Образовательная программа «Азбука экологии»
2
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Города Воткинска Удмуртской республики
Рассмотрена на заседании Утверждено
методического совета приказом №____ от _________20____г.
Директор МАУДО ЭБЦ
«___»__________20___г. ______________Л.Л.Воронцова
Принято на заседании
педагогического совета
«___»__________20___г
Образовательная программа
«Азбука экологии»
Возраст обучающихся 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Староверова Елена Дмитриевна
Педагог дополнительного образования
квалификационная категория - первая
г. Воткинск, 2020г.
Пояснительная записка.
Разработчик: Староверова Елена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования, 1 квалификационной категории
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Срок освоения: 1 года
Общее количество учебных часов по программе.
Программа рассчитана на 1 года обучения:
1 год обучения: 144 часа (сентябрь- май), + 56 часов лето, всего 200 часов.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука экологии» (далее – Программа) Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики (далее - Учреждение) естественнонаучной направленности.
Программа разработана на основе следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями в соответствии с 403-ФЗ от 02.12.2019 года.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Приказа Министерства труда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Письмо от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)».
СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ министерства образования и науки Удмуртской Республики от 29.06.2018 № 673 «Об утверждении методики проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам и качества дополнительных общеобразовательных программ».
Устава Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики (далее - Учреждение), образовательной программы и учебного плана Учреждения.
Образовательной программы и учебного плана Учреждения.
Направленность программы
Программа осваивается по естественнонаучному направлению работы учреждения, направлена на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
Программа направлена на:
формирование знаний об окружающей природе родного края;
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии.
Направленность программы
Программа осваивается по естественнонаучному направлению работы учреждения, направлена на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
Программа направлена на:
формирование знаний об окружающей природе родного края;
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии.
Актуальность программы «Азбука экологии». В результате опроса общественности: педагогического коллектива базового образовательного учреждения, родителей, обучающихся (анкетирование), получен социальный образовательный запрос на то, чтобы в ходе освоения программы обучающимися были получены дополнительные знания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по курсу «Окружающий мир» и ознакомление с особенностями природы Удмуртской Республики.
Новизна и отличительные особенности программы
Программа разработана опираясь на программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011г., «Флористика», М.: Просвещение 1983г
Отличием программы «Азбука экологии» от программы А.А. Плешакова, является то, что данная программа составлена с учетом особенностей природы Удмуртской Республики. Опора на местный материал - климатические и природные особенности региона, особенности растительного и животного мира Удмуртской республики, особенности национальных традиций народов, населяющих Удмуртскую республику.
В программе более выражена практическая направленность - большое внимание уделяется экскурсиям, походам с целью изучения природы своего края, учатся работать с природным материалом. Уделено внимание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, что составляет основу экологической культуры личности.
Срок освоения программы - один год:144 часа уч. год, + 56 часов лето, всего 200 часов. Что позволяет ребенку в течение года определить свои наклонности при освоении данной программы, педагогу оценить возможности обучающегося, и способствовать выявлению одаренности ребенка, и рекомендовать, как обучающемуся, так и родителям (лицам их замещающим) продолжение обучения в учреждении в соответствии с потребностями обучающегося.
Адресат, возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений города Воткинска в возрасте 7 - 10 лет.
Наполняемость групп 10-15 человек, согласно Устава Учреждения и санитарно-гигиенических требований.
Учащиеся имеют стартовый и базовый уровень знаний по курсу «Окружающий мир».
Режим занятий
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Режим занятий определяется Приложением № 3 к Сан Пин 2.4.4.3172-14. Часовая нагрузка в неделю – 4 часа.
Соответствие программы заявленному возрасту и категории детей
Так как для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука экологии» набираются группы обучающихся без ОВЗ, имеющих разный уровень (стартовый и базовый) по общеобразовательным дисциплинам «Окружающий мир», «Природоведение», «Изобразительное искусство», программой предусматривается методическая база, позволяющая всем обучающимся освоить материал вне зависимости от уровня знаний в соответствии с возрастными особенностями детей.
Преемственность и интегрированность программы. Данная программа «Азбука экологии» является базовой программой для выявления творческих наклонностей и одаренности детей первого года обучения. Позволяет продолжить обучение в Учреждении по программам естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой направленности. Предусмотрена интеграция программы «Азбука экологии» с дополнительной общеобразовательной программой «Окружающий мир и дети» в плане совместных походов выходного дня, участия в природоохранительных акциях «Чистый берег», «Я прилетел!», «Я и ты против поджогов сухой травы», конкурсах творческих работ ко Дню охраны животных, Дню экологических знаний.
Основные формы и методы обучения, используемые при проведении занятий:
Формы обучения: очная форма с элементами дистанционного и электронного обучения.
Дистанционное обучение проводится через приложение https://stepik.org/, размещение учебных материалов на сайте https://vk.com/club193718981, рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним.
Формы организации занятий:
- индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая с использованием:
- беседы
- тематические экскурсии; походы выходного дня;
- практические занятия;
- обобщающие занятия;
- экскурсии.
Методы:
— объяснительно-иллюстративный,
— репродуктивный (воспроизведение),
— частично-поисковый (эвристический).
Обоснованность критериев и технологии отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы.
Формы контроля, используемые в программе соответствуют содержанию темам программы, предусмотрен текущий входной контроль - аттестация (сентябрь) с целью выявления уровня знаний обучающихся, текущий (декабрь) с целью усвоения программы и итоговый контроль (май, август – по летней программе ), с целью освоения программы в полном объеме (Приложение 1).
Удовлетворенность (ожидание результатов) образовательным и воспитательным процессом в Учреждении выявляется анкетированием родителей (лиц их замещающих) и обучающихся (Приложение 3).
Текущими формами отслеживания конкретного результата по изучению отдельных разделов и тем являются:
оценка и наблюдения педагога, диагностика;
собеседование, оформление выставок творческих работ;
итоговые занятия;
участие в конкурсах, выставках;
тестирование.
Цель программы: приобщить к экологическому образованию и воспитанию обучающихся, посредством изучения особенностей природы Удмуртии.
Задачи:
- ознакомление с биологическими экологическими особенностями и разнообразием животного и растительного мира в связи с сезонными явлениями природы Удмуртии;
- заложение основ
* работы с литературой и информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) под руководством педагога;
*навыков проектной деятельности под непосредственном руководством и контролем педагога;
- развитие наблюдательности, интереса к познанию окружающего мира;
- выявление творческих способностей обучающихся;
- воспитание гуманного, нравственного отношения к природе.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
По итогам реализации программы обучающиеся ознакомятся:
- с природными явлениями в соответствии с сезоном года;
-с основными экологическими проблемами Удмуртии;
- смогут определять в природе и по иллюстрациям 10 распространённых перелетных и зимующих птиц Удмуртии, 12 видов диких и домашних животных; 9 видов лиственных и хвойных деревьев Удмуртии, по 10 видов съедобных и несъедобных грибов и распространенные дикорастущие ягодные растения Удмуртии;
Метапредметные результаты:
обучающиеся
-смогут работать с литературой и информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) под руководством педагога;
-применять на практике навыки проектной деятельности под непосредственном руководством и контролем педагога.
Личностные результаты
У обучающегося сформируется активная жизненная позиция по бережному отношению к природе родного края, представление о ценности жизни в любом ее проявлении.
Учебный план
№ | Наименование раздела, Т Е М А | Общее Кол. часов | теория | практика | Форма аттестации/контроля |
1 | Вводные занятия. | 10
| 6
| 4
| опрос (Прил. 5) |
2 | Мы друзья природы. | 12 | 4 | 8 | Опрос (Прил. 2) |
3 | К нам приходит осень. | 30 | 10 | 20 | опрос (Прил. 2) |
4 | Зима на пороге. | 34 | 16 | 18 | опрос (Прил. 2) |
5 | Работа с природным материалом. | 20 | 2 | 18 | выставка (Прил.6 ) |
6 | Домашние питомцы. | 8 | 4 | 4 | опрос (Прил. 2) |
7 | Весна - красна. | 28 | 10 | 18 | опрос (Прил. 2) |
8 | Итоговое занятие. | 2 | | 2 | Тест (Прил.1) |
9 | Летние практические задания. | 56 | 52 | 92 | Дневник наблюдений (Прил.7) |
| | Итого: 200 | | | |
Содержание учебного плана
№ | Раздел, тема | Теория | Практика |
1 | Вводные занятия | Вводная беседа. Решение организационных вопросов: -охрана труда на занятии, -режим работы; -требования к обучающимся, нашего объединения. Прил.2 | Экскурсия в Эколого-биологический центр. Экскурсия в берёзовский массив. |
2 | Мы друзья природы | Разнообразие природы. Будь природе другом; знакомство с Красной Книгой Удмуртии. Человек и природа едины. Природоохранительные знаки, эмблемы. | работа с иллюстрациями, презентация. Экскурсия «Природа вокруг нас». Конкурс эмблем об охране природы (придумываем и рисуем). Подготовка к конкурсу «Нуждаются в защите». |
3 | К нам приходит осень | Деревья осенью; знакомство с некоторыми видами деревьев. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды нашего леса. Овощи на нашем столе. Животные наших лесов: бобр, ондатра, выдра. Животные наших лесов: лиса белка, заяц, росомаха, волк. Животные наших лесов: ёж, барсук, медведь. | Экскурсия «Краски осени»; сбор осенних листьев. Составления альбома: «Разнообразие листвы». Экскурсия «Лес осенью». Сбор шишек, крылаток клёна, ясеня. Работа с иллюстрациями, презентация. Рисуем деревья, грибы, ягоды, животных Удмуртии. |
4 | Зима на пороге. | Изменения в живой и не живой природе зимой. Зимние явления природы. Зимующие птицы. Акция «Помоги птицам». Какие бывают кормушки. Чем угостить птиц. Как животные проводят зиму. Что такое снег? Какие бывают снежинки? Где как Новый год встречают? | Работа с иллюстрациями, презентация. Изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек. Подкормка и наблюдения за птицами на кормушках. Творческая работа: рисуем снежинки, поделка из бумаги – снежинка. Выполнение новогодней открытки. |
5 | Работа с природным материалом | Как правильно высушить листья. Инструменты необходимые для работы. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Техника работы с природным материалом. | Выполнение работ из природного материала: «Зайчик», «Птичка», «Овечка» и т.д из листьев, «Ёжик», «Рыбка» из крылаток; Осеннее дерево, узор и т.д. |
6 | Домашние питомцы. | Мы в ответе за тех, кого приручили. Кошка в нашем доме. Собака лучший друг. | Работа с иллюстрациями, презентация. Экскурсия в живой уголок. Конкурс рисунков «Моё домашнее животное». Экскурсии на зоовыставки. |
7 | Весна – красна. | Весенние явления в природе. Первые вестники весны - первоцветы. Птицы прилетели. Поведение животных весной. Сорняки - помощники. Деревья просыпаются. | Работа с иллюстрациями, презентация. Экскурсия «Природа просыпается», «Первоцветы» Творческая работа: рисуем на тему «В гости к весне», «Перелётные птицы», «Удивительный сорняк». Плакаты в защиту первоцветов. |
8 | Итоговое занятие | Знакомство с объединениями туристической, художественной направленности. | Итоговое занятие – тест «Природа вокруг нас». Прл.1 |
9 | Летние практические задания | Знакомство с планом работы на летний период. Правила по сбору и засушиванию цветущих растений. Проведение наблюдений в природе. | Сбор и засушивание цветущих растений, листьев, плодов, диких трав и т.д. Ведение наблюдений в природе, за опытом, исследования. |
Календарный учебный график.
Сроки реализации по годам освоения программы | I полугодие | II полугодие | Всего учебных недель | ||
Начало учебного года | 16 недель | 20 недель | Конец учебного года | ||
1 год | сентябрь | У А | У ИА | май | 36 |
Условные обозначения:
У - учебные занятия по расписанию,
А - аттестация (текущая, промежуточная)
ИА - итоговая аттестация.
Формы контроля
№ занятия | Форма контроля | Источник (литературный, авторский материал) | |
1 31 143-144 | Входная аттестация промежуточная Итоговая аттестация. | опрос тест Тест о природе | Прил. 4 Прил. 1 Прил. 1 |
План воспитательной и массовой работы
№ | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Уровень организации мероприятия | |
Проведение | Участие | ||||
1 | Кругосветка Удмуртии | Октябрь | берёзовский массив | | + |
2 | Экскурсия «Осенние явления в природе». | Октябрь-ноябрь | Сквер, берёзовский массив | + | |
3 | Акция «Берегите ель» | Декабрь | ЭБЦ | | + |
4 | Акция «Помогите птицам зимой». | Январь | Сквер, берёзовский массив | + | |
5 | Экомарафон. | Ноябрь- Март | ЭБЦ | | + |
6 | Акция «Встречаем птиц» | Март-апрель | ЭБЦ | + | |
7 | Акция «Первоцветы». | Апрель-май | ЭБЦ | + | |
8 | Акция «Против поджога сухой травы». | Апрель-май | ЭБЦ | + | |
9 | Акция «Чистый город». | Апрель-май | Сквер, берёзовский массив | + | |
Взаимодействие с родителями
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Родительские собрания | «Зачисление детей в объединение» | сентябрь |
2 | Совместные мероприятия | Экскурсии в природу, конкурсы. | В течение года |
3 | Анкетирование родителей | «Эффективность работы объединения» | февраль |
4 | Беседа, экскурсия. | Знакомство с объединениями туристической, художественной направленности. | май |
Взаимодействие с классными руководителями.
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Родительские собрания | «Зачисление детей в объединение» | сентябрь |
2 | Совместные мероприятия | Экскурсии в природу, конкурсы. | В течение года |
Работа с детьми по профилактике правонарушений
№ п\п | Мероприятия
| Сроки проведения | Участники | Ответственные |
Организационная работа | ||||
2 | Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | в течение учебного года | Педагог доп. образования, кл. руководители, соц.педагоги. | Педагог ДО Староверова,Е.Д. |
6 | Составление социального паспорта объединения. Корректировка паспорта в конце учебного года. | 15 октября, 15 мая | Педагог доп. образования кл. руководители, | Педагог ДО Староверова,Е.Д. |
7 | Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях, конкурсах. | в течение учебного года | Педагог доп. образования учащиеся | Педагог ДО Староверова,Е.Д. |
8 | Участие в родительских собраниях | сентябрь | Педагог доп. образования Родители, кл. руководители, | Педагог ДО Староверова,Е.Д. |
Работа с детьми | ||||
№ п\п | Мероприятия
| Сроки проведения | Участники
| Ответственные |
1 | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Участие в акции «Внимание - дети!» Беседы по профилактике ДТП. Конкурс творческих работ «Дорога и мы» | Сентябрь октябрь | Обучающиеся объединения
| Педагог ДО Староверова,Е.Д. |
2 | Безопасность жизнедеятельности: Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий» | Ноябрь Декабрь | Обучающиеся объединения | Педагог ДО Староверова,Е.Д |
3 | Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних: Мы за здоровый образ жизни, участие в республиканском фестивале «Кругосветка Удмуртии». Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и курения, беседы по ЗОЖ. Конкурс рисунков «Мой выбор - здоровье, радость, красота». Профилактика злоупотребления алкоголя и наркотических средств (презентации, беседы) | октябрь январь февраль
март апрель |
Обучающиеся объединения | Педагог ДО Староверова,Е.Д |
4 | Профилактика безнадзорности Беседы: «Я и улица», «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Я не хочу домой». Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях. | май | | |
Методическое и материально-техническое обеспечение
№ | Раздел, тема | Оснащение, учебные пособия. | Форма контроля |
1 | Экология – предмет: интересно или нет? | Экологическая игра - лото «Правила поведения в природе», презентация «Экология». | опрос |
2 | Мы друзья природы | Иллюстрации растений и животных, красная книга, презентация «Редкие растения и животные». Игра «Узнай и раскрась». | Опрос по иллюстрациям |
3 | К нам приходит осень | Презентации «перелётные птицы», «Животные», «Насекомые», «Грибы», Съедобные и ядовитые растения. Гербарий листьев, семян и плодов. презентация «Развитие растений», папки для сбора гербария. Игра «Определи ягоды», «Определи грибы», раскраски – ягоды и грибы. | Опрос по иллюстрациям |
4 | Зима на пороге. | Презентации «Зимующие птицы», игра-лото «определи птицу», раскраски – птицы. Презентация «Как сделать кормушку», «Чудо снежинки» | Опрос по иллюстрациям |
5 | Работа с природным материалом. | Засушенный природный материал, образцы работ, презентация «Флористика», клей ПВА, картон, кисточки, ножницы, и т.д. | Конкурс работ. Выставки. |
6 | Домашние питомцы | Иллюстрации домашних питомцев, презентации «Породы кошек», «Породы собак», «Как ухаживать за домашними питомцами», | рисунки |
7 | Весна – красна. | Гербарий деревьев и кустарников, трав. Презентации «Первоцветы», «Сорняки помощники», «Растения синоптики, часы», «Удивительные растения мира», «Лекарственные растения». Игра «Определи ягоды», «Определи грибы», раскраски первоцветы | Опрос по иллюстрациям |
8 | Итоговое занятие | Итоговое занятие – игра «Природа вокруг нас». | Тест (прил.1) |
9 | Летние практические задания. | Гербарные папки, образцы дневников наблюдений. | Дневник наблюдений, гербарий. |
Методическое обеспечение.
Методические материалы для проведения занятий:
опорные конспекты; бумага «Снегурочка», презентации по темам, альбомы с иллюстрациями: «Виды озеленения», «Лекарственные деревья и кустарники», «Флористика»; коллекция плодов и семян деревьев и кустарников; гербарий деревьев и кустарников; наглядные работы из природного материала; тематические викторины, кроссворды, лото, разработки КВН, проектор, компьютер.
Для проведения экскурсий и практических занятий необходимо:
методические разработки экскурсий; тетради для записей; клей ПВА; кисточки; карандаши цветные и простые; ручки цветные; папки для гербария; картон; альбомы; рамки; природный материал.
Необходимое оборудование на 1 группу.
Тетради - 15 шт.
Ручки - 15 шт.
Карандаши - 15 шт.
Ножницы - 15 шт.
Кисточки - 15 шт.
Клей ПВА – 1л.
Картон - 60 шт.
Бумага цветная – 30 шт.
Рамки – 60 шт.
Альбомы – 15 шт.
Гуашь – 5 шт.
Папки для гербария - 15 шт.
Компьютер
Бумага офисная - 1 пачка
Информационное обеспечение
- работа с интернет источниками;
- использование проекторов, планшета, ноутбука для просмотра видео материалов.
- использование фото и видео аппаратуры для ведения наблюдений.
Список литературы.
Акимов Л.А. «Деревья и кустарники», - М.: Сельхозиздат, 1963. - 264 с.: ил.
Бойченко Е.П. «Цветоводство и озеленение», Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1969 - с.192
Бокова С.А., Попова Л.С. Природоведение. Рабочая тетрадь. 2кл., 3кл.- М.: «Издат-Школа 2000», 2000г.
Вахрушев А.А. Мир и человек. Земля. Части света. 2кл.: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2002г.
Елькина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997г.
Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. — М.:Просвещение, 1988.
Кульневич С.В., Лакоцепина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 1 — математика, природоведение): практическое пособие для учителей начальных классов, студентов пед.уч. Заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д, ТЦ «Учитель»,2002
Начальная школа: справочник школьника. Учебное издание для 1—3 класса. /Сост. Бирбкова А.А., Синицына Е.И. — М.: Филолог, об-во «Слово», Компания «Ключ-С: АСТ, 1996.
Николаенкова Е.И. Тесты по природоведению: 1—4классы. —М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя. —М: Просвещение, 1991.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. – М: Просвещение, 2002.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя. Тетрадь для учащихся четырёхлетней начальной школы. – М: Вита-Пресс, 2002.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1998.
Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. - Пермь, 1990. - 224 с.: ил.Ракитина М.Г. Природоведение. 2 кл.(1—3),3 кл.(1—4). Дидактические материалы. –М.: «Издат-Школа 2000», 2001.
Сборник загадок: пособие для учителя. /Сост. М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988.
Смирнов Ю.И. «Популярная энциклопедия растений»,-СПб: «МиМ-Экспресс»,1997г.
Сухин И.Г. 800 загадок — 100 кроссвордов. — М.: Новая школа, 1996.
Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. «И учеба, и игра: природоведение» Ярославль: «Академия развития» 1997.
Узорова О.В. Окружающий мир: 3кл.:В 2ч.—М.:ООО «Изд-во АСТ», 2002.
Фомина Ю. «Составляем букеты из сухих и искусственных цветов»,- М.: Издательский дом «Ниола 21-й век» , 2005г.
Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. –Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2000г.
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
Список литературы для учащихся.
Голова А.М., Тайны живой природы, Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста., Изд. «РОСМЕН», 2005г.
Ильин С. «Моя первая книга о природе. Цветы», АСТ-Пресс, 1996г.
Ильин С «Моя первая книга о природе. Деревья», АСТ-Пресс, 1996г.
Лагутенко И.О. Зелёная книга. Занимательное природоведение. – СПб.: Издательский дом «Нива», 2005г.
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему?..». Авторизованный перевод, И.А.Огуреевых. —М.: Мол.гвардия, 1992.
Моя первая энциклопедия: «Дикие животные», Т1МЕ—ЫРЕ Русич,1997
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо — всюду. —Ярославль: Академия развития, Академия Академия Холдинг,2001.
Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов» – Ярославль: Академия развития, 2000г.
Федосеенко В.М. «Новая энциклопедия растений», М:РИПОЛ КЛАССИК, 2003г.
Шорыгина Т.А., Травы. Какие они. Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004г.
Что такое? Кто такой? В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. I 27. Юдин Г.Н. Главное чудо света. — М.: Педагогика, 1991.
Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Растения./Сост. Л.А.Багрова. Под общ. Ред. О.Г.Хинн. –М.:ТКО «АСТ», 1995.
Информационное обеспечение программы:
1. Природа России и СССР: справочная информация [Электронный ресурс]
//Экологический центр «Экосистема», 2020.URL:
http://ecosystema.ru/08nature/index.htm (дата обращения: 27.07.2020)
2. Как зимой помочь птицам?: [Электронный ресурс] 2020.URL:
https://youtu.be/sAMOceMJQzE (дата обращения: 27.07.2020)
3. Для чего нужна экология? [Электронный ресурс] 2020.URL: https://youtu.be/AzT_qAOu4ns (дата обращения: 27.07.2020)
4. Красная книга России. [Электронный ресурс] 2020.URL: https://youtu.be/bKOFZSz1sTY (дата обращения: 27.07.202
Приложение 1
Диагностические материалы.
Входной -контроль опрос.
Анкета для выявления уровня экологических знаний.
Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
Согласен не согласен
Если во время прогулки в лесу я вижу свалку мусора, меня это огорчит.
Согласен Не согласен
Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
Согласен Не согласен
Если в лесу станет мало птиц, то деревья могут погибнуть.
Согласен Не согласен
Мы сможем спасти природу, если каждый человек будет её охранять.
Согласен Не согласен.
Низкий уровень - менее 2 баллов.
Средний уровень - 2-3 балла.
Высокий уровень - 4 -5 баллов.
Промежуточное (текущее) тестирование.
Задание 1. Определить по фото птиц: большая синица, воробей домовой, воробей полевой, ворона, сорока, дятел, снегирь, свиристель, галка, филин.
Задание 2. Определить по фото животных: белка, барсук, енот, лось, олень, бобр, ондатра, выдра, заяц русак, заяц беляк.
Задание 3. Определить листья деревьев: берёза, рябина, липа, клён остролистный, клён американский, шиповник, дуб, ива, осина, тополь.
Низкий – 0 – 10 ответов,
средний – 11 – 20 ответов,
высокий – 21 – 30 ответов.
Итоговое тестирование.
1 Задание. Впиши названия деревьев. 9 баллов.
2 Задание. В этих клеточках, как в ветках деревьев, спрятались птички. Найдешь их всех? 10 балов.
П | О | П | О | Л | З | Е | Н | Ь | С |
К | Л | Ё | С | Т | Д | Я | Т | Е | И |
С | П | И | Щ | У | Х | А | Ч | Л | Н |
О | С | В | И | Р | И | С | И | Ж | И |
Р | К | У | К | Ш | А | Т | Е | О | Ч |
О | Щ | Е | Г | О | Л | З | Л | Л | К |
К | С | О | Й | К | А | Ж | Ь | Я | А |
А | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | П | А |
Г | С | Н | Е | Г | И | Р | Ь | К | Н |
А | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | А | Л |
Л | К | А | Ф | И | Л | И | Н | Ж | Е |
3 Задание. Названия 10 домашних животных. 10 баллов.
А | Ю | Ж | К | О | К | О | Р | Т |
О | С | Ё | К | Ш | Я | Ч | О | М |
Л | О | Л | Р | К | А | С | В | Б |
К | Ш | В | О | Л | И | О | А | А |
О | А | Е | Р | Б | К | Б | А | Р |
З | Д | С | В | Л | Ю | Д | К | А |
А | Ь | А | И | Н | Ь | Я | А | Н |
4 Задание. "Животные леса". 12 б.
1. Словно елка, весь в иголках. 2. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет. 3. Он в берлоге спит зимою под большущею сосною, А когда придет весна, просыпается от сна. 4. Кто зимой холодной бродит – злой, голодный. 5. Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает. 6. Днем сидит он как слепой, А лишь вечер – за разбой. 7. Маленький рост, длинный хвост, Серенькая шубка, остренькие зубки. 8. По веткам скачет, да не птица, Рыжая, да не лисица. 9. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, рога раскинув широко. 10. Он в своей лесной палате Носит пестренький халатик, Он деревья лечит, постучит – и легче. 11. Мне не скажешь слово "брысь". Я не кошка ведь, а...12. Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится.
5 Задание. Отгадай грибы. 7 б.
| 1 | | | | | | ||||||||||
| 2 | | | | | | | | ||||||||
| 3 | | | | | | | | | | | | ||||
| 4 | | | | | | ||||||||||
| 5 | | | | | | | | | |||||||
6 | | | | | | | | | | | | | | |||
| 7 | | | | | | | | | |
Вопросы по горизонтали: 1. В шляпке беленькой на ножке рос грибочек у дорожки, а теперь в корзинке пусть, полежит съедобный ….2. Точки белые на красном — ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор – не срывайте.... 3. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я… 4. Какое ещё название есть у гриба-боровика? 5. Догадайтесь-ка, ребята: шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? 6. Не спорю — не белый, я братцы попроще. Расту я обычно в берёзовой роще.7. В лесу, на радость людям, средь молодых сосёнок, в блестящей тёмной шляпке растёт грибок….
6 Задание. Отгадай ягоды. 8 б.
| | | И | | А | |||
| | | | | | И | | А |
| | | И | | А | |||
| | | | И | | А | ||
| | | | | И | | А | |
| | | | | И | | А | |
| | | | | | И | | А |
| | | | | | И | | А |
Низкий уровень - менее 18 баллов.
Средний уровень - 19 - 37 баллов.
Высокий уровень - 38 – 56 баллов.
Приложение 2
Вопросы для контрольного опроса по разделам.
Раздел 2
1.Что относится к природе?
2. Что такое живая природа?
3. Что такое не живая природа?
4. Как человек может навредить природе?
5. Что такое Красная книга?
6. что нужно делать для сохранения природы?
Раздел 3
1. Как отличить лиственные деревья от хвойных деревьев?
2. Какие деревья встречающиеся в Удмуртии ты знаешь?
2. Какие съедобные грибы и ягоды, в наших лесах ты знаешь?
3. Какие ядовитые грибы и ягоды, в наших лесах ты знаешь?
4. Назови диких животных Удмуртии.
Раздел 4
1. Какие изменения в неживой природе происходят осенью?
2. Назови зимние явления природы?
3. Каких зимующих птиц Удмуртии ты знаешь?
4. Какие животные впадают в спячку?
5. Как помочь птицам зимой?
Раздел 6
1. Какие породы кошек ты знаешь?
2. Какие породы собак ты знаешь?
3. Чем можно и чем нельзя кормить кошек и собак?
4. К каким командам нужно приучать собак?
5. Каких ещё животных можно содержать дома?
Раздел 7
1. Назови весенние явления в природе?
2. Какие первоцветы ты знаешь?
3. Назови перелётных птиц Удмуртии?
4. Какие лекарственные растения тебе знакомы?
5. Как правильно заготовить лекарственные растения?
Приложение 3
Анкета для детей, поступающих в объединение.
Нравится ли тебе наблюдать?
Что тебе больше нравиться растения или животные?
Тебе нравиться выполнять какие либо изделия своими руками?
Что нового ты хотел бы узнать на занятиях?
Почему ты решил заниматься в объединении?
Анкета для родителей.
Почему вы решили записать ребёнка в объединение?
Что вы хотите, что бы ваш ребёнок получил от занятий в объединении?
Занимается ли ваш ребёнок в других объединениях, и какой направленности?
Готовы ли вы, оказать помощь своему ребёнку при участии в конкурсах и мероприятиях?
В какой форме для вас удобнее поддерживать связь с педагогом?
Анкета для детей, по окончании учебного года.
Узнал ли ты, что то интересное для себя на занятиях?
Какие занятия понравились больше теоретические или практические?
Понравились ли конкурсы и мероприятия?
Какая из выполненных работ понравилась больше?
Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?
Анкета для родителей, по окончании учебного года.
Узнал ли Ваш ребёнок, что то новое, интересное для себя на занятиях?
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?
Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?
С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?
Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?
Приложение 4
Календарный учебный план (рабочая программа)
№ | месяц | число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | | беседа | 2 | Вводное занятие: Знакомство с работой объединения, историей ЭБЦ | Кабинет МАУДО ЭБЦ | |
2 | | | | беседа | 2 | Беседа об организации учебного процесса. | кабинет | |
3 | | | | экскурсия | 2 | Обзорная экскурсия по ЭБЦ. Практика | МАУДО ЭБЦ | |
4 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия в живой уголок | Живой уголок МАУДО ЭБЦ | |
5 | | | | рассказ | 2 | Инструктаж по технике безопасности. Вводный. Теория Приложение 2 | кабинет | |
6 | | | | рассказ | 2 | Что такое природа? | кабинет | |
7 | | | | Практическая деятельность самостоятельная работа по заданию педагога | 2 | Рисуем природу родного края | кабинет | |
8 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия по школьному двору. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
9 | | | | беседа | 2 | Какой вред наносит природе человек. Природоохранные знаки. Рисунки. | кабинет | |
10 | | | | практическая деятельность | 2 | Конкурс рисунков в защиту природы | Кабинет дистанц. форма обучения- [1] | |
11 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия «Природа вокруг нас». | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
12 | | | | практическая деятельность самостоятельная работа по заданию педагога | 2 | Сбор гербария листьев | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
13 | | | | практическая деятельность самостоятельная работа по заданию педагога | 2 | Составления альбома: «Разнообразие листвы». | кабинет | |
14 | | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия «Краски осени» | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
15 | | | | практическая деятельность самостоятельная работа по заданию педагога | 2 | Сбор крылаток. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
16 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия «Лес осенью» | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
17 | | | | рассказ | 2 | Будь природе другом; знакомство с Красной Книгой Удмуртии. | кабинет | |
18 | | | | рассказ | 2 | Животные наших лесов: бобр, ондатра, выдра. | кабинет | |
19 | | | | практическая деятельность | 2 | Определение животных по фото | кабинет | |
20 | | | | практическая деятельность | 2 | Определение деревьев по фото | кабинет | |
21 | | | | рассказ | 2 | Съедобные и не съедобные растения. | кабинет | |
22 | | | | практическая деятельность | 2 | Игра «Съедобные - не съедобные». | кабинет | |
23 | | | | практическая деятельность | 2 | Работа с природным материалом. «Зайчик» | кабинет | |
24 | | | | практическая деятельность | 2 | Работа с природным материалом. «Птичка» | кабинет | |
25 | | | | практическая деятельность | 2 | Работа с природным материалом. «Узор» | кабинет | |
26 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия «Подготовка природы к зиме». | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
27 | | | | беседа | 2 | Овощи на нашем столе. | кабинет | |
28 | | | | беседа | 2 | Викторина «Овощи в помощь». | кабинет | |
29 | | | | практическая деятельность | 2 | Работа с шишками. | кабинет | |
30 | | | | практическая деятельность | 2 | Подготовка деталей поделки из шишек | кабинет | выставка |
31 | | | | игровая | 2 | Игра «Чьи плоды» | кабинет | |
32 | | | | рассказ | 2 | Ель – символ нового года. | кабинет | |
33 | | | | практическая деятельность | 2 | Конкурс рисунков в защиту ели. | кабинет | |
34 | | | | рассказ | 2 | Где как Новый год встречают? | кабинет | |
35 | | | | практическая деятельность | 2 | Новогодняя открытка. | кабинет | |
36 | | | | рассказ | 2 | Природные явления зимой. | кабинет | |
37 | | | | практическая деятельность | 2 | Рисуем зимний пейзаж. | кабинет | |
38 | | | | рассказ | 2 | Животные наших лесов: лиса белка, заяц, росомаха, волк. | кабинет | |
39 | | | | рассказ | 2 | Животные наших лесов: ёж, барсук, медведь. | кабинет | |
40 | | | | рассказ | 2 | Что такое снег? Какие бывают снежинки? | кабинет | |
41 | | | | практическая деятельность | 2 | Поделка «Снежинка». | кабинет | |
42 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия «Птицы зимой». | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
43 | | | | практическая деятельность | 2 | Помощь птицам. Развешивание кормушек | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
44 | | | | практическая деятельность | 2 | Подкормка птиц | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
45 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия «Природа зимой». | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
46 | | | | рассказ | 2 | Знакомство с деревьями. Берёза, клён, липа | кабинет | |
47 | | | | Рассказ, презентация | 2 | Знакомство с деревьями. Дуб, ель, лиственница. | кабинет | |
48 | | | | игровая | 2 | Викторина | кабинет | |
49 | | | | практическая деятельность | 2 | Работа с природным материалом. | кабинет | |
50 | | | | практическая деятельность | 2 | Подбор листьев для панно | кабинет | |
51 | | | | рассказ | 2 | Мы в ответе за тех, кого приручили. | кабинет | |
52 | | | | Рассказ, практическая деятельность | 2 | Кошка в нашем доме. Рисуем кошку. | кабинет | |
53 | | | | рассказ | 2 | Собака лучший друг. | кабинет | |
54 | | | | практическая деятельность | 2 | Выполнение работы из природного материала. «Аквариум». | кабинет | |
55 | | | | практическая деятельность | 2 | . Конкурс рисунков «Моё домашнее животное». | кабинет | |
56 | | | | практическая деятельность | 2 | Выполнение поделки из крылаток. «Цветы» | кабинет | |
57 | | | | беседа | 2 | Признаки пробуждения растений | кабинет | |
58 | | | | экскурсия | 2 | Пробуждение растений. Экскурсия | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
59 | | | | практическая деятельность | 2 | Первоцветы. Конкурс рисунков в защиту первоцветов | кабинет | |
60 | | | | экскурсия | 2 | Экскурсия «Первоцветы вокруг нас». | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
61 | | | | игровая | 2 | Викторина о первоцветах | кабинет | |
62 | | | | Проектная деятельность | 2 | Подготовка к слёту юных друзей природы. Сбор данных для проекта | кабинет | |
63 | | | | Проектная деятельность | 2 | Оформление наглядного материала. | кабинет | |
64 | | | | Рассказ | 2 | Перелётные птицы Удмуртии. | кабинет | |
65 | | | | рассказ | 2 | Поведение животных весной. | кабинет | |
66 | | | | практическая деятельность | 2 | Работа с природным материалом. Поделка «Птицы прилетели» | кабинет | |
67 | | | | практическая деятельность | 2 | рисуем на тему «В гости к весне» | кабинет | |
68 | | | | рассказ | 2 | Сорняки - помощники. Викторина | кабинет | |
69 | | | | рассказ | 2 | Деревья просыпаются. | кабинет | |
70 | | | | Игровая | 2 | Игра «Найди растение» | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
71 | | | | Рассказ, наблюдения | 2 | Рисуем на тему «Перелётные птицы Удмуртии» | кабинет | |
72 | | | | игровая | 2 | Итоговое занятие – тест | кабинет | Тест Прилож.1 |
| | | Итого: | | 144 | | | |
Летний период | ||||||||
73 | | | | рассказ | 2 | Знакомство с планом работы на летний период. | кабинет | |
74 | | | | практическая деятельность | 2 | Подготовка к закладке опыта. Определение участка. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
75 | | | | рассказ | 2 | Правила по сбору и засушиванию цветущих растений. | кабинет | |
76 | | | | практическая деятельность | 2 | Сбор и засушивание цветущих растений. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
77 | | | | практическая деятельность | 2 | Работа по опытнической деятельности. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
78 | | | | рассказ | 2 | Правила сбора и засушивания диких цветущих растений. | кабинет | |
79 | | | | практическая деятельность | 2 | Сбор и засушивание диких цветущих растений. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
80 | | | | практическая деятельность | 2 | Сбор гербария листьев | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
81 | | | | исследовательская деятельность | 2 | Проведение наблюдения и ухода за опытом. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
82 | | | | практическая деятельность | 2 | Сбор и засушивание гербария древесных растений. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
83 | | | | рассказ | 2 | Теория проведения исследований в природе. | кабинет | |
84 | | | | практическая деятельность | 2 | Оформление гербария листьев | кабинет | |
85 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
86 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
87 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
88 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
89 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
90 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
91 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
92 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
93 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
94 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
95 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
96 | | | | практическая деятельность | 2 | Индивидуальные задания для самостоятельной работы. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
97 | | | | практическая деятельность | 2 | Обработка материалов по опытническим работам. | кабинет | |
98 | | | | практическая деятельность | 6 | Обработка материалов по опытническим работам. Подготовка к «Юннат» | кабинет | Гербарий, Дневник наблюдений. |
| Всего за год | 200 | | | |
Приложение 5
Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)
1. По дороге в объединение и обратно необходимо:
– переходить дорогу только в установленных местах
– осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет
– предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.
2. Во время занятий в кабинете необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.
3. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:
– бегать и толкаться во время перемен.
– прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них
– оставлять в коридорах разлитую на полу воду.
4. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу, директору ЭБЦ. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.
5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, на вахте.
6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ЭБЦ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания вместе с педагогом, в соответствии с планом эвакуации.
7. При появлении в здании ЭБЦ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу.
8. Не допускается нахождение в здании бродячих кошек и собак.
9. Недопустимо курить в помещении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.
10. Ученики школы должны выполнять требования педагогов и директора учреждения .
Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте
При выходе на улицу посмотри сначала налево. Потом направо, чтобы не помешать прохожим.
Маршрут в школу выбирай самый безопасный, то, где надо реже переходить улицу или дорогу.
Когда идешь по улицам, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
Меньше переходов – меньше опасностей.
Иди не спеша по правой стороне тротуара.
По обочине иди подальше от края дороги.
Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.
Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
Переходи улицу только по пешеходным переходам.
Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, – иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.
Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
Не цепляйся за проходящий транспорт.
Техника безопасности при выполнении творческих работ.
1. Работу начинай только с разрешения педагога. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.
4. Не работай неисправными инструментами.
5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
7. Раскладывай инструменты в указанном педагогом порядке.
8. Не разговаривай во время работы.
9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места.
1.Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2.Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
4.Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане.
Правила работы с ножницами.
1.Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2.Перед работой проверь исправность инструментов.
3.Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5.Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6.Следи за движением лезвий во время работы.
7.Ножницы клади кольцами к себе.
8.Подавай ножницы кольцами вперед.
9.Не оставляй ножницы открытыми.
10.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила работы с канцелярским ножом.
1.Выдвигай небольшую часть лезвия.
2.Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3.Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем.
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила работы с шилом.
1. Храни инструмент в безопасном месте.
2. Работай шилом только на подкладной доске.
3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
5. После работы убери шило в коробку.
Правила работы с природным материалом.
1. Не ломай растущие деревья и кустарники.
2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
3. Для резания веток используй нож с тупым концом.
4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.
5. В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.
6. Храни природный материал в сухом месте.
Правила уборки своего рабочего места.
1.Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2.Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3.После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4.Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5.Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6.Сними рабочую одежду.
7.Все принадлежности убери.
Приложение 6
Критерии оценивания творческих работ.
- Соответствие работы выбранной тематике - 3 б.
- Оригинальность идеи – 3б.
- Индивидуальность, эстетичность – 3б.
- Художественный вкус, проявленный при подготовке работы – 3б.
- Интересное творческое решение – 3б.
- Качество работы – 3б.
Итого : 18б.
Приложение 7
Примеры дневников наблюдений.
Наблюдение за цветением растений.
Название | Появление бутонов | Первые цветки | Массовое Цветение |
Сирень | 12 мая | 17 мая | 23 мая – 12 июня |
Наблюдение за выращиванием растений.
название | Дата посева | Появление всходов | Появление настоящих листьев | Завязывание плодов | Сбор урожая |
Редис | 10.05 | 14.05 | 16.05 | 22.05 | 30.05 |
Приложение 8
Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате, | ||||
Номер | Название занятия/ | Рабочая ссылка на дистанционное занятие / | Формат: | Возраст, на который рассчитана |
Занятия | ||||
1 | Для чего нужна экология? | https://youtu.be/AzT_qAOu4ns | трансляция записи | 7-10 лет |
2 | Разнообразие млекопитающих | https://www.youtube.com/watch?v=W9Wqc255jEM&feature=emb_logo | трансляция записи | 10-12 лет |
3 | Удивительное рядом | https://www.youtube.com/watch?v=_aTO7ZFxd2E&feature=emb_logo | трансляция записи | 8 лет |
4 | Правила поведения в природе | | трансляция записи | 7 - 10 лет |
5 | Удивительные, необычные и уникальные животные и растения. | https://youtu.be/EYrhJGcTtSA | трансляция записи | 7 - 8 лет |
6 | Отряд хоботные. Африканский слон | трансляция записи | 8-11 лет | |
7 | Окружающая среда и здоровье человека | https://youtu.be/MA0v5EXL1Dg | Трансляция записи | 7 - 11 лет |
8 | «Отряд зайцеобразные. Кролики» | https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=y-3wGQ6LQ0k&feature=emb_logo | Трансляция записи | 7- 11 лет |
9 | Занимательная зоология | трансляция записи | 8 - 9 лет | |
10 | Следы жизнедеятельности млекопитающих | Трансляция записи | 8-12 лет | |
11 | Красная книга России | Трансляция записи | 7 – 12 лет | |
12 | Методы изучения природы | https://youtu.be/0BDaKHCKJgc | Трансляция записи | 9 – 14 лет |
23 | День животных и растений. | Трансляция записи | 9 – 15 лет | |
24 | Животный мир. Видеоигра "Чей голос?" | https://youtu.be/8qzWkGHk6co | Трансляция записи | 7 – 9 лет |
25 | Необычные растения мира | https://youtu.be/ExJ05irpjpE | Трансляция записи | 7 – 15 лет |
26 | Как животные заботятся о своём потомстве | https://youtu.be/v7kbZwbhbJs | трансляция записи | 7 - 12 лет |
27 | Как зимой помочь птицам? | https://youtu.be/sAMOceMJQzE | трансляция записи | 7 – 9 лет |
28 | О чём говорят цветы. | https://youtu.be/9eEoBiWK0o0 | трансляция записи | 7-9 лет |
Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате, | |||||
Номер | Название занятия/ | Рабочая ссылка на дистанционное занятие / | Формат: | Возраст, на который рассчитана | |
Мастер-классы | |||||
1 | Мастер класс по изготовлению поделки для школы на тему " Золотая осень" | https://youtu.be/6RFOhMnVagg | трансляция записи | 9-18 лет | |
2 | Домашний питомец - гигантский африканский кивсяк | трансляция записи | 7-14 лет | ||
3 | Картинки из крупы. Бабочка. | https://youtu.be/jvWQfsb3P-g | трансляция записи | 7-14 лет | |
4 | Черепахи | трансляция записи | 7-14 лет | ||
5 | Морские свинки | трансляция записи | 7-14 лет | ||
6 | Иглистый тритон | трансляция записи | 7-14 лет | ||
10 | Уход за цветущими растениями | трансляция записи | 7-14 лет | ||
11 | Жизнь в аквариуме | трансляция записи | 7-14 лет | ||
14 | Ёжики из семечек. | https://youtu.be/yWgZwur5W8k | трансляция записи | 7-14 лет |
Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате, | ||||
Номер | Название экскурсии/ | Рабочая ссылка на дистанционную экскурсию / | Формат: | Возраст, на который рассчитана |
Видеоэкскурсии | ||||
1 | Изучаем наземных моллюсков | трансляция записи | 12-17 лет | |
2 | Изучение беспозвоночных на приусадебном участке | трансляция записи | 12-17 лет | |
3 | Пруд и его обитатели. | https://yandex.ru/efir?stream_id= 456965e18a7777c49c835af82985cf42&from_block=logo_partner_player. | трансляция записи | 7-14 лет |
4 | Московский зоопарк (январь 2020г.) | https://yandex.ru/efir?stream_id=vhDXzV2GCcpU&from_block=player_context_menu_yavideo | Трансляция записи | 7-18 лет |
5 | Экскурсия в оранжерею биологического музея. | https://youtu.be/VYW3qVerFTY | трансляция записи | 9 - 18 лет |
6 | Виртуальная экскурсия в Серебряный бор. | https://youtu.be/zUacLrWGsos | трансляция записи | 7 - 18 лет |
7 | Как живет лес в заказнике. | трансляция записи | 7-18 лет | |
8 | Гнёзда. Архитекторы от природы. | https://youtu.be/3IilqMt7H3g | трансляция записи | 7-14 лет |
9 | Раннецветущие растения Кузбасса | трансляция записи | 7-14 лет | |
10 | Кошки | Джуманджи. Животные в мегаполисе | https://youtu.be/e05xI-d5LCI | трансляция записи | 7-18 лет |