12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2813
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Сценарий внеклассного мероприятия»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

«Пушкинский бульвар …

Поэтическая прогулка по набережной Волги»


Кузьмина Мария Николаевна,

Соловей Ирина Николаевна


Концепция литературной экскурсии

Литературные экскурсии составляют особый сегмент современной повседневной культуры.  В нем активно взаимодействуют литература, история, география, взаимно обогащая и дополняя друг друга через любовь человека к своей родине, к месту, где он родился и вырос и к которому испытывает чувство врожденной гордости и соучастия в его исторической судьбе.

Литературная экскурсия создает особый культурный контекст, в котором история края наполняется особым духовным и просветительским содержанием. Актуализируя интерес к художественному творчеству, воссоздавая культурный ландшафт края в его неповторимой художественной выразительности, литературные экскурсии позволяют по-новому увидеть и оценить историю края. Эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Меняется даже восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения в экскурсионном маршруте приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Также меняется и семантика повседневного пространства: знакомые улицы начинают говорить языком литературных произведений.

Актуальность литературной экскурсии по Пушкинскому бульвару, создание которого было приурочено в Угличе столетнему юбилею со дня рождения А.С.Пушкина, обусловлена:

требованиями ФГОС1 – необходимостью установления связи между урочной и внеурочной деятельностью, когда внеурочная деятельность закрепляет и развивает учебные и социальные компетенции обучающихся, формируемые на уроке;

положениями Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации2;

общественно значимыми событиями в истории России и истории русской культуры, внесенными в Календарь образовательных событий на 2016 / 2017 учебный год3.

Практическая значимость экскурсии по Пушкинскому бульвару в Угличе заключается в достижении одной из целей образования – воспитание духовно развитой личности гражданина своего Отечества; человека, знающего, ценящего, любящего свой край. Путешествие по родному краю, экскурсия по памятным местам, знакомство с объектами материальной и духовной культуры страны, родного края, в нашем случае – Ярославского края – позволяют формировать «полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом»4; является интересной и эффективной формой сотрудничества педагогических и ученических коллективов.

Планируемые личностные результаты:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской культуре;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Планируемые метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Планируемые предметные результаты:

в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его литературных героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

выполнение творческих работ на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

формирование эстетического вкуса на основе знакомства с памятниками отечественной культуры.

Экскурсия по Пушкинскому бульвару в Угличе может быть как самостоятельным мероприятием, так и продолжением материала, изучаемого на уроках литературы в 8-10 классах.

В нашем случае образовательная экскурсия выступает продолжением изучения литературных произведений А. С. Пушкин на уроках литературы, в первую очередь, лирики поэта и романа в стихах «Евгений Онегин», цитирование которых участниками экскурсии и экскурсоводом становится средством создания атмосферы 19 века, ту же цель преследует цитирование архивного дела о праздновании 100-летнего юбилея А.С.Пушкина в Угличе.

Во внеклассной и внешкольной работе данная литературная экскурсия может стать основой следующих мероприятий:

проведение Литературного утра, воссоздающего детали мероприятия, которое было проведено учителями и обучающимися местных гимназий в мае 1899 года;

провести муниципальный конкурс чтецов произведений А.С.Пушкина на одноименном бульваре, который со временем сделать традиционным;

провести муниципальный конкурс сочинений «Пушкин и Пушкинский бульвар» в связи с юбилейной датой.

Возможна организация других образовательных экскурсий и внеурочных мероприятий:

участие краеведческих муниципальных чтениях «Отечество»;

встречи с библиотекарями;

встречи с литературоведами;

проект «Имя Пушкина в названиях географических объектов Углича» и др.

Сведения о Пушкинском бульваре для учителя

«С Угличем у меня связано чистое и светлое воспоминание, когда впервые в жизни красота древнего лика России поразила и навсегда вошла в сознание великим и волнующим чувством Родины. То же чувство, наверное, испытывает сын, наконец нашедший отца, о котором так часто и бессонно думал в одиночестве сиротской доли… Какая красота, какое чудо», - пишет о городе Угличе художник Илья Глазунов (1947 г.) Эти слова в полном мере могут быть отнесены к истории Пушкинского бульвара, так прежде называлась набережная у пристаней – аллея, идущая вдоль берега Волги. Бульвар в значительной степени сохранялся еще 10-20 лет назад. Внешний вид этих мест изменился только при современной реконструкции набережной. 26 мая 1899 г. общественность Углича в честь 100-летия со дня рождения великого поэта на берегу организовала праздник. В ознаменование крупной даты в тот день была начата разбивка бульвара и высажены первые деревья – липы и березы, выращенные на земле Алексеевского монастыря близь Золоторучья. К 1901 г. работы по созданию бульвара были в основном завершены. Он простирался от углового дома близь современного Парка Победы до Земской больницы и представлял собой аллею, обсаженную деревьями. В советское время, я думаю, Пушкинский бульвар никто не переименовывал – название просто забылось. Надо полагать, что Пушкинским бульваром называлась только та аллея, а прилегающая улица и до революции, и теперь – Набережная реки Волги. Современная вымощенная плиткой дорожка проходит примерно по трассе Пушкинского бульвара, только после постройки гостиницы “Москва” и реконструкции берега вид этих мест сильно изменился. Для увековечения памяти поэта в 1937 г. была образована площадь Пушкина (быв. Ильинская), а в 1959 г. левобережная ул. Пушкина, а бульвар у пристаней, к сожалению, давно забыт.

Параллельно бульвара расположена улица Островского, составленная из купеческих особняков 19 века. Завершался бульвар у Медицинского городка. 

Издавна на набережной была плотная застройка. На берегу стояли княжеские конюшни. Неслучайно при них был храм Флора и Лавра, эти святые покровительствовали животным, в частности, коням. С запада эту церковь украшала восьмигранная ярусная колокольня, похожая на соборную. 7 октября 2008 года состоялось троекратное освещение куполов и крестов церкви. Первые сведения о храме относится к концу 16-нач 17 вв. в 18-19 веках он назвался Воскресенским, Воскресно-Флоровским, закрыт в 20 веке (1927). В здании храма в свое время располагалось ФЗУ завода ТТК, детская музыкальная школа, магазин и др.

Напротив мы видим комплекс Угличского Кремля и величественное здание ГЭС и сооружение шлюза.

Тема экскурсии: «Пушкинский бульвар … Поэтическая прогулка по набережной Волги».

Вид: очная экскурсия.

Категория участников: учащиеся общеобразовательной школы (8-10 классы).

Характер: универсальная (литературная, образовательная).

для внеурочной деятельности – продолжение учебного материала уроков литературы;

для внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Условия организации и проведения

1. Для внеурочной деятельности – обязательная подготовительная работа:

1.1. Изучение материала по предмету.

1.2. Разработка заданий для учащихся (индивидуальные, групповые: возможны группы фотографов, интервьюеров, корреспондентов и др.).

1.3. Выбор объектов для показа и рассказа (исходя из образовательных и развивающих целей, т.е. учебного материала).

1.4. Определение итоговой работы учащихся: устные, письменные формы работы; с применением ИКТ.

Формы и виды итоговой работы:

- письменный отзыв об экскурсии;

- составление презентации по материалам экскурсии;

- подбор дополнительного материала для экскурсии.

2. Для внешкольной воспитательной работы:

2.1. Разработка маршрута.

2.2. Определение целей маршрута.

2.3. Выбор объектов для показа и рассказа (исходя из воспитательных и развивающих целей).

В любом случае при организации образовательной экскурсии требуется решение следующих вопросов:

экскурсионное обслуживание;

транспортное обслуживание;

медицинское обеспечение;

сопровождение во время маршрута (родители, учителя);

инструктаж участников мероприятия о правилах безопасности и поведения во время движения транспорта, в общественных местах, о правилах поведения на территории культовых построек и др.

При этом должно быть максимальное распределение ролей между участниками:

направляющий группы (всегда находится рядом с экскурсоводом);

замыкающий группы (всегда идет последним вместе с взрослым);

помощник медицинского работника.

Экскурсионная справка - путевая информация – в зависимости от целей путешествия и задействованных учебных предметов (например, история; география).

Вопросы к путевой информации

1. Вопросы по объектам самого пути: Угличский кремль, провинциальный купеческий Углич (улицы: Ярославская, Ростовская, Ленина-Московская и др.)

2. Вопросы носят характер репродуктивный, так как их задача – создать атмосферу провинциального города, жители которого желали запечатлеть столетний юбилей поэта Пушкина в виде Пушкинского бульвара, расположенного в самом красивом месте Углича, что будет предварять экскурсию-прогулку по самому бульвару.

Экскурсию по Пушкинскому бульвару Углича ведет учитель литературы, подготовленный, хорошо владеющий содержанием, методикой ведения экскурсии, знанием территории и объектов показа Углича. Перед экскурсией школьники знакомятся со стихотворениями и романом в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Рефлексия проводится через некоторое время, чтобы впечатление от увиденного и услышанного было осмыслено школьниками, должно прийти понимание того, что увидел, побывав на Пушкинском бульваре, осознать себя сопричастным истории России и родного города, когда жители оного в едином порыве решили увековечить память о великом поэте в Угличе в виде облагороженной волжской набережной – Пушкинского бульвара.

Рефлексия формирует самостоятельность мышления, вооружает учащихся способами и методами самостоятельной работы. Любую форму итоговой работы учащихся предваряет беседа.

Объекты показа и рассказа

Я не знаю иного способа судить о будущем,

кроме как по прошлому.

О. Генри.


«Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей…». Да, сложно не согласиться с великим классиком: время скоротечно, поколения людей сменяют друг друга, оставляя след на песке реки времени или исчезая под ее тяжелыми, неумолимыми волнами. Что же тогда вечно, неизменно, навсегда?

Объект №1. Набережная Волги.

Маленький волжский городок, спрятавшийся в глухой провинции. Волга перекатывает свои вековые воды, набирая силу и мощь. Эта красавица с достоинством принимает дела людские по отношению к себе: судоходство, водохранилище, строительство ГЭС, огромное количество любопытных глаз, любующихся ее просторами во все времена года. Жители городка вот уже нескольких поколений считают Волгу частью своей жизни, поскольку на ее берегу пережили важные для себя мгновения. Окунемся и мы в эту реку времени, прогуляемся по волжской набережной.

Раннее утро 26 мая 1899 года. Набережная Волги. Все готово к празднованию 100-летия со дня рождения великого Пушкина. Торжественная музыка, лучшие наряды дам, форменные фуражки учащихся мелькают тут и там. Организаторы волнуются: они приложили много сил для подготовки праздника. А чего же все начиналось?

11 марта 1889 г. в Угличскую Городскую Думу был представлен доклад Городской Управы за подписями Городского Головы И.А.Жаренова и членов Управы А.Истомина и С.Сурикова, где указывалось, что «…желая отдать, хотя и малую дань столетнему юбилею Пушкина, Городская Управа полагала бы 26 мая отслужить в присутствии учащихся всех городских училищ и приютов панихиду по Александру Сергеевичу в Преображенском соборе после поздней литургии и затем устроить Литературное Утро для учащихся, причём организацию этого Утра уполномочить Управу, просить принять на себя г.г. учителей здешних училищ во главе с инспектором городского трёхклассного училища уважаемым И.Ф.Карцевым, при участии г.г. любителей пения и драматического искусства и драматического искусства…». [2;3] План празднования Пушкинского юбилея – с выделением на это мероприятие 50 рублей из дополнительных средств – был утверждён, а позже, уже в день юбилея, программа праздника дополняется ритуалом освящения места под бульвар с частичной посадкой деревьев.

По плану посадка должна идти от земской больницы до угла дома А.Н.Истомина вдоль волжской набережной. Идея посадки бульвара исходила от жителей города. 28 апреля Городскому Голове подается обращение угличан, подписанное представителями дворянства, угличского купечества и мещанства, интеллигенцией г. Углича, которое, в частности, гласило: «…явилась мысль оставить во внешней жизни г. Углича какой-либо более глубокий на память о Пушкине». [2;3] В различных кругах угличского общества единодушно было одобрено предложение о наименовании бульвара: Пушкинский. «Все расходы на устройство бульвара, - говорилось в упомянутом обращении, - произвести без всяких затрат со стороны Городского Управления исключительно на средства по частной подписке, которую и открыть в Городской Управе. Разбивку бульвара сделать, сообразуясь со средствами подписки, причем, в случае крайних затруднений произвести устройство бульвара не в один, а в течение нескольких лет». [2;3]

Городская Дума на чрезвычайном заседании 29 апреля 1899 г. постановила: «Одобряя настоящее предложение об увековечивании в Угличе памяти о великом русском гении – поэте А.С.Пушкине, изъявить согласие на устройство бульвара на Волжской набережной…».

Угличанам предлагала в этот торжественный день следующая программа мероприятий:

Панихида о упокоении Александра Пушкина в Преображенском соборе;

Литературное утро на набережной Волги;

Разбивка Пушкинского бульвара: посадка юных березок и лип, выращенных на земле Алексеевского монастыря;

Чаепитие с калачами и булками, яблоками.

Итак, майское утро 1899 года… Под звон колоколов Спасо-Преображенского собора по направлению к набережной Волги двигаются нарядные, взволнованный люди. Волнуются все, кто готовил Литературное утро, но больше всех переживают мальчики и юноши – им сейчас в присутствии множества народа, а главное наставников, декламировать стихи великого Пушкина… Предлагаю последовать их примеру и почесть строки любимого поэта.

Но начнем стихами о Пушкине. Андрей Логвинов «Нам, грешным, чудо выдалось такое…».

Нам, грешным, чудо выдалось такое,

Когда по-стрекозиному легко,

Водимое Ахматовской рукою,

Скользило над бумагою перо!


И сотни лет читающим блаженство

Распознавать по буквицам родным

Тут царственную поступь совершенства,

Какая только мыслима живым.


Но есть огонь заоблачной отваги,

Еще волшебней Пушкина строка!

И как не возгорелся лист бумаги?-

Над ним парила гения строка!

Программа праздника удалась: угличане всех сословий приняли участие в посадке первых деревьев, они декламировали пушкинские произведения, исполняли русские песни. Потом все гостям было предложено бесплатное чаепитие с фруктами, чай и булки для которого доставил угличский купец Н.С.Худяков, а яблоки отпустил из своих фруктовых лавок А.Н.Гладков. А закончили Пушкинский день раздачей учащимся городских училищ и детских приютов 444 экземпляров юбилейного издания «Избранные сочинение А.С.Пушкина», приобретенных Городской Управой в Москве в «Товариществе печатания, издательства в книжной торговле Сытина».

Разбивка Пушкинского бульвара продолжалась в течение двух лет. Для контроля и решения вопросов по благоустройству набережной была создана инциативная группа, члены которой в Городской Управе регулярно совещались по данному делу. Работы велись соответственно плану посадки бульвара, составленному землемером Д.Тюленевым, по которому аллея от земской больницы до церкви Св. Фрола и Лавра шла в один ряд деревьев, далее - в два ряда. Уже в конце июня 1899 г. Городская Управа на складе инструментов и хозяйственных принадлежностей Роберта Кенца в Москве заказывает для огораживания посадок городу из стальной колючей проволоки, которую получает в августе месяце, 15 сентября на бульваре сделана была ограда длиной 360 саженей (756 м.). Подрядчик Е.Кириллов смастерил 4 скамейки для отдыха гуляющих на бульваре и 7 деревянных канализационных сливных труб. Оформляется 5 сигнальных досок-щитов «с надписями об охране деревьев, лавок и огородки Пушкинского бульвара». В благоустройство набережной входили и земляные работы: устройство дорожки – по бульвару, у лестниц пристани товарищества «Самолёт» и при спуске к Филипповскому съезду, посыпка дорожки щебнем. Эти работы выполнял подрядчик земляных дел А.С.Хитров – крестьянин Весьегонского уезда Тверской губернии.

Для устройства Пушкинского бульвара было внесено угличанами 713 рублей наличными деньгами и 60 рублей в ценных бумагах. Среди жертвователей – Правление Угличского Городского банка, угличский кружок любителей драматического искусства, архимандрит Алексеевского монастыря Власий, Н.Д.Евреинов, Н.Н.Тучков, Д.В.Крылов, братья Жареновы и многое, многие другие.

Наблюдение за бульваром было возложено на городского садовника – в дополнение к его обязанностям по содержанию городского общественного сада. За общий порядок на бульваре отвечал полицейский надзиратель 1-го участка Углича. За нарушение общественного порядка и бесчинства на бульваре городские власти спрашивали строго, дела подобного характера разбирались Управой и городским судьёй. Так, в 1904 г. мещанин А.А.Панков, будучи в подпитии, сломал две липки, за что и поплатился штрафом в размере ущерба в 1 рубль 60 коп.

Со времени своего устройства Пушкинский бульвар стал одним из любимых мест отдыха угличан.

Далекий 19 век. И сейчас, в первые десятилетия 21 века, люди по-прежнему прогуливаются по бульвару, который уже не носит названия Пушкинский, и наслаждаются красотой реки, тишиной и покоем, отдыхают от зноя под деревьями уже вновь посаженных лип и берез. И совсем неважно, какое название имеет, улица, бульвар, сквер, лишь бы людям он приносил отраду! Важна история родного города, которую мы должны сохранить и передать юным угличанам. С любви к малой родины начинается любовь к целой стране. Подтверждением этого служат слова известного русского художника Ильи Глазунова: «До сих пор, когда я слышу удивительное имя Углич, сердце моё сладко сжимается и бьётся, как при воспоминаниях о первой любви, которую никогда нельзя забыть».

Маленький, провинциальный Углич хранит в названии улицы, площади, бульвара имя великого Поэта. До тех пор, пока мы читаем, помним, память о Пушкине жива, потому что он был НАСТОЯЩИМ поэтом и человеком…

Андрей Логвинов «В России гении не умирают…».

В России гении не умирают,

За ними словно ревностно следят.

Чуть поднимаются – их опускают:

Пуля, петля, провокация, яд…


Пушкин, Есенин, Шукшин, Маяковский,

Лермонтов, Гоголь, Высоцкий , Рубцов,

И Гумилев, и Тальков, и Тарковский…

Не перечесть их. В конце-то концов…


Певчая доля в итоге прекрасна,

В вечность восходит, как в небе звезда.

Быть настоящим поэтом опасно,

Быть настоящим опасно всегда!


Беседа с учениками на обратном пути свидетельствует о том, что имя Александра Сергеевича Пушкина присутствует связующая нить с сердцем каждого русского человека, а потому всегда вызывает активный интерес у слушателей, а также желание подробнее познакомиться с его творчеством. Литературная экскурсия дает прекрасную возможность погрузиться в мир писателя.

Пушкинский бульвар. http://prouglich.ru/2012/07/pushkinskij-bulvar /

Третьякова Т. Пушкинский бульвар. – Авангард, 1996. - №80. – 3 с.

Шумов, Алексей.  Пушкин и Углич. Параллель веков [Текст] / Алексей Шумов, Ольга Глебовна Ефимова // "Отечество". - Углич, 2011. - № 12: Военная история. Летопись родных мест. Земляки. Родословие. - С. 173-181

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

2 Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

3 Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2016/17 учебный год.

4 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – С. 15.

10


Опубликовано в группе «Сценарий внеклассного мероприятия»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 04.04.20 в 07:31 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 04.04.20 в 09:38 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную информацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.