Образовательная программа для выпускного класса по предмету «Прикладной труд»

2
1
Материал опубликован 10 December 2018 в группе
Программа Прикладной труд (ремесло)
DOC / 246 Кб

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»

Образовательная программа для выпускного класса

по предмету

«Прикладной труд» (ремесло)

Автор: Петров Евгений Николаевич

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

М.Н. Некрасова

Руководитель МО_______________________________

Протокол Методического совета № _____ от ________

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

___________Н.Ф. Байкова

______________________________

(дата)

г. Новодвинск

Пояснительная записка

Издавна на Руси люди занимались народными промыслами, особенно в Архангельской области были широко распространены такие ремёсла как плетение из бересты и глиняная игрушка. Любовь к родному краю начинается с соприкосновения к его истории народным традициям. Возродить эти промыслы, тем более в том краю, где растут березы, а берега Северной Двины богаты глиной, наша насущная задача.

Художественная обработка бересты и глиняная игрушка были выбраны в качестве уникального средства приобщения детей с интеллектуальными нарушениями к труду и выбору будущей профессии, поскольку обладают рядом несомненных качеств, среди которых: востребованность в продуктах ремесла, особенности алгоритма выполнения изделий, доступность, невысокая затратность производства, этнокультурная ценность.

Лепка из глины и плетение из бересты имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные виды деятельности способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук, позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют эстетический вкус, развивают чувство прекрасного, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Отличительной особенностью программы «Прикладной труд» (ремесло) для выпускного класса является развитие у умственно отсталых детей потенциальных познавательных возможностей, активизация творческой деятельности, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Конечной целью обучения и воспитания является приобщение учащихся с нарушением интеллекта к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Занятия насыщенны богатой исторической информацией. Саморазвитие личности в данных видах деятельности безгранична и окажись выпускник школы в тяжелой материальной ситуации, он может найти выход путем сбыта своей не только сувенирной продукции, но и таких вещей, как туеса, короба, ободки, глиняные игрушки, которые можно легко сделать своими руками.

Настоящая программа обучения школьников с интеллектуальными нарушениями составлена с учётом особенностей интеллектуального и психофизического развития учащихся, развития эмоционально – волевой сферы, с учётом знаний и умений, полученных учащимися на уроках математики, русского языка, изобразительное искусство и других предметов.

Целью образовательной программы является развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями посредством самовыражения через лепку из глины и плетение из бересты, а также овладение элементарными навыками работы по выполнению художественных изделий.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

обучающие:

Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами используемых в работе с глиной и берестой;

Познакомить учащихся с историей таких ремёсел как плетение из бересты и глиняная игрушка;

Познакомить учащихся с возможностями бересты и глины, способами подготовки материала к работе;

Познакомить со способами заготовки, обработки бересты и глины, готовя тем самым к самостоятельному ремесленничеству;

Формировать умение работать с берестой и глиной;

Научить выполнять простейшие изделия из бересты и глины;

Научить восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;

Совершенствование навыков ручного труда средствами лепки и плетения.

коррекционно - развивающие:

Развивать психические процессы (пространственное воображение, внимание, зрительно-образную память, логическое и абстрактное мышление);

Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через работу на занятиях с глиной и берестой.

Развивать элементарные творческие способности учащихся;

Развитие умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;

Выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств;

Развивать фантазию, творческую активность;

Корректировать психические процессы и личностную сферу детей;

Физическое развитие учащихся, развитие общей и ручной моторики;

Корректировать и развивать мыслительную деятельность;

Развивать зрительно-двигательную координацию;

Коррекция двигательных недостатков;

Стимулировать развитие памяти, речи;

Корректировать и развивать зрительное восприятие и пространственную ориентацию;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать эмоционально-волевые качества: настойчивость, терпение усидчивость, самостоятельность, желание доводить дело до конца;

Корректировать и развивать тактильное восприятие.


 

воспитательные:

Способствовать формированию нравственных качеств (доброта, толерантность, ответственность);

Способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, трудолюбию;

Формировать потребность в самоорганизации.

Формировать эстетический вкус;

Организация познавательной деятельности учащихся по расширению кругозора;

Формировать коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успехам и неуспехам товарищей, взаимопомощь;

Формировать привычку и положительную установку к определенному виду труда;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение в работе;

Воспитывать интерес к учебе, предмету;

Развивать познавательную деятельность, самостоятельность и уверенность в себе;

Совершенствовать умение работать самостоятельно и совместно с товарищами соблюдая принятые нормы и правила поведения.


 

В сфере познавательных способностей формировать:

познавательную мотивацию и интересы;

коммуникативные личностные качества;

готовность и способность к сотрудничеству;

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью.

При решении задач обучения, развития и воспитания акцент делается на развитие: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

По завершению обучения по программе учащиеся приобретут теоретические знания, необходимые для работы с берестой и глиной. Программой предусмотрены практические работы по приобретению навыков работы с берестой и глиной. В программу включены следующие основные темы: работа с бумагой, работа с берестой, сведения о глине и приёмы работы с ней, глиняная народная игрушка России и другие.

Для закрепления изученного материала в конце четвёртой четверти предусмотрено практическое повторение и самостоятельные работы.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Обучение базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и других предметов. Эти знания помогут им правильно выполнять технологические операции, входящие в работу с берестой и глиной, учитывать расходы материалов, понимать технологические процессы изготовления изделий, обогащать словарный запас и т. д..

Основной формой организации учебного процесса по предмету «Профильный труд (ремесло)» является урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

Исходя из специфики контингента учащихся класса, возможно варьирование количества часов на выполнение того или иного изделия.

В обучении используются учебные пособия и разработки по плетению из бересты и работе с глиной.

Тематическое планирование составлено в соответствии с Учебным планом школы, исходя из недельной нагрузки 6 часов в неделю (204 часа в год).

Нагрузки по четвертям

I (9 недель)

II (7 недель)

III (10 недель)

VI (8 недель)

Год (34 недели)

54

42

60

48

204


 

Формы и методы обучения:

На занятиях используются индивидуальные или фронтальные формы работы. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.

По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические, диагностические и контрольные.

Формы занятий: беседа, занятие – игра, обсуждение, конкурс, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании самостоятельной творческой работы детей, их участия в городских, областных выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

Методы отслеживания результативности:

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ результатов, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия учащихся в выставках, активность учащихся на занятиях и т.п.;

мониторинг (оценка знаний, умений, навыков по изучаемой теме, уровень и качество изготавливаемых изделий, степень самостоятельности и уровень творческих способностей).


 

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

начальный контроль (начало учебного года);

текущий контроль (в течение всего учебного года);

промежуточный контроль (проверочные работы по разделу);

итоговый контроль (конец учебного года).


 

Ожидаемый результат: у детей появится стойкий интерес к ремеслу, дети овладеют основными приемами работы с берестой и глиной.

Учащиеся должны знать:

Общее представление о бересте и глине;

Технику безопасности во время заготовки и обработки бересты, глины;

Технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, используемые в работе с берестой и глиной;

Знать виды и технологию плетения из бересты (косое, прямое);

Знать инструменты и приспособления, используемые в работе с берестой и глиной;

Знать народную глиняную игрушку России и её историю.

Знать названия простейших изделий из бересты и глины.

Учащиеся должны уметь:

Работать с берестой и глиной, обрабатывать и готовить их к работе;

Выполнять простейшие изделия из бересты (украшения, плетёнки, игрушки и обереги и др.);

Выполнять простейшие изделия из глины, с элементами традиционной росписи (барыня, лошадка, свистулька и другие);

Владеть основными приемами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание.

Тематический план

Тема урока

Всего

Теор.

Практ.

I четверть

54 часа

1.

Вводное занятие.

Краткие сведения об истории плетения из бересты.

Демонстрация изделий из бересты.

2

2

 

2.

Основные сведения, необходимые для работы с берестой.

Заготовка, обработка и хранение бересты.

Организация рабочего места и противопожарная профилактика.

Техника безопасности во время заготовки и обработки бересты.

Технические приёмы обработки бересты.

Инструменты и приспособления для работы с берестой.

Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

6

4

2

3.

Работа с бумагой:

Плетение декоративных фигур.

Плетение декоративных фигур «Трёхгранная фигура».

Плетение фигур «Четырёхгранная фигура».

Плетение фигур «Плашка».

3

 

3

4.

Плетение украшений.

Изделие оберег «Звезда».

Изделие «Браслет».

2

 

2

5.

Изготовление плоских плетёнок.

Плетёнка «косичка» из трёх полос.

Плетёнка обыкновенная из четырёх полос.

Плетёнка с двумя осевыми из четырёх полос.

Плетёнка «зубатка» из четырёх полос.

Плетёнка «зубатка» с поворотом.

Плетёнка объёмная из четырёх полос.

Плетёнка объёмная с поворотом (скошенный угол).

Плетёнка объёмная с поворотом (на уголок).

8

 

8

6.

Виды плетения: косое, прямое.

1

1

 

7.

Плетение полотна по принципу шахматной доски.

1

 

1

8.

Плетение подставки под горячее в технике прямое плетение.

Подготовка полосок к плетению.

Плетение коврика 8х8 полосок.

Плетение второго слоя свободными концами полосок.

Плетение второго слоя. Обрезка лишнего материала.

4

 

4

9.

Корзинка в технике прямого плетения.

Подготовка полосок к плетению.

Плетение коврика 5х7 полосок.

Поднятие лент с четырёх сторон, перегибая под прямым углом у основания донышка.

Формирование стенки, путём вплетения горизонтальных лент.

Загибание вертикальных лент.

Плетение второго слоя изделия.

6

 

6

10.

Корзинка в технике косого плетения с квадратным дном.

Подготовка полосок к плетению.

Плетение коврика 8х8 полосок.

Заплетение углов основания, поднятие стенок корзинки.

Заплетение прямого верхнего края корзинки.

Плетение второго слоя изделия.

5

 

5

11.

Элементы декорирования плетёных изделий.

Декорирование готовой корзинки.

2

 

2

12.

Корзинка в технике косого плетения с прямоугольным дном.

Подготовка полосок к плетению.

Плетение коврика 8х8 полосок.

Заплетение углов основания, поднятие стенок корзинки.

Заплетение верхнего края корзинки зубчиками.

Плетение второго слоя изделия.

5

 

5

13.

Способы заплетения и укрепления верхнего края плетёного изделия.

1

1

 

14.

Квадратный солоник.

Подготовка полосок к плетению.

Плетение коврика 6х6 полосок.

Заплетение углов основания, поднятие стенок солоника.

Плетение горлышка способом убавления лент.

Плетение горлышка. Заплетение верхнего края.

Плетение второго слоя.

Изготовление пробки для солоника.

7

1

6

15.

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

1

 
 

Итого:

54

10

44

2 четверть

(42 часа)

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Работа с берестой:

Бережное отношение к природе. Значение берёз, их красота, символ Руси.

Особенности внешней и внутренней сторон, цвет, фактура и свойства бересты.

Игрушки и обереги из бересты.

4

4

 

2.

Шаркунок простой.

Подготовка бересты к работе. Нарезание полос.

Заготовка деталей по чертежу.

Сборка шаркунка по схеме.

Сборка шаркунка. Выдержка в кипятке.

4

 

4

3.

Шаркунок сложный.

Подготовка бересты к работе. Нарезание полос.

Заготовка деталей по чертежу.

Заготовка деталей.

Сборка шаркунка по схеме.

Сборка шаркунка. Выдержка в кипятке.

5

 

5

4.

Оберег на голову («зубатка» из четырёх полос»)

Нарезание полос, промасливание.

Плетение плетёнки по размеру головы.

Соединение двух концов плетёнки.

3

 

3

5.

Плетение подставки под горячее в технике прямое плетение.

Подготовка бересты к работе. Расслоение материала.

Нарезание полос, заострение, промасливание.

Плетение коврика 10х10 полосок.

Плетение второго слоя свободными концами полосок.

Плетение второго слоя. Обрезка лишнего материала.

Украшение изделия берестой другого цвета.

6

 

6

6.

Корзинка с ножками в технике косого плетения с квадратным дном.

Подготовка бересты к работе. Расслоение материала.

Нарезание полос, заострение, промасливание.

Плетение коврика 10х10 полосок.

Заплетение углов основания, поднятие стенок корзинки.

Заплетение прямого верхнего края корзинки.

Плетение второго слоя изделия.

Подготовка дополнительных полосок.

Плетение первых двух ножек.

Плетение вторых двух ножек.

9

 

9

7.

Корзинка с ручкой в технике косого плетения с квадратным дном.

Подготовка бересты к работе. Расслоение материала.

Нарезание полос, заострение, промасливание.

Плетение коврика 10х10 полосок.

Заплетение углов основания, поднятие стенок корзинки.

Заплетение прямого верхнего края корзинки.

Плетение второго слоя изделия.

Подготовка дополнительных полосок. Плетение ручки.

7

 

7

8.

Экскурсия в Детскую школу народных ремёсел В.Н. Бурчевского г. Архангельск.

4

4

 
 

Итого:

42

8

34

3 четверть

(60 часов)

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

2.

Сведения о глине. Глиняная народная игрушка России.

1

1

 

3.

Посещение Новодвинской творческой общественной организации художников и мастеров «ЛОДЬЯ»

Встреча с Народными мастерами.

2

2

 

4.

Заготовка глины, подготовка к работе, отличительные особенности и свойства.

Подготовка глины к работе. Требования к ней.

2

1

1

5.

Инструменты и приспособления, применяемые при лепке.

1

1

 

6.

Техника безопасности при лепке из глины.

1

1

 

7.

Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание.

1

1

 

8.

Отработка приёмов лепки.

2

 

2

9.

История развития каргопольской игрушки.

Узоры и орнаменты каргопольской игрушки.

2

2

 

10.

Технология изготовления лошадки, козлика. Личный показ.

1

 

1

11.

Лепка каргопольской лошадки.

1

 

1

12.

Сушка и обжиг глиняной игрушки.

1

1

 

13.

Роспись силуэта лошадки каргопольским орнаментом.

1

 

1

14.

Грунтование и роспись глиняной лошадки.

1

 

1

15.

Изготовление сувениров к праздникам по замыслу детей.

1

 

1

16.

Изготовление сувениров.

1

 

1

17.

Грунтование и роспись поделок.

1

 

1

18.

Роспись поделок.

1

 

1

19.

История развития Филимоновской игрушки.

Узоры и орнаменты Филимоновской игрушки.

2

2

 

20

Технология изготовления курицы свистульки, оленя.

1

 

1

21.

Лепка курицы свистульки

1

 

1

22.

Лепка оленя.

1

 

1

23.

Роспись силуэта свистульки и оленя филимоновским орнаментом.

1

 

1

24.

Грунтование и роспись свистульки и оленя.

1

 

1

25.

История развития Дымковской игрушки.

Узоры и орнаменты дымковской игрушки.

2

2

 

26.

Технология изготовления Дымковской барыни.

1

 

1

27.

Лепка барыни.

1

 

1

28.

Прорисовывание элементов Дымковской росписи.

1

 

1

29.

Роспись бумажного силуэта барыни.

1

 

1

30.

Грунтование и роспись барыни.

1

 

1

31.

История развития Вельской игрушки.

1

1

 

32.

Технология изготовления Вельской свистульки.

1

 

1

33.

Лепка свистульки.

1

 

1

34.

Грунтование и роспись свистульки.

1

 

1

35.

История глиняной посуды.

1

1

 

36

Изготовления посуды из глины способом вдавливания и расплющивания.

1

 

1

37

Изготовление чашки и тарелочки способом вдавливания и расплющивания.

1

 

1

38

Изготовление чашки из жгутов.

1

 

1

39

Знакомство с барельефами.

1

1

 

40

Лепка барельефа «Солнышко».

1

 

1

41

Лепка барельефа «Цветок».

1

 

1

42

Грунтование и роспись барельефов.

1

 

1

43

Русские народные сказки. Лепка персонажей.

1

 

1

44

Лепка персонажей по замыслу учащихся.

1

 

1

45

Лепка персонажей.

1

 

1

46

Грунтование изделий.

1

 

1

47

Роспись изделий.

3

 

3

48

Лепка из глины на свободную тему.

3

 

3

49

Грунтование и роспись изделий.

2

 

2

 

Итого:

60

18

42

4 четверть

(48 часов)

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

2.

Практическое повторение. Береста. Шаркунок простой.

Подготовка бересты к работе. Нарезание полос.

Заготовка деталей по чертежу.

Сборка шаркунка по схеме.

Сборка шаркунка. Выдержка в кипятке.

4

 

4

3.

Оберег на голову («зубатка» из четырёх полос»)

Нарезание полос, промасливание.

Плетение плетёнки по размеру головы.

Соединение двух концов плетёнки.

3

 

3

4.

Корзинка с ножками в технике косого плетения с квадратным дном.

Подготовка бересты к работе. Расслоение материала.

Нарезание полос, заострение, промасливание.

Плетение коврика 10х10 полосок.

Заплетение углов основания, поднятие стенок корзинки.

Заплетение прямого верхнего края корзинки.

Плетение второго слоя изделия.

Подготовка дополнительных полосок.

Плетение первых двух ножек.

Плетение вторых двух ножек.

9

 

9

5.

Корзинка с ручкой в технике косого плетения с квадратным дном.

Подготовка бересты к работе. Расслоение материала.

Нарезание полос, заострение, промасливание.

Плетение коврика 10х10 полосок.

Заплетение углов основания, поднятие стенок корзинки.

Заплетение прямого верхнего края корзинки.

Плетение второго слоя изделия.

Подготовка дополнительных полосок. Плетение ручки.

7

 

7

6.

Корзинка в технике прямого плетения.

Подготовка полосок к плетению.

Плетение коврика 5х7 полосок.

Поднятие лент с четырёх сторон, перегибая под прямым углом у основания донышка.

Формирование стенки, путём вплетения горизонтальных лент.

Загибание вертикальных лент.

Плетение второго слоя изделия.

6

 

6

7.

Практическое повторение. Глина.

Техника безопасности при лепке из глины.

1

1

 

8.

Лепка каргопольской лошадки.

1

 

1

9.

Сушка и обжиг глиняной игрушки.

1

 

1

10.

Роспись силуэта лошадки каргопольским орнаментом.

1

 

1

11.

Грунтование и роспись глиняной лошадки.

1

 

1

12.

Лепка дымковской барыни.

1

 

1

13.

Прорисовывание элементов Дымковской росписи.

1

 

1

14.

Роспись бумажного силуэта барыни.

1

 

1

15.

Грунтование и роспись барыни.

1

 

1

16.

Лепка вельской свистульки.

1

 

1

17.

Грунтование и роспись свистульки.

1

 

1

18.

Изготовление сувениров по замыслу детей.

1

 

1

19.

Изготовление сувениров.

1

 

1

20.

Грунтование и роспись поделок.

1

 

1

21.

Роспись поделок.

1

 

1

22

Лепка из глины на свободную тему.

2

 

2

22.

Выставка работ учащихся.

1

 

1

 

Итого:

48

2

46

Материально – техническое обеспечение реализации программы:

Для материально-технического обеспечения общеразвивающей программы по учебному предмету «Профильный труд» (ремесло) имеется:

  • Комплект столов и стульев для учащихся на 12 посадочных мест;

    Стол для педагога;

    Рабочий материал (глина, береста, тонкий картон, бумага, гуашевые краски);

    Оборудование, инструменты и приспособления: (муфельная печь, гончарный круг, ленторез, кисти, доски для лепки, ёмкости под воду, хлопчатобумажная ткань, стеки, ножницы, линейки, скрепки);

    Технологические карты по изготовлению изделий;

    Наглядно – дидактические пособия

    Образцы изделий из бересты и глины.

Литература:

Буклет «Народные промыслы и ремёсла Архангельской области», ООО «Поморский сувенир», 2012г.

Кодола О. Культура Архангельской области ОАО «Издательство полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2009г.

Круглова О. В. Народная роспись Северной Двины. – М.: Изобразительное искусство, 1987г.

Мартынова Л. А. Программа факультативного курса «Северная кукла» для учащихся с ОВЗ, Информационно-методический журнал «Северная Двина» №3/2008г.

Рогозина Н. И. Бабушкины уроки, Архангельск АО ИППК, 1997г.

Рыбаков Н. П. Архангельская область, Москва, 1984г.

http://школа-ремесел.рф/

Васильева Е.Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательных программ. Изд. АО ИППК, 1999 г., Архангельск

Клыков С.С. Работа с берестой. Архангельск , 1985г.

Областная школа народных ремесел. Учебные программы «Традиционные промыслы». М., 1997 г.

С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград «Учитель»-2011г

С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.

Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» - Москва. Мнемозина-1995г.

А.П. Клиенов «Народные промыслы» - Москва. Белый город.-2002г.

Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998г.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984г.

И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» - СПб Из-во Художник РСФСР 1975г.

Г.П. Дурасов Каргопольская глиняная игрушка Л.: Художник РСФСР, 1986г.

В.Н. Бурчевский «Ремесло за плечами не виснет».- Архангельск: ОАО «ИПП Правда Севера», 2006г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная программа!

11 December 2018

Похожие публикации