12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кушалакова Альфия Ивановна172
Кушалакова Альфия Ивановна - учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ№12" города Астрахань . Стаж работы 21 год , высшая категория, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года 2007, 2015"
Россия, Астраханская обл., Астрахань
5

Урок «Древняя Русь: миссия государства»



Конспект урока по истории России 10 класс

Тема : «Древняя Русь: миссия государства»

  1. Организационный этап урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть. Пусть этот урок принесет нам радость общения. У Вас сегодня уникальная возможность продемонстрировать свои знания о Древнерусском государстве. Все ли готовы к уроку? (Психологический настрой урока)

  1. Мотивационный этап урока (4-5 мин)

Вы сегодня работаете в группах, соответственно будет оцениваться работа всей группы. У вас на партах Правила работы в группах, они вам сегодня понадобятся.

У вас на столах РАБОЧИЕ ЛИСТЫ их необходимо заполнить и проверить в течении урока.

Очень часто можно слышать разные мнения о государстве. Вот что говорит о нем известный современный историк общественный деятель Александр Дугин

«У каждого государства должна быть миссия. Она может по- разному формулироваться, но она должна быть…»

Вопрос ученикам: О чем заставляет нас задуматься автор? Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы учеников)

Как Вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (версии учеников)

Объявление темы урока : «Древняя Русь: миссия государства»

Урок будет носить обобщающий характер о Киевском государстве .

Цель урока: определить миссию древнерусского государства подвергнув критическому анализу исторические факты.

Давайте постараемся сформулировать важные вопросы нашего урока? (Ответы учеников)

Итак, вопросы:

  1. В чем заключалась миссия Киевского государства?

  2. Зачем миссия государству?

Метапредметные результаты: самостоятельно формулировать тему и цели урока( регулятивные) ; формулировать собственную позицию(коммуникативные).

 

  1. Актуализация урока (3- мин)

  1. Вспомним, этапы развития Древнерусского государства

 

Вопросы ученикам: Охарактеризуйте правление первых князей? (Рюрик-Олег-Игорь-Ольга-Святослав-Владимир1-Ярослав Мудрый -Вадимир Мономах)

 

Метапредметные результаты: выстраивать логическую цепь рассуждений (познавательные)

 

  1. Аналитический этап урока. - Мы приступаем к аналитическому этапу нашего урока!

Эти факты, которые мы перечисляли о первых князьях можно найти в любом учебнике истории.

Вопрос ученикам: 1. Откуда историки берут эти факты?(Летописи, которые являются самыми главными источниками)

  1. Самая древняя летопись о древнерусском государстве? (Повесть временных лет –Нестора –монаха Киево –Печерского монастыря)

  2. Кто делал заказ и финансировал написание летописей?( Князья)

  3. Как это влияло на содержание?(Писали то, что было угодно князю)

  4. Что для летописца важнее передать факт или смысл? На этот вопрос поможет ответить алгоритм исследования исторических фактов

Вашему вниманию предлагается 3 суждения , которые необходимо исследовать по данному алгоритму.

Знакомство с алгоритмом исследования исторического факта.

  1. Задать вопрос факту.

  2. Сопоставить с другой информацией. На доске запись

  3. Оценить факт.

  4. Объяснить смысл.

 

Приступаем к заполнению Рабочего листа №1

Суждение №1 ( 5мин.)

«В крупном удачном походе киевского князя Олега на Константинополь в 907 г. участвовало войско в 80 тыс. воинов, 2тыс. кораблей»

Данное суждение принадлежит Повести временных лет , которое было создано ….

Вопрос ученикам: Сколько веков назад?(9веков, 900 лет назад)

Мировоззрение , ценности и значения многих слов меняются и для того чтобы разобраться в этих фрагментах летописи , нам надо научиться думать также как летописцы 900 лет назад. Например, слово « ПОБЕДА» в соврем. словарь означает –выиграть, обыграть соперника; словарь 11-17 века ПОБЕДА- поражение, беда, неприятность.

Включаем историческое мышление

Работа по алгоритму

Вопрос ученикам: 1. Какой вопрос можно задать этому факту? (А действительно ли было 2 тыс. кораблей?)

2.Сопоставим с другой информацией.

Саламинское сражение 480 г.до н.э. Гангутское сражение 1714г. Крымская война 1853г.

 

Всего 1200 кораблей 144 корабля 445 кораблей

Давайте сопоставим всё-таки с источником.

И приказал Олег дать дани на сто кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.

И приказал Олег дать дани на двести кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.

И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.

 

 

 

Лаврентьевский список

«Повести временных лет»

Троицкий и Воронцовский списки

Новгородской первой летописи

Первая редакция

Новгородской летописи

Вопрос ученикам Запись какой летописи считаете более правильна?(Ответ: Первой)

 

Линия времени

 

  1. Оцените факт. (Верное или неверное суждение) (Ответ неверное )

  2. Объясните смысл. Вопрос ученикам: Почему летописец изменяет информацию? Это случайно или он преследует, какую то цель?( Ответ: Летописец хотел подчеркнуть военную мощь Древнерусского государства)

  3. Суждение №2 Анализируем самостоятельно! (5 мин.)

Группа №1 вопрос 2; Группа №2 вопрос 2; Группа №3 вопрос1, 3,4; Группа №4 вопрос 1,3,4.

У вас на рабочих столах имеются компьютеры , где загружены документы из «Повести временных лет» посмотрите , сравните, сделайте вывод. Заполните Рабочий Лист №2.

Физминутка

(Встаньте те, кто понял, как работать с алгоритмом исследования исторических фактов. И те, кто не понял.

После небольшой динамичной паузы приступаем к самостоятельному анализу суждения№2( кто понял, помогите другим ребятам)

Суждение №2 (Проверка анализа суждения)

«Летописцы всегда работали по княжескому заказу, поэтому старались приукрасить биографии князей»

Вопрос ученикам: 1. Какой вопрос можно задать этому факту? (Всегда ли летописцы приукрашивали биографию князей?)

2. Сопоставим с другой информацией.

Вопрос ученикам:1. О ком идет речь в летописи? (Ответ: Князь Владимир1)

2.Как характеризует летопись князя Владимира ? Зачитать фрагмент. (Ответ: с отрицательной стороны: убийство брата Ярополка, насильно взял в жены Рогнеду и т.д. положительные сторона причислен к лику святых, Владимир « Красно- солнышко»)

 

Князь Владимир 1 Крещение Руси Князь Владимир 1

 

3. Оцените факт. (Верное или неверное суждение) (Ответ неверное )

4. Объясните смысл. Вопрос ученикам: Какую цель преследует летописец? (Летописец хотел показать влияние Крещения Руси на людей вообще в целом и как вера, религия меняет их.)

Суждение№3 (5 мин.)

«В честь победы над врагами князь Ярослав Мудрый выстроил так называемые «Золотые ворота» в Киеве»

Вопрос ученикам: 1. Какой вопрос можно задать этому факту?(В честь победы ли построены Золотые ворота в Киеве?)

2. Сопоставим с другой информацией.

Вопрос ученикам:1. Где еще построены Золотые ворота, кроме Киева?(Ответ: Константинополь, Иерусалим)

2. Какой объект путешествует по свету?(Ответ: Золотые ворота)

Киев Константинополь Иерусалим

 

Постараемся разобраться в этой закономерности, а для этого нужно мыслить, как они. Включаем историческое мышление.

Раннее средневековье. Люди религиозные и жизнь проживаемая людьми не считается настоящей.

Вопрос ученикам:1. Какая жизнь будет считаться настоящей? (Ответ: после смерти). Душа будет прибывать в раю или в аду.

Вопрос ученикам: 2. Кто будет определять ?(Ответ:Бог) 3. Какое главное событие ждали все люди? (Ответ: Конец света, 2- Пришествие)

Люди считали , власть на земле захватит «Антихрист» на малое время и наступят «темные времена», но Бог создаст свое войско разгромит и победит «темные силы» и наступит КОНЕЦ СВЕТА или 2-е Пришествие.

Считалось, во время 2-го Пришествия Бог должен пройти тот же путь. Он въехал в Иерусалим через Золотые ворота.

 

 

 

Константинополь захватывали и не раз, в Иерусалиме Золотые ворота , замуровали турки - остается Киев.

 

Вопрос ученикам: Если ты хочешь чтобы твой город стал « Центром Мира» во время 2-го Пришествия, что будем строить ? (Ответ: Золотые ворота).

Никто не знал когда наступит Конец света и люди решили всё рассчитать. ( математический расчет)

Летоисчисление, мы ведем от Рождества Христова, а они вели от Сотворения Мира. (Разница между двумя летоисчислениями 5500лет)

Иисус Христос родился 5500г.от СМ , прожил 33года, после распятия дьявол сковали его ровно на 1000лет,после вознесения ровно на 3,5 года наступит «Царство Антихриста» (5500+33=5533+1000=6533+3,5=6536 .

5536-5500=1036) 1036 году были построены Золотые ворота в Киеве.

 

 

 

 

 

 

 

5500г. 5533г. 6533г.

от СМ от СМ от СМ

6536г.от СМ

 

 

 

Сковал дьявол на

 

1000 лет

 

 

3,5лет

 

 

Рождение Смерть 1036-1037гг

Иисуса Христа Иисуса Христа Конец света

«Царство

Антихриста»

 

3. Оцените факт. (Верное или неверное суждение) (Ответ неверное )

4. Объясните смысл. (Летописец хотел показать ,что Киев станет «Центром Мира» накануне «Конца Света»)

 

Метапредметные результаты: выстраивать логическую цепь рассуждений , смысловое чтение источника, применение знаний в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи ( познавательные); умение самостоятельно планировать свою деятельность, (регулятивные);

Личностные результаты: оценивать значимость исторических событий, выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 

  1. Подведение итогов (2мин.)

Возвращаясь к целям урока, вы теперь можете ответить на вопрос

  1. Вопрос ученикам В чем заключалась миссия Киевского государства?( Киев должен станет «Центром Мира» накануне «Конца Света»)Эта идея не заканчивается на этом и в период раздробленности, Центр Мира перенесется из Киева во Владимир и там Андрей Боголюбский построит Золотые ворота.

  2. Вопрос ученикам: Так зачем нужна миссия государству? (Ответы: чтобы сплотить людей, стимулировать, дать общую идею, только тогда государство будет развиваться , иначе просто прекратит свое существование.)

Возвращаемся к слова Дугина А. (продолжение цитаты)

«Если государство-это некий технический механизм ,то такое государство мы не признаем, мы ему не подчиняемся и не верим… Мы скорее всего нарушим все его законы и запреты и будем вести себя, как захотим, пока нас не остановят. А для того , чтобы нас остановить , нужна идея, сила здесь не поможет»

Наше мнение и мнение Дугина А. совпало.

Остался последний вопрос помогите его сформулировать.

(Ответы учеников : В чем заключается миссия современного государства –России)

По поводу современной миссии России тоже существуют разные мнения. Послушайте мнение кандидата исторических наук Эмирову Лилию Дестебеговну «Институт развития образования»

Это и будет вашем Д/З Написать размышление о миссии современной России

 

  1. Рефлексивный этап урока

Данный алгоритм можно использовать только на уроках истории ? (обществознание, литература, в обычной жизни анализируя новости про Сирию, Украину , Турцию и т.д. Для анализа политической обстановки в мире )

1мин.

  1. Оценочный этап урока

Оцените работу группы в оценочных листах. За урок группа №1 ,2,3,4 оценки…..

 

Спасибо за урок!

 

Самоанализ урока

1. Урок истории России в 10 классе.

2. Тема урока : «Древняя Русь : миссия государства»

3. Данный урок носит обобщающий характер и соответствует тематическому планированию (это №2-ой обобщающий урок после изучения главы Древняя Русь (9-12века).

4. Цель урока : учить подвергать критическому анализу исторические факты и выявлять их актуальность, заставить ребят , думать о смысле исторических событий

5. Планируемые результаты:

Личностные: оценивать значимость исторических событий, выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, самостоятельно планировать свою деятельность;

- коммуникативные: формулировать собственную позицию, использовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

- познавательные: использовать компьютерные технологии как инструмент для достижения своих целей, выстраивать логическую цепь рассуждений, смысловое чтение документа, работать по алгоритму.

Предметные: определить миссию древнерусского государства (Киевского государства)

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал (Рабочий лист)

Межпредметные связи: история, обществознание, математика.

4. Методы обучения : метод критического мышления, интервьюирование, частично-поисковый, метод контроля и самоконтроля и самооценки

Метод критического мышления, я понимаю как способ мыслить, анализировать , сопоставлять. Такое понимание метода пыталась представить на уроке.

Данный метод прививает интерес к истории как науке. Я считаю, что дети уроке поняли что история это не просто готовые сведения, установленные истины, которые надо выучить- это процесс размышления над фактами, событиями .

Вопросы урока:

1. Что такое смысл? Чем он отличается от факта?

2. В чем смысл работы летописца?

3. В чем смысл миссии древнерусского государства?

В последнее время летопись воспринимается как специфический источник, на основании которых нельзя делать выводы о деталях и событиях прошлого. Один из авторов данной современной концепции Данилевский Игорь Николаевич. Главное для летописца передать смысл , а не детали факта.

6. На каждом этапе урока были запланированы определенные метапредметные результаты

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на каждом этапе урока:

1. Организационный этап.(психологический настрой класс)

2. Мотивационный этап. Метапредметные результаты: самостоятельно формулировать темы и цели урока( регулятивные) ; формулировать собственную позицию(коммуникативные).

3. Актуализация знаний. Метапредметные результаты: выстраивать логическую цепочку рассуждений.

4. Аналитический этап. Метапредметные результаты- (познавательные) использовать компьютерные технологии как инструмент для достижения своих целей, выстраивать логическую цепь рассуждений, смысловое чтение документа, работать по алгоритму.

Физминутка представлена динамичной паузой.

5. Рефлексивный этап. На данном этапе, дети показали, что могут использовать алгоритм в жизни. Представлен заполнением РАБОЧИХ ЛИСТОВ №1,2,3 (Могу , владею)

6. Дом./задание. Написать размышление на тему: «Миссия современной России»

6. Оценочный этап. Каждая группа оценивает свою работу, а также РАБОЧИЙ ЛИСТ №2, учитель оценивает работу групп.

Формирование надпредметной компетенции

КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Какие компетенции формировала на уроке:

компетентности социального взаимодействия: представлена работой группы, сотрудничество,

компетентности познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение

компетентности информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации

 Примерный вариант ответа

7. Структура соответствует общей цели урока, так как задания были подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

8. Темп урока был достаточно динамичным, но ребята все успевали, так как это привычный темп работы в этом классе.

9. Цели и задачи урока считаю, были достигнуты, в рамках данного урока, ребята научились подвергать критическому анализу источники и думать о смысле, работая с алгоритмом.

10. Живой интерес к теме урока и искорки в глазах детей ,которые я заметила –это на мой взгляд самое главное для учителя.

 

 

Воспитательный аспект заключается в том , чтобы дети не только воспринимали ,но и критически осмысливали и принимали новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса. Формирование гражданской позиции


«Древняя Русь: миссия государства»
PPTX / 4.38 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Шарандина Валентина Владимировна, 25.06.18 в 14:29 1Ответить Пожаловаться
Очень хороший урок (я бы даже сказала - конкурсный), с учётом всех современных требований. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.