«Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б’]»
Конспект урока обучения грамоте
1 класс
«Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б’]»Цели урока:
Образовательные – знакомство детей с согласными звуками [б] и [б’], буквами Б, б; обучение чтению слогов и слов с буквами Б, б;
Развивающие – развитие фонематического слуха, речи, внимания, логического мышления;
Воспитательные – воспитание бережного отношения к природе.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Регулятивные УУД
Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран, учебник для 1 класса “ Азбука”,картинки животных.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем!
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтоб сегодня вы были особенно активными и показали все, чему мы с вами научились за этот месяц.
-Сегодня к нам на урок придет еще один гость, но кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
- Да, это белка. Она не случайно пришла именно в наш класс. Белочка знает, что сегодня мы будем изучать новые звуки и букву, которой обозначаются эти звуки. И решила вам в этом помочь. Но для начала она попросила вас рассказать все, чему вы научились за эти 2 месяца учебы.
Беседа по вопросам учителя:
Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
Назовите буквы, обозначающие твердость согласных звуков;
Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
II. . Постановка темы и цели урока.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в удивительную страну букв и звуков, чтобы узнать ещё одну букву и научиться читать новые слова.
- Белочка хочет познакомить вас со своим другом, отгадав загадку, вы познакомитесь с ним.
- А какой звук мы слышим в начале слова Бобр? Белочка?
- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение на слайде
Звуки [ б ], [ б’] и буква б, которая их обозначает
Буква … и звуки, которые она обозначает …
Слайд
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:
Познакомиться со … звуками [ б ], [ б’]
Учиться отличать … звуки [ б ], [ б’] от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой б
III. Работа над новым материалом
1.Знакомство со звуками [б] и [б’]
Слого – звуковой анализ.
Давайте хором произнесем слово и разделим на слоги (бел-ка.) - Сколько слогов в этом слове? (Два.) – Почему? Поставим ударение. Позовите слово.
-Произнесите первый слог. (бел.)
- Выделите первый звук. ([б]) -хором
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный.)-встречает преграду
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды.)
- Звонкий или глухой? (Звонкий, произносится с голосом и шумом.)
- А он твердый или мягкий? (мягкий, произносится мягко)
- Каким цветом обозначим? (зеленым.)
- Произнесите слияние. (бе.)
- Какое слияние? (мягкое)
- А теперь произнесите второй слог. (ка.)
- слияние. (ка) - Какое оно? (Твердое.)
Охарактеризуйте кратко звук б, (согласный, звонкий,мягкий)
На доске схема. Давайте прочитаем полученную схему.
Охарактеризуйте звук б' (согласный, звонкий, мягкий)
Отгадайте загадку.
Словно школьная тетрадка полосатая лошадка,
Полосатая лошадка от хвоста до головы. (зебра)
Составим схему слова «зебра». Произнесите слово зебра по слогам. Сколько слогов? (2)
Назовите 1 слог.
Из каких звуков он состоит? (з), (э), (б)
Охарактеризуйте звук б (согласный, звонкий, твёрдый)
Назовите 2 слог. Что это за слог?(слог-слияние)
- Итак, какие звуки мы выделили? ([б] и [б’]).
Вывод: Звуки б и б' согласные, звонкие, могут быть мягкими и твёрдыми.
Физминутка
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
2.Знакомство с буквой Б.
Найдите букву, которая обозначает [б] и [б’]. Кто из вас покажет эту букву? Как она называется?
IV. Закрепление: Белочка предлагает нам поиграть в игру «Мягкий – твёрдый». Приготовьте схемы твердых и мягких слогослияний.
У белочки много друзей в лесу живет, я буду их называть, а вы если в названии услышите твёрдый звук б показываете мне карточку твердого слогослияния, а если мягкий звук, то карточку мягкого слогослияния. Будьте внимательны, белочка захочет вас подловить.
Бабочка, зебра, бобер, кобра, бурундук, медведь.
Молодцы, вы старались.
Чтение слогов и слов (учебник с.97)
– читаем слоги хором:
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко, почему
- Молодцы! У вас хорошо получается.
Чтение связного текста. (с.97)
- Сейчас мы прочитаем текст.
- О ком говорится в тексте?
-Какие деревья растут в парке?
-Кто скакал с ветки на ветку? Где она жила? Что она брала с рук? Что вас удивило в тексте? Доверчива ли она, Когда это происходит?
- Как можно озаглавить текст?
- Найдите в тексте слова, в которых звук [б] стоит в начале слова.
- Найдите в тексте слова, в которых звук [б] мягкий.
- Какое слово с буквой «б» в тексте самое длинное? Сколько слогов? Как называется слово с тремя слогами?
Проверка знаний:
Белочка хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как она любит всё на букву «Б», то и приготовил вам игру «Верю - не верю»
(Если согласны, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - красный сигнал смайлика).
1. Буква «б» обозначает согласный звук.
2. Буква «б» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Белка буква «Б» обозначает твёрдый звук.
4. В слове бобер только одна буква «Б».
Молодцы!
Повторное чтение. Чтение рассказа по предложениям детьми.
- Как бы вы озаглавили текст?
- Как надо относиться к животным, которые живут на воле?
Вывод: Природу надо любить и беречь.
Работа по развитию речи (с. 96)
В вашем учебнике есть иллюстрация. Рассмотрите её внимательно. Кто знает, как называется эта сказка? Кто написал сказку? Расскажите, что изобразил художник? Кто живет под елью? Что делает белка? Какие орешки она грызет?
- Чтение отрывка стих.
V. Итог урока
-Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этих звуков.
- Какое место занимает буква Б на ленте букв?
Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- В чем испытывали затруднения?
- Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать букву б на уроке письма.
- Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок!
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов..
Красный - "Всё получилось. Я - молодец!",
Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось".
Спасибо за урок