Образовательное событие «Посвящение в исследователи»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
города Кунгура Пермского края
Образовательное событие
«Посвящение в исследователи»
Автор:
Султанова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 13"
города Кунгура
Пермского края.
2018 год
Пояснительная записка.
Образовательное событие «Посвящение в исследователи» является результатом работы первой ступени Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» и представляет собой познавательную командную игру с участием родителей. Мероприятие рассчитано на 60 минут. Также мероприятие направлено на знакомство родителей с легендой и содержанием программы. Мероприятие проведено в 1 классе.
Цель — создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса обучающихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.
Задачи:
Организовать образовательное событие с целью поддержки и повышения познавательной активности обучающихся.
Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать наблюдательность, навыки исследовательского поиска.
Ожидаемые результаты:
Сформировано представление о главном способе получения научной информации — эксперименте.
2.Актуализирован интерес к новому знанию, поиску ответов к задачам, требующим разрешения.
Оборудование: 5 апельсинов, глубокая миска с водой, тонкая бумага (салфетка), небольшая швейная игла, миска, листы картона, таз с водой, ножницы, моющее средство, листы цветной бумаги
Ход праздника:
Всех участников необходимо разделить на четыре команды, каждая из которых придумывает название, девиз. Ученики приглашают в свои команды родителей. Задача команд — передвигаться по маршрутному лису, выполнять задания на станциях. В качестве вознаграждения участники получают фирменные значки «Я исследователь».
Ведущий: — Здравствуйте, друзья! Вы отлично справляетесь с нашим занимательным путешествием на занятиях «Мир Моих Интересов». Ребята, каждый из вас достоин стать исследователем. Каждой команде я выдам маршрутные листы, с помощью которых вы будете путешествовать. Вы готовы? Тогда на старт!
Станция «ВОЗДУШНАЯ»
В: - Отгадайте, на какую станцию мы прибыли?
Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
(Сопровождающий вместе с командой зачитывает определение первой станции, указанное на маршрутном листе. Когда обучающиеся угадывают название станции, команда вместе с сопровождающим выполняет задание.)
В: — Ребята, смотрите, апельсины плавают в чаше с водой. А как можно утопить один апельсин? Попробуем?
Участники команды рассуждают, выдвигают свои предложения, версии. Пробуют решить поставленную задачу. После этого ведущий переворачивает лист с заданием и предлагает команде провести опыт, выполняя все указанные шаги.
Ход опыта:
1. Вытащите один апельсин и протрите салфеткой.
2. Очистите апельсин от кожуры.
3. Опустите в воду очищенный апельсин. Он не плавает, а тонет!
Ведущий подводит обучающихся к пониманию опыта:
В: — Апельсин в воде плавает за счёт того, что в кожуре и под ней находится много пузырьков воздуха. Эти пузырьки поддерживают фрукт как спасательный жилет (демонстрация картинки). Когда мы очистили апельсин, он лишился этого спасательного жилета и пузырьков воздуха, поэтому и утонул.
Станция «ВОДНАЯ»
В: - Отгадайте, на какую станцию мы прибыли?
Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В: — Что произойдёт, если бросить иголку в воду? (команда пробует бросить иголку в воду и наглядно убеждается, что она тонет) Естественно, она утонет. Оказывается, есть способ оставить её на поверхности воды. Давайте подумаем, как мы можем это сделать?
Участники команды рассуждают, выдвигают свои предложения, версии. Пробуют решить поставленную задачу. После этого ведущий переворачивает лист с заданием и предлагает команде провести опыт, выполняя все указанные шаги.
Ход опыта:
Возьмите лист тонкой бумаги.
Положите на него сухую иглу.
Поместите на поверхность воды.
Изначально оба предмета будут держаться на воде, но потом бумага намокнет и пойдёт ко дну.
Иголка останется плавать на поверхности.
Ведущий станции подводит обучающихся к пониманию опыта:
В: — Поразительно, но бумага, состоящая из древесных волокон, которые вроде как отлично плавают, утонула. А швейная иголка из тяжёлой стали даже и не думает идти ко дну. Здесь мы наглядно видим эффект поверхностного натяжения воды. Сила этого натяжения спокойно может удерживать небольшой вес и не давать предметам утонуть. Бумага же тонет как раз потому, что набирает в волокна воду и становится тяжелее. Стальная иголка при небольшом весе не поглощает воду и не становится тяжёлой.
В: — Знаете ли вы примеры из природы, где мы можем увидеть это явление?
Ответ: поверхностное натяжение воды используют водомерки и жуки-плавунцы. Они беспрепятственно скользят по водной глади и не тонут.
Станция «ДВИЖЕНИЯ»
В: - Отгадайте, на какую станцию мы прибыли?
Это делает река и даже облака, время, жизнь, машина, поезд, всё живое на Земле. Это всё….
В: — Как двигается лодка? С помощью двигателя. Конечно. А попробуйте заставить поплыть бумажную лодку.
Участники команды рассуждают, выдвигают свои предложения, версии. Пробуют решить поставленную задачу. После этого ведущий переворачивает лист с заданием и предлагает команде провести опыт, выполняя все указанные шаги.
Ход опыта:
1. Нарисуйте на картоне лодку и вырежьте её по контуру.
2. В центре лодки ножницами сделайте круглое отверстие и вырежьте узкую полоску от центра к хвосту.
3. Налейте в таз воду и поставьте лодку к одному из бортов (важно: верхняя часть должна остаться сухой).
4. В отверстие в центре лодки капаем средство для мытья посуды или мыло. Лодка начинает плыть!
Ведущий подводит обучающихся к пониманию опыта:
В: — Средство для мытья посуды распространяется по поверхности воды. Растекаться ему мешает лодка, поэтому жидкость двигается назад по вырезанному каналу, что заставляет лодку двигаться в обратном направлении.
Станция «БУМАЖНАЯ».
В: - Отгадайте, на какую станцию мы прибыли?
Чтоб читать и рисовать,
Есть букварь и есть тетрадь.
Для нашего же блага придумана…
В: — Все мы видели, как распускаются бутоны живых цветов. А видели ли вы, как могут распускаться цветы из бумаги?
Участники команды рассуждают, выдвигают свои предложения, версии. Пробуют решить поставленную задачу. После этого ведущий переворачивает лист с заданием и предлагает команде провести опыт, выполняя все указанные шаги.
Ход опыта:
Вырежьте из цветной бумаги цветы. Какими они будут — неважно, главное, чтоб у них были лепестки. Отлично подойдёт форма ромашки.
Аккуратно загните все лепестки к центру цветка.
Налейте в миску воды.
Опустите цветы в воду загнутыми лепестками наверх.
Уже скоро вы увидите, как цветы начинают раскрывать свои лепестки.
Ведущий подводит обучающихся к пониманию опыта:
В: — Бумага состоит из волокон древесины. Когда бумага намокает, волокна наполняются водой, бумага разбухает. Те волокна, что приходятся на сгиб бумаги, тоже разбухают и выпрямляются. Сгибы бумаги разглаживаются, и лепестки поднимаются. Цветы будто раскрываются сами собой.
Награждение и рефлексия.
В: — Мы убедились, что каждый из вас достоин звания Исследователь!
Приглашаем команды для вручения фирменных значков.
После награждения проведите рефлексию:
Ребята, вам понравилось путешествие?
Где был самый интересный опыт?
А какой опыт был самый сложный и почему?
Что бы вы хотели повторить дома и показать родителям и друзьям?
Успехов вам в дальнейших открытиях необычного в обычном.
Литература.
Мир Моих Интересов. Необычное в обычном. « Материалы для проведения праздника».
Приложение.