Технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и окружающий мир «Звуки [б], [б'], буква Б, б»

2
0
Материал опубликован 6 August 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Вакульская Ирина Николаевна, МБОУ «СОШ №4»г. Сафоново Смоленской области, первая квалификационная категория.

Технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и окружающий мир

в 1 классе УМК «Школа России»

по теме «Звуки [б], [б'], буква Б, б».

(по курсу «Литературное чтение», автора В.Г.Горецкого )

Тема урока: «Звуки [б], [б'], буква Б, б»

Тип урока: закрепление знаний.

Форма: урок

Цели урока:

способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [б], [б'] с помощью маленькой  печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Формировать потребность в систематическом чтении.

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение согласного  звонкого твердого и мягкого звуков [б], [б'] с помощью маленькой  печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченный по смыслу структурные единицы.

Оборудование: В.Г.Горецкий «Азбука». Учебник 1 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Прсвещение, 2015. Рабочая тетрадь. Презентация к уроку. Раздаточный материал для проверки знаний. Печатные слоги на кленовых листочках. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкий «Азбука».


 

1. Этап урока

2. Цель урока

3. Форма работы

4. Методы работы

5. Деятельность учителя

6. Деятельность учащихся

7. Формируе-мые УУД

8. Время

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся и настрой на работу.

Ф

Метод: репродуктивный

Приём: игра

Приветствие. Рассаживание по рабочим местам.

Тихо! Прозвенел звонок!

Начинается урок!

Сели ровно, не ворчим,

Не гудим и не шипим!

То, что будем делать мы

Знать, ребятки, все должны!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность (Р)

Формирование умения слушать и слышать (К)

2 мин

2. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Ф

Работа

по группам

 

- Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую? Узнали героя сказки?

(на доске Красная шапочка).

- Каждое утро, проснувшись, Красная шапочка делала зарядку. А затем отправлялась навестить бабушку. Мы тоже сделаем зарядку, но для язычка:

а) Языковая и дыхательная разминка.

- Учитель показывает букву, а дети произносят рифмованные строки.

Наши речевые аппараты сейчас поработают. Девочки расскажут четверостишие о гласных звуках, изученных нами.

Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Гласные звуки очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для …..?

- Правильно.

-Мальчики расскажут четверостишие о согласных звуках, изученных нами.

- Учитель показывает согласные, а дети называют их.

- А

- Пошире рот открой!

Не ленись и громко пой.

- у

- Надул капризно губки,

Их он вытянул как трубки.

- И

- Улыбка, весельчак,

Он смеется звонко так!

- Округлив большие губы,

О прикрыл немного зубы.

- Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

- Образования слога.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (П ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К).

2 мин

2 мин

       

б) Повторение изученного.

- На прошлом уроке, мы познакомились с согласной буквой.

- Что это за буква? Б

- Что вы можете сказать о ней?

-Чем согласный звук отличается от гласного?

-Пока мы разговаривали, Красная шапочка отправилась в путь. Она решила навестить бабушку. Взяла корзинку. Что же она туда положила?

У меня в руках корзина.

В ней найдете вы БАНАН,

БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.

Кто же скажет быстро мне,

Звук, какой лежит на дне?

Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА?

Этот звук, твердый или мягкий?

В домике, какого цвета живет этот звук?

на доску вывешивается домик.

Он прорвал плотину губ,

Звонким стал, как голос труб!

Раз преграда на пути —

Он согласный. Повтори!

Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,

БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ?

Этот звук, твердый или мягкий?

В домике, какого цвета живет этот звук?

на доску вывешивается домик

Молодцы! Вместе с Красной шапочкой вы хорошо выделяли первый звук в словах.

- Согласная.

Характеристика звука Б.

губы сомкнуты, язык внизу,

голос дрожит (звонкий), воздушная струя (горячая), звук согласный.

[б]

-твердый

-синего

[б']

мягкий

зеленого

 

2 мин

3 мин

       

в) Чтение слогов.

- А теперь попробуем прочитать слоги с нашей буквой.

- Но читать будем, так, как будто Красная шапочка заблудилась.

Она загрустила.

- Теперь прочитаем с такой интонацией. Как если бы девочка решила спросить совета у мудрой совы, как ей найти дорогу к бабушке. Вопросительная интонация.

- А теперь с интонацией радости. Девочка встретилась с бабушкой.

г) Составление слов.

- Вот девочка вышла на полянку, где были зайчики. Но они почему-то грустят. Осенью они собрали красивые листики, высушили их, чтобы составить букеты. Эти листики волшебные, из них можно составить не только букеты, но и слова. Вдруг поднялся ветер и разбросал листики. Давайте поможем зайчикам.

- Молодцы. Зайчики остались довольны. Они больше не грустят.

-Красная шапочка пошла дальше.

Ба бо бу бы би бе .

Ба бо бу бы би бе ?

Ба бо бу бы би бе !

СО РАН БЕР

БА КА БО (Собака, баран, бобер)

 

2 мин

2 мин

5. Физминутка

Снятие усталости глаз;

Снятие физического напряжения

Ф

Метод: репродуктивный

Приём: игра

а) мультимедийная презентация

«Зарядка для глаз»

б) игра на внимание «Дикие – домашние».

Правила игры:

Называет учитель диких и домашних животных.

Если дикое животное, то бежим на месте (убегаем); если домашнее животное, то прыгаем, играем.

Сидят и повторяют упражнения при помощи движения глаз.

Снятие физического напряжения.

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность (Р).

Формирование умения слушать и слышать (К).

1мин

2мин

Сообщение темы, постановка целей.

Выявление темы и целей урока.

 

Метод: проблемное изложение

Приём: постановка проблемы

- Какое животное, получившееся на листиках у зайчат является диким?

-А что вы знаете об этом животном?

Бобры не учатся как люди всему, необходимому для жизни. Они с рождения знают, как сооружать плотины и где строить жилища.

Вопреки ожидаемому рациону бобров, они не питаются рыбой.

Бобрята живут с родителями не менее двух лет.

Взрослый самец бобра может весить примерно, как восьмилетний мальчик.

Веки у бобров прозрачные, что позволяет им без проблем видеть под водой и защищать глаза.

Активность бобров приходится на сумеречное время и ночь.

Коготь второго пальца бобра расщеплен надвое для расчесывания шерсти.

Хвост бобра покрыт чешуйками и жесткими волосками. Он выполняет функцию киля и регулирует глубину погружения.

Жилище бобров (нора или хатка) всегда находится выше уровня воды, а вот вход всегда под водой.

Средняя продолжительность жизни бобра – 14 лет. В неволе, этот возраст может быть увеличен почти втрое.

В городе Бобруйске есть два памятника этим животным.

Бобр изображен на канадских пяти центах с 1937-го года.

Бобры известные трудяги, они одни из самых больших грызунов мире. В построенных речными бобрами запрудах очищается вода, плотины задерживают речной ил и река становится чище. К сожалению, из-за ценного меха и невозможности прятаться или отбиваться от охотников бобры очень сильно страдали и страдают до сих пор. В народном творчестве речные бобры традиционно рифмуются со словом «добры», их деятельность оценивается очень положительно, а постоянным использованием множественного числа подчеркивается их коллективизм и трудолюбие.

Можешь поверить,

Хорошие звери

Бобры,

Бобры и мудры,

Бобры и добры,

Можешь поверить,

Хорошие звери

Бобры!

-Бобёр.

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность (Р);

Ориентироваться в системе знаний (П);

Наблюдать и делать самостоятельные выводы (П); Доносить позицию до других

5 мин

6. Закрепление изученного материала.

     

а) Ребус. Научить выделять первый звук в слове и составлять слова из букв.

Идет Красная шапочка, идет. А кто ей встретился, вы узнаете, разгадав ребус.

- Прочитайте слово по первым буквам картинок

- Скажите, где могут находиться изученные нами звуки в словах?

- В названиях каких животных, которых повстречала Красная шапочка в лесу, есть звук [б], [б']?

(картинка леса и животные).

В названии какого животного есть и звук [б] и звук [б']?

Белка.

В начале, в середине, в конце слова.

Белка, бобер, баран, бык, барсук

Бобер

 

2 мин

2 мин

   

Группо-вая работа

 

б) Чтение предложений. Работать над произношением, дикцией учащихся.

Развивать внимание при определении буквы в слове. Уточнить, обогатить и активизировать словарь детей.

- Идёт Красная Шапочка дальше, а навстречу ей Серый волк. (иллюстрация). Он не пропустит Красную шапочку, пока мы не выполним его задания.

- Поможем?

Ряд 1. На предложенных карточках отыскивают скороговорки о бобрах и проговаривают.

Ряд 2. Дети в предложенных скороговорках на карточках отыскивают слова с новой буквой, подчеркивают букву. Сдают карточки.

Ряд 3. Составить схемы предложений в которых говорится о бобрах на карточках. Сдают карточки.

Идут бобры в сыры боры.

Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай бычок.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бобер в бору затеял бал,

Бобер на бал гостей созвал.

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

большую букву

2

начало предложения

кличка животных или имя

 

5 мин

 
       

в) Работа по учебнику. Формировать умение читать текст: отдельно каждое предложение, не торопясь, останавливаясь на точках. Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному.

Захотелось Красной Шапочке почитать волку. Сели они под большой дуб и стали читать.

- Откроем учебник на странице 103. Я прочитаю текст, а вы следите за моим чтением.

- Затем читают по одному предложению хорошо читающие дети.

- О ком мы прочитали?

- Что делают бобры?

-Какие зубы у них?

-Что строят бобры?

- Из стволов какого дерева строят плотины?

- Посмотрите на картинку, вспомните все, что узнали о бобрах и составьте рассказ по данной иллюстрации

О бобрах.

Строят.

Острые, как бритва.

Плотины.

Из стволов осины.

 

2 мин

1 мин

3 мин

Рефлексия

Самооценка учащимися результатов в своей деятельности и работы в группах

Метод: репродуктивный.

Приём: игра.

 

Итак, Красная шапочка и волк пришли к бабушке. Бабушка очень обрадовалась и пригласила их на чай. И они рассказывали, как шли к ней. Вспомните и вы чем мы сегодня занимались?

- С какой буквой мы сегодня работали? О каких животных говорили?

 Если тебе было интересно, ты все понял и многое узнал, то прикрепи на доску красный цветочек.

А если тебе было скучно и непонятно, то синий цветочек.

Вот такой красивый букет мы составили за урок во время путешествия. Подарим его бабушке.

- Молодцы. Урок окончен.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …")

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение (Р);

Оценивать и осознавать качество и уровень освоения тех или иных учебных действий (Р);

Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми (К);

Формировать умение слушать и слышать (К).

2мин

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.