Общая характеристика былин. Былина «Святогор и Микула Селянинович»

17
6
Материал опубликован 2 September 2021

Былины. Былина «Святогор и Микула Селянинович» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость»). Термин «фольклор» впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У. Дж. Томс. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы Фольклор – устное народное творчество Пословицы Поговорки Песни Частушки Считалки Скороговорки Былины Сказки Потешки Загадки

Эпические жанры в фольклоре былины сказания предания песни повествовательного характера БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый»,- В.И. Даль

Былины – произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не столько правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имен, названий

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Сказывать былину поручалось людям преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Былины исполняли под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и вниманием переживали истории богатырей. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом (речитатив – это напевная речь, чтение нараспев). Песня звучала медленно, плавно,

Рябинин Трофим Григорьевич (1791—1885), народный сказитель. Родился в деревне Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. От него было записано более 40 былин, среди которых подлинные народные эпические поэмы, — «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула»

Композиция былины: Зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается Заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины Киевский 10-11 века Алёша Попович и Добрыня Никитич Владимиро- Суздальский Илья Муромец Новгородский Садко, Микула Селянинович Периоды развития былин

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Киевские былины – это былины богатырские, героические. Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну

Другие былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях русских богатырей в схватках с врагами

Былина «Святогор и Микула Селянинович» является образцом русского народного творчества. В ней воспевается трудолюбие, справедливость и сила всего русского крестьянства, которое нашло своё воплощение в образе могучего пахаря-богатыря Микулы Селяниновича. Главные герои былины: Святогор — сильный богатырь, бесстрашный защитник своей Отчизны. Микула Селянинович — пахарь-богатырь, крестьянин

Богатырь Святогор славился необыкновенной физической мощью. Не зная, что делать со своей силой, Святогор мечтал о каком-то подвиге: одолеть вражеское войско или справиться с огромным чудовищем. Похвальбу Святогора услышал «прохожий с дубинкой в руках», который усомнился в силе богатыря. Святогор разозлился и предложил незнакомцу взять свои слова обратно. Но в ответ услышал, что сколько бы ни велика была богатырская сила, но сильней его всегда будет матушка-земля. Чтобы доказать свои слова, прохожий предложил Святогору поднять с земли его котомку

Богатырь рассмеялся и пообещал так далеко закинуть сумку в горы, что её придётся искать три года. Каково же было его удивление, когда торба оказалась настолько тяжёлой, что он не смог даже сдвинуть её с места. Святогор приложил всю свою силу, но в итоге «обессилев, свалился он с ног». Теперь богатырь не сомневался, «что с такого стыда прохожий начнёт издеваться». Однако незнакомец лишь добродушно усмехнулся. Выяснилось, что зовут его Микула Селянинович и он служит «кормилице нашей — земле». Пахарь сообщил, что в его котомке «земская, видишь, лежит тягота» — оттого она и была такой неподъёмной

Главного героя зовут Микула Селянинович. Объясните значение имени. Что оно обозначает? Микула — Николай (современное звучание) Селянинович - означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: «де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории

Прочитайте в тексте описание внешности Микулы. В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин «У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок

Былина показывает, что главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится. Нужно реально оценивать свои возможности. Почёт и уважение окружающих можно заслужить не громкими словами, а реальными делами и добрыми поступками

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Владимировна, за Ваш труд!

2 September 2021

Людмила Юрьевна, вам большое спасибо за внимание к моим работам!

3 September 2021

Благодарю за интересную работу!

3 September 2021

Марина Юрьевна, большое спасибо за отзыв!

3 September 2021

Очень познавательная презентация с большим количеством наглядного материала! Спасибо за полезный ресурс!

24 September 2021

Елена Владимировна, большое спасибо за отзыв!

24 September 2021