Методическая разработка урока «Звук и буква «Б». Письмо строчной буквы «Б»»

30
7
Материал опубликован 25 December 2017 в группе

Тема урока: Звук и буква «Б». Письмо строчной буквы «Б»

Тип урока: Урок - путешествие

Цель:

 Продолжать формировать понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

Познакомить со звуком и буквой «Б», рукописным начертанием изучаемой буквы и способами соединения при письме. Учить читать обратные и прямые слоги протяжно и кратко, вырабатывать умение списывать слоги с печатного и письменного текста

Развивать и корригировать зрительное восприятие и пространственную ориентировку через анализ строения буквы, составления букв из различного дидактического материала, письмо песком на световом поле; фонематический слух через определение его позиции в слогах словах.

Воспитывать общекультурные навыки обращения с книгой,

Оборудование: мыльные пузыри, мультимедийный проект, слоговые таблицы, букварь, орешки, песок, листы и краски для рисования букв, сундучок, карточки для индивидуальной работы, «шершавые буквы», повязки, Письмо от Тетушки Совы.

Ход урока

I. Организация учащихся

Ребята, давайте поприветствуем друг друга! А сделаем мы это так.

Все ребята делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, вторая внешний, (все участники смотрят друг другу в лицо) и повторяют за учителем следующие слова, сопровождая их жестами:

- Здравствуй друг (жмут друг другу руки)

- Как ты тут? (хлопают по плечу своего партнера)

- Где ты был? (осторожно треплют друг друга за ухо)

- Я скучал (складывают руки на груди)

- Ты пришел (разводят руки в стороны)

- Хорошо!

Теперь с хорошим настроением мы можем начать работу! (учащиеся усаживаются на рабочие места)

II. Подготовка к восприятию нового материала

Дыхательная гимнастика

Для того чтобы правильно выговаривать все звуки, нам нужно выполнить дыхательную гимнастику.

Лыжник:

Имитация ходьбы на лыжах. Произнести при длительном выдохе «у-у-х»

Трубач:

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким с громким произношением звука «п –ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза

Пускаем мыльные пузыри

А теперь возьмем мыльные пузыри и надуем много – много пузырей!

Молодцы! А сейчас выполним гимнастику для язычка.

артикуляционная гимнастика с зеркалами

«Слоники - лягушки»

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой)

Подражаем лягушатам, губы тянем промо к ушкам (улыбнуться)

«Тик -так»

Тик – так, тик – так

Часы делают вот так (язычок двигается влево вправо)

«Качели»

Высоко – высоко (руки тянем вверх)

Низко – низко (руки вниз)

Далеко – далеко (язычок тянем вверх)

Близко – близко (язычок тянем вниз)

Молодцы!

Ребята, сегодня у нас в гостях гномики Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим?

Сегодня мы познакомимся со звуком Б БЬ и букву Б, мы будем учиться читать слоги и слова со звуком «Б», и поможем гномикам отыскать сокровища в дремучем лесу

Поможем Биму и Бому? (ответы детей).

III. Изучение нового материала

Выделение звука

Тогда отправляемся в путь!

Учитель обращает внимание детей на слайд.

Чтобы помочь Биму и Бому, нам нужно пройти через лес. А в лесу живут разные животные, у которых есть для вас задание! Учитель обращает внимание на экран

Посмотрите на экран! Назовите животного! (волк)

Злой, сердитый волк дает вам такое задание…

Отгадать загадки:

Поможем гномикам отгадать загадки?

Спал цветок и вдруг проснулся —

больше спать не захотел,

шевельнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел.

А. Рождественская

(бабочка)

Еще раз произнесем слово и слушаем себя

Какой первый звук слышится в слове Бабочка?

Произнесем еще раз звук громко, тихо.

Какой это звук согласный или гласный? Почему?

Как он звучит Мягко или твердо?

Молодцы! Слушаем следующую загадку.

Зверька узнаем мы с тобой

По этим двум приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(белка)

Какой это звук согласный или гласный? Почему?

Звук БЬ твердый?

Назовите слова со звуком БЬ! Молодцы!

Итак, мы познакомились с согласным звуком Б и БЬ и прошли задание волка. Теперь мы можем двигаться дальше! А по пути нам встречается ….. Учитель обращает внимание на слайд (лиса)

Знакомство с печатной и письменной буквой Б

А вот лиса приготовила вам вот такие буквы! Знаете, их? (ответы детей)

Показ учителем заглавной и строчной буквы.

Это заглавная буква Б. Она пишется в начале предложения и в именах людей. А это маленькая буква. Она пишется в начале, в середине и конце слова.

Покажите и прочитайте заглавную букву Б

А теперь маленькую.

Закрепление образа буквы Б

Учитель на доску прикрепляет таблицу с буквами.

Найдите и покажите лисоньке букву.

Сколько букв Б на табличке? (6)

Учитель показывает разборную модель буквы Б.

Посмотрите-ка! Одна буква рассыпалась! Поможем лисоньке букву Б собрать? Кто поможет?

Из каких частей состоит заглавная буква.

Посчитайте сколько полосок я составила? Кружков?

Какая буква у меня получилась?

Прочитайте букву.

Возьмите орешки и составьте букву Б.

Вовремя выполнения задания учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Прочитайте букву хором какая это буква?

Ребята, мы познакомились с печатной буквой. А сейчас лисонька покажет, как же пишется письменная буква! (учитель показывает правильное написание письменной буквы)

Какую букву я вам написала?

Молодцы!

Письмо букв песком на световом поле

Давайте напишем букву Б на песке. Учитель демонстрирует письмо буквы Б на световом поле, во время работы оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

А теперь, попрощаемся с лисонькой и на прощанье напишем самые красивые буквы Б в тетради. Письмо букв в тетради. Во время работы учитель хвалит каждого ученика за правильное и красивое письмо.

Ребята, с каким звуком познакомились?

Из каких элементов состоит печатная буква? А письменная?

Кто из вас в тетради написал самые красивые буквы?

Молодцы! Мы хорошо с вами поработали! Но вот наши гномики немного устали. Давайте немного отдохнём

Физминутка

зрительная гимнастика:

посмотрим направо, налево, вверх, вниз (5 раз).

пальчиковая гимнастика: массаж пальцев рук мячиком

Теперь мы с вами отдохнули и можем продолжать наш путь дальше. А дальше по пути встречается …. (медведь)

Ребята, медведь очень любит, когда ему читают! А Бом и Бим не умеют читать, поможем нашим гномикам?

Чтение слогов по букварю:

Положите перед собой Буквари.

Откройте их по закладке.

Найдите нужную страницу. Проверьте.

Учитель показывает нужную для работы страницу, помогает детям, которые не справились.

Найдите изображение буквы «Б» в Букварях. Давайте еще раз произнесем звук «Б». Кто мне скажет, какой это звук гласный или согласный, и почему?

Сейчас мы будем читать слоги

Сначала слоги прочитаю я. Чтение слогов учителем

Теперь, прочитаем слоги хором.

А теперь, слоги нам прочитает ….

Послушаем ….

Молодцы!!!

Ребята, мы прочитали слоги! Посмотрите внимательно и скажите с какой буквой мы читали слоги? Запишем слоги у доски!

Молодцы! Медведь остался очень довольным, и мы можем продолжить путь дальше! Смотрите – ка! Кто же прилетел к нам? (Сова)

Что же у нее в клюве (письмо)

Чтение учителем письма от совы:

Здравствуйте Бим и Бом! Что бы открыть сундук с сокровищами, прошу вас выполнить мои задания! Желаю вам удачи! С уважением Тетушка Сова.

Поможем Биму и Бому выполнить задания и открыть сундучок! (ответы детей)

IV. Первичное закрепление изложенного

«Шершавый алфавит»

Учитель завязывает глаза учащимся, просит на ощупь назвать букву.

Работа по индивидуальным карточкам.

1 гр – раскрасить и записать буквы. 2 гр – раскрасить букву.

Чтение слогов по слоговым таблицам

Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Тетушки Совы? (Ответы детей)

Тетушка Сова благодарит вас за хорошую работу и отдаёт ключик к сундучку. Откроем! Учащиеся открывают сундучок.

Ребята, что же внутри сундучка? (Краски)

Краски не простые, а волшебные! Ими можно рисовать без кисточек, тогда как же мы будем рисовать? Правильно, пальчиками!

V. Подведение итогов

Рефлексия

Кто же хочет нарисовать Бому и Биму букву Б?

Учитель раздает листки, учащиеся пальцами рисуют буквы. Во время работы учащихся учитель задает вопросы:

Давайте скажем, с каким новым звуком познакомились на уроке?

Звук [Б] гласный или согласный? Почему?

Придумайте слова со звуком Б.

Молодцы!!! Теперь пришло время прощаться с нашими героями! Скажем Биму и Бому до свидание!

Учащиеся прощаются с Бимом и Бомом, благодарят друг друга за хорошую работу.


 

2

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

26 December 2017

Спасибо за отзыв!

26 December 2017

замечательный урок! Взяла в избранное!

4 January 2018

Пользуйтесь!!!

10 January 2018

Ирина Юрьевна! Представленная Вами публикация актуальна. Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал. Успехов Вам! Голос! Зоя.

21 January 2018

Замечательно!!!!!!!!!! Я в восторге!!!!!!!!!!!!!!!

31 January 2018

Спасибо за теплые слова!!!!!

1 February 2018