Образовательная программа по предмету «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей
Муромцевская детская школа искусств «Школа ремесел»
Администрации Муромцевского муниципального района Омской области
Образовательная программа по предмету
«Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития
Составитель: Неупокоева Елена Николаевна
Муромцево 2013
Календарно-тематический план занятий
для класса раннего эстетического развития
по ДПИ «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел».
1 год обучения.
|
Название темы |
общее |
теор. |
прак. |
1 четверть |
||||
|
Вводное занятие. |
2 |
2 |
|
1.1 |
«Сад и огород» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.2 |
«Осенний лес» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.3 |
«Хлеб – всему голова» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.4 |
«Бабушкин двор» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
2 четверть |
||||
2.1 |
«Русская изба» |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.2 |
«Русский традиционный костюм» |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.3 |
«Детские зимние забавы» |
6 |
0,5 |
5,5 |
2.4 |
«Рождественская игрушка» |
4 |
0,5 |
3,5 |
2.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
3 четверть |
||||
3.1 |
«Хозяин и хозяюшка» |
6 |
0,5 |
5,5 |
3.2 |
«Масленица – широкая» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.3 |
«Мать и дитя» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.4 |
«Сороки» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.5 |
«Весна пришла!» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.6 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
20 |
|
|
4 четверть |
||||
4.1 |
«Пасхальный сувенир» |
6 |
0,5 |
5,5 |
4.2 |
«Егорий Вешний» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.3 |
«Троица» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.4 |
«О русской матрешке» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.5 |
«Русь мастеровая». Итоговое занятие. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Итого: |
16 |
|
|
|
Итого за год: |
68 |
|
|
2 год обучения.
|
Название темы |
общее |
теор. |
прак. |
1 четверть |
||||
|
Вводное занятие. |
2 |
2 |
|
1.1 |
«Сад и огород» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.2 |
«Осенний лес» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.3 |
«Хлеб – всему голова» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.4 |
«Бабушкин двор» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
2 четверть |
||||
2.1 |
«Русская изба» |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.2 |
«Русский традиционный костюм» |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.3 |
«Детские зимние забавы» |
6 |
0,5 |
5,5 |
2.4 |
«Рождественская игрушка» |
4 |
0,5 |
3,5 |
2.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
3 четверть |
||||
3.1 |
«Хозяин и хозяюшка» |
6 |
0,5 |
5,5 |
3.2 |
«Масленица – широкая» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.3 |
«Мать и дитя» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.4 |
«Сороки» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.5 |
«Весна пришла!» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.6 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
20 |
|
|
4 четверть |
||||
4.1 |
«Пасхальный сувенир» |
6 |
0,5 |
5,5 |
4.2 |
«Егорий Вешний» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.3 |
«Троица» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.4 |
«О русской матрешке» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.5 |
«Русь мастеровая». Итоговое занятие. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Итого: |
16 |
|
|
|
Итого за год: |
68 |
|
|
Календарно-тематический план
занятий класса раннего эстетического развития
по изобразительному искусству.
1 год обучения.
|
Название темы |
общее |
теор. |
прак. |
1 четверть |
||||
|
Вводное занятие. «Я и моя семья» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.1 |
«Знакомство с волшебными красками» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.2 |
«Изображение фантастических деревьев» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.3 |
«Осень. Пора плодородия» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.4 |
«Дымковские узоры» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
2 четверть |
||||
2.1 |
«Первый снег» |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.2 |
«Наши зимние забавы» |
4 |
0,5 |
1,5 |
2.3 |
«Зимняя сказка» |
4 |
0,5 |
3,5 |
2.4 |
«Рождественские узоры» |
4 |
0,5 |
3,5 |
2.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
3 четверть |
||||
3.1 |
«Каргопольские узоры» |
6 |
0,5 |
5,5 |
3.2 |
«Сделаем подарок нашим папам» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.3 |
«Масленица – широкая» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.4 |
«Рисуем для наших мам» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.5 |
«Мы ждем весну» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.6 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
20 |
|
|
4 четверть |
||||
4.1 |
«Деревья проснулись» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.2 |
«Филимоновские узоры» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.3 |
«Мы изображаем праздничные цветы в вазе» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.4 |
«Наша мечта о лете» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.5 |
«Мой мини – альбом». Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Итого: |
16 |
|
|
|
Итого за год: |
68 |
|
|
2 год обучения.
|
Название темы |
общее |
теор. |
прак. |
1 четверть |
||||
|
Вводное занятие. «Я и моя семья» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.1 |
«Знакомство с волшебными красками» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.2 |
«Изображение фантастических животных» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.3 |
«Осень. Пора плодородия» |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.4 |
«Дымковские узоры» |
4 |
0,5 |
3,5 |
1.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
2 четверть |
||||
2.1 |
«Первый снег» |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.2 |
«Наши зимние забавы» |
4 |
0,5 |
1,5 |
2.3 |
«Зимняя сказка» |
4 |
0,5 |
3,5 |
2.4 |
«Рождественские узоры» |
4 |
0,5 |
3,5 |
2.5 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
16 |
|
|
3 четверть |
||||
3.1 |
«Каргопольские узоры» |
6 |
0,5 |
5,5 |
3.2 |
«Сделаем подарок нашим папам» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.3 |
«Масленица – широкая» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.4 |
«Рисуем для наших мам» |
4 |
0,5 |
3,5 |
3.5 |
«Мы ждем весну» |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.6 |
Обобщающий урок |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
20 |
|
|
4 четверть |
||||
4.1 |
«Деревья проснулись» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.2 |
«Филимоновские узоры» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.3 |
«Мы изображаем праздничные цветы на клумбе» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.4 |
«Наша мечта о лете» |
4 |
0,5 |
3,5 |
4.5 |
«Мой мини – альбом». Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Итого: |
16 |
|
|
|
Итого за год: |
68 |
|
|
Пояснительная записка.
Программа «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития направлена на возрождение традиций изготовления народной игрушки и приобщению учащихся дошкольного возраста к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом.
Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе. Народная игрушка в детском саду рекомендована для осуществления задач эстетического воспитания. В зависимости от возраста ребят их можно обучить самостоятельно создавать маленькие шедевры народного творчества. Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка, до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.
Знакомить детей с народной игрушкой можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Программа «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития входит в число дисциплин включенных в учебный план МКУДОД ДШИ «Школа ремесел».
В результате прохождения программного материала учащиеся:
имеют представление о традиционной народной игрушке и народных традициях, в которых были задействованы куклы;
знают правила безопасности при работе с различными материалами;
умеют изготавливать игрушки самостоятельно создавая её образ;
владеют основными технологическими приемами изготовления игрушек.
Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре. Познакомить учащихся с историей традиционной народной игрушки. Формирование практических навыков художественно-творческой деятельности.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы;
развить у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;
прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус;
формировать знания, умения, практические навыки работы с материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Данная программа составлена с учётом народного календаря. В структуру программы «Основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития входит изучение основ изобразительного искусства и различных техник изготовления традиционной игрушки: соленое тесто, природный материал, аппликация, папье-маше, глина, тряпичная кукла.
Методы обучения:
Методы эмоционального стимулирования (похвала, использование игр и игровых форм организации);
Методы развития познавательного интереса (удивительные факты, загадки, знакомство с литературой по народной игрушке, свободный выбор тем);
Волевые методы (предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к работе, контроль);
Социальные методы (коллективная работа).
Формы организации учебного процесса: проведение теоретических уроков (история возникновения и развития игрушки), практические занятия, беседы, экскурсии (музей, библиотека, выставки), встречи с мастерами.
Формы проверки знаний и умений детей: беседа, практическая работа (самостоятельная или коллективная), просмотры по итогам четверти, а также итоговые просмотры в конце учебного года, анализ работ, отбор лучших работ для участия в выставках и конкурсах.
Организация процесса обучения. Программа «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития рассчитана на 2 года обучения, первый год обучения для детей 7-8 лет, второй год обучения для детей 8-9 лет. Общий объем 272 часов за 2 года обучения, по 2 часа декоративно-прикладного искусства и 2 часа изобразительного искусства в неделю. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.
Содержание программы по декоративно-прикладному искусству
специализации «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел»
для класса раннего эстетического развития.
1 год обучения.
1 четверть.
Вводное занятие. Беседа. Знакомство с детьми. Знакомство детей с работами учащихся и педагогов ДШИ «Школа ремесел». Заготовка природного материала на 1 четверть. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами.
-
«Сад и огород».
Лепка из цветного соленого теста. Беседа. Тесто готовится учителем. Детям рассказывается, как производится замес теста. (1 часть муки +0,5 части соли + немного растительного масла + пищевой краситель). Навыки работы с соленым тестом, стеком.
Тема лепки: Плоские формы. «Овощи и фрукты».
Материалы: доски, цветное соленое тесто, стеки, фотоматериал, загадки, образец.
-
«Осенний лес».
Аппликация из осенних листьев. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Материал готовиться учителем. Навыки работы с природным материалом, ножницами.
Тема аппликации: «Цветы».
Материал: клей, кисть, природный материал, ножницы, работы учащихся ДШИ «Школа ремесел».
-
«Хлеб – всему голова».
Беседа. История куклы – ржанки». Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Дети выполняют задание из ниток.
Тема: Кукла – ржанка».
Материалы: нитки, ножницы, образец.
-
«Бабушкин двор».
Беседа. Знакомство с дымковской игрушкой. Знакомство учащихся с глиняной массой и с инструментами при работе с глиной. Правила при работе с глиной, техника безопасности. Обжиг изделий без участия детей. Роспись в стиле Дымковской игрушки.
Тема: Лепка Дымковской игрушки «Уточка».
Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.
1.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.
2 четверть.
2.1. «Русская изба».
Беседа. Знакомство детей с традиционной игровой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Навыки работы с ножницами по ткани. Кукла без иголки.
Тема: Учимся завязывать узелок. «Кукла - бабочка» и (или) «Узелковая кукла».
Материал: ткань, вата, нитки, ножницы, образец.
2.2. «Русский традиционный костюм».
Аппликация из ткани. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Предлагается вырезанная из картона матрешка, передник из ткани и скрученный пояс. Предлагается раскрасить и приклеить.
Материалы: ножницы, ткань, нитки, ленточки, карандаши или фломастеры, кисть, клей, образец.
2.3. «Детские зимние забавы».
Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Изготовление новогодних игрушек из бумаги. Навык работы ножницами по бумаге.
Материалы: образец, цветная бумага, газетная бумага или салфетки, клей, кисть, ножницы, гуашь, дополнительные материалы для декора.
2.4. «Рождественская игрушка».
Беседа. Знакомство детей с традиционной обереговой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами.
Тема: «Кукла – ангел» и (или) «Кукла – колокольчик».
Материалы: ткань, нитки, лента, вата, ножницы, образец.
2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.
3 четверть.
3.1. «Хозяин и хозяюшка».
Беседа. Знакомство детей с Каргопольской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей. Роспись.
Тема: Каргопольская глиняная игрушка «Котик».
Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.
3.2. «Масленица – широкая». Беседа. Знакомство с традиционной обрядовой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Техника безопасности при работе. Навык работы с ножницами.
Тема: «Кукла - Домашняя Масленица».
Материалы: ткань, нитки, ленты, вата, ножницы, образец.
3.3. «Мать и дитя».
Беседа. Знакомство детей с игровыми, обереговыми, обрядовыми тряпичными куклами связывающими мать и дитя. Закрепление пройденного ранее материала. Знакомство с материалом и инструментами. Навык работы с ножницами.
Тема: «Кукла Отдарок – на – подарок» и (или) «Кукла –Куватка».
Материалы: ткань, нитки, вата, ножницы, лента, образец.
3.4. «Сороки».
Беседа. Знакомство детей с праздником «Сороки». Приготовление теста и выпекание жаворонков производиться учителем заранее. Объигрование праздника при активном участие детей. Чаепитие.
Материалы: сценарий праздника, печенье-жаворонки.
3.5. «Весна пришла!».
Беседа. Знакомство с тряпичными куклами символизирующими приход весны. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.
Тема: «Кукла – Птица – радость».
Материалы: ткань, вата, ленты, нитки, ножницы, образец.
3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.
4 четверть.
4.1. «Пасхальный сувенир».
Беседа с детьми о празднике. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.
Тема: «Пасхальный сувенир». Коллективная работа. Эскизы и техника исполнения предоставляется учителем.
Материалы: бумага, карандаши, краски, необходимые инструменты и материалы.
4.2. «Егорий Вешний».
Беседа. Знакомство детей с Филимоновской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей. Роспись.
Тема: Лепка Филимоновской глиняной игрушки «Поросенок».
Материалы: глина, доска, стеки, вода, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.
4.3. «Троица».
Беседа. Традиционная тряпичная кукла. Техника безопасности.
Тема:«Кукла – Русалка (крестец)».
Материалы: ветки ивы, ткань, лента, ножницы, нитки, образец.
4.4. «О русской матрешке».
Беседа. Знакомство с историей матрешки. Изготовление и обжиг глиняных болванок разного размера производится учителем. Знакомство с инструментами и материалами. Роспись учащимися глиняных болванок разного размера «Развеселый хоровод».
Материалы: глиняные болванки разного размера, гуашь, кисть, иллюстрации.
4.5. «Русь мастеровая». Итоговое занятие. Беседа о пройденных темах за год. Анализ работ. Выставление оценок. Выставка работ учащихся 7- 8 лет для родителей, преподавателей и учащихся ДШИ «Школа ремесел».
В конце обучения учащиеся должны знать:
─ технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
─ процесс замеса цветного соленого теста;
─ название материалов и инструментов при работе с глиной;
─ историю происхождения кукол;
─ технологию изготовления тряпичных кукол;
─ праздники народного календаря, которые оговаривались в течении года.
В конце обучения учащиеся должны уметь:
─ подготовить своё рабочее место;
─ лепить плоские формы из соленого теста;
─ владеть основными приемами лепки из глины;
─ владеть способами соединения кусочков ткани путем закручивания нитями;
─ различать праздники народного календаря.
2 год обучения
1 четверть.
Вводное занятие. Беседа. Знакомство детей с работами учащихся и педагогов ДШИ «Школа ремесел». Заготовка природного материала на 1 четверть учителем и учащимися. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами.
-
«Сад и огород».
Лепка из цветного соленого теста. Беседа. Часть теста готовится учителем, часть готовиться вместе с учениками (1 часть муки +0,5 части соли + немного растительного масла + пищевой краситель). Навыки работы с соленым тестом, стеком.
Тема лепки: Объемные формы «Ягоды и грибы».
Материалы: доски, цветное соленое тесто, стеки, фотоматериал, загадки, образец.
-
«Осенний лес».
Аппликация из осенних листьев. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Большая часть материала готовиться учащимися. Навыки работы с природным материалом, ножницами.
Тема аппликации: «Животные».
Материал: клей, кисть, природный материал, ножницы, работы учащихся ДШИ «Школа ремесел».
-
«Хлеб – всему голова».
Беседа. История куклы – ржанки». Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Солома для детей подготавливается учителем, детям рассказывается технология.
Тема: Кукла – ржанка».
Материалы: солома, нитки, ножницы, образец.
-
«Бабушкин двор».
Беседа. Знакомство с дымковской игрушкой. Знакомство учащихся с глиняной массой и с инструментами при работе с глиной. Правила при работе с глиной, техника безопасности. Обжиг изделий без участия детей, с пояснением. Роспись в стиле Дымковской игрушки.
Тема: Лепка Дымковской игрушки «Конь».
Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.
1.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.
2 четверть.
2.1. «Русская изба».
Беседа. Знакомство детей с традиционной игровой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Навыки работы с ножницами по ткани. Кукла без иголки.
Тема: «Кукла - зайчик».
Материал: ткань, вата, нитки, ножницы, образец.
2.2. «Русский традиционный костюм».
Аппликация из ткани. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Мастер – класс по изготовлению простого крученного пояса из 2-х нитей.
Предлагается вырезанный из картона образ дымковской барыни. Учащиеся самостоятельно изготавливают передник и пояс. Раскрашивают барыню по мотивам дымковской игрушки, приклеивают передник и пояс.
Материалы: ножницы, ткань, нитки, ленточки, карандаши или фломастеры, кисть, клей, образец.
2.3. «Детские зимние забавы».
Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Изготовление новогодних игрушек в технике папье-маше.
Материалы: образец, цветная бумага, газетная бумага или салфетки, клей, кисть, ножницы, гуашь, дополнительные материалы для декора.
2.4. «Рождественская игрушка».
Беседа. Знакомство детей с традиционной обереговой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами.
Тема: «Кукла «День и ночь»» и (или) «Кукла – благодать».
Материалы: ткань, нитки, лента, вата, ножницы, образец.
2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.
3 четверть.
3.1. «Хозяин и хозяюшка».
Беседа. Знакомство детей с Каргопольской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей, с пояснением. Роспись.
Тема: Каргопольская глиняная игрушка «Барыня» или «Мужичок».
Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.
3.2. «Масленица – широкая». Беседа. Знакомство с традиционной обрядовой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Техника безопасности при работе. Навык работы с ножницами.
Тема: Соломенная «Кукла – Масленица». Коллективная работа.
Материалы: ткань, солома, нитки, ленты, вата, ножницы, образец.
3.3. «Мать и дитя».
Беседа. Знакомство детей с игровыми, обереговыми, обрядовыми тряпичными куклами связывающими мать и дитя. Закрепление пройденного ранее материала. Знакомство с материалом и инструментами. Навык работы с ножницами.
Тема: «Кукла – Пеленашка» и (или) «Вепсская кукла».
Материалы: ткань, нитки, вата, ножницы, лента, образец.
3.4. «Сороки».
Беседа. Знакомство детей с праздником «Сороки». Знакомство с предстоящей работой. Приготовление теста для жаворонков учителем в ходе общения с детьми. Изготовление детьми и учителем жаворонков из пресного теста, выпекание, чаепитие.
Материалы: объигрование праздника, пресное тесто, печь.
3.5. «Весна пришла!».
Беседа. Знакомство с тряпичными куклами символизирующими приход весны. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.
Тема: «Кукла – Веснянка».
Материалы: ткань, вата, ленты, нитки, ножницы, образец.
3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.
4 четверть.
4.1. «Пасхальный сувенир».
Беседа с детьми о празднике. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.
Тема: «Пасхальный сувенир» Коллективная работа. Привлечение детей к разработке эскиза и выбора техники исполнения.
Материалы: бумага, карандаши, краски, необходимые инструменты и материалы.
4.2. «Егорий Вешний».
Беседа. Знакомство детей с Филимоновской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей с пояснением. Роспись.
Тема: Лепка Филимоновской глиняной игрушки « Сельская красавица».
Материалы: глина, доска, стеки, вода, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.
4.3. «Троица».
Беседа. Традиционная тряпичная кукла. Техника безопасности.
Тема: «Кукла – Кукушка».
Материалы: ветки ивы, ткань, лента, ножницы, нитки, образец.
4.4. «О русской матрешке».
Беседа. Знакомство с историей матрешки. Знакомство с инструментами и материалами. Лепка учащимися силуэта матрешки из глиняной массы. Обжиг изделий без участия детей, с пояснением. Роспись матрешки по эскизам учащихся.
Материалы: глина, доска, стеки, вода, муфельная печь, гуашь, кисть, иллюстрации.
4.5. «Русь мастеровая». Итоговое занятие. Беседа о пройденных темах за год. Анализ работ. Выставление оценок. Выставка работ учащихся 8-9 лет для родителей, преподавателей и учащихся ДШИ «Школа ремесел».
В конце обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
технологию замеса цветного соленого теста;
понятие аппликация;
технологию изготовления игрушек из папье-маше;
название материалов и инструментов при работе с глиной;
историю происхождения кукол;
технологию изготовления тряпичных кукол;
праздники народного календаря, которые оговаривались в течении года.
В конце обучения учащиеся должны уметь:
подготовить своё рабочее место;
лепить объемные игрушки из соленого теста;
правильно подготовить природный материал к работе;
подготовить бумажную массу для папье-маше;
владеть основными приемами лепки из глины;
владеть способами соединения кусочков ткани путем закручивания нитями;
уметь работать в коллективе;
различать праздники народного календаря.
Содержание программы
по изобразительному искусству
для класса раннего эстетического развития.
1 год обучения.
1 четверть.
Вводное занятие. «Я и моя семья». Беседа. Знакомство с детьми. Дети 7-8 лет, выявление уровня изобразительных умений и навыков.
-
«Знакомство с волшебными красками».
Проба всех цветов на палитре. Первоначальные навыки работы кистью. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места.
Материалы: гуашь, кисть, палитра, альбом.
-
«Изображение фантастических деревьев».
Техника отпечатывания листьев. Материал собран учителем, высушен. Смешение цветов на палитре. Учащиеся изображают деревья при помощи отпечатка листка, дорисовывая ствол и крону.
Материалы: листья разного размера и вида, альбом, гуашь, кисть, палитра.
-
«Осень. Пора плодородия».
Передача характера линией и цветом (большими декоративными пятнами). Композиционное размещение в листе.
Тема: «Овощи и фрукты».
Материалы: гуашь, альбом, кисть, палитра, муляжи.
-
«Дымковские узоры».
Знакомство учащихся с дымковской игрушкой. Беседа о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Учащиеся дорисовывают предложенный узор в полосе с помощью кисти и ватных палочек. Продолжение знакомства с дымковскими узорами на примере росписи уточки на бумаге (является эскизом для росписи глиняной уточки).
Материалы: дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек, трафарет уточки, гуашь, кисть, ватные палочки, альбом, карандаш.
-
Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.
2 четверть.
2.1. «Первый снег».
Навыки владения кистью. Передача белилами (на цветном фоне) контрастов зимней природы.
Тема: «Падающие снежинки» (однотонный цветной фон).
Материалы: альбом, белая гуашь, карандаш, кисть.
2.2. «Наши зимние забавы».
Навыки работы над многофигурной композицией. Выделение главного размером. Композиционное размещение в листе.
Тема: «Новогодняя ёлка».
Материалы: альбом, гуашь, кисть.
2.3. «Зимняя сказка». Беседа по зимним сказкам. Изображение любимых героев сказок. Выделение главного размером.
Материалы: иллюстрации сказок, альбом, гуашь, кисть.
2.4. «Рождественские узоры».
Рисуем ладошками, дорисовывая кистью необходимых элементов.
Тема: «Ёлочка – малютка» (на цветной бумаге).
Материалы: цветная бумага, ½ ватмана, гуашь, кисть.
2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.
3 четверть.
3.1. «Каргопольские узоры».
Освоение простейших элементов каргопольской росписи – полосок, дуг и овалов. Воспроизведение элементов орнамента рядом с образцами на левой странице и дорисовывают орнамент на полях правой страницы. Эскиз росписи каргопольской глиняной игрушки «Котик».
Материалы: Каргопольская игрушка, методический материал, альбом, карандаш, трафарет «котик», гуашь, кисть.
3.2. «Сделаем подарок нашим папам».
Знакомство с холодными цветами. Аппликация из цветной бумаги «Самолет».
Материалы: цветная бумага, карандаш, альбом, клей, кисть.
3.3. «Масленица – широкая».
Знакомство с теплыми цветами. Аппликация из цветной бумаги «Солнышко-лучистое».
Материалы: цветная бумага, карандаш, альбом, клей, кисть.
3.4. «Рисуем для наших мам».
Открытка на 8 марта. Теплые и холодные цвета. Аппликация из цветной бумаги «Цветы».
Материалы: цветная бумага, карандаш, картон, клей, кисть.
3.5. «Мы ждем весну».
Изображение сказочной птицы. Фон – «холодный», птица – «теплая». Рисунок (цветные карандаши).
Материалы: альбом, цветные карандаши, иллюстрации, кисть, палитра.
3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.
4 четверть.
4.1. «Деревья проснулись».
Коллективная работа. Владение цветом, линией. Передача движения. Монтаж индивидуальных работ в одну работу. Рисунок (цветные карандаши).
Материалы: цветные карандаши, альбом, кисть, палитра, иллюстрации.
4.2. «Филимоновские узоры».
Освоение простейших элементов Филимоновской росписи – полосок, ёлочек. Использование гуаши двух цветов – желтого, зеленого. Воспроизведение элементов орнамента рядом с образцами на левой стороне и дорисовывание орнамента на полях правой страницы. Эскиз росписи Филимоновской глиняной игрушки «Поросенок».
Материалы: Филимоновские игрушки, методический материал, гуашь двух цветов (желтая, зеленая), кисть, альбом, карандаш и трафарет: поросенок.
4.3. «Мы изображаем праздничные цветы в вазе».
Заполнение листа. Равновесие пятен. Выразительность линий. Рисунок (цветные карандаши).
Материалы: цветные карандаши, альбом, палитра, кисть, постановка.
4.4. «Наша мечта о лете».
Равномерное заполнение листа, владение цветом. «Бабочки» (цветные карандаши).
Материалы: цветные карандаши, альбом, палитра, кисть, иллюстрации.
4.5. «Мой мини – альбом». Итоговое занятие.
Анализ работ, оценка, составление альбомов.
В конце обучения учащиеся должны знать:
из каких цветов состоит радуга;
основные сведения по рисунку: понятие «линия»;
основные сведения по композиции: компоновка в листе, композиционный цент;
какие цвета являются холодными, а какие теплыми;
выразительные возможности художественных материалов: гуаши, цветных карандашей.
В конце обучения учащиеся должны уметь:
правильно подготовить свое рабочее место;
владеть навыками работы с кистью;
смешивать цвета на палитре, получать множество цветов;
применять приемы вырезания, наклеивания нужных фигур;
выполнять простейшие элементы художественно-кистевой росписи: капельки, мазки, кружочки и.т.п.
выделить главное размером.
2 год обучения.
1 четверть.
Вводное занятие. «Я и моя семья». Беседа. Дети 8-9 лет, повторение ранее освоенных изобразительных умений и навыков.
1.1. «Знакомство с волшебными красками».
Проба всех цветов на палитре. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места.
Тема: «Радужный кот».
Материалы: гуашь, кисть, палитра, альбом.
1.2. «Изображение фантастических животных».
Техника отпечатывания листьев. Материал собран учителем и учащимися, высушен. Смешение цветов на палитре. Дополнительные детали дорисовываются при помощи кисточки.
Материалы: листья разного размера и вида, альбом, гуашь, кисть, палитра.
1.3. «Осень. Пора плодородия».
Передача характера линией и цветом (большими декоративными пятнами). Композиционное размещение в листе.
Тема: «Ягоды и грибы».
Материалы: акварель, альбом, кисть, палитра, муляжи.
1.4. «Дымковские узоры».
Знакомство учащихся с дымковской игрушкой. Беседа о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Учащиеся придумывают и выполняют узор в полосе с помощью кисти и ватных палочек. Продолжение знакомства с дымковскими узорами на примере росписи коня на бумаге (является эскизом для росписи глиняного коня).
Материалы: дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек, трафарет уточки и коня, гуашь, кисть, ватные палочки, альбом, карандаш.
1.5. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.
2 четверть.
2.1. «Первый снег».
Навыки владения кистью. Передача белилами (на цветном фоне) контрастов зимней природы.
Тема: «Снежинки в лесу» (многоцветный фон). Передача глубины пространства (ближе – ниже, дальше – выше)
Материалы: альбом, акварель, белая гуашь, карандаш, кисть.
2.2. «Наши зимние забавы».
Навыки работы над многофигурной композицией. Выделение главного размером и цветом. Композиционное размещение в листе.
Тема: «Новогодняя ёлка с подарками».
Материалы: альбом, гуашь, кисть.
2.3. «Зимняя сказка». Беседа по зимним сказкам. Изображение любимых героев сказок. Выделение главного размером и цветом.
Материалы: иллюстрации сказок, альбом, гуашь, кисть.
2.4. «Рождественские узоры».
Рисуем ладошками, дорисовывая кистью необходимых элементов.
Тема: «Ёлка – красавица» (коллективная работа).
Материалы: цветная бумага, ½ ватмана, гуашь, кисть.
2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.
3 четверть.
3.1. «Каргопольские узоры».
Повторение простейших элементов каргопольской росписи – полосок, дуг и овалов. Знакомство с традиционным Каргопольским узором – солярные знаки. Составление узора орнамента по образцам в полосе. Эскиз росписи каргопольской глиняной игрушки «Барыня» или «Мужичок».
Материалы: Каргопольская игрушка, методический материал, альбом, карандаш, трафарет «барыня» или «мужичок», гуашь, кисть.
3.2. «Сделаем подарок нашим папам».
Продолжение знакомства с холодными цветами, смешивание цветов на палитре. Рисунок «Кораблик».
Материалы: карандаш, альбом, гуашь, палитра, клей, кисть.
3.3. «Масленица – широкая».
Продолжение знакомства с теплыми цветами, смешивание цветов на палитре. Рисунок «Масленица».
Материалы: карандаш, альбом, гуашь, палитра, клей, кисть.
3.4. «Рисуем для наших мам».
Открытка на 8 марта. Теплые и холодные цвета. Рисунок «Букет в вазе».
Материалы: карандаш, картон, гуашь, палитра, клей, кисть.
3.5. «Мы ждем весну».
Изображение сказочной птицы. Фон – «холодный», птица – «теплая». Рисунок (гуашь).
Материалы: альбом, гуашь, иллюстрации, кисть, палитра.
3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.
4 четверть.
4.1. «Деревья проснулись».
Коллективная работа. Владение цветом, линией. Передача движения. Монтаж индивидуальных работ в одну работу. Рисунок (гуашь). Техника раздувания пятна.
Материалы: гуашь, альбом, кисть, палитра, иллюстрации.
4.2. «Филимоновские узоры».
Повторение простейших элементов Филимоновской росписи – полосок, ёлочек. Знакомство с традиционными элементами в росписи Филимоновской игрушки. Использование гуаши трех цветов – желтого, зеленого, красного. Составление узора орнамента по образцу в полосе. Эскиз росписи Филимоновской глиняной игрушки «Сельская красавица».
Материалы: Филимоновские игрушки, методический материал, гуашь трех цветов, кисть, альбом, карандаш и трафарет: поросенок, барашек.
4.3. «Мы изображаем праздничные цветы на клумбе».
Заполнение листа. Равновесие пятен. Выразительность линий. Рисунок (гуашь).
Материалы: гуашь, альбом, палитра, кисть, постановка.
4.4. «Наша мечта о лете».
Равномерное заполнение листа, владение цветом. Тема: «Насекомые» (гуашь).
Материалы: гуашь, альбом, палитра, кисть, иллюстрации.
4.5. «Мой мини – альбом». Итоговое занятие.
Анализ работ, оценка, составление альбомов.
В конце обучения учащиеся должны знать:
─ из каких цветов состоит радуга;
─ основные сведения по рисунку: понятие «линия», ее разновидности, пластичность;
─ основные сведения по композиции: компоновка в листе, композиционный цент, понятия «ближе», «дальше», «выше», «ниже»;
─ какие цвета являются холодными, а какие теплыми;
─ выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, цветных карандашей;
─ различия в узорах Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушки.
В конце обучения учащиеся должны уметь:
─ правильно подготовить свое рабочее место;
─ владеть навыками работы с кистью;
─ смешивать цвета на палитре, получать множество цветов;
─ выполнять простейшие элементы художественно-кистевой росписи: капельки, мазки, кружочки и.т.п.
─ составлять из данных элементов несложные орнаменты в полосе;
─ выделить главное размером и цветом;
уметь работать в коллективе.
Список литературы.
-
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я Шпикаловой, Г.А. Поровской – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г. – 272с.
Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 192с.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Данкевич Е.В., Жаркова О.В. Знакомьтесь: глина.– СПб.: Кристалл, 1998.–272с.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликация в игре (младшая разновозрастная группа):Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.
Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культурологический очерк. – СПб. Абрис, 1999. – 128с.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 128с.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240с.
Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет/ авт.-сост. С.В.Михалева. Волгоград: Учитель, 2011. – 135с.
Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского –М.: «Просвещение» 2008 г.-140с.
Рубцова Е.С. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. – Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2010. – 240с.
Русский народный праздник: Научно – методическое пособие./ Отв. ред. Жигунова М.И., Томилов Н.А. – Омск: «ИД «Наука», 2006. – 248-274с.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208с., ил., 16л. вкл.
Традиционная крестьянская кукла. Методическое пособие. – Екатеринбург, Свердловский областной дом фольклора, 2006. – 40с.
Федотова Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1997. – 144с.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно – методическое пособие. СПб.: «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 176с.
Сафонова Ольга Владимировна