Программа воспитательной работы «Я в мире профессий»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45
Программа воспитательной работы
«Я в мире профессий»
Автор: Самойленко Е.Д.
учитель математики МБОУ СОШ № 45
г. Челябинска
Содержание
Паспорт программы________________________________________________________________________3
Пояснительная записка_____________________________________________________________________4
Концептуальные основы воспитательной программы__________________________________________5
Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка учащихся______________6
Работа с родителями учащихся______________________________________________________________7
Диагностика личностного роста учащихся____________________________________________________8
Тематика классных часов и родительских собраний____________________________________________9
Список методической литературы___________________________________________________________10
Паспорт воспитательной программы
Тип программы
Воспитательная программа под названием «Я в мире профессий».
Назначение программы
для учащихся 9 классов
для классных руководителей МОУ СОШ как средство организации воспитательного процесса
для администрации программа является основанием для определения качества реализации воспитательного процесса в школе
Категория обучающихся
учащиеся 9 классов МОУ СОШ
Сроки освоения
1 год
Пояснительная записка
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной системы школы могут обеспечить только объединенные усилия всех участников образовательного процесса: администрации школы, классных руководителей, педагогов-предметников, психологов, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся, представителей общественности.
Воспитательная программа класса является ее неотъемлемой составляющей и координирует деятельность всех участников образовательного процесса.
Целью программы является включение ребенка в общность одного возраста, выработка у него «Я»-позиции, при уважительном отношении к позиции других.
В данной программе отражаются два основных мотива:
«я»- позиция каждого ученика по отношению к определенному вопросу;
актуальность выбранной темы для ребенка на данном возрастном этапе.
Данная воспитательная программа включает в себя следующие разделы:
1. Концептуальные основы воспитательной программы: образовательные цели и задачи, результаты реализации воспитательной программы.
2. Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка учащихся.
3. Работа с родителями учащихся.
4. Диагностики личностного роста учащихся.
5. Тематика классных часов и родительских собраний.
Концептуальные основы воспитательной программы
Возрастная ступень |
Название воспитательной программы |
Цели |
Задачи |
Результаты |
9 класс |
«Я в мире профессий» |
1. Создать условия для самопознания и познания духовных ценностей как важных основ жизни человека. 2. Способствовать осознанному самостоятельному выбору школьниками дальнейшего пути интеллектуального развития и профессионального становления. |
1. Развивать у школьников потребность в самопознании как одной из основ жизненного самоопределения. 2. Содействовать освоению учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализации их интеллектуального и творческого потенциала. |
1. Осознание учащимися индивидуальной целостности и уникальности, стремления к самопознанию. 2.Самостоятельное жизненное самоопределение, формирование жизненных целей и планов. 3. Построение партнерских отношений в общении со сверстниками и взрослыми |
Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка учащихся
Формы работы |
Задачи |
Способы реализации |
Коллективная |
1. Воспитывать чувство ответственности перед классным коллективом и школьным сообществом. 2. Развивать творческие и организаторские способности школьников. 3. Формировать у старшеклассников активную жизненную позицию. |
1. Система часов общения (классных часов). 2. Коллективные творческие дела. 3. Система дополнительного образования. 4. Психологическое сопровождение развития личности. 5. Профессиональное консультирование. 6. Спортивные соревнования. 7. Интеллектуальные турниры, конкурсы, олимпиады. 8. Конференции. 9. Экскурсии. 10. Походы. |
Групповая |
1. Воспитывать уважительное отношение к педагогам и ровесникам. 2. Помогать в разрешении различных проблем. 3. Осуществлять помощь в выборе профессии. |
|
Индивидуальная |
1. Создавать максимально комфортные условия для обучения каждого ребенка. 2. Воспитывать творческую самостоятельность и инициативность. 3. Составление индивидуального учебного плана. 4. Помогать в разрешении конфликтных ситуаций. |
Работа с родителями учащихся
Формы работы |
Задачи |
Способы реализации |
Коллективная |
1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Инструктировать их по вопросам психологической подготовки и поддержки своих детей в период итоговой аттестации выпускников. |
1. Родительские собрания. 2. Творческие группы при подготовке внеклассных мероприятий. 3. Групповые родительские собрания по отдельным проблемам. 4. Беседы по проблемам успеваемости, межличностного общения, поведения, взросления ребенка. 5. Организация бесед родителей с учителями-предметниками. 6. Работа с родительским комитетом. 9. Диагностика. 10. Формирование «Портфолио достижений» |
Групповая |
1. Организовать взаимодействие внутри коллектива родителей. 2. Стимулировать совместное участие детей и родителей в подготовке различных мероприятий. |
|
Индивидуальная |
1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций. |
Диагностика личностного роста учащихся
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
Самоактуализированность личности учащихся |
1.Уровень воспитанности. 2.Наличие достижений ребенка в одном или нескольких видах деятельности. 3. Сформированность нравственных качеств. 4. Социализация. 5. Личностный рост школьника. |
1. Методика определения уровня воспитанности учащихся. 2. Портфолио (папка достижений) учащихся. 3. Диагностика нравственных приоритетов учащихся. 4. Диагностика уровня социальной зрелости 9-классников. (методика Т.Н. Кожевниковой) 5. Диагностика личностного роста школьника (методика Д.В. Григорьева, П.В.Степанова) |
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе |
1. Степень комфортности учащихся в школе. 2.Удовлетворенность родителей организацией УВП школы. |
1. Изучение мнения учащихся о воспитательной работе в школе (методика М.П.Нечаева) 2. Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы (методика Е.Н.Степанова) |
Тематика классных часов и родительских собраний
Название |
Часы общения (классные часы) |
Родительские собрания |
«Я в мире профессий» |
Мир человека и человек в мире. Человек и его духовные ценности. Что ты знаешь о себе? Гамма моих способностей. Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем Стратегия выбора профессии. Мои жизненные и профессиональные планы. Перспективы моего профессионального старта |
Особенности организации образовательного процесса в 9-м классе. Профессиональные интересы учащихся. Впереди государственная аттестация выпускников основной школы. Как подготовить себя и ребенка к экзаменам. |
Список методической литературы
1) Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2) Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. 5-9 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
3) Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации
воспитательной деятельности в классе. – СПб.: КАРО, 2003.
4) Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: пособие для учителя / Под ред. Л.И. Виноградовой. – М.: Просвещение,2006.
5) Классный руководитель. Научно-методический журнал. – М.: Центл «Педагогический поиск», 2000 – 2006 гг.
6) Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах.- М.: Айрос-пресс, 2006.
7) Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – (Педагогика. Психология. Управление).