Урок «Строчная и заглавная буквы Б, б» (Русский язык, 1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок обучения грамоте (русский язык) в 1 классе.
Образовательная программа «Школа России».
Учитель: Татаринова Ольга Сергеевна
2017-2018 уч. год
Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б.
Цель: Познакомить с начертаниями строчной и заглавной букв Б, б; основными типами их соединений и обозначающими звуками.
Формируемые УУД:
- анализировать образец изучаемой буквы,
- выделять элементы в строчных и прописных буквах Б, б;
- называть правильно элементы букв Б, б;
- писать буквы Б, б в соответствии с образцом;
- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;
- соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;
- писать слоги, слова с буквами Б, б, используя приём комментирования;
- выполнять слого-звуковой анализ слов с буквой б;
- принимать учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- подчёркивать карандашом наиболее удавшиеся буквы Б, б;
- оценивать свою работу.
Ход урока:
(на уроке используется презентация)
Орг.момент
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Доброе утро, ребята! Мы начинаем урок письма. Проверьте свою готовность – на парте: пропись, пенал, лист со схемой. Прошу занять свои места.
Актуализация знаний
- Ребята, чем мы с вами занимаемся уже в течении многих уроков письма? (изучаем буквы, звуки, учимся писать строчные и заглавные буквы, …)
- А зачем нужно знать буквы? (Буквы надо знать, чтобы научиться читать и правильно писать).
запись на доске:
а о у ы е и в р н м л з п т с к
- Посмотрите на доску. Давайте вспомним буквы, которые мы уже знаем. (Дети хором называют буквы).
- Как вы думаете, почему я разделила буквы на 3 группы? (- Они обозначают разные звуки).
- Давайте дадим характеристику звуков для букв каждой группы. (Дети подходят к доске, объясняют и прикрепляют соответствующего звуковичка-схему к каждой группе).
Постановка цели и определение темы урока
(На экране изображено пустое окошко и три схемы-звуковичка рядом) Слайд 2.
Посмотрите, на экране 3 звуковичка и почему-то пустое окошко. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Познакомимся с новой буквой и её звуками, определим, какая схема-звуковичок характеризует эти звуки, будем учиться писать эту букву, читать слоги и слова).
Вы правы! Мы действительно сегодня познакомимся с новой буквой. А что это за буква, вы узнаете чуть позже.
4. Изучение нового материала
- А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян.
Я звонкий круглый …. (барабан) Слайд 3.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. …(бабочка)
С каких звуков начинаются слова барабан и бабочка? (Звук [б]. )
- Какой он — этот звук? (Согласный, твёрдый, звонкий — объясняют ответ: Наши губки сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие).
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? ……(белка) Слайд 4.
Какой звук мы слышим в начале слова белка? (Звук [б']).
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий).
- Два согласных звонких звука [б] и [б'] обозначает на письме одна и та же буква б (бэ)
(записываем в окошко печатную букву Б, выбираем схему-звуковичка, обозначающего её звуки) Слайд 5.
В каком домике поселилась буква б на ленте букв? (В сине-зелёном домике на 2 этаже, т.к. обозначает звонкие согласные звуки – твёрдый или мягкий).
На что похожа эта буква?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Давайте найдём письменные буквы Б, б на таблице. (Они стоят на втором месте в алфавите).
- Из каких элементов состоят эти буквы? (Б – линия с петлёй внизу, полуовал, горизонтальная линия с закруглением слева; б – овал, наклонная линия, короткая горизонтальная линия). Слайд 6.
Работа по теме урока (закрепление).
Работа в прописи № 3:
(Проверка посадки за партой, правильное положение тетради).
- Откройте пропись на с.12. Рассмотрите букву б. Стрелочки-помощницы подсказывают направление написания букв.
- Возьмите простой карандаш в руки. Напишите в воздухе букву б. (Ребята вслед за анимированным показом букв на экране пишут букву в воздухе – используется отдельная презентация).
- Пропишите эту букву в прописи. Подчеркните красным карандашом самую красивую.
У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?..... (Буратино) Слайд 7.
- Какую букву мы будем использовать для записи отгадки? (Б).
- Вспомните, какие ещё слова нужно писать с заглавной буквы. (Имена, фамилии, названия городов, рек, …)
- Попробуйте написать на ладошке букву Б по образцу. Пропишите букву Б в прописи на с.13. Проведите конкурс.
Физ.минутка «Ладошка» (пальчиковая гимнастика)
Посмотрите, на доске напечатаны слоги-слияния с буквой Б. Как вы думаете, почему они в двух столбиках? (в ба, бо, бу, бы – твердый звук [б], а в слогах би, бе – мягкий.)
Давайте их прочитаем.
БА БИ
БО БЕ
БУ
БЫ
(Комментированная работа в прописи по написанию слогов и слов с буквой б. Слого-звуковой анализ отдельных слов.)
- Теперь поиграем в игру «Хлопок». Я назову слова, а вы хлопаете, когда услышите звук [б’]. (барабан, белка, банан, бинт, бант, буфет, бабочка, голуби, баркас, бизон, библиотека, зубр, буква, билет, берёза, будильник, брат).
Физкультминутка (проводит ученик)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик отыскать-
Надо на носочки встать.
6. Итог урока
- У каждого из вас на парте есть изображение схемы-человечка. Напишите на ней букву, с которой мы сегодня познакомились. Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква, раскрасьте башмачки и нарисуйте, если потребуется, головной убор. (Выполняют задание).
- Поднимите вверх своих звуковичков.
7. Рефлексия. ( Плакат с началом фраз на доске.)
- Продолжи фразу:
Я узнал ……
Я научился ……
Мне понравилось ……
Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке. Спасибо за работу!
Строчная и заглавная буквы Б, б (презентация)
PPT / 1.27 Мб
Сафронова Елена Леонидовна
Татаринова Ольга Сергеевна
Сафронова Елена Леонидовна