Интеллектуальная игра «Образовательная головоломка по материаловедению (деревообработка)»
Образовательная головоломка по материаловедению (деревообработка)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Коротких Светлана Николаевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по профессиям «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» и «Станочник деревообрабатывающих станков»
Название разработанного материала: «Образовательная головоломка по материаловедению»
Формат проведения: Интеллектуальная игра
Методика, лежащая в основе интеллектуальной игры: авторская методика М.С.Гафитулина «Мнемосина и Метида»
Учебная дисциплина: Материаловедение
Темы учебной дисциплины: Основы древесиноведения
Цель:
организация познавательной деятельности обучающихся по закреплению знаний основ древесиноведения, создание условий, при которых обучающиеся САМИ смогут активно применять и развивать свои познавательно-творческие способности.
Задачи:
развивающие:
- развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, кратковременную и долговременную память, воображение, мышление;
- развивать умение анализировать имеющиеся данные, делать по ним обобщающие выводы, предлагать свои идеи и их обоснование;
- формировать и развивать у обучающихся способности, позволяющие находить эффективное решение стоящей перед ним творческой задачи в условиях ограниченного времени и соревнования;
-способствовать развитию у обучающихся элементов произвольного внимания, целостного восприятия, устойчивой памяти, творческого воображения, системного мышления.
воспитательные:
- способствовать успеху обучающегося в его текущей и в дальнейшей деятельности;
- умение внимательно слушать и выполнять указания преподавателя;
- воспитывать дисциплину, сдержанность, самоконтроль.
Аудитория: студенты 1-го курса по профессиям «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» и «Станочник деревообрабатывающих станков».
Форма работы: индивидуальная.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, распечатанные карточки, цветные и простые карандаши, раздаточный материал (презентационные коробки с образцами), рабочая тетрадь.
Вариативность: данный образовательный ресурс или его элементы могут быть использованы:
- в формате разминки (для проверки знаний по ранее изученным темам)
- для проведения обобщающего урока по изученному разделу
- использование головоломки для урока-викторины
- для проведения внеурочного мероприятия в международный день лесов (например в формате квеста) с состязательным компонентом.
Аннотация:
Образовательная головоломка разработана на основе методики «Мнемосина и Метида», автором которой является Марат Семенович Гафитулин- мастер ТРИЗ, кандидат педагогических наук, изобретатель, бизнес-консультант.
Методика получила свое название по имени известных древнегреческих мифологических персонажей: Мнемосины (Мнемозины) – богини памяти и Метиды («мысль») – богини мудрости.
Особенность методики заключается в активизации сразу нескольких познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память и мышление, что направлено на улучшение общей эффективности развития познавательных процессов.
В основе заданий интеллектуальной игры содержание материаловедения по профессиям деревообрабатывающего профиля. В данном образовательном ресурсе я адаптировала данную методику под свою предметную область. Особенностью моих фондов заданий по методике «МиМ» является принцип разделения заданий с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации, таких как визаульный, аудиальный и кинестетический.
Группы заданий
«Виденное лучше сказанного» (визуальный)
«Услышанное береги, время придет придет-пригодится!» (аудиальный)
«Где руки, тут и голова» (кинестетический)
Ход игры
«Виденное лучше сказанного»
Тип восприятия информации-визуальный
Этап 1. Запоминание картинок
Преподаватель представляет вниманию обучающихся таблицу с изображениями (формат- цветной) на мультимедийном проекторе или плакат на доске, возможно использование раздаточных распечатанных форм. Обращает внимание обучающихся на количество строк с картинками в таблице. Далее обучающиеся внимательно рассматривают предложенную таблицу, чтобы запомнить не только изображения, но, и главное, их последовательность.
Этап 2. Регистрация слов
После завершения времени, отведенного на запоминание (1-2 мин, но это индивидуально) и через 1-2 секунды преподаватель убирает таблицу из поля зрения и дает разрешение обучающимся сформулировать и записать в рабочей тетради увиденные картинки своими словами. Время регистрации слов 2-3 минуты. Обучающиеся записывают в формах таблицы (в рабочей тетради) слова в тех строках и столбцах, в которой они их запомнили. Во время регистрации слов обучающиеся работают самостоятельно(!), чтобы избежать чужих ошибок. Далее переходят к третьему этапу.
Этап 3. Поиск закономерности
Обучающиеся анализируют свои записанные слова с целью найти скрытую преподавателем закономерность или закономерности. Если закономерность найдена, то обучающийся изображает (рисует) в пустых клетках таблицы (в рабочей тетради) рисунки, подтверждающие выявленную закономерность при помощи цветных карандашей.
Этап 4. Проверка результатов.
Преподаватель может проверить рабочие тетради сразу или собрать на проверку, это зависит от разных факторов: состава группы, степени «проработанности» данной методики педагогом, места интеллектуальной игры в структуре урока и др.
2. «Услышанное береги, время придет придет-пригодится!»
Тип восприятия информации-аудиальный
Этап 1. Запоминание слов
Преподаватель сообщает обучающимся о количестве слов в словесной цепочке. Далее громко и отчетливо читает вслух слова (интервал между произнесением слов 2-3 секунды).
Обучающиеся внимательно слушают произносимые слова, чтобы запомнить не только слова, но, главное, их последовательность.
Этап 2. Регистрация слов
После завершения чтения слов и через 1-2 секунды преподаватель дает разрешение обучающимся записать слова. Время регистрации слов 2-3 минуты. Обучающиеся записывают (в рабочей тетради) слова в той последовательности, в которой они их запомнили. Во время регистрации слов обучающиеся работают самостоятельно(!), чтобы избежать чужих ошибок. Удобнее запись слов делать колонкой. Далее переходят к третьему этапу.
Этап 3. Поиск закономерности
Обучающиеся анализируют свои записанные слова с целью найти скрытую преподавателем закономерность или закономерности. Если закономерность найдена, то обучающийся дополняет исходные слова новыми словами в специально отведенном поле, в рабочей тетради, подтверждающими выявленную закономерность.
Этап 4. Проверка результатов
Аналогично первому пункту.
3. «Где руки, тут и голова»
Тип восприятия информации кинестетический
Этап 1. Запоминание объектов
Преподаватель раздает на столы обучающимся презентационные рамки (коробки) с отсеками, в которых размещены образцы объектов. Можно поставить одну коробку на общий стол (на один) ряд и разрешить всем подойти. Обращает внимание обучающихся на количество объектов в цепочке, а также «свободные» образцы, которые лежат отдельно в общей ячейке. Далее обучающиеся внимательно рассматривают объекты, берут их в руки, изучают тактильно, при этом запоминают не только сами объекты, но, и главное, их последовательность.
Этап 2. Регистрация слов
После завершения времени, отведенного на запоминание (2-3 мин, но это индивидуально) и через 1-2 секунды преподаватель убирает рамки (коробки) и из поля зрения и дает разрешение обучающимся сформулировать и записать в рабочей тетради увиденные объекты своими словами. Время регистрации слов 2-3 минуты. Обучающиеся записывают в формах таблицы (в рабочей тетради) слова в тех строках, в которой они их запомнили. Во время регистрации слов обучающиеся работают самостоятельно(!), чтобы избежать чужих ошибок. Далее переходят к третьему этапу.
Этап 3. Поиск закономерности
Обучающиеся анализируют свои записанные слова с целью найти скрытую преподавателем закономерность или закономерности. Если закономерность найдена, то обучающийся изображает (рисует) в пустых клетках таблицы (в рабочей тетради) схематично рисунки, подтверждающие выявленную закономерность при помощи простого карандаша.
В данном случае можно предусмотреть два варианта:
Продолжить закономерность из «свободных» объектов, которые лежат в отдельной ячейке в рамке.
Продолжить закономерность из объектов, которых нет в ячейке, но которые входят в их область знаний по данной теме.
Этап 4. Проверка результатов
Аналогично первому пункту.
Рабочая тетрадьDOCX / 246.12 Кб
Приложения (задания головоломки)DOCX / 4.82 Мб