Образовательная головоломка «Птицы Камчатки»
«Хорошая вещь в разгадывании кроссворда заключается в том,
что вы знаете, что есть решение».
- Стивен Сондхейм.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор | Фролова Е.Н. Педагог-психолог |
Название материала | Птицы Камчатки |
УМК | Любой |
Вид ресурса | Внеклассное мероприятие посвященное международному дню птиц |
Межпредметная связь | Экология, окружающий мир, психология |
Цель, задачи авторского материала | Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся, по закреплению знаний о пернатых родного (Камчатского) края, создать условия для развития основных познавательных процессов. Задачи: развивающие: - развивать вербальный интеллект, включающего устную и письменную речь; - развивать познавательный интерес, внимание и творческое мышление учащихся опираясь на имеющиеся у них знания и опыт; - развивать различные стороны мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение; коррекционные: - корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости логических связей; - коррекция и развитие личностных качеств эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки; - снятие психоэмоционального напряжения. воспитательные: - воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания взрослого, слушать товарища; - воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природе родного края и Родине в целом. - воспитывать дисциплину, сдержанность, самоконтроль. |
Возраст | 4-6 класс, дети с ОВЗ |
Форма работы | Групповая, индивидуальная |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, распечатанные карточки. |
Комплектация работы | Презентация с пояснительной запиской Раздаточный материал для печати Интерактивная тетрадь |
Вариативность | данная головоломка может использоваться как на уроке окружающего мира, экологического урока, так и во внеурочной деятельности во время проведения мероприятий по краеведению; Интерактивная тетрадь, составленная специально для обучающихся с ОВЗ, может использоваться в коррекционной работе. |
Краткое описание, методические рекомендации по использованию | Головоломка в формате кроссворда разделена на 5 блоков и содержит в себе разные вариативности головоломок: 1. «Загадки». 2. «Координаты». 3. «Ребусы». 4. «Анаграммы». 5. «Криптограммы». |
Актуальность | 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. Этот экологический праздник посвящен проблемам пернатых: их незаконной добыче, постепенному вымиранию и истреблению отдельных видов. Птицы — важные участники всех привычных нам экосистем, их исчезновение может привести к настоящей природной катастрофе. Поэтому все праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню птиц, призваны напомнить о важности пернатых в жизни человека. Данная головоломка, направлена получение и закрепление знаний о птицах родного края, Камчатки. Суровый климат Камчатки может перенести далеко не каждое животное. Однако, даже в этих суровых условиях жизнь бьет ключом. Морские птицы плотно оккупировали прибрежную зону области. А остальные виды расселились повсеместно, по всей территории полуострова. В зимнее время года здесь сложно найти корм в достаточном количестве, поэтому часть птиц мигрирует в более теплые регионы с наступлением холодов. Но многие виды смогли приспособиться к суровым условиям Камчатской области и чувствуют себя достаточно комфортно. Камчатка может похвастаться большим разнообразием пернатой фауны, некоторые представители которой встречаются только здесь и внесены в Красную книгу! |
Список используемых источников | https://ecoportal.info/pticy-kamchatki/ https://natworld.info/zhivotnye/zhivotnyj-mir-kamchatki-spisok-opisanie-i-foto |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ВЕРТИКАЛИ
2. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Встречают корабли и провожают,
Моряки этих птиц уважают,
Ведь они как символ родины
С криком песенным особенным!
3. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Живёт он очень много лет,
Но, несмотря на возраст, чёрен,
Хранитель тайн, предвестник бед,
Мудрейший и коварный...
4. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Клюв крючком, глаза большие,
Кругом ходит голова,
Сокращает род мышиный
Тихо белая…
6. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Черных птиц летают тучи,
Заселил обрывы, кручи
Колонист приморских стран
Рыбий враг – большой…
7. Координаты. Соедините букву и цифру, соедините полученные буквы в слово. Впишите его в кроссворд.
10. Координаты. Соедините букву и цифру, соедините полученные буквы в слово. Впишите его в кроссворд.
13. Координаты. Соедините букву и цифру, соедините полученные буквы в слово. Впишите его в кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Разгадайте ребус и назовите одного из крупнейших представителей пернатых нашей планеты. Издавна его считали хорошим предзнаменованием. Моряки видят добрый знак в появлении рядом с судном этих пернатых, а некоторые считают, что эти птицы – это и есть души погибших моряков.
5. Разгадайте ребус и назовите самую известную птицу обитающую рядом с жильём человека. Они около 10 000 лет живут рядом с человеком. Учёные установили, что их родина— Юго-Восточная Азия.
Вес взрослой особи составляет всего лишь 25-35 грамм.
8. Разгадайте ребус и назовите птицу, название которой произошло от его физиологической особенности: когда птица начинает петь, одна из костей черепа перекрывает слуховой проход, из-за этого ничего не слышит и становится лёгкой добычей.
9. Решите анаграмму. Расставив буквы в нужном порядке, вы узнаете название птиц, ведущих околоводный образ жизни. Часто встречается в сказках.
11. Решите анаграмму, расставив буквы в нужном порядке.
На Камчатке — редкий гнездящийся, зимующий и частично мигрирующий вид, медленно сокращающийся в численности. Один из самых крупных видов хищных птиц, длина тела может доходить до 92 см, размах крыльев 188–224 см.
12. Решите анаграмму, расставив буквы в нужном порядке. О ком идет речь:
«Окраска контрастная: спинная сторона темно-серая, а нижняя светлая с черными каплевидными пятнами на груди и с поперечным рисунком на брюхе. Под глазами характерные заостренные полоски, своеобразные "усы". Глаза и клюв темные. Лапы желтые. Крылья узкие, длинные, заостренные.»
14. Решите криптограмму. Соедините букву с ее местом в слове, получившееся название впишите в кроссворд.
15. Решите криптограмму. Соедините букву с ее местом в слове.
16. Решите криптограмму. Соедините букву с ее местом в слове, получившееся название впишите в кроссворд.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Для печати
Интерактивная тетрадь "Птицы Камчатки"
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕТРАДЬ
(вариативность 2)
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Белянина Светлана Николаевна
Фролова Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна