Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

1
0
Материал опубликован 26 April 2018 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №295 г. Челябинска»

Одобрено на заседании Утверждаю:

педагогического совета __________Заведующий МБДОУ ДС №295

(____, № 1 протокола)

Рабочая программа образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Ф.И.О разработчика

Таушканова Ирина Геннадьевна.

Челябинск

2016 г.

Актуальность


 

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста составляют аксиологический, культурологический и личностно – деятельностный подходы.

С точки зрения аксиологического подхода, произведения искусства, предлагающиеся вниманию детей, и продукты художественно-эстетической деятельности могут рассматриваться как художественно-эстетическая ценность.

Культурологический подход заключается в компетентном отборе произведений для синтеза искусств при организации восприятия детей.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прагматических до ценностных.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составляют:

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.

Общеразвивающая направленность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

-«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов художественно-эстетической деятельности);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей);

- «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера, зрительного восприятия, арттерапия).

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 3 до 4 лет

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем ощипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу, по словесной инструкции и по замыслу.

Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Промежуточные результаты освоения программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Согласно пункта 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».


 


 


 


 

3 – 4 года

Приобщение к изобразительному искусству:

Эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства;

Эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е.Чарушин, Ю. Васнецов).

Приобщение к музыкальному искусству:

Узнаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует.

Приобщение к словесному искусству:

проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров;

Обращается с просьбой прочитать любимые сказки, стихи.

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):

Проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;

Умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их;

Умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части;

Умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.

Развитие конструктивной деятельности:

Знает, называет и правильно использует детали строительного материала;

Пользуется простыми способами конструирования, конструирует по образцу, по заданию взрослого, владеет способами построения замысла;

Выполняет действия замещения недостающих строительных деталей другими.

Развитие музыкально-художественной деятельности:

Слушает музыкальное произведение до конца;

Различает звуки по высоте (в пределах октавы;

Замечает изменения в звучании (тихо-громко);

Поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);

Допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»;

Сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу;

Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).

Выполняет движения, передающие характер изображаемых животных;

Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.).

Развитие детского творчества:

Самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);

Создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения


 

Задачи рабочей программы

Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства:

Развивать эстетическое восприятие детей;

Формировать элементарные представления о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора);

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы:

Дать представление о категориях: красиво-некрасиво (весело-грустно, живое неживое, приятно-неприятно); форма и содержание (красиво-некрасиво, правда-ложь, реальность-фантазия); пространство и время (движение – покой, причина-следствие, изменение-развитие);

Развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельности опыта детей.

Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность):

Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;

Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);

Учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);

Учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда;

Поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.

Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной др.):

Реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные художественные техники;

Отражать литературный опыт в самостоятельной художественно-эстетической деятельности;

Прогнозировать возможные действия персонажей, место действия, развитие сюжета.

Содействовать ознакомлению с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Содействовать воспитанию интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.

Развивать музыкально-художественное творчество, способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворению потребности в самовыражении

Конкретизация задач по возрастным группам

Младшая группа (3-4 года)

Поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных произведений искусства или наблюдений за природными явлениями.

Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.

Способствовать готовности детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.

Способствовать развитию интереса к занятиям изобразительной деятельностью.

Содействовать формированию умения в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Способствовать созданию как индивидуальных, так и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации.

Содействовать экспериментированию и созданию простейших изображений красками, карандашами, а также с помощью глины, пластилина, готовых аппликативных форм.

Побуждать детей всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов в собственных рисунках, находить сходство с предметами и явлениями.

Способствовать развитию умения проявлять эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету; создавать яркие образы.

Помогать выбирать и менять по своему желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями), размер и фон листа бумаги и т.п.

Развивать умение у детей изменять характер образа, добавляя части, изменяя их расположение, соединять рисование с аппликацией, способствовать переносу приобретённых в одном виде деятельности навыков в другой.

Содействовать ознакомлению детей с обобщёнными операциями конструирования из бумаги (сминание, скручивание, разрывание).

Особенности организации образовательного процесса

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

образовательная деятельность в режимных моментах;

самостоятельная деятельность детей;

образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:

включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в интеграции художественно-эстетической деятельности с другими (познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, коммуникативной).

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье

Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно - исследовательской деятельности взрослого и детей и реализуется через продуктивную и музыкально-творческую деятельность. Чтение художественной литературы направлено на развитие эстетического восприятия детей, создание целостной картины мира и расширение кругозора детей.

Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной художественно - эстетической деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе художественно-эстетической деятельности.

Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий художественно-эстетического цикла.

Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Модель образовательного процесса

Примерные варианты моделей:

Комплексно-тематическая модель

Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)

Темообразующие факторы:

реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;

события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);

события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.

Сочетание в программе трёх подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.

Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдаётся комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Примерный календарь тематических недель

(праздников, событий, проектов и т.д.)

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

3

«Урожай»

4

«Краски осени»

Октябрь

1

«Животный мир»(+птицы, насекомые)

2

«Я – человек»

3

«Народная культура и традиции»

4

«Наш быт»

Ноябрь

1

«Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Транспорт»

3

«Здоровей-ка»

4

«Кто как готовится к зиме»

Декабрь

1

«Здравствуй, зимушка-зима!»

2

«Город мастеров»

3

«Новогодний калейдоскоп»

4

«Новогодний калейдоскоп»

Январь

1

Рождественские каникулы

2

3

«В гостях у сказки»

4

«Этикет»

Февраль

1

«Моя семья»

2

«Азбука безопасности»

3

«Наши защитники»

4

«Маленькие исследователи»

Март

1

«Женский день»

2

«Миром правит доброта»

3

«Быть здоровыми хотим»

4

«Весна шагает по планете»

Апрель

1

«День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Встречаем птиц»

3

«Космос», «Приведем в порядок планету»

4

«Волшебница вода»

Май

1

«Праздник весны и труда»

2

«День победы»

3

«Мир природы»

4

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

Программно-методический комплекс образовательного процесса

Осуществить выбор программно-методического комплекта согласно основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Примерный перечень программ, технологий и пособий:

От рождения до школы [Текст]. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с.


 

Развитие продуктивной деятельности детей

(рисование, лепка, аппликация)

Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2009.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в Детском саду


 

Развитие продуктивной деятельности:

художественный труд и конструирование

Развитие музыкально-художественной деятельности

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

Игровые технологии

Концептуальные идеи и принципы:

игра – ведущий вид деятельности, и форма организации процесса обучения;

игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования, обучающихся к познавательной деятельности;

постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;

игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, само регуляции, самореализации.

Здоровье сберегающие технологии

Учебно-воспитательные технологии

Концептуальные идеи и принципы:

физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;

мотивация детей к ведению здорового образа жизни,

предупреждение вредных привычек;

обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Психолого-педагогические технологии,

Концептуальные идеи и принципы:

обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;

обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;

создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.

в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Организационно-педагогические технологии

Концептуальные идеи и принципы:

определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

организация здоровье сберегающей среды в ДОУ;

организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;

организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.)

Проектная художественно-эстетическая деятельность детей

Наибольшей популярностью в практике работы многих дошкольных образовательных учреждений сегодня пользуется проектно-тематическое обучение, ориентированное на всеобъемлющее развитие ребенка. Оно задаёт такую организацию образовательного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными областями знания и реальной жизнью. Проектно-тематическое (или интегрированное) обучение – это глубокое, интенсивное изучение детьми совместно с педагогами и при их поддержке какой-либо проблемы или вопроса.

Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над темой проекта помогает:

создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому;

сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметно-пространственную среду;

обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей их педагогическую поддержку.

При организации работы на основе проектов, педагог должен владеть, как минимум, двумя важными умениями:

Уметь составлять собственный план действий;

Уметь составлять индивидуализированные маршруты для конкретных детей.

Виды проектов

Что принимается в дошкольном учреждении за тему и проект?

Тема – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах. Примеры тем: кошки, цирк, мой двор и т.д. Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.

Проект – специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект – осуществление замысла (изготовление книги, модели, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.) Существуют универсальные проекты – их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и подготовку представлений. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

В программе используются следующие типы проектов:

Исследовательские

Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи исследования, определяют методы исследования, источники информации, исследуют, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования

Ролево-игровые

С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Творческие

В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник)

Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:

индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);

работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);

коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.

Формы организации детей в совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Организация художественно-эстетической деятельности детей предполагает использование разнообразных форм организации, способствующих творческому саморазвитию старших дошкольников:

1.Самостоятельные работы детей, из которых составляется единая целостная композиция (по темам: «В страну озер и рудных скал», «Мы – уральцы», «Уральский букет», «Оружейных дел мастера», «Диво дивное», «Обрядовая уральская кукла», «Пасхальные писанки на Урале»).

2. Работа в парах, при которой каждая пара выполняет часть общей работы («Малахитчики», «Берестяной туесок», «Укрась колыбельку»).

3. Работа в мини-группах, при которой каждая мини-группа выполняет часть общей работы («Урал земля золотая», «Музыка в камне»).

4. Коллективная работа, когда каждый ребенок выполняет самостоятельную часть общей работы («Салон ювелирных изделий», «Самоцветные россыпи Урала», «Секреты Хозяйки Медной горы»).

5. Работа по конвейеру, при которой каждый ребенок выполняет одну операцию общей творческой работы, а результат его работы будет являться началом работы сверстника, как наиболее сложная форма организации детей («Камень, заговори», «Бусы на Новогоднюю елку»).

Структура совместной деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

Художественно-эмоциональное восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, музыки, действительности. Минуты созерцания.

Постановка проблемы, мотивация деятельности детей.

Выдвижение гипотезы, постановка цели.

Совместное составление алгоритма работы, обсуждение плана действий. Выбор оптимальной формы организации труда.

Творческая деятельность детей, сотворчество воспитателя и детей.

Пооперационная оценка и самооценка деятельности.

Эмоциональный итог работы. Оценка достижений.

Эстетическая рефлексия. Чему еще нужно научиться?

Организация и содержание развивающей

предметно-пространственной среды

с 3-х до 7 лет

Одним из важных условий освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста является создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Учитывая эмоциональность дошкольников, место для художественно-эстетической деятельности следует оформить так, чтобы оно привлекало детей и стимулировало их творческое саморазвитие.

Центр искусств выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Набор предлагаемых материалов для сенсорного насыщения художественно-творческой деятельности должен быть разнообразен и достаточен, т. к. ребенок должен иметь возможность выбора необходимого материала для реализации замысла. Разнообразие материалов будет способствовать созданию условий для свободного экспериментирования, умелого сочетания разных художественных техник. Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки. В центрах детского экспериментирования младшие дети самостоятельно играют с песком, водой, красками, пеной. В старших группах они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок.

В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Качественная детская образовательная программа обеспечивает ребенку опыт творчества на основе разнообразия материалов. Серия альбомов для детского художественного творчества позволит накопить опыт изображения и научиться затем выражать собственные замыслы в разных видах деятельности.

В дизайн интерьера группы включаются элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В групповой комнате с целью развития эстетического восприятия детей и ознакомления с универсальным языком искусства (средствами художественной выразительности) желательно поместить произведения как народного, так и профессионального искусства: жанровую живопись, скульптуру малой формы, произведения декоративно-прикладного искусства.

Для обогащения впечатлений дошкольников и уточнения их представлений об искусстве в альбомах и на цифровых ресурсах могут находиться образцы искусства, представленные в разнообразных музеях мира. Для решения задач по приобщению детей к разным видам искусства большую значимость приобретает создание картотеки видов искусства: кино, театра, музыки, литературы, изобразительного искусства.

Следует организовать «рабочий центр» или «мини – мастерскую», где могут находиться вариативные поделки, отличающиеся особенностями модели, сборки или разнообразием использованных в работе материалов. В мини-мастерской с целью развития художественной практики могут располагаться чертежи с вариантами усложнений, пооперационные карты, готовые образцы, фотографии коллективных и индивидуальных работ детей, коллекции предметов, наборы открыток для рассматривания, материалы для опытнической деятельности (бумага разной фактуры, разного цвета, палитры и др.).

Динамические образцы, технологические карты, незавершенные композиции помогут детям лучше продумывать «шаг за шагом» последовательность создания образа по сюжетному изображению в индивидуальных и коллективных работах. Тематические и дидактические плакаты будут способствовать обогащению восприятия детей, развитию чувства цвета, формы, композиции, пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.

В центре строительства создаются условия для игр с конструкторами, развивающими общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер, совершенствуется зрительное восприятие. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции, при проведении сравнений, описании дальнейших строительных замыслов. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия: размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление, равновесие, баланс, устойчивость и др.

В групповой комнате необходимо выбрать место, где можно было бы разместить детские работы по художественно-эстетическому развитию детей.

Для демонстрации детских работ особенно актуальны «Стенды успеха», для которого необходимы эстетические трансформирующие стеллажи, стенды, полочки, рамки. Важно, чтобы детские работы украшали пространство группы, а не были формально выставлены для родителей. Обычно дети переживают по поводу того, что они делают, потому что конечный продукт с точки зрения взрослого может быть ни на что не похож. Воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке.

В каждой группе есть плакаты, носящие название «Наше солнышко», «Звезда недели», «Ты – самый лучший» и др. Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах. Безусловно, воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем. Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая работу детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя.

Изучаемая тема может заканчиваться большим коллективным проектом, выполняемым всеми детьми. Такие проекты размещаются в групповой комнате, каждый ребенок находит в общей работе свой вклад, что позволяет ему демонстрировать свои достижения родителям и гордиться ими. Такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной. Она должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к самостоятельному творчеству и содержательному общению.

Очень разнообразны в группах стенды «Сколько нас?». Чаще всего это плакаты с отпечатками детских ладошек, но может быть также воздушный шар с написанными именами, гирлянда из крупных бумажных колечек с именами, улей, где у каждой пчёлки есть имя и прочие придумки. Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров. Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.

Информация на стенде для родителей «Мы сегодня…» меняется ежедневно. Здесь в краткой форме воспитатели перечисляют основные интересные идеи и дела, а определенным цветом (заранее оговоренным) родителям пишутся подсказки о том, что можно спросить у ребенка, о чем с ним поговорить – вечером самим детям не всегда удается вспомнить про свои «давние» утренние дела.

Создание региональной развивающей предметно – пространственной среды, ориентированной на специфику местных культурно-исторических традиций дает возможность обеспечить мотивационно – ценностную сферу ребенка, его социализацию.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Мониторинг освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Основные методы сбора информации о ребёнке

Систематическое наблюдение;

Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);

Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);

Беседы с родителями, анкеты, опросники;

Общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);

Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;

Рассказы детей;

Фотографии;

Аудиозаписи и видеозаписи,

Портфолио, или «Папки достижений»

Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;

Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

разные методы сбора информации;

различные источники информации;

различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации