Технологическая карта урока литературы по теме «Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович»» (7 класс)
Предмет: литература
Класс: 7 Дата:
Учитель: Цыбанова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ – Чемерновская СОШ
Тема урока: Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: знакомство с понятием «былина»; расширение знаний о фольклорных жанрах; обучение выразительному чтению, умению работать с поэтическим текстом, давать характеристику литературному герою;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обуч-ся |
Формируемые УУД |
Мотивационный этап |
Приветствует. Мотивирует к обучению. Работа с эпиграфом: Вы поедьте по своим местам, Вы чините везде такову славу, Что Святая Русь не пуста стоит, На Святой Руси есть сильны могучи богатыри. |
Слушают учителя. Формулируют цели обучения. |
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества. Р.: готовность к самообразованию. П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока. Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций. |
Целеполагание |
Организует беседу по постановке целей урока |
Участвуют в полилоге, выполняют задания. |
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение. Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание. П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний. |
Актуализация знаний |
Организует повторение пройденного. 1) Блиц-опрос: - Каковы особенности преданий как жанра? - Какими предстают Иван Грозный и Петр I в преданиях? - Чем отличается предание от былины? |
Выполняют задания |
К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения. Р: осуществление рефлексии своей деятельности. П.: умение применять знания в конкретной ситуации. |
Освоение нового |
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1) Слово учителя До нас дошел героический эпос русского народа — сказания о древних героях, русских богатырях. Часто героический эпос наших предков также называют богатырским эпосом. Именно поэтому в современной науке принято считать, что русский устный эпос состоит из сказаний, преданий и песен повествовательного характера, рассказывающих о жизни и деяниях героев далекого прошлого, начиная с дохристианской Руси. Самым древним видом устного эпоса являются былины. Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже —старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее (вспомните: слово быличка обозначало рассказ о реальной встрече самого участника событий с «нечистой силой»; бывальщина — повествование о встрече рассказчика с «нечистой силой», а не того, кто сам с ней встретился. Но это рассказ о том, что было на самом деле). Постепенно новый термин былина вытеснил ранее принятый даже в среде исполнителей былин. 2) Терминологическая работа: былина, богатырь, сказитель. Физкультминутка |
Отвечают на вопросы, выполняют задания. Записывают определения в тетрадях. Выполняют физкультминутку |
К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. П.: установление правил продуктивной работы |
Этап самостоятельной работы |
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. 1) Работа с учебником: чтение и анализ былины — Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему? — О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»? — Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его. — Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее. — Каково основное содержание былины? Лексическая работа Труженик от слова труд — 1) человек, занимающийся каким-либо делом вообще или определенным трудом в данный момент, т. е. занятый работой; 2) человек, прилагающий усилия для создания чего-либо, необходимого людям; 3) (эмоционально-экспрессивная оценка) человек, который много и упорно работает и при этом любит трудиться. — Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ. — Когда мы узнаем имя главного героя этой былины? — Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Лексическая работа: Селянин от слова село — человек, живущий в селе или сельской местности. Село от слова селиться на земле, определенной территории. — Какова здесь основная мысль? (Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.) 2) Р.р. Самостоятельная работа: составление плана былины, пересказ по плану. Беседа — Является ли данный пересказ подробным? Аргументируйте свой ответ. — Можно ли назвать этот пересказ художественным? Почему? 3) Словесное рисование (характеристика героя) — Посмотрите на задание № 5 из вашего учебника литературы. Как называется прием, при помощи которого вы должны выполнить это задание?(Словесное рисование.) Итак, какими мы представляем себе героев этой былины — князя Вольгу Святославича и крестьянина Микулу Селяниновича? |
Выполняют задания. Записывают значения слов. Составляют план, пересказывают с опорой на план. |
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап включения в систему знаний и повторения |
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. Аналитическая беседа. Работа с текстом былины: характеристика героев. — Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса. — Найдите в тексте былины описание князя Вольги Святославича. Как его характеризует автор произведения? Какие черты характера князя и его мысли выделяет автор? — Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя? — Найдите в тексте былины постоянные эпитеты. — Что вы можете сказать об употреблении в былинах такого приема, как гипербола? — Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения? — Нравится ли вам князь Вольга Святославич? Объясните почему. Свой ответ подтвердите цитатами из текста. — Найдите в тексте былины описание пахаря Микулы Селяниновича. Зачитайте его. — Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? — Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? — За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) — За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие,чувство собственного достоинства и доброту.) — Что, на ваш взгляд, хотел передать нам бе- зымянный автор былины ее содержанием? Каков основной смысл этого произведения? |
Выполняют задания |
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап рефлексии |
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». Задает д/з: выраз. чтение и художественный пересказ былин, наизусть; инд. задание: подобрать иллюстративный материал к циклу былин об Илье Муромце |
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке |
К.: отображение в речи совершаемых действий. Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений. П.: выработка маршрута по преодолению затруднений. |