12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия38
2

Урок-игра «Общая характеристика класса Насекомые»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №108

ИМЕНИ ПЕРВОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ ГОРОДА МАКЕЕВКА»


 

«Общая характеристика класса Насекомые»

Урок-игра

 

 

Прудникова Анастасия Андреевна,

учитель биологии

высшей категории

МОУ «Средняя школа №108 города Макеевка»

 

 

Тема: Общая характеристика класса Насекомые.

Лабораторная работа №5 Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых; проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности, средой обитания; выявить черты приспособленности к среде обитания, выявить черты усложнения организации.

Оборудование и материалы: слайды презентации по теме урока, фотокарточки насекомых, видеофрагменты, раздаточный материал.

Основные понятия и термины: сегменты, ротовой аппарат, сложные глаза, покровы тела, хитин, крылья, отделы тела, мальпигиевые сосуды, трахеи, гемолимфа, надглоточный узел.

Методы и методические приемы: словестные (рассказ, рассказ с элементами беседы, поисковые (мозговой штурм), наглядные (демонстрация изображений насекомых, видеороликов), практические (работа в группах с приложениями, информационными листами; выполнение лабораторной работы).

Тип урока: комбинированный

Структура урока

Организанионный этап (2 минуты)

Проверка выполнения учащимися домашнего задания (8 минут)

Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Изучение нового материала (7 минут)

Физкульт.минутка (2 минуты)

Изучение нового материала (8 минут)

Обобщение и систематизация изученного (10 минут)

Домашнее задание (2 минуты)

Подведение итогов урока (2 минуты)

Ход урока

Организационный этап

      Здравствуйте ребята. Как вы уже успели заметить, мы сегодня работаем на основе командной деятельности. Вы сели так, как вам удобно и комфортно. Давайте сразу определимся, кто будет капитаном в каждой из команд. Отлично! У вас на партах лежат приложения, которые мы с вами будем использовать сегодня на уроке. Обратите внимание на приложение 1, сегодня нам с вами предстоит пройти сложный лабиринт, по выходу из которого мы будем еще лучше знать Тип Членистоногие. Предлагаю командам найти выход из нашего лабиринта (учащиеся выполняют задание в группах). Отлично! Давайте теперь сверим наши маршруты.

     И так, мы справились с этим заданием и продвинулись к первому пункту в нашем маршруте. Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем Тип Членистоногие.

Проверка выполнения учащимися домашнего задания

     Игра «Allias». У вас на партах лежат карточки с понятиями, связанными с членистоногими. По правилам этой игры, для описания слов (терминов) нельзя использовать однокоренные слова и иностранные аналоги.

      Обратите внимание на схемы рассадки членов команды, Участник номер 1 от 1 команды, задает вопрос участнику №1 второй команды, следующий вопрос задает участник №2 первой команды, участнику №2 второй команды и так далее. Сначала играет команда №1 с командой №2, затем команда №2 с командой №3, А команда№3 с командой №1. По итогам первого тура играет 2 команды. Задают по 4 вопроса.

Отлично! Молодцы!

Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Второй пункт нашего маршрута.

На лугу весёлый бал был открыт весною:

На трубе Комар играл, шмель мохнатый танцевал с Мушкой голyбою.

И кружился ветерок, листьями играя.

И качался в такт цветок, свой зелёный стебелёк стройно наклоняя.

Стрекоза легко неслась с Мотыльком нарядным.

И Улитка приплелась и удобно разлеглась под листком прохладным.

Прилетел и Майский Жук с толстою Жyчихой,

И, толкая всех вокруг, он вошел в весёлый круг, подбоченясь лихо.

Муравьи толпой пришли, шевеля усами, и плясать они пошли!..

Лишь Паук сидел вдали, прячась за ветвями.

И сердился и ворчал: "Что за новоселье, что ещё такой за бал?"

Злой Паук не понимал счастья и веселья...

    Ребята, о каких животных идет речь в данном стихотворении? (учащиеся высказывают свои предположения).

     Правильно, о насекомых. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тип Членистоногие на примере класса Насекомые. Помогите мне сформулировать тему нашего урока (учащиеся высказывают свои мысли, из которых формируется тема урока). Молодцы!

Тема нашего урока «Общая характеристика класса насекомые»

Запишите ее в рабочей тетради

На какие вопросы мы с вами должны ответить в конце урока? (Особенности внешнего строения, особенности внутреннего строения, особенности питания, движения насекомых).

Изучение нового материала

И так, мы подошли к третьему пункту нашего маршрута.

Рассказ с элементами беседы

     Насекомые появились около 400 млн. лет назад, и произошли от древних кольчатых червей, что опровергает поговорку «Рожденный ползать - летать не может». Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду. Настоящее время известно около 1,5 млн. видов насекомых c различной величиной от 0,25мм до 30см. Запишите в рабочей тетради количество видов насекомых.

     Какие общие признаки характерны для всех классов членистоногих? (Хитиновый покров, членистые ноги, сегментированное тело).

     Тело насекомых состоит из трёх отделов – это голова, грудь и брюшко. По бокам головы расположены два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько простых мелких глазков. От верхней стороны головы отходит пара антенн, или усиков. Видоизменённые конечности на голове превратились в ротовой аппарат.

     Грудь насекомых всегда состоит их трёх сегментов – передне-, средне-, заднегрудью. На этих сегментах расположены пары ходильных ног.

     Брюшко - последний отдел тела насекомых. Прикрепляется оно к грудному отделу тела либо неподвижно как у жуков, либо, наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у перепончатокрылых

    4 пункт лабиринта, на столе разложены карточки (Приложение 2), с характерными признаками насекомых, ваша задача разделить их на 3 группы, по количеству команд. Приступим (учащиеся коллективно работают с раздаточным материалом).

    Отлично! Командиры, получите информационные карты, используя их, выполните задания приложение 3.

Проверка выполненных заданий с помощью слайда презентации

Физкульт.минутка

     Пятый пункт нашего лабиринта. Внимание на экран, повторяем движения (демонстрация видео на экране, учащиеся повторяют движения).

Изучение нового материала

     Мы подошли к шестому пункту лабиринта, давайте рассмотрим внутреннее строение насекомых.

Рассказ с элементами беседы

      Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез. У насекомых в пищеварительном тракте выделяют рот, глотку, пищевод с зобом, желудок, отделы кишечника. В глотку выходят протоки слюнных желез. Передняя, средняя и задняя кишка отделены друг от друга клапанами. Пища движется в кишечнике за счет сокращения его продольных и кольцевых мышц. Желудок расположен перед началом средней кишки и служит для перетирания пищи и ее фильтрации через клапан. Пищеварение и всасывание питательных веществ в основном происходит в средней кишке. В задней кишке происходит всасывание воды, расщепление целлюлозы с помощью бактерий.

       Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды — впадают в кишечник между средней и задней кишкой. Они выносят в кишечник вместе с водой вещества, подлежащие выводу из организма. Вода потом всасывается стенками кишки.

    У насекомых органы дыхания представлены трахеями, для которых характерна большая разветвленность. Крупные насекомые, чтобы обеспечить себя большим количеством кислорода, вентилируют трахеи, сокращая и расслабляя брюшко.

      Кровеносная система насекомых незамкнута, т.е. часть своего пути кровь проходит не по специальным сосудам, а в полости тела. Центральным органом является сердце, или спинной сосуд. Кровь насекомых называют гемолимфой. Она обычно не окрашена и не содержит гемоглобина или аналогичных акцепторов кислорода, доставляемого непосредственно трахейной системой. Гемолимфа выполняет транспорт питательных веществ и экскретов, а также функции иммунитета.

     У насекомых имеются сложно развитые нервная система и органы чувств. У насекомых крупный надглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом. В брюшной нервной цепочке количество узлов не соответствует количеству члеников тела, обычно их меньше, и они отличаются по величине.

   Органы зрения, обоняния, вкуса, осязания у насекомых очень хорошо развиты. Насекомые обладают развитым цветовым зрением, органами обоняния служат антенны, несущие множество специальных чувствительных рецепторов. Специально развитыми органами слуха обладают только некоторые насекомые. Рецепторы вкуса сосредоточены в основном на ротовых придатках. В кожных покровах насекомых помимо многочисленных осязательных рецепторов некоторые рецепторы регистрируют давление, температуру, микровибрации среды и другие параметры.

  Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Система размножения насекомых состоит из семенников у самцов и яичников у самок, проводящих путей, связывающих эти органы с половым отверстием около ануса, а также придаточных желез и структур, обеспечивающих оплодотворение.

     Обратите внимание на приложение 3, используя полученную информацию о внутреннем строении насекомых, индивидуально выполните задания. На выполнение заданий у вас есть 2 минуты. Отлично, теперь обменяйтесь ими с соседями по парте и глядя на слайд презентации проверьте у друг друга насколько правильно выполнены задания.

Обобщение и систематизация изученного материала

Седьмой пункт нашего лабиринта

Лабораторная работа №5

Тема: Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель: изучить особенности внешнего строения насекомых; выявить особенности приспособления насекомых к разным средам обитания.

Оборудование и материалы: фотокарточки насекомых, видео насекомых, информационный лист.

Ход работы

Обозначьте на рисунке элементы внешнего строения жука


 

1. ____________________________ 6.______________________________ 2._____________________________ 7.______________________________

3._____________________________ 8._______________________________

5._____________________________ 9._______________________________

9._____________________________ 10.______________________________

Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания. Где обитают насекомые? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С помощью фотокарточек и информационных листов выявите особенности внешнего строения насекомых в зависимости от среды обитания.

Результаты своих исследований занесите в таблицу

п/п

Среда обитания

Особенности внешнего строения

Представители

1

     

2

     

3

     

4

     

Сделайте вывод, указав, как по внешнему строению можно отличить насекомых от ракообразных и паукообразных.

Домашнее задание

Восьмой пункт нашего лабиринта – домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 46, ответить на вопросы.

Подведение итогов урока

Поздравляю вас, ребята! Мы добрались до финиша нашего урока.

Список литературы

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
  2. Захваткин Ю.А., Митюшев И.М., Третьяков Н.Н. Биология насекомых / Ю.А. Захваткин, И.М. Митюшев, Н.Н. Третьяков. – М.:Либроком, 2014.
  3. Елкина Л.В. Биология весь школьный курс в таблицах / Л.В.Елкина.-Минск, 2009
  4. Степанчук Н.А. Биология 7 класс. Животные:проверочные работы, тренировочные тесты / Н.А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2010.- 207 с.
  5. Фарб Ж. Жизнь животных – 3 том / Ж. Фарб. – М.: Мысль, 1997.
  6. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004., 541 с.
  7. http://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/biologiya/61249/
  8. http://mirfaunas.ru/sreda-obitaniya-nasekomyh                                                                                                Приложение 2

КРЫЛЬЯ

ХОДЬБА

КЛЕЙКИЕ ПОДУШЕЧКИ

СКОРОСТЬ

РОТОВОЙ АППАРАТ

ПИЩА

ХОБОТОК

НЕКРАТ ЦВЕТКА

ЭПИТЕЛИЙ

КУТИКУЛА

ХИТИН

ОКРАСКА

ФИО_________________________                                                              Приложение 3

1.Укажите верные утверждения:

1. Органы дыхания насекомых - легкие.

2. Органы выделения насекомых - мальпигиевы сосуды.

3. Кровеносная система насекомых незамкнутая.

4. Гемолимфа не окрашена и не имеет гемоглобина.

5. Пищеварение и всасывание питательных веществ у насекомых в основном происходит в желудке.

6. У насекомых слабо развиты органы чувств.

7. Насекомые гермафродиты.

8. Мальпигиевы сосуды впадают в желудок.

9. Насекомые обладают развитым цветовым зрением.

10. У насекомых крупный подглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   


 

2. Обозначьте на рисунке нервную систему, кровеносную систему, пищеварительную систему, мочеполовую систему, дыхательную систему.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 ФИО_______________________________                              ДАТА________________

Лабораторная работа №5

Тема. Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование и материалы. фотокарточки насекомых, видео, информационный лист.

Ход работы

Обозначьте на рисунке элементы внешнего строения жука

1. _________________________________ 2.________________________________

3._________________________________ 4.________________________________

5._________________________________ 6.________________________________

7._________________________________ 8.________________________________

9._________________________________ 10.________________________________

Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания.

Где обитают насекомые? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С помощью фотокарточек и информационных листов выявите особенности внешнего строения насекомых в зависимости от среды обитания.


 


 

Результаты своих исследований занесите в таблицу


 

п/п

Среда обитания

Особенности внешнего строения

Представители

1

     

2

     

3

     

4

     


 

Сделайте вывод, указав, как по внешнему строению можно отличить насекомых от ракообразных и паукообразных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среда обитания насекомых

Насекомые освоили практически все пространства земли. Их можно встретить на растениях и на земле, в воде и в воздухе, в вечных льдах и в жаркой пустыне, в горах, покрытых снегами, и в темных пещерах. Паразитические виды могут обитать на животных других видов.

Живут ли насекомые под землей ?

Земля, особенно в лесах и полях, скрывает в себе миллионы насекомых. В каждой пригоршне лесной земли обитает до тысячи вилохвосток. Многие насекомые питаются грибами, сгнившими листьями и другими растительными и животными остатками, способствуя круговороту веществ в природе. Пищей для других насекомых, таких как корневая тля и личинки майского жука, служат растения. Хищные личинки жужелиц, коротконадкрылых и щелкунов охотятся на насекомых, дождевых червей и улиток. В темноте пещер обитает несколько видов жуков. Глаза у большинства из них атрофировались в процессе эволюции, зато их осязание развито до невероятной степени. Для пещерных жуков темный окрас тела не настолько важен, как для их сородичей других видов, им не требуется защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Порой встречаются светло-желтые или красноватые виды. Бесцветен и слеп пещерный кузнечик, бескрылый хищный обитатель карстовых пещер.

Встречаются ли насекомые во льдах ? 

Летом в горах снежные и ледниковые блохи размножаются с такой скоростью, что снег из-за пестрого окраса насекомых приобретает «кровавый» оттенок. Питаются они цветочной пыльцой и органическими частичками, которые приносит ветер.

Могут ли насекомые выжить в пустыне ? 

Жуки, обитающие в южно-африканской пустыне Намиб, прекрасно справляются с нехваткой влаги. Чернотелки рода Lepidochim выкапывают желобки в песке перпендикулярно направлению ветра. Когда ветер приносит влажный воздух с Атлантики, на краю желобка осаждается влага. Другие виды жуков во время влажного ветра делают стойку на голове. Капельки влаги скатываются по туловищу жука, и он их слизывает.

Водомерки 

Самые крупные водоемы мира — моря — практически не заселены насекомыми. Исключение составляет водомерка Halobates. Как обычные водомерки, обитающие в наших краях, они охотятся на животных, упавших в воду. Иногда Halobates можно встретить и в закрытой бухте океана.

Как насекомые дышат под водой

Чистые ручьи и реки от истока до устья — место обитания множества насекомых. Стрекозы, мухи-подёнки, ручейники, веснянки и другие двукрылые на ранних стадиях развития живут на дне ручьев. Водоемы со стоячей водой, такие как канавы, лужи и пруды, также являются сферой обитания многих личинок и взрослых насекомых. У личинок подёнок, стрекоз, ручейников и веснянок отсутствуют отверстия для дыхания, через которые в их организм мог бы поступать насыщенный кислородом воздух. Эти насекомые поглощают кислород, растворенный в воде, посредством нитевидных, листообразных или пучкообразных придатков — трахей. Взрослые насекомые, живущие под водой, запасают воздух на своем теле. Плавунец окаймленный — под крыльями, куда подходят его дыхательные отверстия. Другие водяные жуки и клопы имеют на брюшке серебристую емкость. Тонкие волоски в области дыхательных путей направляют воду, не давая ей двигаться назад. Некоторые насекомые, такие как водяной скорпион и комар, дышат через наполненную воздухом трубку на поверхности водоема.

Насекомые-паразиты 

На теле многих животных обитают паразитирующие насекомые. Если вы поймаете ежика в лесу, то удивитесь, сколько у него блох. Блохи сопровождают также моржей, тюленей и других морских млекопитающих. Кровососки паразитируют на теле летучих мышей, копытных животных и птиц. В процессе приспособления к такому образу жизни они утратили крылья. Известным паразитом является овод. Прибежищем и источником питания для многих насекомых являются гнезда муравьев и термитов, а также постройки более крупных животных. Около 3000 видов насекомых постоянно гостят в муравейниках. Мы, люди, тоже зачастую, пусть и против своей воли, делим свой дом с некоторыми представителями насекомых.


Класс Насекомые
PPTX / 12.51 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.