12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Дарья Дмитриевна112
Моё педагогическое кредо: "Качественное образование - результат продуктивного сотрудничества родителей, учителей и детей.В своей работе стараюсь смотреть на Мир глазами учеников, что помогает находить общие интересы и делает процесс обучения продуктивнее.
Россия, Московская обл., Видное

Учитель:

Осипова Дарья Дмитриевна

 

Пояснительная записка.

Экскурсия рассчитана на 50-60 минут в рамках занятия по внеурочной деятельности, проводимого на объекте экскурсии. Переходы между объектами рассчитаны на 1-2 минуты. Время изучения одного объекта 3-5 минут.

В рамках аудиторного занятия экскурсия рассчитана на академический час (45 минут), по каждому объекту дается только ключевая информация. Видеоряд объектов экскурсии представляется виртуально (презентация в PowerPoint) с их изображением и краткой характеристикой.

Цель: Ознакомить учащихся с внутренними постройками на территории Кремля.

Задачи:

- познакомить с происхождением слов «Кремль», «храм»; - познакомить с особенностями расположения построек в Кремле, их значением; - рассказать об особенностях соборов, их истории; - сопоставлять значение древнего Кремля с современным.

- развивать умение слушать, слышать; - развивать внимание, память, воображение;

- воспитывать любовь к столице нашей родины – городу Москве, его достопримечательностям, истории; - воспитывать интерес к изучаемому материалу и предмету; - воспитывать уважение к традициям русского народа.

Методы: словесные, наглядно-практические, объяснительно-иллюстративные, демонстрационные.


 

План экскурсии с комментариями:

I. Актуализация знаний.

- Что является сердцем Москвы? Для чего нужен Кремль? Как выглядит Кремль? А всегда ли он был таким?

 

II. Постановка учебной задачи.

Задание: В процессе нашей экскурсии вы должны составить карту-план экскурсии, при помощи опорного изображения, которое лежит у вас на партах. Задание выполняется в парах.

Я буду говорить, в какую сторону от объекта, и к какому объекту мы перемещаемся. Вам нужно схематично отображать рассматриваемые объекты и подписывать их название, соединяя их стрелочками, указывающими путь от одного объекта к другому. Будьте внимательны.

 

III. Открытие нового знания. Рассказ учителя.

В древности на месте златоглавых соборов и зубчатых стен Кремля шумел сосновый бор, поэтому холм называли Боровицким. Уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого здесь выросли крепостные стены. Слово «Кремль» или «Кремник», как называли московскую крепость в летописи, появилось впервые в 1339 – 1340 годах. Тогда при Иване Калите были возведены новые стены из прочного дуба. Возможно слово «кремль» происходило от древнегреческого «кремнос» - твердый. Но более вероятно, что в основе лежит славянское слово «крем», «кремник», означавшее «бор» или «лес».

При Иване Калите, Кремль был деревянным, При Дмитрии Донском – Белокаменным и При Иване III он стал кирпичным.

Теперь отправимся на экскурсию по территории Кремля!

Войти в Кремль можно через Троицкие и Боровицкие ворота. Войдем в Кремль через ворота Троицкой башни.

Троицкая башня - проездная, с отводной стрельницей,- главная на западной стороне Кремля. Ее строительство в 1495-1499 годах архитектором Алевизом Фрязиным завершило возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. В 1516 году от Троицкой башни через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а за ним сооружена башня Кутафья. В XVI-XVII веках Троицкие ворота считались вторыми по значению после Спасских - они служили для проезда в Кремль ко дворам патриарха, цариц и царевен.

Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору.

В конце XVII века башня была надстроена высоким шатром, получила архитектурный декор, близкий к декору Спасской башни, и куранты, которые после пожара 1812 года не восстанавливались. В 1870-1895 годах при переводе в башню архива министерства императорского двора она была перестроена, при этом многие древние детали были утрачены. В XIX веке после того, как реку Неглинную забрали в трубу, белокаменный пандус, ведущий к башне Кутафье, был заменен кирпичным. В 1901 году выстроен новый Троицкий мост.

Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а в XVI-XVII веках использовавшимися как тюрьма. Все этажи башни соединяет система лестниц, расположенных по периметру башни. Стрельница во втором ярусе имеет помещение с плоским перекрытием. Завершает башню небольшой, решенный в характере главного объема четверик, над которым возвышается восьмерик со сквозной смотрительной частью, увенчанной высоким, стройным шатром. Декоративные башенки и пинакли по углам парапетов, стрельчатые арки составляют основу богатого декора. Прежде со стороны въезда в Кремль башня выглядела еще нарядней, так как подобные украшения имела и стрельница.

Высота башни до звезды со стороны Кремля- 65,65 м, со звездой - 69,3 м.
Высота башни со стороны Александровского сада - 76,35 м, со звездой - 80 м.

Слева от Троицких ворот находится здание Арсенала.

Здание Арсенала (Цейхгауза) имеет долгую строительную историю. Его возведение началось в1702 г. по инициативе Петра I в соответствии с составленным им планом. Арсенал предполагалось использовать не только в качестве военного склада, но и как музей-хранилище военных трофеев и древнего оружия. Самое большое сооружение Москвы петровского времени заняло северный угол территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями, освободившийся от застройки после пожара 1701 г. Оно положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.

На первом этапе работы возглавили архитекторы М.Чоглоков, Д.Иванов и Х.Конрад. С 1706 г. из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 г. С 1731 г. строительством руководили фельдмаршал Б.-Х.Миних и архитектор И.Шумахер. В 1737 г. во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786-1796 гг. Эта работа осуществлялась под руководством М.Казакова и инженера А.Герарда.

Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 г. Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А.Бакарева, И.Мироновского, И.Таманского и Е.Тюрина начались в 1814 г. и завершились в 1828 г.

Не смотря на столь долгий срок строительства, первоначально задуманное объемно-планировочное решение сооружения сохранилось. Менялись лишь конструкции перекрытий, внутренняя планировка, архитектурные и декоративные детали на фасадах. В плане здание имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западной и северо-восточной сторонами оно вплотную примыкает к крепостной стене. Архитектура двухэтажных фасадов носит монументальный характер. Это достигается мощной гладью декорированных белым камнем кирпичных стен, прорезанных двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма. Высокая барочная кровля со слуховыми окнами в процессе перестроек была заменена ныне существующей пологой двускатной.

После 1812 г. в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 г. сюда были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. После сноса в 1960 г. старой Оружейной палаты сюда же перенесли и русские пушки, установленные на лафетах. В настоящее время орудия являются экспонатами Музеев Московского Кремля.

В самом здании Арсенала сейчас размещаются казармы и административные службы Комендатуры Кремля.

Справа от Арсенала находится здание Сената.

Здание Сената было построено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в 1776-1787 гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату.

Для строительства была выделена территория, приобретенная Правительством у последних частных владельцев в Кремле. Она располагалась у Кремлевской стены между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями.

Неудобная для строительства треугольная форма участка обусловила объемно-планировочное решение, блестяще разработанное автором. Масштаб Сената близок масштабу Арсенала и оба сооружения выровнены по высоте. План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. По длинной стороне плана находится главный фасад, расположенный напротив Арсенала чуть под углом к нему, образуя расширение Сенатской площади к центру Кремля. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещаются входная арка во внутренний двор, отмеченная ионическим портиком и овальным куполом над кровлей корпуса; центральный пятигранный двор и купольный зал-ротонда с ионической колоннадой, представляющий композиционный центр всего сооружения. Купол зала, ориентированный на Красную площадь, является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора.

Фасады решены в строгом стиле раннего классицизма. Цокольный и первый этажи обработаны рустом и служат постаментом для двух верхних этажей, объединенных ритмически расположенными вертикальными нишами с двумя рядами окон. Скошенные углы треугольника и центры второстепенных фасадов оформлены ризалитами с пилястрами дорического ордера и полуциркульными нишами. Фасады завершаются классическим антаблементом с карнизом на кронштейнах.

Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.

Возведение Сената явилось новым этапом в формировании типа большого общественного сооружения. В дальнейшем он служил образцом для зданий присутственных мест во многих губернских городах России.

В советское время в Сенате размещалось Правительство страны. В1992-1995 гг. здание реконструировано под резиденцию Президента РФ. Исторические интерьеры сохранили только круглый и овальный залы, последний решен не менее изящно. Представительские кабинеты резиденции оформлены в стиле интерьеров ХIХ в

Между зданием Сената и Арсенала находится Сенатская площадь. Здесь в феврале 1905 г. Террорист Иван Каняев бросил бомбу в карету Великого Князя Сергее Александровича, дядю императора Николая II.

Мы выходим на Соборную площадь, главную площадь Кремля. Она сложилась во второй половине XV в., когда здесь выросли соборы, ставшие главными святынями Москвы и всей России. В старину на Соборной площади проходили коронационные торжества и шествия во время больших церковных праздников.

Центральным местом действия тогда становился пятиглавый Успенский собор – главный храм Москвы. Слово «храм» происходит от славянского – «хоромы», что означает «дом».

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Существует легенда, что в декабре 1941 г., когда фашисты уже стояли у стен Москвы, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия врагов.

Далее рассмотрим Благовещенский собор.

Ныне существующий

Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец.

Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.

С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II.

Рядом с Благовещенским собором находится древнейшее гражданское сооружение в Москве, дожившее до наших дней – Грановитая палата.

Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.

В ХVI в. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881г. в соответствии с описью Ушакова.

При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Далее рассмотрим Архангельский собор.

Архангельский собор возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Величественное здание главного великокняжеского храма - усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика.

Фасады Архангельского собора покрывает геометрически ясная и строгая ордерная декорация, как бы “наложенная” Алевизом Новым на традиционную для Руси конструктивную схему шестистолпного крестово-купольного храма с каноническим пятиглавием и позакомарным покрытием. Над цоколем сложного профиля расположены два ряда пилястр, увенчанных резными коринфскими капителями. Нижний ярус стены украшен ложной аркадой, а верхний – широкими филенками. Горизонтальное членение стены подчеркнуто строгими линиями карнизов. Закомары в виде больших рельефных раковин, некогда украшенных готическими фиалами, отделены от основного объема здания антаблементом. Непривычны для русского храма и круглые окна – медальоны, украшающие центральную закомару западного портала. Первоначальная двухцветность фасадов – краснокирпичные стены и белые декоративные детали –также акцентировали ордерную систему их построения.

Новым было и решение главного входа в собор в виде перспективного портала, помещенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть, и типичный для итальянского Возрождения орнамент белокаменных порталов.

При всей традиционности решения внутреннего пространства храма, в нем впервые использованы пониженные подпружные арки и применена ордерная декорация интерьера.

Ренессансное убранство фасадов и интерьера Архангельского собора Кремля оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие русской архитектуры, стало общепринятым источником и образцом.

Теперь перейдем к Колокольне Ивана Великого.

Колокольня Ивана Великого была построена в 1505-1508 гг. вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника “иже под колоколы”, возведенной при Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение - “восьмерик на восьмерике” высотой около 60 м, завершающееся главой. В первом ярусе был размещен престол древнего храма.

В конце ХVI в. Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее высоким барабаном с золоченой главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 м. На протяжении двух веков “Иван Великий” оставался самым высоким зданием на Руси. Необычайная легкость и стройность башнеобразного сооружения достигается композиционным построением объемов: каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и по высоте и имеет слегка выраженную коническую форму. Два нижних яруса завершаются открытыми звонами. Верхний звон, находящийся в основании третьего восьмерика, плавно переходит в круглый барабан, верх которого увенчан главой. Гладь стен в каждом ярусе прорезана щелевидными окнами, в барабане они ложные. Декор колокольни: угловые лопатки, неглубокие ниши-впадины и фигурные межъярусные карнизы, - сдержан и лаконичен. Верх барабана украшен золоченой памятной надписью, возвещающей о начале правления династии Годуновых.

Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.

В 1812 г. французские окупанты пытались взорвать ансамбль Колокольни Ивана Великого при отступлении из Москвы. При этом колокольня была лишь слегка повреждена и в 1814-1815 гг. восстановлена.

В ХХ в. памятник неоднократно реставрировался. Исследования показали, что в древности кирпичные фасады с белокаменными деталями имели натуральный цвет.

В настоящее время осуществляется музеефикация этого уникального образца русского зодчества.

К Колокольне Ивана Великого примыкает Успенская звонница.

Здание

Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни Ивана Великого, было возведено в 1814-1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVIв. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала ХIХв. Над трехпролетной звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гастунского, построено в 1849-1852 гг. архитектором К.А.Тоном.

О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532-1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в1543-1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже “Кремленаград” начала 1600-х годов. В течение ХVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившей название Успенской.

В настоящее время на первом этаже звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.

С одной из сторон Колокольни Ивана Великого находилась Ивановская площадь, на которой громко, во весь голос читалинароду царские указы – «во всю Ивановскую», как тогда говорили. Отсюда и пошло это выражение: «Кричать во всю Ивановскую». На месте этой площади сейчас находится Царь – колокол.

С восточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен

Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIIIв. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.

Известный мастер И.Ф Маторин, отливший в 1702 г. по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.

История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В.Кобелев, П.Галкин, П.Кохтев, П.Серебряков и мастер формовального дела П.Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора – это Ф.Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И.Ф.Маторина и окончание их было возложено на его сына.

В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О.Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.

Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.

С Соборной площади можно перейти к Большому Кремлевскому дворцу.

Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов в составе: Н.И.Чичагов, В.А.Бакарев, Ф.Ф.Рихтер, П.А.Герасимов, Ф.Г.Солнцев и др. под общим руководством К.А.Тона, признанного родоначальником “византийско-русского стиля”.

Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новопостроенного здания, включил в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVIIвв., входивших ранее в состав древней великокняжеской, а в последствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. После постройки в 1851 г. Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Аппартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца, связанного композиционно и стилистически.

Постановкой новых зданий К.А.Тон в известной степени воспроизводил планировку древнего ансамбля, а решение фасадов развивало архитектурную тему старинных сооружений. Аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад над новым переходом напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними, центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликаются с архитектурой Теремного дворца. Однако сухость и монотонность фасадов лишает здание живописности, присущей Теремам.

Тем не менее творчество К.А.Тона отмечено новаторством: уникальные для русской архитектуры большепролетные облегченные кирпичные своды, металлические стропильные конструкции кровель, использование новых строительных материалов, в частности цемента для фигурных отливок, высоко оценивались современниками.

Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около семисот помещений, включает главный вестибюль с лестницей; пять парадных орденских залов; приемные парадные помещения императрицы; жилые покои императорской семьи, так называемую “Собственную половину” и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях – от “ренессанса” до “византийско-русского” и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера.

В 1933-1934 гг. Александровский и Андреевский залы дворца, были перестроены в зал заседаний Верховного совета СССР, на долгие годы утратив великолепие своих интерьеров. В 1994-1998 гг. залы, по решению Президента РФ были восстановлены.

В настоящее время весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента РФ.

Со стороны Боровицких ворот к дворцу примыкает здание Оружейной палаты.

Здание

Оружейной палаты, входившее, по замыслу его строителя - архитектора К.А.Тона, в ансамбль Большого Кремлевского дворца, было построено в 1844-1851 гг. на месте разобранного Конюшенного двора ХVII в. Оружейная палата предназначалась для хранения и экспонирования сокровищ царской казны и является одним из первых в России зданий специального музейного назначения.

Новое сооружение сменило построенную архитектором И.Еготовым в 1806-1812 гг. на территории бывшего двора Бориса Годунова старую Оружейную палату, помещения которой были плохо приспособлены для этих целей.

Масштаб и архитектура здания Оружейной палаты близки Большому Кремлевскому дворцу. Двухэтажный объем поставлен по рельефу на мощный цоколь переменной высоты. Как и в Кремлевском дворце второй этаж двухсветный. В декоративной отделке фасадов также использованы детали, стилизованные под ХVII в., но в отличие от последнего, они лишены дробности и сухости. Главным украшением фасадов являются резные белокаменные колонны с сочным растительным орнаментом. Однако, вялость объемного решения новых зданий, однообразие силуэта делают дворцовый ансамбль в целом недостаточно выразительным.

Неожиданно композиционное решение плана Оружейной палаты с симметрично расположенными экспозиционными залами и парадным входом с лестницей в восточном торце здания. Анфилада выставочных помещений в торцах замыкается полукруглыми залами, а по центру размещается круглый зал, выступающий во двор. Нетрадиционная система высоких сводчатых перекрытий, опирающихся на изящные колонны, создает впечатление легкости конструкций и ощущение просторности и парадности интерьеров.

Современная экспозиция создана в 1986 г. В девяти залах Оружейной палаты экспонируются русские и зарубежные ювелирные изделия ХII-ХIХ вв., оружие и доспехи, государственные регалии, экипажи, костюмы и другие предметы декоративно-прикладного искусства.

С 1967 г. в цокольном этаже здания размещается выставка “Алмазный фонд”.

 

IV. Первичное закрепление знаний.

Проверь себя:

Теперь проверим, как внимательно вы меня слушали. При помощи ваших карт-планов вы должны ответить на следующие вопросы: (устный опрос).

Через какие башни можно пройти в Кремль?

Какое здание было предназначено для хранения военных трофеев?

Это здание использовалось для собраний Московского Дворянства.

Для чего служил Успенский собор?

Собор, предназначенный для церемоний семейного характера.

Собор, заложенный Иваном Калитой во имя Архангела Михаила.

Название самого большого колокола в мире.

Для чего предназначалась Оружейная плата?

 

V. Самопроверка задания по составлению карты-плана.

Ребята, сейчас мы проверим, правильно ли вы составили свои карты-планы нашей экскурсии.

Посмотрите на аналогичную карту на экране и сравните с вашей. Я уточню название объектов, которые должны быть у вас отмечены.

 

VI. Итог урока.

В качестве завершения нашего урока предлагаю вам послушать гимн столицы нашей родины – города-героя Москвы!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.