающемуся системы управления Древнерусским государством (анализ схемы, в которой пропущены некоторые элементы). С помощью учебника с. 33-34 (самостоятельно, индивидуально) необходимо восстановить схему и дать аргументированный ответ (приложение 4) Организует проверку фронтально по образцу (на доске). Возвращается к плану урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. |
Анализируют схему и выявляют пропущенные элементы. Высказывают свои предположения. Осуществляют самопроверку и самооценку. Осуществляют проверку по образцу (на доске). Формулируют конечный вывод о проделанной работе. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили |
|||
5. Первичное закрепление изученного. |
Проводит фронтальный опрос, предлагая правильно ответить на вопросы, и получить по 1 баллу. 1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией. 2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье). 3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией. 4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь). 5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией. 6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.) |
Отвечают на экспресс-вопросы |
||
6. Домашнее задание |
Прогнозирует домашнее задание вопросом: — Каким может быть домашнее задание? Задаёт домашнее задание: Учебник: §5-6, вопрос №6* с 42 - устно |
Прогнозируют возможное д/з |
Регулятивные: прогнозирование |
|
7. Подведение итогов урока. Рефлексия |
Организует рефлексию, предложив ответить на вопрос: - Какая теория из трех изученных кажется вам наиболее правдоподобной? Предлагает приклеить стикер на лист с названием теории при выходе из класса. Напоминает о листах самооценки |
Осуществляют рефлексию своей работы на уроке, приклеивают стикеры на листы с названиями теорий Заполняют листы самооценки и сдают учителю (приложение 5) |
Регулятивные: осознание того, что усвоено, оценка качества усвоения материала |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Используя контурную карту, определите территорию,
которую занимали племенные союзы восточных славян.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Теории возникновения государства у восточных славян
Норманнская |
Центристская |
Славянская |
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира. |
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. |
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Лист самооценки работы ученика (Ф.И.) ____________________________________________________________
Класс________________Предмет_______________________________
№ |
Тип работы |
Отметка |
1 |
Проверка домашнего задания |
|
2 |
Участие в изучении новой темы (работа с учебником, выступление, ответы на вопросы, дополнение ответов) |
|
3 |
Отметка учителя за работу на уроке |
|
4 |
Итоговая отметка* |
*Итоговая отметка выводится учителем из суммы баллов, полученных учениками в ходе урока. Листы самооценки собираются учителем в конце урока.
1. Проверка домашнего задания
Осуществляют самооценку первой работы по критериям:
10+ «5»,
9-8+ «4»,
7-6+ «3»,
<5+ «2»
2. Участие в изучении новой темы
Осуществляют самооценку по критериям
9+ «5»,
8-7+ «4»,
6-5+ «3»,
<4+ «2»
Список использованных ресурсов
1. Схемы с сайта Вопросы Интернет Образования (http://vio.uchim.info/Vio_68/cd_site/articles/art_2_8.htm)
2. Фрагмент видео «История Государства Российского. Серия 1. Рюрик» Н.М. Карамзин