12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Сергеевна92

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.ЗЕЯ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 «Технология народных ремесел»

 

5 класс

 

 

Автор: Е.С.Кутергина,

учитель технологии, высшей категории.

 

г.Зея

2019

1.Пояснительная записка.

Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо народа. В этой связи очень важно уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно- прикладного искусства.

Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного труда.

Тема ручного труда становится актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого изображения, не получают определенных конструкторских навыков.

 Кроме того, ручной труд, особенно занятия по конструированию, развивают мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Чередования занятий четырех видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовывать свои креативные способности.

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, воспитанник получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накопления опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры.

2.Цель и задачи программы:

Цель: Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитания и уважения к народному искусству, в процессе работы с бисером, макраме, тканью, нитками.

Задачи:

·                   познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

·                   научить детей владеть различными техниками работы с материалами и инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе:

·                   обучить технологии разных видов рукоделия.

·                   формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

3. Содержание программы:

Весь курс представляет собой единую систему тем, материал расположен в порядке его прохождения от выполнения простых и симметричных форм до сложных композиций.

В программе выделено 4 блока:

1 блок (1 четверть     01 сентября-26 октября) (16ч)

«В гостях у сеньора стеклянная бусинка» - работа с бисером. Предполагает работу с бисером, изготовление брелков, браслетов, цветов.

1. Вводное занятие Правила Т.Б.Материалы, инструменты, приспособления, используемые при работе с бисером. -  2ч

2. Техника плетения. Плетение на проволоке. Цветы - 6ч

Изготовление лепестков. Изготовление 1,2,3,4,5 лепестков с тычинками Изготовление тычинок, листиков. Монтаж работы. Изготовление вазочки для букета.

3.Технология плетения. Плетение насекомых -  4ч

Шмель Изготовление крыльев шмеля.

4.Технология плетения. Плетение ягод -  2ч.

Земляника

5. Изготовление панно на свободную тему - 4ч

Технология изготовления. Технология подборки фона и сборки панно.

 

2 блок (2 четверть 08 ноября—28 декабря) (12ч)

«Маэстро творческий досуг» - работа с тканью – лоскутная пластика.

1. Вводное занятие – 2 ч.

          История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Виды тканей. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками.

 2. Технология лоскутного шитья – 2 ч.

          Основные приёмы и элементы лоскутного шитья.          Практические занятия. Отработка по образцам навыков составления узоров из различных лоскутных элементов: полос, квадратов, треугольников, многоугольников.

   3. Тканевая лоскутная аппликация – 4 ч.

          Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Ручная аппликация.

          Практические занятия. Изготовление прихватки. Выбор и изготовление лоскутной игрушки. Подбор ткани и раскрой по шаблону. Пошив, сборка и оформление игрушки.

   4. Объёмная тканевая аппликация – 4 ч.

Технология изготовления объёмной тканевой аппликации «Цветы в вазе».

          Практическая работа. Подбор ткани, изготовление выкроек, раскрой и изготовление цветов и листьев из шёлковых тканей без предварительной обработки. Изготовление основы и вазы для объёмной аппликации. Закрепление деталей на основу. Оформление работы в рамку.

  5. Лоскутные сувениры по выбранному образцу – 4 ч.

          Практические занятия. Изготовление лоскутных мелочей: бус, броши, кулоны, салфетки, заколки, карандашницы, сумочки, косметички, сувениры.

3 блок (3 четверть 10 января—22 марта) (22ч) «Петелька» вязание крючком.

  1. Вводное занятие – 1ч.

          Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Правила и приёмы вязания крючком.    

 2. Вязание крючком – 1ч.

          Начало вязания цепочки воздушными петлями. Вязание столбиков без накида, с накидом. Схематическое изображение узора.

          Практические занятия. Изготовление ленточки для волос, закладки, браслета. Выполнение образцов вязания.

  3. Вязание по прямой – 4 ч.

          Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков.

          Практические занятия. Выполнение квадратной прихватки.

 4. Вязание по кругу – 4 ч.

          Вязание столбиками без накида по кругу по схеме. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание по кругу с прибавлением и убавлением петель.

          Практические занятия. Выполнение объёмной игрушки сувенира.

 5. Вязание крючком, прибавление и убавление петель – 4 ч.

          Вязание фрагментов (листьев, цветов, лепестков) методом прибавления и убавления петель. Правила прикрепления вязаных фрагментов на тканевую основу. Выполнение узора по схеме и описанию.

          Практические занятия. Выполнение панно из вязаных фрагментов.

 6. Вязаные крючком сувениры по выбранному образцу – 8ч.

          Изготовление вязаных крючком  игрушек.

4 блок (4 четверть 29 марта—31 мая) (18ч)

«Узелковое ателье» - техника макраме. Учит работе по этому виду рукоделия.   Ребята осваивают азбуку макраме, плетут сувениры, получают информацию познавательного характера об истории макраме, о простых и сложных изделиях. Готовые изделия должны найти практическое применение в быту, жизни, оформлении интерьера.

1. Вводное занятие -2ч

Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Материалы для плетения.

2.Техника плетения узлов - 2.

Узлы из 2–х нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите».

3.Узлы на 4-х нитях - 2ч:

двойной плоский узел с правым и левым замком. Выполнение цепочки из двойных плоских узлов.

4. Выполнение работы «Овальное панно» - 4ч.

5.  Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов- 2ч.

6 Узоры на основе узлов – 2ч. Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов.

 7.Плетение панно с использованием плоских узлов 4ч.

4.Формы подведения итогов программы:

Формы подведения итогов являются участие воспитанников в выставках, конкурсах разного уровня. Хорошим показателем программы так же являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие  произведений искусств, доведения ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

5. Календарно-тематический план

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Количество часов

Дата

1.

 

В гостях у Сеньора Стеклянная бусинка (бисероплетение)

 

16

 

1.

Вводное занятие Правила Т.Б.Материалы, инструменты, приспособления используемые при работе с бисером..

Знакомство с планом работы. Родословная стеклянной бусинки. Подготовка к работе. Расход материала. Материалы и инструменты, предназначенные для плетения на проволоке.

Выполнение техники низания бус и цепочек. Работа с наращиванием и закреплением проволоки.

2

 

 

Техника плетения. Плетение на проволоке. Цветы.

.

Подетальное выполнение цветов.

6

 

2.

Изготовление лепестков. Изготовление 1,2,3,4,5 лепестков с тычинками

 Подготовка рабочего места. Особенности выполнения изделия

Подетальное выполнение лепестков по схеме.

2

 

3.

Изготовление тычинок, листиков. Монтаж работы.

Подготовка рабочего места. Особенности выполнения тычинок.

Подетальное выполнение тычинок по схеме. Монтаж работы.

2

 

4.

Изготовление вазочки для букета.

Подготовка рабочего места. Особенности выполнения изделия.

Подетальное выполнение изделия по технологической карте.

2

 

 

Технология плетения. Плетение насекомых.

 

 

4

 

5.

Шмель

Подготовка рабочего места. Особенности выполнения изделия.

Подетальное выполнение изделия по технологической карте.

2

 

6.

Изготовление крыльев шмеля.

Подготовка рабочего места. Особенности выполнения изделия.

Подетальное выполнение изделия по технологической карте.

2

 

 

Технология плетения. Плетение ягод.

 

 

2

 

7.

Земляника

Подготовка рабочего места. Особенности выполнения изделия.

Подетальное выполнение изделия по технологической карте.

2

 

 

Изготовление панно на свободную тему.

 

 

4

 

8.

Технология изготовления. Технология подборки фона и сборки панно.

Подготовка рабочего места. Особенности изготовления. Выбор сюжета, фон. Технологические операции по сборке панно.

Изготовление панно по  технологической карте. Выполнение эскиза. Подбор и оформление составных частей композиции. Монтаж.

4

 

2.

 

«Маэстро творческий досуг»

 

12

 

1.

  Вводное занятие.

.

 

 

 

 

История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Виды тканей. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места.

. Правила личной гигиены. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками

     2

 

2.

Технология лоскутного шитья

 

Основные приёмы и элементы лоскутного шитья.

Практические занятия. Отработка по образцам навыков составления узоров из различных лоскутных элементов: полос, квадратов, треугольников, многоугольников.

 

2

 

3.

Тканевая лоскутная аппликация

 

 

 

Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Ручная аппликация.

Практические занятия. Изготовление прихватки. Выбор и изготовление лоскутной игрушки. Подбор ткани и раскрой по шаблону. Пошив, сборка и оформление игрушки.

2

 

4.

Объёмная тканевая аппликация

 

 

 

Технология изготовления объёмной тканевой аппликации «Цветы в вазе».

Практическая работа. Подбор ткани, изготовление выкроек, раскрой и изготовление цветов и листьев из шёлковых тканей без предварительной обработки. Изготовление основы и вазы для объёмной аппликации. Закрепление деталей на основу. Оформление работы в рамку.

2

 

5.

Лоскутные сувениры по выбранному образцу

 

 

 

Практические занятия. Изготовление лоскутных мелочей: бус, броши, кулоны, салфетки, заколки, карандашницы, сумочки, косметички, сувениры.

4

 

3.

 

«Петелька» вязание крючком.

 

22

 

1.

Вводное занятие.

.

.

Азбука вязания.  История развития художественного вязания. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Основные приемы вязания крючком.  Правила безопасности труда при вязании.

Основные приемы вязания крючком.

1

 

2.

Вязание крючком

 

 

 

Начало вязания цепочки воздушными петлями. Вязание столбиков без накида, с накидом. Схематическое изображение узора.

Практические занятия. Изготовление ленточки для волос, закладки, браслета. Выполнение образцов вязания.

1

 

3.

Вязание по прямой

 

 

 

Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков.

Практические занятия. Выполнение квадратной прихватки.

6

 

4.

Вязание по кругу

 

 

 

Вязание столбиками без накида по кругу по схеме. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание по кругу с прибавлением и убавлением петель.

 

Практические занятия. Выполнение объёмной игрушки сувенира.

4

 

5.

Вязание крючком, прибавление и убавление петель

 

 

 

 

Вязание фрагментов (листьев, цветов, лепестков) методом прибавления и убавления петель. Правила прикрепления вязаных фрагментов на тканевую основу. Выполнение узора по схеме и описанию.

Практические занятия. Выполнение панно из вязаных фрагментов.

4

 

6.

Вязаные крючком сувениры по выбранному образцу ..

 

 

Изготовление вязаных крючком  игрушек.

Изготовление игрушки по схеме на выбор.

8

 

 

 

«Узелковое ателье» - техника макраме.

 

18.

 

1.

 Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Материалы для плетения.

 

Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Материалы для плетения.

 

 

2

 

2.

Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите».

Техника плетения узлов.

Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите».

2

 

3.

Узлы на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым и левым замком. Выполнение цепочки из двойных плоских узлов.

Узлы на 4-х нитях.

Узлы на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым и левым замком. Выполнение цепочки из двойных плоских узлов.

2

 

4.

Выполнение работы «Овальное панно»

«Овальное панно»

Выполнение работы «Овальное панно»

4

 

5.

Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов.

Репсовый узел.

Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов.

2

 

6.

Узоры на основе узлов. Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов.

Узоры.

Узоры на основе узлов. Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов.

2

 

7.

Плетение панно с использованием плоских узлов.

Плетение панно.

Плетение панно с использованием плоских узлов.

4

 

 

Итого:

 

 

68

 

 

 

6. Прогнозируемые результаты обучения.

Воспитанники должны знать:

·        Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

·        Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

·        Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

·        Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.

·        Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

·        Инструменты и приспособления.

·        Технологию выполнения на проволоке.

·        Технологию поэтапного изготовления изделия.

·        Основные приемы вязания крючком, выполнения вязаных игрушек.

·        Инструменты и приспособления для плетения в технике макраме.

·        Способы навешивания нитей.

·        Технологию плетения изученных сувениров в технике макраме.

должны уметь:

·        Правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.

·        Выполнять правила техники безопасности.

·        Закреплять и наращивать нить, проволоку.

·        Подбирать фон.

·        Выполнять по технологии плетения на проволоке цветы, насекомых, ягоды.

·        Работать по схеме.

·        Различать и называть основные узлы и узоры (макраме).

·        Плести основные декоративные узлы и узоры.

·        Изготавливать разные игрушки и сувениры.

·         Плести плоские декоративные элементы узлами макраме.

·         Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

·         Сотрудничать со своими  сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

 

1.     Список литературы:

1.     Мураева В.А. «Технология народных ремесел» Волгоград: Издательство учитель 2011.

2.     Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \– Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил

3.     Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

4.       Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.

5.     Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.

6.     Тарасенко. С.Ф. Вязаная игрушка. -  Минск,  «Полымя», 2000г.     

7.     Шевченко Н. С. “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.

8.     Фарафошина Н. В. “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.