Технологическая карта урока литературы по теме «Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович»» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 8 December 2017 в группе

Предмет: литература

Класс: 7 Дата:

Учитель: Цыбанова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ – Чемерновская СОШ

Тема урока: Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: знакомство с понятием «былина»; расширение знаний о фольклорных жанрах; обучение выразительному чтению, умению работать с поэтическим текстом, давать характеристику литературному герою;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Работа с эпиграфом:

Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,

Что Святая Русь не пуста стоит,

На Святой Руси есть сильны могучи

богатыри.

Слушают учителя.

Формулируют цели обучения.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание

Организует беседу по постановке целей урока

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация знаний

Организует повторение пройденного.

1) Блиц-опрос:

- Каковы особенности преданий как жанра?

- Какими предстают Иван Грозный и Петр I в преданиях?

- Чем отличается предание от былины?

Выполняют задания

К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Освоение нового

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1) Слово учителя

До нас дошел героический эпос русского народа — сказания о древних героях, русских богатырях. Часто героический эпос наших

предков также называют богатырским эпосом.

Именно поэтому в современной науке принято

считать, что русский устный эпос состоит из сказаний, преданий и песен повествовательного характера, рассказывающих о жизни и деяниях героев далекого прошлого, начиная с дохристианской Руси. Самым древним видом устного эпоса являются былины.

Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже —старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее (вспомните: слово быличка обозначало рассказ о реальной встрече самого участника событий с «нечистой силой»; бывальщина — повествование о встрече рассказчика с «нечистой силой», а не того, кто сам с ней встретился. Но это рассказ о том, что было на самом деле). Постепенно новый термин былина вытеснил ранее принятый даже в среде исполнителей былин.

2) Терминологическая работа: былина, богатырь, сказитель.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Записывают определения в тетрадях.

Выполняют физкультминутку

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы

Этап самостоятельной работы

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Работа с учебником: чтение и анализ былины

Мы с вами прочитали былину, в название

которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему?

О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»?

Есть ли в этой былине зачин? Найдите и

прочитайте его.

Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее.

Каково основное содержание былины? Лексическая работа

Труженик от слова труд — 1) человек, занимающийся каким-либо делом вообще или определенным трудом в данный момент, т. е. занятый работой; 2) человек, прилагающий усилия для создания чего-либо, необходимого людям; 3) (эмоционально-экспрессивная оценка) человек, который много и упорно

работает и при этом любит трудиться.

Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ.

Когда мы узнаем имя главного героя этой

былины?

Как вы думаете, откуда у богатыря такое

имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).

Лексическая работа:

Селянин от слова село — человек, живущий в

селе или сельской местности.

Село от слова селиться на земле, определенной

территории.

Какова здесь основная мысль?

(Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов,

просто хлеб не родится.)

2) Р.р. Самостоятельная работа: составление плана былины, пересказ по плану. Беседа

Является ли данный пересказ подробным?

Аргументируйте свой ответ.

Можно ли назвать этот пересказ художественным? Почему?

3) Словесное рисование (характеристика героя)

Посмотрите на задание № 5 из вашего учебника литературы. Как называется прием, при помощи которого вы должны выполнить это задание?(Словесное рисование.)

Итак, какими мы представляем себе героев этой былины — князя Вольгу Святославича и крестьянина Микулу Селяниновича?

Выполняют задания.

Записывают значения слов.

Составляют план, пересказывают с опорой на план.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

Аналитическая беседа. Работа с текстом былины: характеристика героев.

Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса.

Найдите в тексте былины описание князя

Вольги Святославича. Как его характеризует автор произведения? Какие черты характера князя и его мысли выделяет автор?

Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя?

Найдите в тексте былины постоянные эпитеты.

Что вы можете сказать об употреблении в

былинах такого приема, как гипербола?

Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения?

Нравится ли вам князь Вольга Святославич? Объясните почему. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Найдите в тексте былины описание пахаря

Микулы Селяниновича. Зачитайте его.

Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича?

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»?

За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.)

За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие,чувство собственного достоинства и доброту.)

Что, на ваш взгляд, хотел передать нам бе-

зымянный автор былины ее содержанием? Каков основной смысл этого произведения?

Выполняют задания

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

Задает д/з: выраз. чтение и художественный пересказ былин, наизусть; инд. задание: подобрать иллюстративный материал к циклу былин об Илье Муромце

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.