12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курченко Татьяна Александровна106
Россия, Алтайский край, Барнаул

Программа «Я в большом мире».

(психокоррекционная программа)

Пояснительная записка.

Данная программа развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу, и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога (учителя) в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности, как в период адаптации в первом классе, так и на всём протяжении обучения в младших классах. Успешность освоения учебной деятельностью, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке, в полноценном освоении игровой деятельностью. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения; вырабатываются умения принимать правила, инструкции, следовать заданному алгоритму; формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении при совместной работе с учителем у школьников, на основе познава­тельных интересов, формируются потребности в теоретических зна­ниях, что в свою очередь преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности.

Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адапта­ции. Но в настоящее время в школьной практике нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность к обучению в шко­ле». Как правило, особое внимание уделяется интеллектуальной, знаньевой готовности к школе, тогда как на личностную и социаль­но-психологическую готовность не обращается должного внимания. Это всё вносит дополнительные трудности в работу психолога (учителя), по­скольку ему на уроках необходимо решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, т.е. не осваивать содержание, а в первую очередь стараться восполнять пробелы развития компо­нентов школьной готовности. Однако традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для психолога (учителя), а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школь­нику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учеб­ной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Для организации таких занятий психологу (учителю), прежде всего, необходимо организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс-диагностику актуального развития. Со­гласно полученным результатам необходимо выбрать приоритетные задачи развития.

Основная цель программы – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений; формирование умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Основные задачи:

-познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

-сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

-формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов: «Литературное чтение», « Окружающий мир», так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика в начальной школе».

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность. Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов реализации в учебно- воспитательном процессе.

Содержание программы предусматривает слияние принципов последовательности, цикличности, развивающего обучения с закреплением на практике правил поведения в различных жизненных ситуациях.

Методы работы:

-личностно- направленные (содержание актуально для каждого ребёнка);

-стимулирующие (через диалог поддерживается свобода высказываний);

-активизирующие (пробуждают творческие способности личности, его эмоциональную сферу);

-развивающие (направлены на развитие нравственного сознания).

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Применяются следующие виды деятельности: рисование, ролевые игры, практические занятия, решение этических задач, проведение викторин, конкурсов, тестов, драматизация сказок.

Программа «Я в большом мире» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 33 часа в первом классе.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать нравственные представления.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление причинно - следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

В процессе освоения материалов курса у младших школьников формируются универсальные учебные действия:

-умение воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-умение оценивать своё поведение и поведение окружающих, предотвращать конфликты;

-умение участвовать в диалоге, использовать в речи вежливые слова;

-умение высказывать предположение;

- умение самостоятельно формулировать правила коллективной работы;

- умение анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- умение использовать доброжелательный тон в общении;

- умение оценивать внешний вид человека, характер общения, поведения в обществе.

В результате освоения курса учащиеся должны знать:

- правила поведения в школе, общественных местах, на природе;

- азбуку гигиены;

-правила поведения за столом, как сервировать стол;

-правила поведения среди друзей, родных, в гостях, в общении со взрослым человеком;

-правила знакомства, приёма гостей;

-правила разговора по телефону;

-этические, историко- культурные, духовные ценности;

-правила написания писем и поздравительных открыток;

-алгоритм определения нравственного поступка.

Учащиеся должны уметь:

- следить за своим внешним видом;

- адекватно оценивать свои и чужие поступки;

- участвовать в создании красоты в помещении;

- соблюдать нравственные правила поведения;

- составлять распорядок дня;

- сервировать стол;

- пользоваться столовыми приборами;

- разрешать конфликтные ситуации;

- соблюдать нравственные нормы и правила поведения в общественных местах;

- осознанно отвечать на вопросы;

- прогнозировать результаты своего поведения;

- принимать самостоятельное решение;

- определять эмоциональное состояние другого человека.

Предполагаемые результаты:

-повысить уровень культуры поведения учащихся;

-расширить круг общения детей;

-улучшить морально - психологический климат в классе, в школе, в семье;

-учащиеся приобретут опыт нравственного поведения.

Учебно – тематический план

№ урока

Тема

Общее количество часов

1 класс

 

1 урок

Я уже школьник!

1

2 урок

Кто я такой?

1

3 урок

Моя семья

1

4 урок

Моя семья (мама)

1

5 урок

Что значит семья? Труд в семье

1

6 урок

Дружная семья: отдыхаем вместе

1

7 урок

Я среди других

1

8 урок

Мои сверстники и друзья

1

9 урок

Учимся говорить вежливо

1

10 урок

Мы идем в гости

1

11 урок

«Белая ворона», или Что значит быть терпимым?

1

12 урок

Научись радоваться чужим успехам

1

13 урок

Они хотят, чтобы их понимали

1

14 урок

Самые смелые

1

15 урок

Самые смелые (продолжение)

1

16 урок

Мы с товарищем вдвоем

1

17 урок

Мы с товарищем вдвоем (продолжение)

1

18 урок

В гостях у Старичка - Лесовичка

1

19 урок

Разведчики

1

«Школа Волшебников»

(развитие познавательных процессов)

 

20 урок

«Школа Волшебников»: допиши по аналогии, раздели на группы, нарисуй по точкам

1

21 урок

«Школа Волшебников»: найди слово в слове, шифровальщик, повтори фигуру

1

22 урок

«Школа Волшебников»: преврати одни слова в другие, вставь слово, нарисуй по точкам

1

23 урок

«Школа Волшебников»: восстанови порядок, нарисуй по точкам, найди слово

1

24 урок

«Школа Волшебников»: найди общее название, соедини половинки слов, нарисуй по точкам

1

25 урок

«Школа Волшебников»: замени одним словом, найди лишнее слово, нарисуй по точкам

1

26 урок

«Школа Волшебников»: замени одним словом, найди общее название, нарисуй по точкам

1

27 урок

«Школа Волшебников»: восстанови слова, выбери правильный ответ, нарисуй по точкам

1

28 урок

«Школа Волшебников»: подчеркни «наоборот», вставь числа, нарисуй по точкам

1

29 урок

«Школа Волшебников»: найди общее название, шифровальщик, нарисуй по точкам

1

30 урок

«Школа Волшебников»: найди лишнее слово, допиши по аналогии, нарисуй такую же фигуру

1

31 урок

«Школа Волшебников»: допиши по аналогии, допиши «наоборот», нарисуй такую же фигуру

1

32 урок

«Школа Волшебников»: найди лишнее слово, восстанови слова, нарисуй такую же фигуру

1

33 урок

Здравствуй, лето!

1

Содержание программы

1 класс

1 урок. Вводное занятие.

«Я уже школьник».

2 урок. Упражнения на оказание помощи первокласснику осознать свою новую социальную роль.

«Кто я такой?»

3 урок. Упражнения на ознакомление детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими приглашение и знакомство.

«Моя семья»

4 урок. Упражнения на ознакомление детей с элементарными речевыми формулами, готовим подарок маме.

«Моя семья (мама)»

5 урок. Упражнения на ознакомление с оптимальным распределением обязанностей между членами семьи; обучение элементарным приемам самообслуживания; помощь первоклассникам рефлексировать понятия «обязанность» и «помощь».

«Что значит дружная семья? Труд в семье»

6 урок. Упражнения на создание условий осознания первоклассниками значимости совместного отдыха.

«Дружная семья: отдыхаем вместе»

7 урок. Упражнения на ознакомления с правилами поведения; формирование толерантных отношений к другим людям.

«Я среди людей»

8 урок. Упражнения на формирование первоначального представления о друге как о верном товарище; содействие становлению толерантного отношения к вкусам, наклонностям, интересам и способностям людей.

«Мои сверстники и друзья»

9 урок. Упражнения на ознакомление детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими диалог; развитие логичности речи с использованием суждений с частичной совместимостью.

«Учимся говорить вежливо»

10 урок. Упражнения на ознакомление с правилами поведения в гостях; развитие эстетических вкусов; формирование коммуникативных умений целесообразно и уместно пользоваться вербальными средствами общения для передачи информации.

«Мы идем в гости»

11 урок. Упражнения на определение уровня толерантности учащихся.

«Белая ворона», или что значит быть терпимым?»

12 урок. Упражнения на помощь школьникам осознать, что зависть - порочное чувство, приносящее вред собственному здоровью.

«Научись радоваться чужим успехам»

13 урок. Упражнения на ознакомление с понятием «инвалид»; обучение контролю над собственными эмоциями.

«Они хотят, чтобы их понимали»

14 урок. Упражнения на снятие эмоционального напряжения и тревожности.

«Самые смелые»

15 урок. Упражнения на снятие эмоционального напряжения и тревожности.

«Самые смелые (продолжение)»

16 урок. Упражнения на снятие эмоционального напряжения и тревожности.

«Мы с товарищем вдвоем»

17 урок. Упражнения на снятие эмоционального напряжения и тревожности.

«Мы с товарищем вдвоем (продолжение)»

18 урок. Упражнения на снятие эмоционального напряжения и тревожности.

«В гостях у Старичка – Лесовичка»

19 урок. Упражнения на снятие эмоционального напряжения и тревожности.

«Разведчики»

20 урок. Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».

21 урок. Упражнения на развитие внимания.

«Найди слово в слове», «Шифровальщик»», «Повтори фигуру»

22 урок. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам»

23 урок. Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слово»

24 урок. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам»

25 урок. Упражнения на развитие внимания.

«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам»

26 урок Упражнения на развитие мыслительных процессов.

«Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам»

27 урок. Упражнения на развитие способности к классификации.

«Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам»

28 урок. Упражнения на развитие мыслительных процессов.

«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».

29 урок. Упражнения на развитие внимания.

«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам»

30 урок. Упражнения на развитие вербально – логического мышления.

«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру»

31 урок. Упражнения на развитие внимания, мышления.

«Допиши по аналогии», «Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру»

32 урок. Упражнения на развитие внимания, мышления.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру»

33 урок. Прощание.

«Подведение итогов»

Список литературы.

Аверина, И.С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - 1991. - № 5.

Аверина, И.С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей ¬ / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина //Вопросы психологии. -1994,- №4.

Азарова, Т.В. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.

Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.

Вергепис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л. А.Матвеева, А. И.Раев. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, издательство «Союз», 2000.

Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / И. Винокурова. - М.: АСТ-Пресс, 1999.

Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.

Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / Сост. Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, Акаде¬мия К, 1998.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.И. Ильин. - СПб.: Пи¬тер, 2000.

Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Корнеева, Е.Н. «Ох уж эти первоклашки!..» / Е.Н. Корнеева. -Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.

Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей млад¬шего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педаго¬гический университет «Первое сентября», 2005.

Младший школьник. Развитие познавательных способно¬стей / под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.

Марциновская, Т.Д. Диагностика психического развития де¬тей / Т.Д. Марциновская. - М., 1998.

Милосердое, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: Школа XXI век.

Практическая психология образования / под редакцией И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2001.

Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологи¬ческое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.

Тихомирова, Л. Ф.Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия

Языканова Е.В. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 1 класс

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.