Технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и окружающий мир «Звуки [б], [б'], буква Б, б»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Вакульская Ирина Николаевна, МБОУ «СОШ №4»г. Сафоново Смоленской области, первая квалификационная категория.
Технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и окружающий мир
в 1 классе УМК «Школа России»
по теме «Звуки [б], [б'], буква Б, б».
(по курсу «Литературное чтение», автора В.Г.Горецкого )
Тема урока: «Звуки [б], [б'], буква Б, б»
Тип урока: закрепление знаний.
Форма: урок
Цели урока:
способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [б], [б'] с помощью маленькой печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Формировать потребность в систематическом чтении.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: использовать условное обозначение согласного звонкого твердого и мягкого звуков [б], [б'] с помощью маленькой печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченный по смыслу структурные единицы.
Оборудование: В.Г.Горецкий «Азбука». Учебник 1 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Прсвещение, 2015. Рабочая тетрадь. Презентация к уроку. Раздаточный материал для проверки знаний. Печатные слоги на кленовых листочках. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкий «Азбука».
1. Этап урока |
2. Цель урока |
3. Форма работы |
4. Методы работы |
5. Деятельность учителя |
6. Деятельность учащихся |
7. Формируе-мые УУД |
8. Время |
|
1. Организационный момент. |
Проверка готовности обучающихся и настрой на работу. |
Ф |
Метод: репродуктивный Приём: игра |
Приветствие. Рассаживание по рабочим местам. Тихо! Прозвенел звонок! Начинается урок! Сели ровно, не ворчим, Не гудим и не шипим! То, что будем делать мы Знать, ребятки, все должны! |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность (Р) Формирование умения слушать и слышать (К) |
2 мин |
|
2. Актуализация знаний |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Ф Работа по группам |
- Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую? Узнали героя сказки? (на доске Красная шапочка). - Каждое утро, проснувшись, Красная шапочка делала зарядку. А затем отправлялась навестить бабушку. Мы тоже сделаем зарядку, но для язычка: а) Языковая и дыхательная разминка. - Учитель показывает букву, а дети произносят рифмованные строки. — Наши речевые аппараты сейчас поработают. Девочки расскажут четверостишие о гласных звуках, изученных нами. — Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Гласные звуки очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для …..? - Правильно. -Мальчики расскажут четверостишие о согласных звуках, изученных нами. - Учитель показывает согласные, а дети называют их. |
- А - Пошире рот открой! Не ленись и громко пой. - у - Надул капризно губки, Их он вытянул как трубки. - И - Улыбка, весельчак, Он смеется звонко так! -О - Округлив большие губы, О прикрыл немного зубы. -Ы - Хоть гласный, но тихоня, Все зевает он спросонья. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. - Образования слога. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. |
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (П ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К). |
2 мин 2 мин |
||
б) Повторение изученного. - На прошлом уроке, мы познакомились с согласной буквой. - Что это за буква? Б - Что вы можете сказать о ней? -Чем согласный звук отличается от гласного? -Пока мы разговаривали, Красная шапочка отправилась в путь. Она решила навестить бабушку. Взяла корзинку. Что же она туда положила? У меня в руках корзина. В ней найдете вы БАНАН, БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН. Кто же скажет быстро мне, Звук, какой лежит на дне? — Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? — Этот звук, твердый или мягкий? — В домике, какого цвета живет этот звук? на доску вывешивается домик. Он прорвал плотину губ, Звонким стал, как голос труб! Раз преграда на пути — Он согласный. Повтори! Ба! Да здесь еще БЕРЕТ, БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ! — Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? — Этот звук, твердый или мягкий? — В домике, какого цвета живет этот звук? на доску вывешивается домик — Молодцы! Вместе с Красной шапочкой вы хорошо выделяли первый звук в словах. |
- Согласная. Характеристика звука Б. — губы сомкнуты, язык внизу, голос дрожит (звонкий), воздушная струя (горячая), звук согласный. [б] -твердый -синего [б'] мягкий зеленого |
2 мин 3 мин |
||||||
в) Чтение слогов. - А теперь попробуем прочитать слоги с нашей буквой. - Но читать будем, так, как будто Красная шапочка заблудилась. Она загрустила. - Теперь прочитаем с такой интонацией. Как если бы девочка решила спросить совета у мудрой совы, как ей найти дорогу к бабушке. Вопросительная интонация. - А теперь с интонацией радости. Девочка встретилась с бабушкой. г) Составление слов. - Вот девочка вышла на полянку, где были зайчики. Но они почему-то грустят. Осенью они собрали красивые листики, высушили их, чтобы составить букеты. Эти листики волшебные, из них можно составить не только букеты, но и слова. Вдруг поднялся ветер и разбросал листики. Давайте поможем зайчикам. - Молодцы. Зайчики остались довольны. Они больше не грустят. -Красная шапочка пошла дальше. |
Ба бо бу бы би бе . Ба бо бу бы би бе ? Ба бо бу бы би бе ! СО РАН БЕР БА КА БО (Собака, баран, бобер) |
2 мин 2 мин |
||||||
5. Физминутка |
Снятие усталости глаз; Снятие физического напряжения |
Ф |
Метод: репродуктивный Приём: игра |
а) мультимедийная презентация «Зарядка для глаз» б) игра на внимание «Дикие – домашние». Правила игры: Называет учитель диких и домашних животных. Если дикое животное, то бежим на месте (убегаем); если домашнее животное, то прыгаем, играем. |
Сидят и повторяют упражнения при помощи движения глаз. Снятие физического напряжения. |
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность (Р). Формирование умения слушать и слышать (К). |
1мин 2мин |
|
Сообщение темы, постановка целей. |
Выявление темы и целей урока. |
Метод: проблемное изложение Приём: постановка проблемы |
- Какое животное, получившееся на листиках у зайчат является диким? -А что вы знаете об этом животном? Бобры не учатся как люди всему, необходимому для жизни. Они с рождения знают, как сооружать плотины и где строить жилища. Вопреки ожидаемому рациону бобров, они не питаются рыбой. Бобрята живут с родителями не менее двух лет. Взрослый самец бобра может весить примерно, как восьмилетний мальчик. Веки у бобров прозрачные, что позволяет им без проблем видеть под водой и защищать глаза. Активность бобров приходится на сумеречное время и ночь. Коготь второго пальца бобра расщеплен надвое для расчесывания шерсти. Хвост бобра покрыт чешуйками и жесткими волосками. Он выполняет функцию киля и регулирует глубину погружения. Жилище бобров (нора или хатка) всегда находится выше уровня воды, а вот вход всегда под водой. Средняя продолжительность жизни бобра – 14 лет. В неволе, этот возраст может быть увеличен почти втрое. В городе Бобруйске есть два памятника этим животным. Бобр изображен на канадских пяти центах с 1937-го года. Бобры известные трудяги, они одни из самых больших грызунов мире. В построенных речными бобрами запрудах очищается вода, плотины задерживают речной ил и река становится чище. К сожалению, из-за ценного меха и невозможности прятаться или отбиваться от охотников бобры очень сильно страдали и страдают до сих пор. В народном творчестве речные бобры традиционно рифмуются со словом «добры», их деятельность оценивается очень положительно, а постоянным использованием множественного числа подчеркивается их коллективизм и трудолюбие. Можешь поверить, Хорошие звери Бобры, Бобры и мудры, Бобры и добры, Можешь поверить, Хорошие звери Бобры! |
-Бобёр. |
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность (Р); Ориентироваться в системе знаний (П); Наблюдать и делать самостоятельные выводы (П); Доносить позицию до других |
5 мин |
||
6. Закрепление изученного материала. |
а) Ребус. Научить выделять первый звук в слове и составлять слова из букв. Идет Красная шапочка, идет. А кто ей встретился, вы узнаете, разгадав ребус. - Прочитайте слово по первым буквам картинок - Скажите, где могут находиться изученные нами звуки в словах? - В названиях каких животных, которых повстречала Красная шапочка в лесу, есть звук [б], [б']? (картинка леса и животные). В названии какого животного есть и звук [б] и звук [б']? |
Белка. В начале, в середине, в конце слова. Белка, бобер, баран, бык, барсук Бобер |
2 мин 2 мин |
|||||
Группо-вая работа |
б) Чтение предложений. Работать над произношением, дикцией учащихся. Развивать внимание при определении буквы в слове. Уточнить, обогатить и активизировать словарь детей. - Идёт Красная Шапочка дальше, а навстречу ей Серый волк. (иллюстрация). Он не пропустит Красную шапочку, пока мы не выполним его задания. - Поможем? Ряд 1. На предложенных карточках отыскивают скороговорки о бобрах и проговаривают. Ряд 2. Дети в предложенных скороговорках на карточках отыскивают слова с новой буквой, подчеркивают букву. Сдают карточки. Ряд 3. Составить схемы предложений в которых говорится о бобрах на карточках. Сдают карточки. |
Идут бобры в сыры боры. Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай бычок. Все бобры добры для своих бобрят. Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал. Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок! большую букву 2 начало предложения кличка животных или имя |
5 мин |
|||||
в) Работа по учебнику. Формировать умение читать текст: отдельно каждое предложение, не торопясь, останавливаясь на точках. Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному. – Захотелось Красной Шапочке почитать волку. Сели они под большой дуб и стали читать. - Откроем учебник на странице 103. Я прочитаю текст, а вы следите за моим чтением. - Затем читают по одному предложению хорошо читающие дети. - О ком мы прочитали? - Что делают бобры? -Какие зубы у них? -Что строят бобры? - Из стволов какого дерева строят плотины? - Посмотрите на картинку, вспомните все, что узнали о бобрах и составьте рассказ по данной иллюстрации |
О бобрах. Строят. Острые, как бритва. Плотины. Из стволов осины. |
2 мин 1 мин 3 мин |
||||||
Рефлексия |
Самооценка учащимися результатов в своей деятельности и работы в группах |
Метод: репродуктивный. Приём: игра. |
Итак, Красная шапочка и волк пришли к бабушке. Бабушка очень обрадовалась и пригласила их на чай. И они рассказывали, как шли к ней. Вспомните и вы чем мы сегодня занимались? - С какой буквой мы сегодня работали? О каких животных говорили? Если тебе было интересно, ты все понял и многое узнал, то прикрепи на доску красный цветочек. А если тебе было скучно и непонятно, то синий цветочек. Вот такой красивый букет мы составили за урок во время путешествия. Подарим его бабушке. - Молодцы. Урок окончен. |
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …") |
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение (Р); Оценивать и осознавать качество и уровень освоения тех или иных учебных действий (Р); Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми (К); Формировать умение слушать и слышать (К). |
2мин |