Методическая разработка урока «Звук и буква «Б». Письмо строчной буквы «Б»»
Тема урока: Звук и буква «Б». Письмо строчной буквы «Б»
Тип урока: Урок - путешествие
Цель:
Продолжать формировать понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
Познакомить со звуком и буквой «Б», рукописным начертанием изучаемой буквы и способами соединения при письме. Учить читать обратные и прямые слоги протяжно и кратко, вырабатывать умение списывать слоги с печатного и письменного текста
Развивать и корригировать зрительное восприятие и пространственную ориентировку через анализ строения буквы, составления букв из различного дидактического материала, письмо песком на световом поле; фонематический слух через определение его позиции в слогах словах.
Воспитывать общекультурные навыки обращения с книгой,
Оборудование: мыльные пузыри, мультимедийный проект, слоговые таблицы, букварь, орешки, песок, листы и краски для рисования букв, сундучок, карточки для индивидуальной работы, «шершавые буквы», повязки, Письмо от Тетушки Совы.
Ход урока
I. Организация учащихся
Ребята, давайте поприветствуем друг друга! А сделаем мы это так.
Все ребята делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, вторая внешний, (все участники смотрят друг другу в лицо) и повторяют за учителем следующие слова, сопровождая их жестами:
- Здравствуй друг (жмут друг другу руки)
- Как ты тут? (хлопают по плечу своего партнера)
- Где ты был? (осторожно треплют друг друга за ухо)
- Я скучал (складывают руки на груди)
- Ты пришел (разводят руки в стороны)
- Хорошо!
Теперь с хорошим настроением мы можем начать работу! (учащиеся усаживаются на рабочие места)
II. Подготовка к восприятию нового материала
Дыхательная гимнастика
Для того чтобы правильно выговаривать все звуки, нам нужно выполнить дыхательную гимнастику.
Лыжник:
Имитация ходьбы на лыжах. Произнести при длительном выдохе «у-у-х»
Трубач:
Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким с громким произношением звука «п –ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза
Пускаем мыльные пузыри
А теперь возьмем мыльные пузыри и надуем много – много пузырей!
Молодцы! А сейчас выполним гимнастику для язычка.
артикуляционная гимнастика с зеркалами
«Слоники - лягушки»
Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой)
Подражаем лягушатам, губы тянем промо к ушкам (улыбнуться)
«Тик -так»
Тик – так, тик – так
Часы делают вот так (язычок двигается влево вправо)
«Качели»
Высоко – высоко (руки тянем вверх)
Низко – низко (руки вниз)
Далеко – далеко (язычок тянем вверх)
Близко – близко (язычок тянем вниз)
Молодцы!
Ребята, сегодня у нас в гостях гномики Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим?
Сегодня мы познакомимся со звуком Б БЬ и букву Б, мы будем учиться читать слоги и слова со звуком «Б», и поможем гномикам отыскать сокровища в дремучем лесу
Поможем Биму и Бому? (ответы детей).
III. Изучение нового материала
Выделение звука
Тогда отправляемся в путь!
Учитель обращает внимание детей на слайд.
Чтобы помочь Биму и Бому, нам нужно пройти через лес. А в лесу живут разные животные, у которых есть для вас задание! Учитель обращает внимание на экран
Посмотрите на экран! Назовите животного! (волк)
Злой, сердитый волк дает вам такое задание…
Отгадать загадки:
Поможем гномикам отгадать загадки?
Спал цветок и вдруг проснулся —
больше спать не захотел,
шевельнулся, встрепенулся,
взвился вверх и улетел.
А. Рождественская
(бабочка)
Еще раз произнесем слово и слушаем себя
Какой первый звук слышится в слове Бабочка?
Произнесем еще раз звук громко, тихо.
Какой это звук согласный или гласный? Почему?
Как он звучит Мягко или твердо?
Молодцы! Слушаем следующую загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По этим двум приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(белка)
Какой это звук согласный или гласный? Почему?
Звук БЬ твердый?
Назовите слова со звуком БЬ! Молодцы!
Итак, мы познакомились с согласным звуком Б и БЬ и прошли задание волка. Теперь мы можем двигаться дальше! А по пути нам встречается ….. Учитель обращает внимание на слайд (лиса)
Знакомство с печатной и письменной буквой Б
А вот лиса приготовила вам вот такие буквы! Знаете, их? (ответы детей)
Показ учителем заглавной и строчной буквы.
Это заглавная буква Б. Она пишется в начале предложения и в именах людей. А это маленькая буква. Она пишется в начале, в середине и конце слова.
Покажите и прочитайте заглавную букву Б
А теперь маленькую.
Закрепление образа буквы Б
Учитель на доску прикрепляет таблицу с буквами.
Найдите и покажите лисоньке букву.
Сколько букв Б на табличке? (6)
Учитель показывает разборную модель буквы Б.
Посмотрите-ка! Одна буква рассыпалась! Поможем лисоньке букву Б собрать? Кто поможет?
Из каких частей состоит заглавная буква.
Посчитайте сколько полосок я составила? Кружков?
Какая буква у меня получилась?
Прочитайте букву.
Возьмите орешки и составьте букву Б.
Вовремя выполнения задания учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
Прочитайте букву хором какая это буква?
Ребята, мы познакомились с печатной буквой. А сейчас лисонька покажет, как же пишется письменная буква! (учитель показывает правильное написание письменной буквы)
Какую букву я вам написала?
Молодцы!
Письмо букв песком на световом поле
Давайте напишем букву Б на песке. Учитель демонстрирует письмо буквы Б на световом поле, во время работы оказывает индивидуальную помощь обучающимся.
А теперь, попрощаемся с лисонькой и на прощанье напишем самые красивые буквы Б в тетради. Письмо букв в тетради. Во время работы учитель хвалит каждого ученика за правильное и красивое письмо.
Ребята, с каким звуком познакомились?
Из каких элементов состоит печатная буква? А письменная?
Кто из вас в тетради написал самые красивые буквы?
Молодцы! Мы хорошо с вами поработали! Но вот наши гномики немного устали. Давайте немного отдохнём
Физминутка
зрительная гимнастика:
посмотрим направо, налево, вверх, вниз (5 раз).
пальчиковая гимнастика: массаж пальцев рук мячиком
Теперь мы с вами отдохнули и можем продолжать наш путь дальше. А дальше по пути встречается …. (медведь)
Ребята, медведь очень любит, когда ему читают! А Бом и Бим не умеют читать, поможем нашим гномикам?
Чтение слогов по букварю:
Положите перед собой Буквари.
Откройте их по закладке.
Найдите нужную страницу. Проверьте.
Учитель показывает нужную для работы страницу, помогает детям, которые не справились.
Найдите изображение буквы «Б» в Букварях. Давайте еще раз произнесем звук «Б». Кто мне скажет, какой это звук гласный или согласный, и почему?
Сейчас мы будем читать слоги
Сначала слоги прочитаю я. Чтение слогов учителем
Теперь, прочитаем слоги хором.
А теперь, слоги нам прочитает ….
Послушаем ….
Молодцы!!!
Ребята, мы прочитали слоги! Посмотрите внимательно и скажите с какой буквой мы читали слоги? Запишем слоги у доски!
Молодцы! Медведь остался очень довольным, и мы можем продолжить путь дальше! Смотрите – ка! Кто же прилетел к нам? (Сова)
Что же у нее в клюве (письмо)
Чтение учителем письма от совы:
Здравствуйте Бим и Бом! Что бы открыть сундук с сокровищами, прошу вас выполнить мои задания! Желаю вам удачи! С уважением Тетушка Сова.
Поможем Биму и Бому выполнить задания и открыть сундучок! (ответы детей)
IV. Первичное закрепление изложенного
«Шершавый алфавит»
Учитель завязывает глаза учащимся, просит на ощупь назвать букву.
Работа по индивидуальным карточкам.
1 гр – раскрасить и записать буквы. 2 гр – раскрасить букву.
Чтение слогов по слоговым таблицам
Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Тетушки Совы? (Ответы детей)
Тетушка Сова благодарит вас за хорошую работу и отдаёт ключик к сундучку. Откроем! Учащиеся открывают сундучок.
Ребята, что же внутри сундучка? (Краски)
Краски не простые, а волшебные! Ими можно рисовать без кисточек, тогда как же мы будем рисовать? Правильно, пальчиками!
V. Подведение итогов
Рефлексия
Кто же хочет нарисовать Бому и Биму букву Б?
Учитель раздает листки, учащиеся пальцами рисуют буквы. Во время работы учащихся учитель задает вопросы:
Давайте скажем, с каким новым звуком познакомились на уроке?
Звук [Б] гласный или согласный? Почему?
Придумайте слова со звуком Б.
Молодцы!!! Теперь пришло время прощаться с нашими героями! Скажем Биму и Бому до свидание!
Учащиеся прощаются с Бимом и Бомом, благодарят друг друга за хорошую работу.
2
Алина Яковлевна Корогод
Шаманаева Ирина Юрьевна
Евдошена Екатерина Викторовна
Шаманаева Ирина Юрьевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Ольга Владимировна
Шаманаева Ирина Юрьевна