12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сулина Екатерина Владимировна20
3

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: «Образование государства Русь»

 

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Сулина Екатерина Владимировна,

Учитель истории и обществознания

МОУ СШ № 6

Тема

Образование государства Русь

Цель

Знакомство с особенностями образования государства Русь.

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД

Задачи

познакомить с теориями о возникновении государства у восточных славян;

выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

выяснить систему управления Древнерусским государством;

дать представление о князьях и направлениях их политики;

организовать работу с учебником, источниками, картой;

обучать основам смыслового чтения, составлению плана, постановке учебной задачи, планированию деятельности;

вовлекать в контрольно – оценочную деятельность;

организовать групповое взаимодействие

Планируемые результаты

Предметные умения:

Иметь представление о теориях возникновения государства Русь

Знать основные понятия и даты

Знать предпосылки, этапы формирования государства Русь

Давать характеристику системе управления Древнерусским государством

Метапредметные умения:

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя и планировать свою деятельность

Понимать информацию в знаково-символической форме при работе с картой, схемами

Находить информацию в разных видах источников

Осуществлять пошаговый контроль учебной деятельности

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группе

Оценивать выполнение задания на основе заданных критериев

Основные понятия, даты и имена

Государство, князь, ополчение, воевода, дружина, Рюрик, Норманнская теория, 862 год

Ресурсы

Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 240 с. – (Инновационная школа).  

Карта «Восточнославянские племена».

Схемы для работы в группе.

Листы самооценки.

Стикеры для рефлексии.

Проектор, компьютер.

Фрагмент видео «История Государства Российского. Серия 1. Рюрик» Н.М. Карамзин

(http://www.youtube.com/watch?v=4QX7MeQguA4)

Используемые технологии

Деятельностный подход, ИКТ, элементы ролевой игры

Дидактическая структура

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

1. Орг. момент

Проверяет готовность рабочего места

Организуют рабочее место

   

2.Актуализация знаний учащихся

Объясняет цель рассадки на 3 рабочие группы

Организует учебное взаимодействие учеников в группах

Объясняет, как работать с листами самооценки

Вспоминают правила работы в группе

   

Организует проверку д/з с помощью контурной карты «Расселение восточнославянских племен»

(приложение 1).

Организует проверку задания по схеме и дает образец для выставления отметок в лист самооценки

Работают с контурной картой.

Осуществляют самооценку первой работы по критериям:

10+ «5»,

9-8+ «4»,

7-6+ «3»,

<5+ «2»

Воспроизведение по памяти информации

Познавательные:

анализ

Регулятивные:

самооценка

Предлагает подумать над тем, какие общие черты были у всех племен.

Территория, общие враги, язык, занятия, князья, население и т.д.

 

Познавательные: сравнение

3. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Предлагает вспомнить материал 5 класса, и, опираясь на знания, ответить на вопрос:

- Как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1)Правитель;

2)Законы;

3)Территория;

4)Армия;

5)Население;

6)Налоги? (Государство.)

Подводит обучающихся к теме урока: «Образование государства Русь».

- Что может интересовать нас в первую очередь? (Как зародилось государство Русь?)

Подводит обучающихся к построению плана урока, предъявляет деформированный план, который дети должны восстановить:

3. Выяснить систему управления Древнерусским государством.

1. Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

2. Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока

Восстанавливают план урока

Применение понятийного аппарата (государство)

Познавательные:

классификация, , синтез, сравнение

Регулятивные:

целеполагание, планирование

4. Изучение нового материала.

Предлагает начать с 1 пункта плана: познакомиться с теориями о возникновении государственности на Руси. Каждая группа готовит выступление отдельно по каждой теории (Норманская, Центристская и Славянская теории). Обучающиеся выбирают по одному представителю от каждой группы, который выступает от лица ученых. (приложение 2). Организует работу в группах

Организует выступление представителей от каждой группы.

Предлагает ознакомиться с видео фрагментом «История государства Российского. Серия 1. Рюрик. Н.М. Карамзин» и соотнести полученные знания о теориях с мнением историка

Работают в группах.

Решают познавательные задачи.

Знакомятся с таблицей.

Выступают с различными теориями

Принимают и сохраняют учебную задачу

Аргументируют позицию историка

 

Познавательные:

поиск информации, анализ, синтез

Регулятивные:

контроль, умение работать по плану, оценка

Коммуникативные:

выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, взаимодействие в группах

Организует самостоятельную работу с учебником по анализу исторического источника «Повесть временных лет» (учебник с.42), и выбрать доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

Читают «Повести временных лет».

Ответы учащихся от каждой группы.

Выделяют информацию, касающуюся призыва варяг на княжение

   
 

Обеспечивает мотивацию выполнения работы с тексом параграфа с помощью вопроса:

- Неужели у восточнославянских племен не было «почвы» для образования государства?

 

Напоминает обучающимся о пунктах плана и просит сделать вывод по первому пункту

Фиксирует выдвинутые учениками выводы

Предлагает перейти ко второму пункту плана и выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства с помощью схемы (приложение 3)

Подводит обучающихся к выводу по второму пункту плана

 

Организует проверку задания по алгоритму: 967312584 и дает образец для выставления отметок в лист самооценки: 9+ «5»,

8-7+ «4», 6-5+ «3», <4+ «2»

Находят в тексте учебника: §5-6, пункт 1 с.33-34 информацию, подтверждающую факт о наличие у восточнославянских племен предпосылок создания государства.

Формулируют результат работы по первому пункту плана

Работают в группах, обсуждают способы выполнения задания, выполняют задание, выступают с ответом (по одному представителю от каждой группы), осуществляют самопроверку работы по образцу и самооценку (на листах самооценки)

Формулируют вывод, касающийся предпосылок и этапов становления государства Русь.

Осуществляют самооценку по критериям

 
 

Предлагает перейти к третьему пункту плана, касающемуся системы управления Древнерусским государством (анализ схемы, в которой пропущены некоторые элементы). С помощью учебника с. 33-34 (самостоятельно, индивидуально) необходимо восстановить схему и дать аргументированный ответ (приложение 4)

Организует проверку фронтально по образцу (на доске).

Возвращается к плану урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Анализируют схему и выявляют пропущенные элементы. Высказывают свои предположения.

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Осуществляют проверку по образцу (на доске).

Формулируют конечный вывод о проделанной работе. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

 

5. Первичное закрепление изученного.

Проводит фронтальный опрос, предлагая правильно ответить на вопросы, и получить по 1 баллу.

1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.

2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).

3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.

4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).

5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.

6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)

Отвечают на экспресс-вопросы

 

6. Домашнее задание

Прогнозирует домашнее задание вопросом:

— Каким может быть домашнее задание?

Задаёт домашнее задание: Учебник: §5-6, вопрос №6* с 42 - устно

Прогнозируют возможное д/з

 

Регулятивные: прогнозирование

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует рефлексию, предложив ответить на вопрос:

- Какая теория из трех изученных кажется вам наиболее правдоподобной? Предлагает приклеить стикер на лист с названием теории при выходе из класса.

Напоминает о листах самооценки

Осуществляют рефлексию своей работы на уроке, приклеивают стикеры на листы с названиями теорий

Заполняют листы самооценки и сдают учителю (приложение 5)

 

Регулятивные: осознание того, что усвоено, оценка качества усвоения материала

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Используя контурную карту, определите территорию,

которую занимали племенные союзы восточных славян.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Теории возникновения государства у восточных славян

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Лист самооценки работы ученика (Ф.И.) ____________________________________________________________

Класс________________Предмет_______________________________

Тип работы

Отметка

1

Проверка домашнего задания

 

2

Участие в изучении новой темы (работа с учебником, выступление, ответы на вопросы, дополнение ответов)

 

3

Отметка учителя за работу на уроке

 

4

Итоговая отметка*

 

*Итоговая отметка выводится учителем из суммы баллов, полученных учениками в ходе урока. Листы самооценки собираются учителем в конце урока.

1. Проверка домашнего задания

Осуществляют самооценку первой работы по критериям:

10+ «5»,

9-8+ «4»,

7-6+ «3»,

<5+ «2»

2. Участие в изучении новой темы

Осуществляют самооценку по критериям

9+ «5»,

8-7+ «4»,

6-5+ «3»,

<4+ «2»

Список использованных ресурсов

1. Схемы с сайта Вопросы Интернет Образования (http://vio.uchim.info/Vio_68/cd_site/articles/art_2_8.htm)

2. Фрагмент видео «История Государства Российского. Серия 1. Рюрик» Н.М. Карамзин

(http://www.youtube.com/watch?v=4QX7MeQguA4)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.