Образовательная программа по предмету «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития

1
1
Материал опубликован 21 May 2019 в группе

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей

Муромцевская детская школа искусств «Школа ремесел»

Администрации Муромцевского муниципального района Омской области

 

 

Образовательная программа по предмету

«Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития

 

 

Составитель: Неупокоева Елена Николаевна

 

Муромцево 2013

Календарно-тематический план занятий

для класса раннего эстетического развития

по ДПИ «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел».

 

1 год обучения.

 

Название темы

общее

теор.

прак.

1 четверть

 

Вводное занятие.

2

2

 

1.1

«Сад и огород»

4

0,5

3,5

1.2

«Осенний лес»

2

0,5

1,5

1.3

«Хлеб – всему голова»

2

0,5

1,5

1.4

«Бабушкин двор»

4

0,5

3,5

1.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

2 четверть

2.1

«Русская изба»

2

0,5

1,5

2.2

«Русский традиционный костюм»

2

0,5

1,5

2.3

«Детские зимние забавы»

6

0,5

5,5

2.4

«Рождественская игрушка»

4

0,5

3,5

2.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

3 четверть

3.1

«Хозяин и хозяюшка»

6

0,5

5,5

3.2

«Масленица – широкая»

4

0,5

3,5

3.3

«Мать и дитя»

4

0,5

3,5

3.4

«Сороки»

2

0,5

1,5

3.5

«Весна пришла!»

2

0,5

1,5

3.6

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

20

 

 

 

4 четверть

4.1

«Пасхальный сувенир»

6

0,5

5,5

4.2

«Егорий Вешний»

4

0,5

3,5

4.3

«Троица»

2

0,5

1,5

4.4

«О русской матрешке»

2

0,5

1,5

4.5

«Русь мастеровая». Итоговое занятие.

2

0,5

1,5

 

Итого:

16

 

 

 

Итого за год:

68

 

 

 

 

2 год обучения.

 

 

Название темы

общее

теор.

прак.

1 четверть

 

Вводное занятие.

2

2

 

1.1

«Сад и огород»

4

0,5

3,5

1.2

«Осенний лес»

2

0,5

1,5

1.3

«Хлеб – всему голова»

2

0,5

1,5

1.4

«Бабушкин двор»

4

0,5

3,5

1.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

2 четверть

2.1

«Русская изба»

2

0,5

1,5

2.2

«Русский традиционный костюм»

2

0,5

1,5

2.3

«Детские зимние забавы»

6

0,5

5,5

2.4

«Рождественская игрушка»

4

0,5

3,5

2.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

3 четверть

3.1

«Хозяин и хозяюшка»

6

0,5

5,5

3.2

«Масленица – широкая»

4

0,5

3,5

3.3

«Мать и дитя»

4

0,5

3,5

3.4

«Сороки»

2

0,5

1,5

3.5

«Весна пришла!»

2

0,5

1,5

3.6

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

20

 

 

 

4 четверть

4.1

«Пасхальный сувенир»

6

0,5

5,5

4.2

«Егорий Вешний»

4

0,5

3,5

4.3

«Троица»

2

0,5

1,5

4.4

«О русской матрешке»

2

0,5

1,5

4.5

«Русь мастеровая». Итоговое занятие.

2

0,5

1,5

 

Итого:

16

 

 

 

Итого за год:

68

 

 

 

 

Календарно-тематический план

занятий класса раннего эстетического развития

по изобразительному искусству.

 

1 год обучения.

 

 

Название темы

общее

теор.

прак.

1 четверть

 

Вводное занятие. «Я и моя семья»

2

0,5

1,5

1.1

«Знакомство с волшебными красками»

2

0,5

1,5

1.2

«Изображение фантастических деревьев»

4

0,5

3,5

1.3

«Осень. Пора плодородия»

2

0,5

1,5

1.4

«Дымковские узоры»

4

0,5

3,5

1.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

2 четверть

2.1

«Первый снег»

2

0,5

1,5

2.2

«Наши зимние забавы»

4

0,5

1,5

2.3

«Зимняя сказка»

4

0,5

3,5

2.4

«Рождественские узоры»

4

0,5

3,5

2.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

3 четверть

3.1

«Каргопольские узоры»

6

0,5

5,5

3.2

«Сделаем подарок нашим папам»

4

0,5

3,5

3.3

«Масленица – широкая»

2

0,5

1,5

3.4

«Рисуем для наших мам»

4

0,5

3,5

3.5

«Мы ждем весну»

2

0,5

1,5

3.6

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

20

 

 

 

4 четверть

4.1

«Деревья проснулись»

4

0,5

3,5

4.2

«Филимоновские узоры»

4

0,5

3,5

4.3

«Мы изображаем праздничные цветы в вазе»

2

0,5

1,5

4.4

«Наша мечта о лете»

4

0,5

3,5

4.5

«Мой мини – альбом». Итоговое занятие

2

0,5

1,5

 

Итого:

16

 

 

 

Итого за год:

68

 

 

 

 

2 год обучения.

 

 

Название темы

общее

теор.

прак.

1 четверть

 

Вводное занятие. «Я и моя семья»

2

0,5

1,5

1.1

«Знакомство с волшебными красками»

2

0,5

1,5

1.2

«Изображение фантастических животных»

4

0,5

3,5

1.3

«Осень. Пора плодородия»

2

0,5

1,5

1.4

«Дымковские узоры»

4

0,5

3,5

1.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

2 четверть

2.1

«Первый снег»

2

0,5

1,5

2.2

«Наши зимние забавы»

4

0,5

1,5

2.3

«Зимняя сказка»

4

0,5

3,5

2.4

«Рождественские узоры»

4

0,5

3,5

2.5

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

16

 

 

3 четверть

3.1

«Каргопольские узоры»

6

0,5

5,5

3.2

«Сделаем подарок нашим папам»

4

0,5

3,5

3.3

«Масленица – широкая»

2

0,5

1,5

3.4

«Рисуем для наших мам»

4

0,5

3,5

3.5

«Мы ждем весну»

2

0,5

1,5

3.6

Обобщающий урок

2

2

-

 

Итого:

20

 

 

 

4 четверть

4.1

«Деревья проснулись»

4

0,5

3,5

4.2

«Филимоновские узоры»

4

0,5

3,5

4.3

«Мы изображаем праздничные цветы на клумбе»

2

0,5

1,5

4.4

«Наша мечта о лете»

4

0,5

3,5

4.5

«Мой мини – альбом». Итоговое занятие

2

0,5

1,5

 

Итого:

16

 

 

 

Итого за год:

68

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Программа «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития направлена на возрождение традиций изготовления народной игрушки и приобщению учащихся дошкольного возраста к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.

Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом.

Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе. Народная игрушка в детском саду рекомендована для осуществления задач эстетического воспитания. В зависимости от возраста ребят их можно обучить самостоятельно создавать маленькие шедевры народного творчества. Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка, до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Знакомить детей с народной игрушкой можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Программа «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития входит в число дисциплин включенных в учебный план МКУДОД ДШИ «Школа ремесел».

В результате прохождения программного материала учащиеся:

имеют представление о традиционной народной игрушке и народных традициях, в которых были задействованы куклы;

знают правила безопасности при работе с различными материалами;

умеют изготавливать игрушки самостоятельно создавая её образ;

владеют основными технологическими приемами изготовления игрушек.

Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре. Познакомить учащихся с историей традиционной народной игрушки. Формирование практических навыков художественно-творческой деятельности.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы;

развить у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус;

формировать знания, умения, практические навыки работы с материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Данная программа составлена с учётом народного календаря. В структуру программы «Основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития входит изучение основ изобразительного искусства и различных техник изготовления традиционной игрушки: соленое тесто, природный материал, аппликация, папье-маше, глина, тряпичная кукла.

Методы обучения:

Методы эмоционального стимулирования (похвала, использование игр и игровых форм организации);

Методы развития познавательного интереса (удивительные факты, загадки, знакомство с литературой по народной игрушке, свободный выбор тем);

Волевые методы (предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к работе, контроль);

Социальные методы (коллективная работа).

Формы организации учебного процесса: проведение теоретических уроков (история возникновения и развития игрушки), практические занятия, беседы, экскурсии (музей, библиотека, выставки), встречи с мастерами.

Формы проверки знаний и умений детей: беседа, практическая работа (самостоятельная или коллективная), просмотры по итогам четверти, а также итоговые просмотры в конце учебного года, анализ работ, отбор лучших работ для участия в выставках и конкурсах.

Организация процесса обучения. Программа «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел» для класса раннего эстетического развития рассчитана на 2 года обучения, первый год обучения для детей 7-8 лет, второй год обучения для детей 8-9 лет. Общий объем 272 часов за 2 года обучения, по 2 часа декоративно-прикладного искусства и 2 часа изобразительного искусства в неделю. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.

 

 

 

Содержание программы по декоративно-прикладному искусству

специализации «Народная игрушка и основы традиционных видов ремесел»

для класса раннего эстетического развития.

1 год обучения.

1 четверть.

Вводное занятие. Беседа. Знакомство с детьми. Знакомство детей с работами учащихся и педагогов ДШИ «Школа ремесел». Заготовка природного материала на 1 четверть. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами.

  1. «Сад и огород».

Лепка из цветного соленого теста. Беседа. Тесто готовится учителем. Детям рассказывается, как производится замес теста. (1 часть муки +0,5 части соли + немного растительного масла + пищевой краситель). Навыки работы с соленым тестом, стеком.

Тема лепки: Плоские формы. «Овощи и фрукты».

Материалы: доски, цветное соленое тесто, стеки, фотоматериал, загадки, образец.

  1. «Осенний лес».

Аппликация из осенних листьев. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Материал готовиться учителем. Навыки работы с природным материалом, ножницами.

Тема аппликации: «Цветы».

Материал: клей, кисть, природный материал, ножницы, работы учащихся ДШИ «Школа ремесел».

  1. «Хлеб – всему голова».

Беседа. История куклы – ржанки». Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Дети выполняют задание из ниток.

Тема: Кукла – ржанка».

Материалы: нитки, ножницы, образец.

  1. «Бабушкин двор».

Беседа. Знакомство с дымковской игрушкой. Знакомство учащихся с глиняной массой и с инструментами при работе с глиной. Правила при работе с глиной, техника безопасности. Обжиг изделий без участия детей. Роспись в стиле Дымковской игрушки.

Тема: Лепка Дымковской игрушки «Уточка».

Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.

1.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.

 

2 четверть.

2.1. «Русская изба».

Беседа. Знакомство детей с традиционной игровой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Навыки работы с ножницами по ткани. Кукла без иголки.

Тема: Учимся завязывать узелок. «Кукла - бабочка» и (или) «Узелковая кукла».

Материал: ткань, вата, нитки, ножницы, образец.

2.2. «Русский традиционный костюм».

Аппликация из ткани. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Предлагается вырезанная из картона матрешка, передник из ткани и скрученный пояс. Предлагается раскрасить и приклеить.

Материалы: ножницы, ткань, нитки, ленточки, карандаши или фломастеры, кисть, клей, образец.

2.3. «Детские зимние забавы».

Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Изготовление новогодних игрушек из бумаги. Навык работы ножницами по бумаге.

Материалы: образец, цветная бумага, газетная бумага или салфетки, клей, кисть, ножницы, гуашь, дополнительные материалы для декора.

2.4. «Рождественская игрушка».

Беседа. Знакомство детей с традиционной обереговой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами.

Тема: «Кукла – ангел» и (или) «Кукла – колокольчик».

Материалы: ткань, нитки, лента, вата, ножницы, образец.

2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.

3 четверть.

3.1. «Хозяин и хозяюшка».

Беседа. Знакомство детей с Каргопольской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей. Роспись.

Тема: Каргопольская глиняная игрушка «Котик».

Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.

3.2. «Масленица – широкая». Беседа. Знакомство с традиционной обрядовой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Техника безопасности при работе. Навык работы с ножницами.

Тема: «Кукла - Домашняя Масленица».

Материалы: ткань, нитки, ленты, вата, ножницы, образец.

3.3. «Мать и дитя».

Беседа. Знакомство детей с игровыми, обереговыми, обрядовыми тряпичными куклами связывающими мать и дитя. Закрепление пройденного ранее материала. Знакомство с материалом и инструментами. Навык работы с ножницами.

Тема: «Кукла Отдарок – на – подарок» и (или) «Кукла –Куватка».

Материалы: ткань, нитки, вата, ножницы, лента, образец.

3.4. «Сороки».

Беседа. Знакомство детей с праздником «Сороки». Приготовление теста и выпекание жаворонков производиться учителем заранее. Объигрование праздника при активном участие детей. Чаепитие.

Материалы: сценарий праздника, печенье-жаворонки.

3.5. «Весна пришла!».

Беседа. Знакомство с тряпичными куклами символизирующими приход весны. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.

Тема: «Кукла – Птица – радость».

Материалы: ткань, вата, ленты, нитки, ножницы, образец.

3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.

 

4 четверть.

4.1. «Пасхальный сувенир».

Беседа с детьми о празднике. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.

Тема: «Пасхальный сувенир». Коллективная работа. Эскизы и техника исполнения предоставляется учителем.

Материалы: бумага, карандаши, краски, необходимые инструменты и материалы.

4.2. «Егорий Вешний».

Беседа. Знакомство детей с Филимоновской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей. Роспись.

Тема: Лепка Филимоновской глиняной игрушки «Поросенок».

Материалы: глина, доска, стеки, вода, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.

4.3. «Троица».

Беседа. Традиционная тряпичная кукла. Техника безопасности.

Тема:«Кукла – Русалка (крестец)».

Материалы: ветки ивы, ткань, лента, ножницы, нитки, образец.

4.4. «О русской матрешке».

Беседа. Знакомство с историей матрешки. Изготовление и обжиг глиняных болванок разного размера производится учителем. Знакомство с инструментами и материалами. Роспись учащимися глиняных болванок разного размера «Развеселый хоровод».

Материалы: глиняные болванки разного размера, гуашь, кисть, иллюстрации.

4.5. «Русь мастеровая». Итоговое занятие. Беседа о пройденных темах за год. Анализ работ. Выставление оценок. Выставка работ учащихся 7- 8 лет для родителей, преподавателей и учащихся ДШИ «Школа ремесел».

 

 

В конце обучения учащиеся должны знать:

─ технику безопасности при работе с инструментами и материалами;

─ процесс замеса цветного соленого теста;

─ название материалов и инструментов при работе с глиной;

─ историю происхождения кукол;

─ технологию изготовления тряпичных кукол;

─ праздники народного календаря, которые оговаривались в течении года.

 

В конце обучения учащиеся должны уметь:

─ подготовить своё рабочее место;

─ лепить плоские формы из соленого теста;

─ владеть основными приемами лепки из глины;

─ владеть способами соединения кусочков ткани путем закручивания нитями;

─ различать праздники народного календаря.

 

 

2 год обучения

1 четверть.

Вводное занятие. Беседа. Знакомство детей с работами учащихся и педагогов ДШИ «Школа ремесел». Заготовка природного материала на 1 четверть учителем и учащимися. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами.

  1. «Сад и огород».

Лепка из цветного соленого теста. Беседа. Часть теста готовится учителем, часть готовиться вместе с учениками (1 часть муки +0,5 части соли + немного растительного масла + пищевой краситель). Навыки работы с соленым тестом, стеком.

Тема лепки: Объемные формы «Ягоды и грибы».

Материалы: доски, цветное соленое тесто, стеки, фотоматериал, загадки, образец.

  1. «Осенний лес».

Аппликация из осенних листьев. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Большая часть материала готовиться учащимися. Навыки работы с природным материалом, ножницами.

Тема аппликации: «Животные».

Материал: клей, кисть, природный материал, ножницы, работы учащихся ДШИ «Школа ремесел».

  1. «Хлеб – всему голова».

Беседа. История куклы – ржанки». Знакомство с материалом и инструментами. Подготовка к работе. Солома для детей подготавливается учителем, детям рассказывается технология.

Тема: Кукла – ржанка».

Материалы: солома, нитки, ножницы, образец.

  1. «Бабушкин двор».

Беседа. Знакомство с дымковской игрушкой. Знакомство учащихся с глиняной массой и с инструментами при работе с глиной. Правила при работе с глиной, техника безопасности. Обжиг изделий без участия детей, с пояснением. Роспись в стиле Дымковской игрушки.

Тема: Лепка Дымковской игрушки «Конь».

Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.

1.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.

 

 

2 четверть.

2.1. «Русская изба».

Беседа. Знакомство детей с традиционной игровой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Навыки работы с ножницами по ткани. Кукла без иголки.

Тема: «Кукла - зайчик».

Материал: ткань, вата, нитки, ножницы, образец.

2.2. «Русский традиционный костюм».

Аппликация из ткани. Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Мастер – класс по изготовлению простого крученного пояса из 2-х нитей.

Предлагается вырезанный из картона образ дымковской барыни. Учащиеся самостоятельно изготавливают передник и пояс. Раскрашивают барыню по мотивам дымковской игрушки, приклеивают передник и пояс.

Материалы: ножницы, ткань, нитки, ленточки, карандаши или фломастеры, кисть, клей, образец.

2.3. «Детские зимние забавы».

Беседа. Знакомство с материалом и инструментами. Изготовление новогодних игрушек в технике папье-маше.

Материалы: образец, цветная бумага, газетная бумага или салфетки, клей, кисть, ножницы, гуашь, дополнительные материалы для декора.

2.4. «Рождественская игрушка».

Беседа. Знакомство детей с традиционной обереговой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами.

Тема: «Кукла «День и ночь»» и (или) «Кукла – благодать».

Материалы: ткань, нитки, лента, вата, ножницы, образец.

2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.

 

3 четверть.

3.1. «Хозяин и хозяюшка».

Беседа. Знакомство детей с Каргопольской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей, с пояснением. Роспись.

Тема: Каргопольская глиняная игрушка «Барыня» или «Мужичок».

Материалы: глина, доска, вода, стеки, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.

3.2. «Масленица – широкая». Беседа. Знакомство с традиционной обрядовой тряпичной куклой. Знакомство с материалом и инструментами. Техника безопасности при работе. Навык работы с ножницами.

Тема: Соломенная «Кукла – Масленица». Коллективная работа.

Материалы: ткань, солома, нитки, ленты, вата, ножницы, образец.

3.3. «Мать и дитя».

Беседа. Знакомство детей с игровыми, обереговыми, обрядовыми тряпичными куклами связывающими мать и дитя. Закрепление пройденного ранее материала. Знакомство с материалом и инструментами. Навык работы с ножницами.

Тема: «Кукла – Пеленашка» и (или) «Вепсская кукла».

Материалы: ткань, нитки, вата, ножницы, лента, образец.

3.4. «Сороки».

Беседа. Знакомство детей с праздником «Сороки». Знакомство с предстоящей работой. Приготовление теста для жаворонков учителем в ходе общения с детьми. Изготовление детьми и учителем жаворонков из пресного теста, выпекание, чаепитие.

Материалы: объигрование праздника, пресное тесто, печь.

3.5. «Весна пришла!».

Беседа. Знакомство с тряпичными куклами символизирующими приход весны. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.

Тема: «Кукла – Веснянка».

Материалы: ткань, вата, ленты, нитки, ножницы, образец.

3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, выставление оценок.

 

4 четверть.

4.1. «Пасхальный сувенир».

Беседа с детьми о празднике. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности.

Тема: «Пасхальный сувенир» Коллективная работа. Привлечение детей к разработке эскиза и выбора техники исполнения.

Материалы: бумага, карандаши, краски, необходимые инструменты и материалы.

4.2. «Егорий Вешний».

Беседа. Знакомство детей с Филимоновской глиняной игрушкой, с инструментами. Лепка. Обжиг изделий без участия детей с пояснением. Роспись.

Тема: Лепка Филимоновской глиняной игрушки « Сельская красавица».

Материалы: глина, доска, стеки, вода, муфельная печь, гуашь, кисть, образец.

4.3. «Троица».

Беседа. Традиционная тряпичная кукла. Техника безопасности.

Тема: «Кукла – Кукушка».

Материалы: ветки ивы, ткань, лента, ножницы, нитки, образец.

4.4. «О русской матрешке».

Беседа. Знакомство с историей матрешки. Знакомство с инструментами и материалами. Лепка учащимися силуэта матрешки из глиняной массы. Обжиг изделий без участия детей, с пояснением. Роспись матрешки по эскизам учащихся.

Материалы: глина, доска, стеки, вода, муфельная печь, гуашь, кисть, иллюстрации.

4.5. «Русь мастеровая». Итоговое занятие. Беседа о пройденных темах за год. Анализ работ. Выставление оценок. Выставка работ учащихся 8-9 лет для родителей, преподавателей и учащихся ДШИ «Школа ремесел».

 

 

В конце обучения учащиеся должны знать:

технику безопасности при работе с инструментами и материалами;

технологию замеса цветного соленого теста;

понятие аппликация;

технологию изготовления игрушек из папье-маше;

название материалов и инструментов при работе с глиной;

историю происхождения кукол;

технологию изготовления тряпичных кукол;

праздники народного календаря, которые оговаривались в течении года.

 

В конце обучения учащиеся должны уметь:

подготовить своё рабочее место;

лепить объемные игрушки из соленого теста;

правильно подготовить природный материал к работе;

подготовить бумажную массу для папье-маше;

владеть основными приемами лепки из глины;

владеть способами соединения кусочков ткани путем закручивания нитями;

уметь работать в коллективе;

различать праздники народного календаря.

 

 

Содержание программы

по изобразительному искусству

для класса раннего эстетического развития.

 

1 год обучения.

1 четверть.

Вводное занятие. «Я и моя семья». Беседа. Знакомство с детьми. Дети 7-8 лет, выявление уровня изобразительных умений и навыков.

  1. «Знакомство с волшебными красками».

Проба всех цветов на палитре. Первоначальные навыки работы кистью. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места.

Материалы: гуашь, кисть, палитра, альбом.

  1. «Изображение фантастических деревьев».

Техника отпечатывания листьев. Материал собран учителем, высушен. Смешение цветов на палитре. Учащиеся изображают деревья при помощи отпечатка листка, дорисовывая ствол и крону.

Материалы: листья разного размера и вида, альбом, гуашь, кисть, палитра.

  1. «Осень. Пора плодородия».

Передача характера линией и цветом (большими декоративными пятнами). Композиционное размещение в листе.

Тема: «Овощи и фрукты».

Материалы: гуашь, альбом, кисть, палитра, муляжи.

  1. «Дымковские узоры».

Знакомство учащихся с дымковской игрушкой. Беседа о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Учащиеся дорисовывают предложенный узор в полосе с помощью кисти и ватных палочек. Продолжение знакомства с дымковскими узорами на примере росписи уточки на бумаге (является эскизом для росписи глиняной уточки).

Материалы: дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек, трафарет уточки, гуашь, кисть, ватные палочки, альбом, карандаш.

  1. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.

 

2 четверть.

2.1. «Первый снег».

Навыки владения кистью. Передача белилами (на цветном фоне) контрастов зимней природы.

Тема: «Падающие снежинки» (однотонный цветной фон).

Материалы: альбом, белая гуашь, карандаш, кисть.

2.2. «Наши зимние забавы».

Навыки работы над многофигурной композицией. Выделение главного размером. Композиционное размещение в листе.

Тема: «Новогодняя ёлка».

Материалы: альбом, гуашь, кисть.

2.3. «Зимняя сказка». Беседа по зимним сказкам. Изображение любимых героев сказок. Выделение главного размером.

Материалы: иллюстрации сказок, альбом, гуашь, кисть.

2.4. «Рождественские узоры».

Рисуем ладошками, дорисовывая кистью необходимых элементов.

Тема: «Ёлочка – малютка» (на цветной бумаге).

Материалы: цветная бумага, ½ ватмана, гуашь, кисть.

2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.

 

3 четверть.

3.1. «Каргопольские узоры».

Освоение простейших элементов каргопольской росписи – полосок, дуг и овалов. Воспроизведение элементов орнамента рядом с образцами на левой странице и дорисовывают орнамент на полях правой страницы. Эскиз росписи каргопольской глиняной игрушки «Котик».

Материалы: Каргопольская игрушка, методический материал, альбом, карандаш, трафарет «котик», гуашь, кисть.

3.2. «Сделаем подарок нашим папам».

Знакомство с холодными цветами. Аппликация из цветной бумаги «Самолет».

Материалы: цветная бумага, карандаш, альбом, клей, кисть.

3.3. «Масленица – широкая».

Знакомство с теплыми цветами. Аппликация из цветной бумаги «Солнышко-лучистое».

Материалы: цветная бумага, карандаш, альбом, клей, кисть.

3.4. «Рисуем для наших мам».

Открытка на 8 марта. Теплые и холодные цвета. Аппликация из цветной бумаги «Цветы».

Материалы: цветная бумага, карандаш, картон, клей, кисть.

3.5. «Мы ждем весну».

Изображение сказочной птицы. Фон – «холодный», птица – «теплая». Рисунок (цветные карандаши).

Материалы: альбом, цветные карандаши, иллюстрации, кисть, палитра.

3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.

 

4 четверть.

4.1. «Деревья проснулись».

Коллективная работа. Владение цветом, линией. Передача движения. Монтаж индивидуальных работ в одну работу. Рисунок (цветные карандаши).

Материалы: цветные карандаши, альбом, кисть, палитра, иллюстрации.

4.2. «Филимоновские узоры».

Освоение простейших элементов Филимоновской росписи – полосок, ёлочек. Использование гуаши двух цветов – желтого, зеленого. Воспроизведение элементов орнамента рядом с образцами на левой стороне и дорисовывание орнамента на полях правой страницы. Эскиз росписи Филимоновской глиняной игрушки «Поросенок».

Материалы: Филимоновские игрушки, методический материал, гуашь двух цветов (желтая, зеленая), кисть, альбом, карандаш и трафарет: поросенок.

4.3. «Мы изображаем праздничные цветы в вазе».

Заполнение листа. Равновесие пятен. Выразительность линий. Рисунок (цветные карандаши).

Материалы: цветные карандаши, альбом, палитра, кисть, постановка.

4.4. «Наша мечта о лете».

Равномерное заполнение листа, владение цветом. «Бабочки» (цветные карандаши).

Материалы: цветные карандаши, альбом, палитра, кисть, иллюстрации.

4.5. «Мой мини – альбом». Итоговое занятие.

Анализ работ, оценка, составление альбомов.

 

 

 

В конце обучения учащиеся должны знать:

из каких цветов состоит радуга;

основные сведения по рисунку: понятие «линия»;

основные сведения по композиции: компоновка в листе, композиционный цент;

какие цвета являются холодными, а какие теплыми;

выразительные возможности художественных материалов: гуаши, цветных карандашей.

 

 

В конце обучения учащиеся должны уметь:

правильно подготовить свое рабочее место;

владеть навыками работы с кистью;

смешивать цвета на палитре, получать множество цветов;

применять приемы вырезания, наклеивания нужных фигур;

выполнять простейшие элементы художественно-кистевой росписи: капельки, мазки, кружочки и.т.п.

выделить главное размером.

 

 

2 год обучения.

1 четверть.

Вводное занятие. «Я и моя семья». Беседа. Дети 8-9 лет, повторение ранее освоенных изобразительных умений и навыков.

1.1. «Знакомство с волшебными красками».

Проба всех цветов на палитре. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места.

Тема: «Радужный кот».

Материалы: гуашь, кисть, палитра, альбом.

1.2. «Изображение фантастических животных».

Техника отпечатывания листьев. Материал собран учителем и учащимися, высушен. Смешение цветов на палитре. Дополнительные детали дорисовываются при помощи кисточки.

Материалы: листья разного размера и вида, альбом, гуашь, кисть, палитра.

1.3. «Осень. Пора плодородия».

Передача характера линией и цветом (большими декоративными пятнами). Композиционное размещение в листе.

Тема: «Ягоды и грибы».

Материалы: акварель, альбом, кисть, палитра, муляжи.

1.4. «Дымковские узоры».

Знакомство учащихся с дымковской игрушкой. Беседа о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Учащиеся придумывают и выполняют узор в полосе с помощью кисти и ватных палочек. Продолжение знакомства с дымковскими узорами на примере росписи коня на бумаге (является эскизом для росписи глиняного коня).

Материалы: дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек, трафарет уточки и коня, гуашь, кисть, ватные палочки, альбом, карандаш.

1.5. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.

 

2 четверть.

2.1. «Первый снег».

Навыки владения кистью. Передача белилами (на цветном фоне) контрастов зимней природы.

Тема: «Снежинки в лесу» (многоцветный фон). Передача глубины пространства (ближе – ниже, дальше – выше)

Материалы: альбом, акварель, белая гуашь, карандаш, кисть.

2.2. «Наши зимние забавы».

Навыки работы над многофигурной композицией. Выделение главного размером и цветом. Композиционное размещение в листе.

Тема: «Новогодняя ёлка с подарками».

Материалы: альбом, гуашь, кисть.

2.3. «Зимняя сказка». Беседа по зимним сказкам. Изображение любимых героев сказок. Выделение главного размером и цветом.

Материалы: иллюстрации сказок, альбом, гуашь, кисть.

2.4. «Рождественские узоры».

Рисуем ладошками, дорисовывая кистью необходимых элементов.

Тема: «Ёлка – красавица» (коллективная работа).

Материалы: цветная бумага, ½ ватмана, гуашь, кисть.

2.5. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.

 

3 четверть.

3.1. «Каргопольские узоры».

Повторение простейших элементов каргопольской росписи – полосок, дуг и овалов. Знакомство с традиционным Каргопольским узором – солярные знаки. Составление узора орнамента по образцам в полосе. Эскиз росписи каргопольской глиняной игрушки «Барыня» или «Мужичок».

Материалы: Каргопольская игрушка, методический материал, альбом, карандаш, трафарет «барыня» или «мужичок», гуашь, кисть.

3.2. «Сделаем подарок нашим папам».

Продолжение знакомства с холодными цветами, смешивание цветов на палитре. Рисунок «Кораблик».

Материалы: карандаш, альбом, гуашь, палитра, клей, кисть.

3.3. «Масленица – широкая».

Продолжение знакомства с теплыми цветами, смешивание цветов на палитре. Рисунок «Масленица».

Материалы: карандаш, альбом, гуашь, палитра, клей, кисть.

3.4. «Рисуем для наших мам».

Открытка на 8 марта. Теплые и холодные цвета. Рисунок «Букет в вазе».

Материалы: карандаш, картон, гуашь, палитра, клей, кисть.

3.5. «Мы ждем весну».

Изображение сказочной птицы. Фон – «холодный», птица – «теплая». Рисунок (гуашь).

Материалы: альбом, гуашь, иллюстрации, кисть, палитра.

3.6. Обобщающий урок. Анализ работ, исправление ошибок, оценка.

 

4 четверть.

4.1. «Деревья проснулись».

Коллективная работа. Владение цветом, линией. Передача движения. Монтаж индивидуальных работ в одну работу. Рисунок (гуашь). Техника раздувания пятна.

Материалы: гуашь, альбом, кисть, палитра, иллюстрации.

4.2. «Филимоновские узоры».

Повторение простейших элементов Филимоновской росписи – полосок, ёлочек. Знакомство с традиционными элементами в росписи Филимоновской игрушки. Использование гуаши трех цветов – желтого, зеленого, красного. Составление узора орнамента по образцу в полосе. Эскиз росписи Филимоновской глиняной игрушки «Сельская красавица».

Материалы: Филимоновские игрушки, методический материал, гуашь трех цветов, кисть, альбом, карандаш и трафарет: поросенок, барашек.

4.3. «Мы изображаем праздничные цветы на клумбе».

Заполнение листа. Равновесие пятен. Выразительность линий. Рисунок (гуашь).

Материалы: гуашь, альбом, палитра, кисть, постановка.

4.4. «Наша мечта о лете».

Равномерное заполнение листа, владение цветом. Тема: «Насекомые» (гуашь).

Материалы: гуашь, альбом, палитра, кисть, иллюстрации.

4.5. «Мой мини – альбом». Итоговое занятие.

Анализ работ, оценка, составление альбомов.

 

 

В конце обучения учащиеся должны знать:

─ из каких цветов состоит радуга;

─ основные сведения по рисунку: понятие «линия», ее разновидности, пластичность;

─ основные сведения по композиции: компоновка в листе, композиционный цент, понятия «ближе», «дальше», «выше», «ниже»;

─ какие цвета являются холодными, а какие теплыми;

─ выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, цветных карандашей;

─ различия в узорах Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушки.

 

В конце обучения учащиеся должны уметь:

─ правильно подготовить свое рабочее место;

─ владеть навыками работы с кистью;

─ смешивать цвета на палитре, получать множество цветов;

─ выполнять простейшие элементы художественно-кистевой росписи: капельки, мазки, кружочки и.т.п.

─ составлять из данных элементов несложные орнаменты в полосе;

─ выделить главное размером и цветом;

уметь работать в коллективе.

 

 

Список литературы.

  • Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я Шпикаловой, Г.А. Поровской – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г. – 272с.

    Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 192с.

    Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

    Данкевич Е.В., Жаркова О.В. Знакомьтесь: глина.– СПб.: Кристалл, 1998.–272с.

    Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликация в игре (младшая разновозрастная группа):Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.

    Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культурологический очерк. – СПб. Абрис, 1999. – 128с.

    Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 128с.

    Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240с.

    Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет/ авт.-сост. С.В.Михалева. Волгоград: Учитель, 2011. – 135с.

    Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского –М.: «Просвещение» 2008 г.-140с.

    Рубцова Е.С. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. – Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2010. – 240с.

    Русский народный праздник: Научно – методическое пособие./ Отв. ред. Жигунова М.И., Томилов Н.А. – Омск: «ИД «Наука», 2006. – 248-274с.

    Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208с., ил., 16л. вкл.

    Традиционная крестьянская кукла. Методическое пособие. – Екатеринбург, Свердловский областной дом фольклора, 2006. – 40с.

    Федотова Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1997. – 144с.

    Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно – методическое пособие. СПб.: «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 176с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал!

21 May 2019

Похожие публикации