Общешкольное мероприятие «Неделя психологии и здоровья»
Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху»
Тема: общешкольное мероприятие
«Неделя психологии и здоровья»
Автор: педагог-психолог
Брагина Ольга Вячеславовна
Пояснительная записка.
В настоящее время вопросам здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам уделяется все больше и больше внимания. Среди факторов, влияющих на здоровье каждого гражданина 20% относится к наследственным факторам, 30 % относится к условиям окружающей среды (социальной, техногенной и природной), а 50% относится к индивидуальному образу жизни. Индивидуальный образ жизни человека вырабатывается под влиянием семьи, образовательного учреждения и окружающей человека социальной среды. Следовательно, существенная роль в воспитании молодых людей культуре здорового образа жизни принадлежит родителям и работникам образовательного учреждения. Поэтому задача воспитания здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам является важной составной частью воспитательной и образовательной системы школы.
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
В БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Есть обучающиеся со сложной структурой дефекта, дети из неблагополучных семей, дети, подверженные чужому отрицательному влиянию и т.д. Весь контингент школы относится к «группе риска».
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Среди них встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоскостопие. Наиболее заметны у наших детей нарушения моторики. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные. В дыхательной системе также проявляются отклонения: недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи. Дети с ОВЗ часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерны скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме своего основного заболевания подвержены и частым респираторным заболеваниям, и часто обостряющимся хроническим заболеваниям отдельных органов и систем.
На протяжении всего периода работы школы приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья школьников с ОВЗ, формирование здоровье сберегающей среды. Большое значение для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний имеет организационный режим, отличный для младших школьников и для старшеклассников. Важно правильное сочетание различных видов труда и отдыха. Необходимо также учитывать режим питания. Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но всё же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной. Для привлечения внимания детей к собственному здоровью педагоги и специалисты школы используют разнообразные активные формы проведения мероприятий по данной тематике. Проведение «Недели психологии» стало уже традиционным общешкольным мероприятием, в котором принимают активное участие все субъекты образовательного процесса. В 2018-2019 учебном году «Недели психологии» была посвящена здоровому образу жизни. Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда - это то, на что мы должны направить наши усилия.
Девиз недели психологии - «У здорового человека всё здорово»!
Цель проведения «Недели психологии» - пропаганда здорового образа и формирование позитивного отношения к жизни.
Задачи:
1). Повысить психологическую компетентность учащихся, педагогов, родителей;
2). Формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью;
3). Содействовать развитию грамотной и здоровой личности учащихся.
Принципы построения «Недели психологии»:
1). Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец недели;
2). Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления;
3). Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов.
4). Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.
5). Учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей детей.
Категории участников: обучающиеся 1–12 классов, педагоги, воспитатели, родители, а также все работники школы-интерната.
Каждый день недели посвящён определённой составляющей понятия «здоровье». Неделя психологии основывалась на идее содействия развитию у участников образовательного процесса таких основных духовных, нравственных качеств, как любовь, дружба, взаимопонимание, терпимость, уважение, взаимоподдержка, интерес к себе, как к личности, и к окружающим людям.
Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, определены центральные мероприятия каждого дня Недели и сквозные, связывающие между собой все дни. Общешкольный стенд был оформлен материалами, информирующими проводимую «Неделю психологии и здоровья».
Неделя психологии длится 5 дней. Все мероприятия Недели способствуют формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации учащихся.
План проведения Недели психологии и здоровья
Дата Время | Мероприятия | Участники | Ведущие |
14 марта 11.40-11.50 В течение недели В течение дня 16.00-17.00 | Открытие недели Психологии. Линейка Объявления конкурсов, акций. «День интеллектуального здоровья» Начало акции «Сделай комплимент другу» Викторина (кроссворд «Здоровье») Игра «Следопыт» | Обучающиеся, работники, родители Все классы Все классы |
Педагоги-психологи |
15 марта В течение дня 15.30-16.10 | День социального здоровья» Диагностика межличностных взаимоотношений в классе (социометрия) Спортивно-развлекательное мероприятие «Все вместе» | Все классы Все классы | Воронина О.Н. Брагина О.В. |
16 марта В течение дня 13.30-14.10 16.00-16.45 14.00-16.00 | «День психического здоровья» «ЦВЕТ очная поляна настроения» Занятие с элементами арт-терапии «Учусь держать себя в руках» Семинар-практикум для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» | Все классы Нач. классы 5В-7 класс Педагоги школы | Воронина О.Н. Брагина О.В. |
17 марта 11.30-11.50 14.40-15.40 | «День физического здоровья» Подвижные игры «Полезная переменка» Тренинг для старшеклассников по профилактике ВИЧ-инфекции | Начальные классы 9-12 класс | Воронина О.Н. Брагина О.В. |
18 марта В течение дня 16.00 | Подведение итогов Недели психологии и здоровья Окончание акции «Сделай комплимент другу» Линейка | | Волонтёры-старшеклассники Педагоги-психологи |
Не нервничай и не кричи,
Отбрось проблемы и расслабься,
Свое здоровье ты побереги,
Душой гармонии отдайся.
Здоровье — дар и нервы ты не трать
На мелочи, пустые разговоры.
Когда ты зол, ведь лучше помечтать,
Чем слушать и высказывать укоры.
Лети же мыслью к облакам,
Забудь про горечи и споры,
Не трать здоровье тут и там,
Не распыляйся на пустые разговоры.
Содержание Недели психологии и здоровья
День интеллектуального здоровья
Девиз дня: «Здоровье не купишь – его разум дарит»
План Дня:
Начало акции «Сделай комплимент другу» (приложение 1),
Игра «Следопыт» (приложение 2),
Кроссворд «Здоровье» для обучающихся начальной школы и 5В -6 В классов (приложение 3),
Кроссворд «Здоровье» для обучающихся средних классов (приложение 4).
Акция «Сделай комплимент другу»
В данном мероприятии участвуют все сотрудники и учащиеся школы- интерната.
Правила проведения: Для того, чтобы поучаствовать в акции надо:
на вахте взять листочек (шаблон)
написать на нём комплимент
имя адресата (кому он предназначен)
опустить листочек в почтовый ящик «Комплименты»
Подведение итогов Недели психологии и здоровья
Окончание акции «Сделай комплимент другу»
2. Психологическая игра «Следопыт»
Цель: знакомство с организацией работы и особенностями школы; стимулирование межличностного взаимодействия между учащимися и работниками школы.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных умений.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Формирование общего эмоционально-благоприятного фона.
4. Развитие представлений и знаний о школе и работниках школы.
Правила проведения: команда-класс получает письмо вопросами, на которые всем классом необходимо ответить. Дополнительную помощь обучающимся в случае необходимости оказывают классные руководители или воспитатели класса.
3. Кроссворд «ЗДОРОВЬЕ»
Цель – обобщение знаний детей по здоровому образу жизни.
День социального здоровья
Девиз: дня «Самая настоящая роскошь- роскошь человеческого общения»
Антуан-Де-Сент Экзюпери
План Дня:
Диагностика межличностных взаимоотношений в классе (социометрия)
Спортивно-развлекательное мероприятие «Все вместе».
Социометрия «Домики» [1 ]
Диагностика межличностных взаимоотношений в каждом классе проводится по методике «Два домика».
Для проведения теста каждому обучающемуся выдается лист бумаги, на котором рисуют два домика: красный дом и серый (черный) дом, и ручка.
Инструкция: «Посмотрите на эти домики. Представьте себе, что красный домик принадлежит каждому из вас и вы можете пригласить к себе всех, кого захотите. Подумате и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». Каждый обучающийся записывает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. Когда он закончит, спрашивают, не хочет ли он поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Анализ результатов
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красный и в черный домики, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого — отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «-») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более баллов — набирают «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
От +1 до +3 (выборов со знаком «-» нет) — эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
От -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «-») — активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
О баллов (выборы со знаком «+» и «-» отсутствуют) — этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получают в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно пришел в группу.
-1 и менее баллов — это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве, или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети, или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.
Педагог-психолог обрабатывает результаты теста по каждому классу и предоставляет их с рекомендациями классным руководителям.
2. Спортивно-развлекательное мероприятие «Все вместе»
Цель- развитие навыков сотрудничества у обучающихся школы .
Задачи:
Сплочение детского коллектива.
Воспитание культуры поведения и общения.
Развитие коммуникативных навыков.
Снятие психо-эмоционального напряжения.
План мероприятия:
Перекличка команд. Представление жюри.
Разминка. Передача мяча понизу в колонне. Когда последний игрок получил мяч, он бежит вперед и встает первым.
1. «Нарисуй солнышко»
Оборудование: гимнастические палки по числу игроков для каждой команды, 2 обруча.
Каждому участнику команды выдаются гимнастические палки. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - "нарисовать солнышко". Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
2. «Кто где живет»
Оборудование: картинки с изображениями диких и домашних животных, леса и дома.
Каждой команде выдаются картинки с изображениями животных: 1 команде - дикие животные, 2 – домашние. В другой стороне зала располагаются капитаны команд с картинками «лес» и «дом». Все участники под музыку двигаются по игровой комнате; когда музыка останавливается, играющие должны найти свой дом, т.е. где живёт животное.
3. «Хорошие оценки»
Оборудование: карточки с цифрами 2, 3, 4 и 5.
На полу для каждой команды раскладываются оценки (2,3, 4,5). Задача – собрать только хорошие оценки (4 или 5). Игроки по очереди бегут к карточкам и берут только хорошие оценки. Побеждает команда, которая быстрее соберёт все хорошие отметки.
4. «Полет на ядре»
Оборудование: по 1 волейбольному мячу.
В одну сторону каждый игрок по очереди передвигается прыжками, с мячом, зажатым между колен. Обратно – взять мяч в руки и вернуться бегом, передать мяч следующему участнику.
5.Конкурс капитанов «Рыбалка»
Оборудование: 20 рыбок.
На полу на противоположной стороне от команд разложено по 10 рыбок. Задача - капитанам команд «поймать» рыбок. Побеждает команда, чей капитан быстрее соберёт рыбок.
6. «Дружба»
Оборудование: карточки с буквами слова «Дружба»
Участвуют 6 человек из каждой команды, которым выдают по порядку буквы из слова ДРУЖБА. Игроки по очереди бегут к противоположной стороне и складывают слово.
7. Муравьи.
Оборудование: картинка муравья, 2 гимнастические палки.
Детям предлагается отгадать животное, изображенное на картинке. Для команд: Муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Если трудно одному, на помощь приходят другие. Первый игрок берет гимнастическую палку и бежит с ней до поворотной отметки, а потом возвращается к себе в «муравейник», чтобы попросить о помощи. Когда 1 – ый вернется к старту, за палку берется 2 – ой, и они проделывают тот же путь вместе. И так вся команда должна ухватиться за тяжелую ношу и всем вместе донести ее до своего муравейника.
Подведение итогов. Слово жюри.
День психического здоровья
Девиз Дня : «Сохраняйте спокойствие своего внутреннего мира»
План Дня:
«ЦВЕТ очная поляна настроения»
Занятие с элементами арт-терапии «Учусь держать себя в руках»
Семинар для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
«Цветочная поляна настроения»
Оборудование: лист формата А3, разноцветные кружочки (красный, синий, фиолетовый, желтый, зеленый, черный, серый, коричневый, фиолетовый, клей.
Каждый ученик каждого класса в течение дня выбирает кружок цвета своего настроения. Все кружочки класса оформляются в виде цветка. Цветок настроения учеников класса приклеивается на общешкольную «ЦВЕТочную поляну настроения», которая прикрепляется на стенд Недели психологии и здоровья.
«Учусь держать себя в руках»
Оборудование: презентация, «Учусь держать себя в руках» (приложение 5), раскраски-антистресс, цветные карандаши.
Цель - обучение детей приемам и методам снятия психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Знакомство с понятиями «самоконтроль», «стресс», «антистресс».
формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние,
рассмотрение последствий плохого и агрессивного поведения,
знакомство с методами снятия психоэмоциональноо напряжения.
Оборудование:
Презентация «Учусь держать себя в руках»,
Раскраски – антистресс,
цветные карандаши,
релаксационная музыка.
План мероприятия:
Работа с понятиями «учусь держать себя в руках» и «самоконтроль».
Самоконтро́ль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле, на силе характера, от умения человека контролировать себя. Сегодня на занятии мы поговорим о том, как можно контролировать свои мысли, эмоции и поведение.
«Плохие и хорошие мысли» (работа в группах).
- Наше настроение и самочувствие зависит от того, что мы думаем, какие мысли у нас в голове. Мысли бывают плохие и хорошие.
Психолог предлагает детям распределить на 2 группы «Плохие мысли» и «Хорошие мысли» следующие выражения: Я плохой, Я справлюсь, Всё будет хорошо, Я не умею, Я боюсь, У меня всё получится, Я научусь.
Затем психолог вместе с детьми проверяет выполнение данного задания (слайд).
«Эмоции».
- Человек испытывает различные эмоции. Назовите эмоции человека.
- А сейчас назовите эмоции по пиктограммам (слайд). Какие эмоции плохо влияют на здоровье человека? Какие эмоции хорошо воздействуют на самочувствие человека?
4. «Учусь держать себя в руках»
- Для того, чтобы научиться контролировать себя, надо научиться распознавать плохие и хорошие мысли, а также различные эмоции. Можно выполнять специальные задания и упражнения – «Советы арттерапии» (слайд)
- Посмотрите на слайд. Какие способы контролировать себя вы можете назвать? Когда вы злитесь, сильно переживаете, можно заниматься спортом, рвать бумагу или сделать себе массаж. Давайте попробуем один из способов- будем рвать бумагу на маленькие-маленькие частички.
Желающие выполняют данное упражнение.
- Для того, чтобы успокоиться, можно раскрашивать раскраски, которые называются раскраски-антистресс. Их можно раскрашивать цветными карандашами или цветными ручками. Предлагаем всем раскрасить понравившиеся раскаски-антистресс. Дети под релаксационную музыку раскрашивают раскраски – антистресс.
5. Подведение итогов
3. Семинар – практикум
«Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
Цель семинара:
Профилактика синдрома профессионального эмоционального выгорания.
Задачи и направления работы:
Познакомить с понятием профессионального эмоционального выгорания.
Выделить симптомы профессионального эмоционального выгорания.
Провести тест – опросник «Психическое выгорание» Водопьянова Н.Е.,
Старченкова Е.С.
Провести практические упражнения, направленные на саморегуляцию и снятие
напряжения.
Методы и приемы:
Беседа
«Мозговой штурм»
Групповая работа
Использование практических упражнений
Требования к семинару.
Семинар проводится для педагогов школы в кабинете педагога – психолога продолжительностью 40 – 45 минут.
Оборудование:
- стулья, расставленные полукругом,
- магнитная доска,
- карточки,
- мягкий кубик,
- бумага и ручки,
- конспект семинара.
I. Подготовительная часть
Игра «Знакомство»
Участники семинара встают по кругу, лицом в круг.
Ведущий: «Сейчас мы с вами поиграем для того, чтобы немного узнать друг о друге. Тот участник кому попадет в руки этот кубик, должен представиться, т.е. назвать свое имя, место работы и количество лет отработанных в системе образования или в своем учебном учреждении. Например, меня зовут Ольга Вячеславовна, я педагог – психолог. Далее вы бросаете кубик кому захотите».
Участники представляются, а затем садятся на стулья.
II. Основная часть
1.Понятие синдрома профессионального выгорания.
Ведущий:
- Я не случайно предложила вам рассказать немного о себе. Сегодня на нашем семинаре мы поговорим о профессиональном эмоциональном выгорании, которому зачастую, к сожалению, подвержены мы педагоги специальных учреждений, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями.
Для начала нам необходимо выяснить, что же такое «синдром профессионального эмоционального выгорания»?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
- Кто на ваш взгляд более всего подвержен эмоциональному выгоранию?
Участники высказывают свое мнение.
Ведущий:
- Обобщая выше сказанное, могу сказать, что в настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми – профессии типа «Человек – Человек». Есть даже такая метафора «Нет более сильного стресса для человека, чем другой человек» - эта метафора лежит в основе синдрома профессионального выгорания.
Выгоранию более всего подвержены
Педагоги
Психологи
Социальные работники
Врачи
Юристы
Работники органов милиции
Менеджеры
Руководители различных уровней
Как показывают исследования, признаки синдрома могут развиваться быстрее у специалистов службы занятости, милиции, системы здравоохранения, социального обеспечения – то есть у всех тех, кто имеет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими физические и психические дефекты (безработные, мигранты, люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалиды, преступники).
У педагогов, которые работают с детьми, этот синдром обычно развивается медленнее. Быстрее у тех, кто работает с детьми с особыми детьми (педагоги классов КРО и специальных коррекционных школ).
2. Проявления синдрома.
Ведущий:
- Каковы симптомы проявления синдрома профессионального выгорания?
В настоящее время выделено около 100 основных признаков синдрома. Светлана Филина из Ярославля выделила три стадии синдрома.
Первая стадия – на уровне выполнения функций, произвольного поведения:
забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ),
сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.
Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или склерозом.
В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями:
«не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду своей деятельности (учащихся, школьников),
«в четверг ощущение, что уже пятница»,
«неделя длится нескончаемо»,
нарастание апатии к концу недели,
появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний),
повышенная раздражительность, человек «заводиться», как говорят, с пол-оборота, хоты раньше подобного за собой не замечал.
Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
Третья стадия – собственно личностное выгорание. В этом случае характерны:
полная потеря интереса к работе и жизни вообще,
эмоциональное безразличие,
сужение интеллекта,
ощущение постоянного отсутствия сил,
человек стремится к уединению,
человеку гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
3. Тест.
- А теперь, я предлагаю вам выяснить, насколько у вас проявляются признаки профессионального выгорания.
Тест – опросник «Психическое выгорание», разработанный для педагогов (авторы: Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.)
Инструкция: Вам будут предложены утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Если такое чувство появлялось, следует указать, как часто оно ощущалось. В этом случае ставится балл, соответствующий частоте переживаний:
0 – никогда
1 – очень редко
2 – редко
3 – иногда
4 – часто
5 – очень часто
6 – всегда
Утверждения.
Я чувствую себя эмоционально истощенным.
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела.
Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций.
Я чувствую себя энергичной и воодушевленной.
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
Я чувствую угнетенность и апатию.
Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности своих воспитанников.
В последнее время я стала равнодушной по отношению к тем, с кем работаю.
Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют.
У меня много планов, и я верю в их осуществление.
Я испытываю все больше жизненных разочарований.
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
Бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами.
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении.
Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса ми характера.
Я много успеваю сделать.
Я чувствую себя на пределе своих возможностей.
Я много смогу еще достичь в своей жизни.
Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем.
Обработка результатов.
Ключ опросника.
Шкала | Номер утверждения | Результат | Характеристика шкалы |
Эмоциональное истощение | 1,2,3,6,8, 13,14,16,20 | 0-18 – низкий уровень, 19-37 - средний уровень, 37-54 - высокий уровень. | Процесс исчерпывания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Проявления хронической усталости в холодности по отношению к окружающим, нетерпимости в ситуации общения, депрессия, апатия. |
Личное отдаление | 5,10,11,15,22 | 0-10-низкий уровень, 11-20 – средний уровень, 21-30 – высокий уровень. | Проявляется в уменьшении контактов с окружающими, негативизм по отношению к окружающим |
Профессиональная мотивация | 4,7,9,12,17,18,19,21 | 0-16-низкий уровень, 17-32 – средний уровень, 33- 48 – высокий уровень. | Снижение интереса к работе, низкая оценка собственного профессионализма, пессимизм по отношению к работе, ее содержанию и перспективам. |
Вывод:
- Итак, мы с вами выяснили - подвержены вы или нет различным стадиям выгорания. Теперь самое важное: как же предотвратить проявления выгорания. В этом нам помогут способы саморегуляции.
4. Способы саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью специальных способов воздействия.
Использование способов саморегуляции восстановления себя считает эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания». Существуют естественные и сознательные (целенаправленные) способы саморегуляции (табличка).
Естественные способы саморегуляции – управление своим психоэмоциональным и физическим состоянием спонтанно, помимо сознания человека (неосознанно).
Сознательные способы саморегуляции – целенаправленное управление своим психоэмоциональным и физическим состоянием (осознанно, с участием воли).
Я предлагаю вам разбиться на 2 группы и подумать: «Что помогает вам снять стресс?»
Участники, разбившись на две группы, пишут на бумаге способы снятия стресса. Обсуждение.
5. Упражнения для снятия стресса.
Большинство авторов выделяют несколько целенаправленных способов саморегуляции:
способы, связанные с управлением дыханием;
способы, связанные с управлением мышечным тонусом;
способы, связанные с воздействием слова;
способы, связанные с использованием образов.
- Мы с вами более подробно остановимся на первом способе, так как управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.
Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е. релаксации.
Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
1 упражнение.
Сидя или стоя постарайтесь по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте свое внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка не подвижна);
- на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
- затем плавный выдох на счет1-2-3-4-5-6;
- снова задержка перед следующим вдохом на счет1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
2 упражнение.
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,
- глубоко выдохните;
- задержите дыхание так долго, как сможете;
- сделайте несколько глубоких вдохов;
- снова задержите дыхание.
3 упражнение “Голосовая разрядка”
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”
4 упражнение “Звуковая гимнастика”
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно успокоиться, расслабиться, встать, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Очень хорошо помогают преодолеть стрессовую ситуацию воспоминания позитивных моментов вашей жизни, которые вызывают приятные ощущения. Человек при этом переключается и расслабляется. Также благотворно действуют упражнения на развитие позитивного само восприятия, на осознание особенностей восприятия себя другими.
5 упражнение. «Кинопроба» (на развитие чувства собственной значимости)
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, делясь своими достижениями? Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
III. Заключительная часть.
Подведение итогов семинара.
- Закончить наш семинар мне бы хотелось рефлексией «Мне сегодня» (своеобразным подведением итогов). Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…», оправдались ли ваши ожидания?
День физического здоровья
Девиз: «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа»
Виктор Гюго
План Дня:
Подвижные игры для обучающихся начальных классов «Полезная переменка»
Тренинг для старшеклассников по профилактике ВИЧ-инфекции.
Подвижные игры для обучающихся начальной школы «Полезная переменка»
Цель – познакомить детей с подвижными играми, в которые можно играть в свободное время.
Задачи:
Повышение социальной активности детей,
Развитие навыков сотрудничества, конструктивного общения,
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся младших классов.
Оборудование:
Бумажные рыбки,
4 прищепки,
Игрушки (волк, коза, козленок).
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, дети! Наше мероприятие называется «Полезная переменка». Вы познакомитесь с новыми играми, в которые можно играть во время перемен, на прогулке, в свободное время.
1. Игра «Ежики»
Играют все дети. Ведущий произносит слова и показывает соответствующие движения, а ребята повторяют.
- Прибежали
- Ёжики
- наковали
- ножницы
- Бег на месте
- зайчики.
- Ну-ка, дружно. Ну-ка, вместе…
- девочки (кричат девочки).
- Мальчики (кричат мальчики).
2. Игра «Волк и семеро козлят»
Оборудование: игрушки (волк, коза, козленок).
Для игры необходимы следующие герои: волк, коза и 7 козлят.
Ведущий показывает детям сказочных персонаже: волка, козу и козленка.
- Дети, назовите сказку, в которой были героями волк, коза, козлята.
Дети называют сказку, ведущий выбирает «маму козу» и «волка».
- Сколько в сказке было козлят?
Для участия ведущий выбирает семи «козлят». «Козлята» встают в колонну и берутся друг за друга, первый «козленок» держится за «маму-козу». Задача «волка» - поймать козлят.
3. Игра «Рыбалка»
Оборудование: 20 бумажных рыбок, 4 прищепки.
В нарисованных на полу 2-х кругах ведущий раскладывает по 10 рыбок. Для «рыбалки» приглашаются по 2 человека. Задача игроков – чья пара быстрее «поймает» всю рыбу.
Тренинг для старшеклассников по профилактике ВИЧ-инфекции [2 ]
(разработан по материалам семинара-тренинга по теме «Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных организациях» 10.02.2016)
Конспект тренинга для подростков с нарушением слуха
по профилактике ВИЧ-инфекции
Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью и жизни у подростков с нарушением слуха в контексте проблем ВИЧ/СПИД
Задачи:
Определить роль здоровья в жизни каждого человека
Повысить уровень информированности по проблеме ВИЧ/СПИД
Способствовать осознанию подростками собственного риска в ситуациях, связанных с возможностью заражения ВИЧ-инфекцией.
Формировать мотивацию на изменение поведения в сторону более безопасного
Ведущие: педагог-психолог Брагина О.В. и классный руководитель Копничева Е.М.
Целевая группа: обучающиеся 9-12 классов с нарушением слуха, их классные руководители
Продолжительность: 1 час
Формы и методы обучения:
- информационное сообщение;
-видеопоказ с обсуждением;
-упражнение в микро-группах;
-упражнение «мозговой штурм»;
- анкетирование;
-дискуссии.
Оборудование и материалы:
Компьютер, экран, презентация и видеофильмы, магниты, «дерево Ожиданий», «листики Ожиданий», маркеры, фломастеры, листы формата А3, А4, фразы, вопросы.
Программа тренинга:
№ п/п | Этап | Упражнение | Время (мин) | Реквизит |
I 1. 2. 3. | Начало тренинга Приветствие Ожидание участников Принятие правил работы в группе | «Дерево ожиданий» «Правила» | 5 5 мин | Бумажный скотч Бумага А3 Клейкие листочки (Дерево) Маркеры |
II 1 2 3 | Актуализация проблемы «Здоровый человек» Блиц-опрос 1 Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции | Игра Презентация | 5 мин 5 10 | Листы А3, А4 Маркеры Использование КИТ Слайды |
III 1 2 3 | Медико-биологические аспекты ВИЧ – инфекции Понятие ВИЧ/СПИД. Влияние на иммунитет «Мозговой штурм» (закрепление) Что делать, если ты заразился? Жизнь ВИЧ инфицированных | Видеоролик «Мультипрограмма Слайд презентации Фильм | 15 5 5 3 | Мультимедиа, экран Карточки, Листы А4, Маркеры |
IV | Рефлексия | | 5 | |
Игра «Здоровый человек»
Цель: Актуализировать понятие «здоровый человек», определить для чего человеку необходимо здоровье.
Группам предлагается изобразить на листе формата А3 здорового человека и рассказать о нём.
План: 1. Кто он? (На листе А4)
2. Сколько лет?
3. Чем занимается?
4. Его интересы
5. Его ближайшее окружение
6. Его мечты
Блиц-опрос :
- Актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона?
- В нашем городе есть ВИЧ-инфицированные?
- Эта проблема касается нас?
- Нужно ли говорить об этой проблеме?
- Зачем это нужно?
Мозговой штурм (для каждой команды на листах А4):
Что такое ВИЧ?
Что такое СПИД?
Как передается ВИЧ-инфекция?
Что такое «период окна»?
Когда, как, где и кому следует сдавать тест на антитела к ВИЧ?
Как избежать инфицирования ВИЧ?
Могут ли люди, которых вы нарисовали ВИЧ-инфицированными?
Рефлексия (по кругу):
Ваши ожидания сбылись? Расскажите
Литература
1.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, изд-во Петроком, 1992.
2.Материалы семинара-тренинга по теме «Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных организациях» 10.02.2016. Тренеры – специалисты Вологодского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД: Мамонова Н.В., Соколова Л.В.
3.http://veselajashkola.ru/klass/provodim-nedelyu-psixologii-v-shkole-scenarij/
4. http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-psikhicheskogo-zdorovya/
Наталья Алексеевна Яковлева