Образовательная программа «Я в мире экологии»

0
0
Материал опубликован 30 October 2017

Управление образования города Ростова-на-Дону

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Детский эколого-биологический центр г. Ростов-на-Дону


 


 


 


 

Образовательная программа

«Я в мире экологии»

Программа для детей 7-11 лет.

Срок реализации 2 года.


 

 

Педагог дополнительного образования

Кравцова Любовь Юрьевна


 

г. Ростов-на-Дону

2017г.


 

Оглавление

Пояснительная записка 3

Особенности программы. 4

Учебно-тематический план и содержание тем первого года обучения. Блок «Первые шаги по экологическим тропинкам» 8

Программа первого года обучения. Блок «Первые шаги по экологическим тропинкам» 10

Учебно- тематический план и содержание тем второго года обучения. Блок «Путешествие в природу» 13

Программа второго года обучения. Блок «Путешествие в природу» 15

Приложение к основной программе «Я в мире экологии». Дополнительно образовательная программа на лето «Зеленый островок». 19

Список литературы: 25

 Пояснительная записка

Образовательная программа «Я в мире экологии» рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, изучающих науки: окружающий мир и естествознание в школе. Данная программа разработана с целью расширения знаний обучающихся в начальной школы, а так же позволяет в доступной форме познакомить детей с изменениями в природе, а так же с экологическими проблемами природы и всего того, что её окружает.

Авторская программа построена на педагогическом опыте работы в сфере дополнительного образования, что позволяет обеспечить полноценный образовательный процесс экологической направленности.

В основу индивидуальной программы «Я в мире экологии» положен экологический принцип взаимосвязи с окружающей средой и влияние антропогенных факторов на природу.

Актуальность программы.

Актуальность программы «Я в мире экологии» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

В процессе работы по программе «Я в мире экологии» дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей среде стало более осознанным и адекватным.

 Особенности программы.

Основная цель программы - формирование основ экологической культуры обучающихся начальной школы, их социального опыта; умение контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы:

Расширять и углублять знания об окружающей природе;

Формировать интерес к изучению природы;

Воспитывать умение видеть в самом обычное необычное и удивительное;

Изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

Формировать представление о природных сообществах;

Формировать представление об охраняемых территориях России и своего края.

Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогике, на новых технологиях развития экологического создания. Содержание программы «Я в мире экологии» носит личностно-ориентированный деятельностный и развивающий характер.

Занятие проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музеи, в библиотеке.

Характеристика детей.

Программа «Я в мире экологии» рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, когда познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы.

Наблюдая и исследуя окружающий мир, ребенок делает для себя открытия о многогранных связях человека с природой и влиянии человека на природу.

В младшем школьном возрасте дети особенно чувствительны к восприятию таких общечеловеческих ценностей как красота, одухотворенность и совершенство мира природы.


 

Режим проведения занятий.

Занятия по программе 1-го года обучения блок №1 «Первые шаги по экологическим тропинкам» проводятся два раза в неделю по 2 часа (общее количество часов за год 144). Занятия по программе 2-го года обучения блок №2 «Путешествие в природу» (216 часов). Во время обучения большое внимание уделяется экскурсиям, учебно - экологическим тропам, проектным и исследовательским работам.


 

Структура программы.


 

На первом году обучения (блок № 1 «Первые шаги по экологическим тропинкам») обучающиеся знакомятся с понятием экология и экологическими проблемами мира, а также края в котором они живут, а также учатся работать с энциклопедиями. Узнают о многообразии природы, о фенологических наблюдениях в природе. Совершают сказочные путешествия по лесу вместе со сказочными персонажами. Знакомятся с исчезающими растениями родного края.

На практических занятиях обучающиеся проводят исследовательскую работу о роли животных и растениях в жизни человека, собирают информацию для составления презентаций. Увиденные объекты зарисовывают в альбом. В процессе обучения дети учатся использовать различные природные материалы, таблицами, иллюстрациями и атласами определителями. На экскурсиях в природе дети наблюдают за растениями, птицами, насекомыми и животными. В парке и сквере проводятся также учебно-экскурсионная экологическая тропа, где они знакомятся с неизвестными им растениями и цветами, рассказывают о них легенды и мифы, и в игровой форме обучаются экологическим знакам и экологической культуре поведения на природе.

На втором году обучения (блок №2 «Путешествие в природу») обучающиеся подробно знакомятся с обитателями окружающего мира. Знакомятся с обитателями водного мира, расширяют знания о птицах, местах их обитания; подробно изучают животных Родного края, а также попадают в цветочный калейдоскоп, где они знакомятся с комнатными растениями, с растениями леса. Составляют мини-проекты: «Как сохранить природу», «Я в природе» и другие.

Практические занятия проходят в атмосфере творчества (рисунок, лепка, аппликация), с использованием проектной деятельности, где ребенок может реализовать свои способности и потенциал личности. Для доступного усвоения данного материала применяется игровая форма: викторины, кроссворды. В весенне-летний период обучающиеся посещают зоопарк, ботанический сад, Областной музей краеведения.


 

Технология, методы и формы.


 

При составлении программы «Я в мире экологии» учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования».

Основным становится принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний в различных областях науки. Так, изучая окружающую среду, затрагиваются знания из области зоологии, биологии и географии, что создает у младших школьников представление о природе, как о целом организме, где все взаимосвязано и все взаимодействуют.

При составлении программы использовался принцип спиралевидности (витков спирали) от простого этапа к сложному этапу. Так, изучая тему «Знакомство с животным и растительным миром», на первом этапе дети получают знания о растениях и животных леса, а на втором этапе (более сложном витке спирали) они знакомятся с понятиями «Цепь питания», «Сообщества», «Экосистема».

При конструировании содержания программы применялся принцип технологии личностно-ориентированного обучения, «создание ситуации успеха», при котором между педагогом и детьми устанавливается форма диалога, обучающимся предоставляется творческая свобода (выбор тем проектов, рисунков, таблиц и т.д.), сотрудничество между педагогом, детьми и их родителями.

Методика проведения занятий с обучающимися содержит наблюдение, проведение и описание опытов, беседы, дидактические игры, творческие занятия, просмотр видеофильмов, прослушивание магнитофонных записей с голосами птиц и животных, проектные работы с использованием компьютера - все это позволяет создать в детском коллективе атмосферу увлеченности и самореализации каждого кружковца.

Большое значение в кружковой работе отводится экскурсионным мероприятиям: посещение музеев, театров, выставок, ботанического сада, зоопарка, экологических троп. В процессе этих экскурсионных занятий обучающиеся лучше представляют историю родного края, ее растительный и животный мир, знакомятся с деятельностью учёных и принимают участия в природоохранные мероприятия.

В структуру программы входят экологические праздники «Всемирный день моря», «Всемирный день защиты животных», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др., сюжетно-ролевые игры, викторины и экологические акции, которые способствуют самореализации личности ребенка, развитию творческой активности, воображения, что, впоследствии, формирует у кружковцев такие качества, как толерантность, коллективизм, дружба, взаимовыручка и личная ответственность за общее дело.

  Учебно-тематический план и содержание тем первого года обучения. Блок «Первые шаги по экологическим тропинкам»


 

 

Тема


 

Всего часов


 

Теория


 

Практика

1.

Вводное занятие.

2

-

2


 


 

2.

Я познаю экологию.

2.1. Что такое экология?

2.2. Как мы познаём мир?

8

4

4

4

2

2

4

2

2


 


 


 


 

3.


 

Природа- наш чудесный дом.

3.1. Что такое? Кто такое?

3.2. Осень в природе.

3.3. Можем ли мы прожить без природы

3.4. Охранять природу- значит охранять Родину!


 

28

4

8

12

 

4


 

12

2

4

4

 

2


 

16

2

4

8


 

2


 


 


 

4.


 

Тайны растений.


 

4.1. Редкие и исчезающие растения Родного края.

4.2. Что дает растение человеку?

4.3. Полезные и ядовитые лесные ягоды.


 

96


 

4

14

78


 

38


 

2

12

24


 

58


 

2

2

54


 


 


 

5.

Ключ к здоровью.

5.1. Овощи, ягоды, фрукты- самые витаминные продукты.

5.2. В гостях у доктора Айболита.

8

2

 

6


 

4

-


 

4

4

2

 

2

6.

Итоговое занятие:

2

-

2

 

Итого :

144

58

86


Программа первого года обучения. Блок «Первые шаги по экологическим тропинкам


 

1. Вводное занятие (2 часа).

Знакомство с детским коллективом и его интересами. План работы на год.

Проведение инструктажа по технике безопасности. Демонстрация альбомов, фотографий, коллекций и поделок из природного материала, сделанных кружковцами прежних лет. Понятия «Экология» и «Природа».


 

2. Я познаю экологию (8 часов 4/4)

2.1 Что такое экология? (4 часа 2/2)

Наука экология. Что изучает экология. Экологические факторы.

2.2 Как мы познаем мир? (4 часа 2/2)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Практическое занятие:

Рисунок «Природа глазами детей».

Работа с пластилином: «Наша планета, в наших руках».


 

3. Природа- наш чудесный дом. (28 часов 12\16)

3.1. Что такое? Кто такое? (4 часа 2/2)

Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой.

3.2. Осень в природе (8 часов 4\4)

Практическое занятие: фенологические наблюдения. Экскурсия. Наблюдение за сезонными изменениями. Запись фенологических наблюдений в тетрадь. Зарисовка изменения растений в период сезонного изменения.

3.3. Можем ли мы прожить без природы. (12 часов 4/8)

Занятие- дискуссия. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека. Осознание места человека как части природы.

Практическое занятие: Составление памяток по охране природы. Сбор и обсуждение собранной информации для мини-плаката «Я, как часть природы». Зарисовка мини-плаката.

3.4. Охранять природу, значит охранять Родину. (4 часа 2/2)

Сказки и легенды о природе. Правила поведения во время похода в лес, на экскурсию.

Практическое занятие: рисунок «Охранять природу, значит охранять Родину».


 

4. Тайны растений. (96 часов 38/58).

4.1. Редкие и исчезающие растения Родного края. (4 часа 2/2)

Роль растений в природе. Знакомство с редкими и исчезающими растения Родного края.

Практическое занятие: Просмотр редких и исчезающих растений Красной книги и их зарисовка.

4.2. Что дает растение человеку? (14 часов 2/12)

Выделение понятий определяющих значение растений для человека, определение способов положительного влияния человека, направленные на сохранение растения.

Практическое занятие: Составление и запись таблицы «Роль растений в жизни человека» в тетрадь. Рассмотрение и зарисовка в тетрадь предметных иллюстраций лесных травянистых растений. Зарисовка разрешающих знаков, определяющих способы воздействия человека на растения. Просмотр фильма «Растения в нашей жизни».

4.3. Полезные и ядовитые ягоды. (78 часов 24/54)

Основные понятия «полезные ягоды» и «ядовитые ягоды». Знакомство с полезными ягодами и ядовитыми ягодами. Изучение правил сбора ягод вместе с обучающимися. Отгадываем загадки, с помощью которых запоминаем полезные и ядовитые ягоды.

Практическое занятие:

Зарисовка ядовитых и полезных ягод, деление их на группы. Викторина по ягодам. Просмотр видеофильма «Лесные ягоды». Виртуальное путешествие в лес по ягоды. Аппликация из бумаги, обрывной техникой «Ягодная полянка». Игра «Что в твоём лукошке?», обучающиеся смотрят на иллюстрации и им нужно выбрать, какие ягоды они положат в своё лукошко, а затем все проверяют правильно, все ли полезные ягоды положил ученик. Игра «Третий лишний». Обучающиеся пытаются из предложенных ягод найти лишнюю ягоду. Аппликация из пуговиц «Веточка рябины».

5. Ключ к здоровью. (8 часов 4/4)

5.1. Овощи, ягоды, фрукты- самые витаминные продукты. (4 часа 2\2)

Практическое занятие:

Зарисовка овощей и фруктов, которые оказывают влияние на развитие организма.

5.2. В гостях у доктора Айболита. (4 часа 2\2)

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье нужно хорошо узнать себя. Правила и нормы здорового образа жизни.

Практическое занятие:

Составление и зарисовка в тетради правильного режима дня.

6. Итоговое занятие (2 часа -\2)

Практическая часть:

Подведение итогов за год. Проведение кроссворда, что является диагностическим уровнем развития детей первого года обучения. Выставка поделок и рисунков. Обсуждение предложений по изменению программы првого года обучения.

  Учебно- тематический план и содержание тем второго года обучения. Блок «Путешествие в природу»

1

Вводное занятие

4

2

2


 


 


 


 

2.

Эти забавные животные


 

2.1. Юный орнитолог.

2.2. Мир прудов ручьёв и рек.

2.3. Животные нашего леса.

2.4. Сезонные изменения в жизни животных.

2.5. Животные Красной книги

68


 

22

34

4

6

 

2

24


 

6

12

2

4

 

-

44


 

16

22

2

2

 

2


 


 


 


 


 

3.


 

Я в мире воды.

3.1. Вода! Как много в этом слове.

3.2. Вода – источник жизни.

3.3. Путешествие капельки.

3.4. Реки, ручьи, моря и океаны на Земле.

3.5. Вода в жизни природы и человека.

3.6. Загрязнение рек Родного края.


 

132

16

48

26

18

 

14

 

10


 

48

4

16

10

8

 

4

 

6


 

84

12

32

16

10


 

10

 

4

 


 


 


 


 

4.


 

Цветочный калейдоскоп.

4.1. Цветы леса.

4.2. Комнатные растения.

4.3. Роль растений в жизни человека.


 

10

4

4

2


 

4

2

2

-

 


 

6

2

2

2


 

5.


 

Итоговое занятие:


 

2


 

-


 

2

 

 

Итого


 

216


 

78


 

138


 


 

  Программа второго года обучения. Блок «Путешествие в природу»

1. Вводное занятие (4 часа 2\2)

Обсуждение планов на год. Решение организационных вопросов. Знакомство с понятием «Я в мире экологии». Проведение инструктажа по технике безопасности.

Практическая часть:

Определение с помощью теста экологической установки (автор- Ясвин В.А.),

уровня самооценки (модификация Е.А. Ничипорюк), диагностика мотивации прихода в объединение.

2. Эти забавные животные. (68 часов 24\44)

2.1. Юный орнитолог. (22 часа 6\16)

Знакомство с видами птиц их строением, разновидностью пера и окраса, характерными особенностями их поведения. Узнать о правилах ухода за птицами, а также о правилах поведения с незнакомыми птицами. Виртуальное путешествие в лес, наблюдение за птицами. Знакомство с птицами Красной книги

Практическое занятие: Зарисовка в тетради птиц, разновидности пера. Запись правила поведения по уходу за птицами. Зарисовка птицы Красной книги. Аппликация: «Кормушка». Просмотр видеофильма «Птицы Красной книги». Интеллектуальная игра: «Угадай птицу по поведению». Один из обучающихся вытягивает лист, на котором написано название птицы. Обучающийся должен продемонстрировать группе поведение птиц так, чтобы группа угадала по поведению и назвала продемонстрированную им птицу.

2.2. Мир прудов, ручьёв и рек. (34 часа 12\22)

Знакомство обучающихся с миром водорослей, птиц пресных водоемов, с беспозвоночными животными: ракообразными обитателями водоемов речного рака и моллюсков. Знакомство с насекомыми обитающими на водоемах: стрекозы и комары. Рассказы, мифы и легенды об обитателях воды. Знакомство с рыбами и млекопитающими воды. Приспособление обитателей к воде выживание и защита. Забота о потомстве. Знакомство с водоплавающими птицами, чем они питаются и как приспособлены к жизни на воде, строение гнезд и вывод потомства. Обитатели воды в Красной книге исчезающий и редкие виды. Охрана водных обитателей.

Практическое занятие: Зарисовка различных водных обитателей. Ролевая игра «Зов моря». Просмотр видеофильмов «Птицы на воде». Просмотр фильма «Жизнь на дне рек». Работа с цветной бумаги «Мой аквариум». Аппликация из пластиковой тарелки «Рыбка». Создание мини-проекта о жизни водных обитателей, сбор информации. Рассказ «Рыба, которая меня удивила» из различных литературных источников, энциклопедий. Просмотр видеофильма о насекомых и их зарисовка. Кроссворд «Водный мир». Игра-викторина по пройденному материалу. Аппликация из резанной нити «На дне морском». Двигательно-творческое задание «Морской берег».

2.3. Животные нашего леса. (4 часа 2\2)

Знакомство с животным миром леса, приспособлением животных к жизни в наших условиях. Показать бедность видов животных и малую скорость их возрастания.

Практическое занятие: Сочинение синквейна (французское пятистишие) на тему «Животные». Сбор из отдельных частей картинки животного (пазлы). Интеллектуальная викторина «самый умный».

2.4. Сезонные изменения в жизни животных. (6 часов 4\2)

Познакомить обучающихся с понятием «сезонные изменения». Просмотреть презентацию и обсудить, как меняется жизнь животных в период каждого времени года.

Практическое занятие: Игра «Угадай животное». Просмотр фильма о влиянии факторов на жизнь зверей. Зарисовка увиденного в тетрадь.

2.5. Животные Красной книги (2 часа -\2)

Практическое занятие: Просмотр научного фильма о Красной книге. Зарисовка животного в тетрадь.


 

3. Я в мире воды (132 часа 48\84)

3.1. Вода! Как много в этом слове. (16 часов 4\12)

Познакомить обучающихся с понятием «вода», дать характерные особенности свойств воды. Познакомить обучающихся с географическими открытиями. Рассказать из каких источников мы получаем воду и как она поступает к нам на Землю. Познакомить обучающихся с экологическими проблемами природных вод. Построить схему «Три физических состояния воды».

Практическое занятие: Демонстрация опыта с появлением воды из кусочка льда. Зарисовать построенную схему «Три физических состояния воды» в тетрадь. Просмотр фильма «Истощение рек», запись причин и зарисовка интересных факторов в тетрадь.

3.2. Вода-источник жизни. (48 часов 16\32)

Показать обучающимся необходимость воды для всего живого на Земле. Рассмотреть на карте (глобусе) территорию, занимаемую сушей и водой, определить какая территория больше. Расширить представление обучающихся о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой. Познакомить с правилами бережного отношения к воде, к природе в целом, а также формировать у обучающихся привычки к бережному и разумному использованию воды, для ее сохранения. Определить для чего нужна вода и почему она является источником жизни, и чтобы было, если бы на Земле не было воды.

Практическое занятие: Просмотр фильма о воде. Запись в тетрадь о правилах бережного отношения к воде. Сбор информации о воде. Творческое задание мини-проект на тему «Решение экологических проблем воды». Опыты по изучению свойств воды (запах, цвет, вкус, форма, смачивание, очищение и испарение). Зарисовка в тетрадь. Уход за комнатными растениями. Влияние воды на комнатные растения.

3.3. Путешествие капельки. (26 часов 10\16)

Рассказать о том, как вода умеет путешествовать. Сформировать у обучающихся представление о круговороте воды, как важнейшее явление в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое). Рассказ о пустыни и выявить в чем нуждались люди и верблюды. Рассказ о большом путешествии капельки.

Практическое занятие: Просмотр презентации о капельке. Просмотр видеофильма о круговороте воды в природе. Запись круговорота воды в природе в тетрадь. Рисунок по прослушанным сказка на теоретических занятиях. Просмотр фильма о чудесах, которые происходят с капелькой. Тест о воде «Проверь себя». Аппликация «Круговорот своими руками». Аппликация «Море с дельфинами».

3.4. Реки, ручьи, моря и океаны на Земле. (18 часов 8\10)

Познакомить обучающихся с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек. Научить находить важнейшие реки на карте. Дать понятие «Мировой океан» и представление об океанах и морях. Обобщить знания о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана. Обучающиеся должны знать, что такое моря и океаны, а также уметь распознавать их.

Практическое занятие: Просмотр видеофильма «Море». Зарисовка обитателей моря. Лепка из пластилина Морских обитателей.

3.5. Загрязнение рек Родного края (14 часов 4\10)

Познакомить обучающихся с реками и их обитателями. Родного края. Рассказать о проблемах их загрязнения.

Практическое занятие: Записать реки Родного края, зарисовать в тетради их обитателей. Мини-проект «Освобождение рек, от загрязнения». Просмотр фильма о реках Родного края.

3.6. Вода в жизни природы и человека (10 часов 4\6)

Расширить знания обучающихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем гидросферы.

Практическое занятие: Просмотр фильма «Роль воды в жизни человека», фиксирование в тетради экологических проблем и их решения. Рисунок «Наша помощь воде».

4. Цветочный калейдоскоп (10 часов 4\6)

4.1. Цветы леса (4 часа 2\2)

Тайны цветов леса. Лечебные цветы леса.

Практическое занятие: Зарисовка и запись цветов леса в тетрадь.

4.2. Комнатные растения. (4 часа 2\2)

Знакомство с комнатными растениями. Какую пользу они приносят, находясь в помещение. Полезные и вредные комнатные растения.

Практическое занятие: Запись и зарисовка комнатных растений в тетрадь. Составление рассказа о своем комнатном растении.

4.3. Роль растений в жизни человека и природы. (2 часа -\2)

Практическое занятие: Просмотр видеофильма о роли растений в жизни человека и природы.

  Приложение к основной программе «Я в мире экологии». Дополнительно образовательная программа на лето «Зеленый островок».

Для детей 7-11 лет

Срок реализации: 2 года.


 

Пояснительная записка.

Программа «Зелёный островок» рассчитана на летний период времени и позволяет переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Программа «Зелёный островок» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Дополнительная летняя программа способствует формированию экологических знаний о природе, а также о том, что её окружает, в процессе ознакомления с живой природой во время экскурсий и направлена на развитие наблюдательности, любознательности, исследовательских навыков и экологически-грамотного поведения в природе.

Данная программа рассчитана на возврат детей от 7-11 лет.

Срок реализации: 2 года (летний период времени).

Режим занятий:

1 год обучения- 4 часа по 2 часа 2 раза в неделю;

2 год обучения- 6 часов по 3 часа 2 раза в неделю.

Цель: познакомить обучающихся с растительным и животным миром, изменениями в природе.

Задачи программы:

Образовательная: изучить растения и животных летом в местности проживания; создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

Развивающая: развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.

Воспитательная: формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Деревья и их роль в природе.

2.1. Легенды и миф о деревьях.

2.2.Лиственные деревья, сбор природного материала.

2.3.Хвойные деревья их значение.

14


 

4


 

6


 


 

4

8


 

2


 

2


 


 

2

6


 

2


 

4


 


 

2

3

Лекарственные растения

рядом с нами.

3.1.Легенды и сказания о лекарственных растениях.

3.2.Сбор и засушивание лекарственных

растений.

12


 

4


 


 

8

4


 

2


 


 

-

8


 

2


 


 

8

4

Итого

28

14

14


 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Красная Книга Ростовской области.

2.1. Редкие птицы Ростовской области.


 

2.2. Редкие насекомые Ростовской области


 

2.3.Млекопитающие нашего края.

12


 

4


 


 

5


 


 

3

6


 

2


 


 

2


 


 

2

6


 

2


 


 

3


 


 

1

3.

Наблюдение в природе.

Фоторепортаж.

3.1. Насекомые

3.2. Птицы

3.3.Домашние животные

9


 

3

3

3

-


 

-

-

-

9


 

3

3

3

4.

Подготовка и сбор материала к проекту

«Улицы Ростова названные в честь женщин

героев ВОВ,

4.1.Знакомство с материалом в библиотеке им. Ильича.

4.2.Обработка материала.

4.3.Подготовка презентаций к выступлению участников.


 


 

19


 


 


 

6


 

10


 

3


 


 

7


 


 


 

6


 

1


 

-


 


 

12


 


 


 

-


 

9


 

3

 

ИТОГО

42

15

27

 

  Список литературы:

Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

Алиева Л.В. «Школа жизни- окружающий мир». Программно- методическое обеспечение туристко- краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.

Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. -М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.

Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва,2001.

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель»,2003.

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель»,2003.

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель»,2003

Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001

Зайцев Г. Уроки Айболита. -изд.: Акцент,1996

Козлова С., Князева О. Мой организм. - М.: Владос,2004.

Лацис К. Растительный мир в картинках. - М.: Владос,2004.

Неволина Е. большая книга о животных. - М.: ОЛМА ПРЕСС «Звёздный мир», 2003.

Красная Книга Российской Федерации. - М.,2001.

Книга природы: Рассказы/Сост. Ю. Дмитриев. –М.: Днт. Лит.,1990.

Мир живой природы/Под ред. Т. Ниловой. - М.: ООО «Издательство АРТ»,2001.

Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. - М.: ООО «Издательство АРТ»,2001


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.