Выступление на педсовете «Образовательное событие в жизни класса»
Пояснительная записка к презентации
Образовательное событие в жизни класса.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я хочу представить ретроспективу работы классного руководителя за 5 лет. Исходим из определения, что образовательное событие – это совместная (ребенка и взрослого), личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной, способствующая формированию личности на основе общечеловеческих ценностей.
Безусловно, я никоим образом не представляла, что будет такая тема педсовета, но работа строилась, исходя из того, что любое дело, проводимое в классе, должно приводить к положительному результату. Еще один принцип зеркален тому, что если скажешь человеку 300 раз, что он свинья, и он захрюкает. Это правило работает и в обратную сторону: говори человеку, что он хороший, и он станет таким.
На первом этапе необходимо было выработать у детей осознание того, «кто тут главный». Этому способствовали ежедневные пятиминутки, изобретенные Светланой Викторовной и ежедневная утренняя встреча детей, не зависящая от того, есть у меня 1 урок или нет.
Далее в течение 5-6 класса еженедельные классные часы, которые были записаны в расписание. Прошли классные часы различной тематики: серия «Расскажи мне о себе», на которых дети рассказывали о своих увлечениях, т.е. рассказывали о своих положительных качествах, спортивные мероприятия, классный час о здоровом питании, о правилах поведения, о правах человека, из серии «Учись учиться», различные экскурсии, а также шла систематическая работа с личными комплексными планами, в которых дети учились анализировать результаты, намечать необходимые действия, отчитываться о результатах деятельности.
Еще одной стороной работы стало взаимодействие с родителями. Необходимо было сделать их своими союзниками. Что сработало здесь? На первом собрании была поставлена задача и оговорены правила: не обсуждать учителей дома в присутствии ребенка, решение проблем сразу по факту в трехстороннем формате (ребенок, учитель, родитель). Главные принципы работы: ни в коем случае не ругать детей, говорить на собрании только хорошее (о проблемах только индивидуально), благодарить родителей. Были проведены «Веселые старты» по сказкам совместно с родителями. Трудно сказать, кто тогда получил большее удовольствие: дети или родители. Развлекательные мероприятия, организованные родителями. Традицией стал отчет классного руководителя совместно с детьми о проделанной за год работе.
К 7 классу дети стали практически управляемыми, из класса ушли «гениальные» личности, родителей которых не устроил плохой классный руководитель. Из расписания исчез классный час, т.к. уже не позволяла учебная нагрузка, и работа строилась исходя из возникающей проблемной ситуации.
Когда дети начали «воевать за место под солнцем» был проведен классный час с применением психологических практик «Зачем я пришел в этот мир?», не сразу, но уровень приятия детей друг другом повысился. Когда возник у детей интерес к противоположному полу, и произошла серия конфликтов из-за интереса мальчиков к физиологии девочек, был проведен классный час как себя вести с противоположным полом, мы сходили на вечерку к Елене Владимировне, специально для нас фольклорная студия провела игровую программу. Здесь дети в игровой форме, вполне легально подержались друг за друга, поцеловались, и проблема ушла. Мудр все-таки был русский народ, именно таким образом обучая детей взаимоотношениям! Был проведен классный час по безопасности (поведение с незнакомыми взрослыми, безопасность в интернете и т.д.).
В 8-9 классе в наш обиход вошли классные вечера различной тематики и ретро-кинотеатр. На этом хочу остановиться более подробно. Мы часто говорим, что мир изменился до неузнаваемости, дети стали другими, надо искать новые подходы. Однако позволю себе утверждать, что мир изменяется, а вот человек нет! У него остаются те же базовые потребности (в признании, в любви), его волнуют те же проблемы (смысла жизни, построения отношений с людьми, проблема предательства). Поэтому тематикой наших вечерних посиделок стали именно эти проблемы. Мы попытались совместить полезное с приятным (чаепитие с обсуждением). Организуя чаепитие, уделяли внимание красивой и правильной сервировке стола, поведению за столом. А проблемы уже были в качестве основного блюда. Мы обсудили темы «Маски в жизни человека», «Такая разная любовь». В зависимости от своего мироощущения дети подбирали стихи, старались прочитать их с выражением, участвовали в обсуждении. Меня поразил один момент, когда всегда молчаливая Настя Мельник, вдруг с кем-то не согласившись, начала возражать и испугалась того, что говорит! Пришлось объяснять ребенку, что все имеют право на свое мнение и надо уметь его высказывать, чтоб люди тебя понимали. Позволю себе утверждать, что именно с этого момента Настя и стала чуть-чуть говорить на литературе.
Еще очень важными, на мой взгляд, образовательными событиями стали диспуты «Он вам не Димон», «Жизнь в СССР и перестройка», «Жизнь за границей». Сейчас идет борьба за умы молодежи и наша с вами задача – вырастить граждан нашего государства. Тогда идеями Навального увлекся Даниил Колодкин. Мы провели диспут по материалам фильма «Он вам не Димон». Пришлось посмотреть данный пасквиль. Одну сторону представлял Даниил, другую сторону представляла я, позже ко мне присоединились и дети. Пришли к выводу, что к любой информации нужно подходить критически. На сегодня интерес к этому «мини-фюреру» у Дани, снизился, исходя из моих наблюдений. Что касается второй темы то, здесь были представлены доклады на эти темы и опять мы пришли к выводу, что события имеют, как правило, две стороны и необходимо выявлять обе, чтобы не заблуждаться.
Задачей ретро-кинотеатра я поставила необходимость понимать своих родителей, представителей старшего поколения и себя. Мы посмотрели фильмы «Школьный вальс», «Вам и не снилось», «Пацаны». Каждый раз приходили к выводу, что в жизни человека ничего не меняется, надо только вести себя по-человечески. Очень радует, что дети научились сопереживать, девчонки, например, плачут, парни смотрят молча и внимательно, но основную идею фильма улавливают точно и те и другие.
Важнейшим показателем образовательного события является результат. При том в литературе отмечается, что если даже один человек получил необходимую информацию, сделал правильные выводы, то событие важное и нужное. Примером стал случай, произошедший в конце той четверти. Ваня Гусаров, заходя в класс, сказал: «Вот вы сказали, что если ты есть - будь первым, а знаете, как это трудно быть первым!» А ведь это стихотворение прочитал Слава Малюков в литературной гостиной в позапрошлом году! Тогда тоже был интересный случай: у Славы «не шло» выбранное им стихотворение. Гостиная уже завтра, и я вечером предложила случайно попавшееся мне это стихотворение, сказав, что есть только вечер на принятие решения. Слава прочитал именно его, практически без репетиций. И вот результат: Успешное поступление и учеба Славы и выводы, сделанные Иваном.
А каков результат образовательных событий в отдельно взятом классе? Хороший. Дети, ушедшие из школы, при поступлении в учебные заведения были в первых строчках рейтингов (это мне родители рассказали). Сейчас они активны и успешны. Но это уже совсем другая история, а мы с вами, коллеги делаем все правильно, если наша школа востребована, а дети добиваются хороших результатов.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Лихина Елена Викторовна
Перминова Елена Федоровна
Лихина Елена Викторовна
Забелина Маргарита Владимировна
Лихина Елена Викторовна
Забелина Маргарита Владимировна
Панагушина Елена Аркадьевна
Матвеева Светлана Николаевна
Лихина Елена Викторовна
Устинова Валентина Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Лихина Елена Викторовна
Байтерякова Альбина Фаритовна
Лихина Елена Викторовна