Неделя психологии на тему «Гармоничная личность – здоровая личность»

3
0
Материал опубликован 23 May 2022 в группе

Презентация
PPTX / 788.34 Кб

/data/files/g1653289939.pptx (Презентация)Мирошниченко Ирина Сергеевна, педагог-психолог МБОУ «Профильная гимназия № 122 города Донецка»


Методическая разработка

Неделя психологии на тему: «Гармоничная личность – здоровая личность»


Аннотация

Неделя психологии – общешкольное мероприятие для всех участников образовательного процесса. Все мероприятия Недели подготовлены таким образом, чтоб не отвлекать детей от учебного процесса, а также способствовать формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации.


Ключевые слова: неделя психологии, диагностика, анкетирование, профилактическая беседа


Пояснительная записка


Методическая разработка Неделя психологии: «Гармоничная личность – здоровая личность» подготовлена на основе следующих нормативных документов:

Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета № 55-IHC от 19.06.2015
(с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019
№ 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Инструктивно-методические материалы по организации деятельности специалистов психологической службы системы образования
на 2021 – 2022 учебный год, Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования». – 101 с и др. нормативными документами психологической службы.

Методическое пособие по проведению Недели психологии (Выпуск № 2) «Творчество – путь к самореализации», Донецк: ДРУМЦ ПС СО, - 2021.- 46 с.

Цель Недели психологии:

сформировать представления о важности развития гармоничной
и здоровой личности;

повысить психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей.

Задачи Недели психологии:

расширение знаний о роли и месте психологических знаний
в жизни человека;

формирование знаний о гармоничной личности и психологическом здоровье;

формирование у обучающихся понимания себя и других.

Форма проведения: групповая диагностика и консультации, просветительская работа.

Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал, наглядный материал, набор специально подобранных ролевых игр и др.

Все мероприятия соответствуют тематике Недели психологии. Неделя психологии разработана в соответствии с учебной неделей, продолжительность которой 5 учебных дней. Все мероприятия Недели подготовлены
в соответствии с разработанным планом проведения мероприятий, таким образом, чтоб не отвлекать детей от учебного процесса, а также способствовать формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации.



План проведения мероприятий Недели психологии на тему:

«Гармоничная личность – здоровая личность»


Название дней

Недели психологии

График мероприятий

на каждый день

Участники занятий

Понедельник: «Доброты в мире должно быть больше»

Упражнение «Плакат пожеланий»

Для всех участников образовательного процесса

Открытие «Неделя психологии»

Конкурс рисунков на тему: «Что для меня счастье?» и оформления стенда «Неделя психологии»

1-11 классы

Акция «Подари улыбку» - передаем положительные эмоции и настроение аффирмациями.

Для всех участников образовательного процесса

Вторник: «Познание себя и других – путь к гармонии».

Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В.Бойко)

7-8 классы

Опросник агрессивности Басса - Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся

Тест школьной тревожности Филипса для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста

Цветовой тест Люшера

Анкета для выявления творческих способностей

5-11 классы

Среда: «Факторы, которые влияют на психоэмоциональное здоровье».

Профилактическая беседа: «Что влияет на психическое здоровье? Факторы риска и защиты»

5-11 классы


Анкета по профилактике профессионального выгорания

Педагогический коллектив

Четверг: «Профилактика негативных явлений».

День открытых дверей. Профилактическая работа при участии СДН Буденновского района города Донецка, Республиканский наркологический центр и т.д.

5-11 классы

Пятница: «Рефлексия!».

Распространение информационных материалов

Родители

Профилактическая беседа «Правила поведения в школе»

1-4 классы


Закрытие «Неделя психологии» с результатами

рефлексии в google форм.

Для всех участников образовательного процесса


Первый день: «Доброты в мире должно быть больше»

Первый день – это бурный всплеск новых и позитивных эмоций.


Упражнение «Плакат пожеланий и шкатулка предсказаний».

Цель: передать положительные эмоции другим и настроится
на конструктивный, позитивный день.

Ход работы: Дежурный класс вместе с психологом и дежурным учителем встречают с улыбкой других обучающихся и педагогов, предлагают написать пожелания своим друзьям, одноклассникам, коллегам на всю учебную неделю. После чего, из шкатулки предсказаний предлагают вытянуть пророчество на неделю. Как только начинается первый урок «Плакат пожеланий» вывешивается педагогом-психологом на стенд.

Открытие «Неделя психологии»

Цель: рассказать о предстоящей работе, мотивировать детей на новые свершения.

Ход работы: Данное мероприятие должно проходить в актовом зале или на торжественной линейке, в ходе чего, кратко презентуется основная идея мероприятия и многочисленные веселые задания, которые предстоит пройти на протяжении недели.

Конкурс рисунков на тему: «Что для меня счастье?»
и оформление стенда «Неделя психологии».

Цель: направить учащихся, чтобы они смогли осмыслить многозначительное понятия счастья, и то, разнообразие, которое можно вложить в это понятие исходя из собственных предпочтений.

Ход работы: Конкурсные рисунки на вышеуказанную тему предоставляют обучающиеся 1-11 классов и психолог их вывешивает на стенд, после чего, члены комиссии выбирают лучшие работы, а победителей награждают грамотами в конце недели на закрытии недели психологии.


Второй день: «Познание себя и других – путь к гармонии»

Второй день: «Познание себя и других – путь к гармонии» содержание направленно на диагностическую работу.

Диагностическая работа

Цель: выявление уровня агрессии, эмпатии, психоэмоционального состояния для выявления негативных факторов у обучающихся и проведения превентивных мероприятий.

Методы исследования:

Диагностика для учащихся: Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В.Бойко); Опросник агрессивности Басса - Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся; Тест школьной тревожности Филипса для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста; Цветовой тест Люшера.

Ход работы: Диагностика для учащихся проводятся в классах (очно). Ученикам раздаются бланки, на которых дети пишут свою фамилию и класс.
На каждом из бланков указан ход работы, а также психолог поясняет последовательность действий.

Диагностика для педагогов: Анкета по профилактике профессионального выгорания.

Ход работы: Диагностика для педагогов проводятся дистанционно
в
google форме. По электронной почте рассылаются ссылки на анкетирование
и правила прохождения диагностирования. Анкетирование можно только один раз, а результаты подсчитываются автоматически.


Третий день: «Факторы, которые влияют на психоэмоциональное здоровье»

Третий день – проведение лекционных мероприятий.


Цель: рассказать о факторах риска и научить методам психологической защиты.

Ход работы: В классе проводиться интерактивная профилактическая беседа на тему: «Что влияет на психическое здоровье? Факторы риска
и защиты» (см. приложение 1), которая предназначена для учащихся 5-11 классов.



Четвертый день: «Профилактика негативных явлений»

Четвертый день – день открытых дверей.


Цель: предупредить распространение негативные явления среди несовершеннолетних.

Ход работы: Четвертый день проводится в рамках открытого мероприятия, в котором должны принимать участие общественные или государственные организации, например: СДН Буденновского района города Донецка, Республиканский наркологический центр и т.д.


Пятый день: «Рефлексия!»

Пятый день несет в себе заключительный этап мероприятия, а именно:


Распространение информационных материалов через классных руководителей и сайт дистанционного обучения для родителей по вопросу воспитания гармоничной личности.

Профилактическая беседа «Правила поведения в школе»

Возрастная группа: учащиеся 1-4 классов.

Цель: укрепить понимание в сознании растущего поколения, того, что правила поведения в школе – это залог их здоровья и качественного обучения,
а также в том, что эти правила не ограничивают их права, а наоборот защищают и учат правилам социализации во взрослой жизни.

Ход работы: Профилактическая беседа «Правила поведения в школе»
(см. приложение 2) проводится педагогом - психологом в рамках интерактивного занятия с видео сопровождением и распространением раздаточного материала.

Закрытие «Неделя психологии»

Цель: подведение итогов, получение обратной связи по результатам «Неделя психологии», обмен позитивных эмоций.

Ход работы: Данное мероприятие проводится в актовом зале или
на торжественной линейке, где подводятся итоги недели психологии, проходит награждение самых активных участников и победителей конкурсов, а также озвучиваются результаты рефлексии, которые проводились в google формах.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Профилактическая беседа: «Что влияет на психическое здоровье? Факторы риска и защиты»


Биологические факторы: генетика, особенности дородового периода
и родов (плохое питание матери, инфекции, воздействие токсинов и лекарств, экстремальный стресс), низкий вес при рождении, физическое здоровье, травмы, питание, физическая активность, сон, употребление психоактивных веществ, образ жизни.

Психологические факторы: личностная уязвимость; устойчивость - способность адаптироваться и переживать невзгоды, травмы и стрессовые ситуации; социальные и эмоциональные навыки, саморегуляция, умение создавать и поддерживать социальные связи.

Семейные факторы: перинатальная депрессия, безнадзорность, пренебрежение родителей, жестокое обращение с детьми, психическое заболевание родителей.

Социальные факторы: издевательства, насилие (физическое, эмоциональное, сексуальное) и другие формы злоупотреблений, отсутствие надлежащей стимуляции, стигматизация, дискриминация (в т.ч. гендерная), нарушения прав человека.

Социальные невзгоды: неблагополучное социально-экономическое положение и бедность, стрессовые ситуации в городах, окружающая среда, иммиграция, социальная изоляция, быстрые социальные изменения, стрессовые условия на работе, стрессовые жизненные события, пандемии, войны.
Экология: 
шум, недостаток света.

Факторы, перечисленные выше, могут становиться как факторами защиты и поддерживать здоровье человека, так и факторами риска и делать его уязвимее. Они часто взаимосвязаны, могут группироваться и приводить к синергетическому эффекту. Много "маленьких" факторов риска может сильно ухудшить состояние человека, а много факторов защиты - скомпенсировать риск и сохранить психическое здоровье. 

Как сохранить свое психическое здоровье?

1. Питание. Пища, влияет как на физическое, так и на психическое здоровье, не зря говорят "Ты есть то, что ты ешь". Избыточное потребление некоторых продуктов (соль, сахар, лук, чеснок, перец Чили, газированные напитки) может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.

2. Физическая активность. Физическое здоровье тесно связано с психическим здоровьем. Упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов - эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости». Прогулки на свежем воздухе с достаточным количеством солнечного света (от 10 до 15 минут в день).

3. Принимайте свои чувства. Гнев, печаль, страх и чувство крушения идеалов или целей — все это очень неприятно, и многие пытаются избежать беспокойства, отвергая от себя эти чувства. Иногда в стремлении избежать беспокойства мы стараемся скрыть эмоции, что может приводить
к деструктивному поведению — ложной отстраненности или хладнокровию. Пытаться подавить эмоции, мы теряем тем самым способность воспринимать нормальные радости и огорчения, являющиеся частью наших взаимоотношений с другими людьми.

Неприятные эмоции — нормальная реакция на многие (не нормальные) ситуации. Нет причины стыдиться тоски по дому или страха, когда учишься кататься на лыжах, или злости, когда тебя кто-то обманул. Эти эмоции естественны, и лучше признать их, чем отрицать. Когда эмоции нельзя выразить непосредственно (например, глупо делать выговор своему начальнику), можно найти иной выход для снятия напряжения. Долгая прогулка, игра с теннисным мячом или обсуждение ситуации с другом, возможно, помогут гневу рассеяться.

4. Управление своими эмоциями. Умение управлять гневом
и негативными эмоциями - важный фактор хорошего психического здоровья
и показатель вашего эмоционального интеллекта. Есть определенные приемы (счет от 20 до 0, дыхательные упражнения) методы релаксации, которые можно использовать для борьбы с гневом и раздражительностью, такие как йога
и медитация. Подберите для себя адекватный способ выражения негативных эмоций (проговорить, продышать, нарисовать…). Проговорить можно, назвав свои чувства: «Я чувствую себя…, когда…». Вместо: “Вы меня обманываете”, лучше: “Я чувствую себя обманутым”, Вместо: “Вы грубый человек”, лучше скажите: “Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”, «Я чувствую себя расстроенным, когда со мной так разговаривают».

5. Знайте свои слабые места. Если вы знаете, какие ситуации вызывают у вас расстройство или чрезмерную реакцию, это поможет оградить себя
от стресса. Вы можете избежать их или попытаться понять, что в них такого, что вас беспокоит. Если вы постараетесь точно указать причину своего дискомфорта, возможно, вы увидите ситуацию в новом свете.

6. Меняйте мышление с негативного на позитивное. Для начала нужно прекратить ежедневно накачивать себя отрицательной информацией, перестаем критиковать существующие порядки, неугодных соседей, сослуживцев и т.д. Учимся замечать и радоваться самым простым вещам: первому весеннему цветку, долгожданному отпуску, который проведете всей семьей, новому магазину, который построили рядом с вашим домом…

7. Тщательное планирование и перерывы в работе помогут вам избежать чувства подавленности в последнюю минуту. Многие люди особенно беспокоятся, когда находятся под давлением. Стратегия, целенаправленно оставляющая вам больше времени, чем нужно по вашим представлениям, чтобы успеть на деловую встречу, поможет устранить этот источник стресса.

8. Развивайте свои таланты и интересы. У скучающих и несчастных людей редко бывает много интересов в жизни. Современные программы образовательных учреждений дают почти неограниченные возможности людям всех возрастов изучить свои таланты во многих областях, включая спорт, науку, музыку, искусство, театр и ремесла. Зачастую чем больше вы знаете, умеете, тем интереснее и жизнь для вас становится. Чувство компетентности, приходящее при развитии навыков, может многое сделать для поддержки самоуважения.

9. Научитесь улыбаться. Не так уж сложно «повесить» на свое лицо «дежурную улыбку вежливости», улыбнуться прохожему, обратившемуся к вам с вопросом. Одним из способов укрепления психического здоровья может стать посещение отделения психотерапии и неврозов, где комплексный подход, направленный на восстановление душевного равновесия, уход за телом, восстанавливающие процедуры и консультации ведущих специалистов позволят сохранить высокий тонус организма и набраться сил даже за небольшое время.

Приложение 2

Правила поведения в школе!

Безопасность жизнедеятельности учащихся

(Вопрос: Какая взаимосвязь между правилами поведения и правилами безопасности жизнедеятельности? Именно правила поведения защищают вас
и являются вашей гарантией безопасности).


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы покажем вам, что можно делать
в школе, а что нельзя!

Бегать на переменах запрещено! Надо ходить спокойно! Почему? Это может привести к травмам, к ненадлежащему внешнему виду.

Пользоваться телефоном запрещено! Почему? Телефоны отвлекают от учебы, портят зрение, так как вы целый день пишите, потом, играя на телефоне, вы продолжаете напрягать зрение, а дома - снова уроки и гаджеты.

На уроках ведите себя тихо и спокойно. Почему? Чем больше тишины и спокойствия, тем лучше вы сможете сосредоточиться, и тем выше
у вас будет оценка.

Вставать и ходить без разрешения запрещено! Почему? Каждый учитель планирует структуру урока и когда вы внезапно встаете, можете пропустить важный момент. Даже если вами правят разные эмоции (обида, агрессия, страх), нужно сказать, куда и зачем вы хотите выйти.

Нельзя ругаться и обзываться, это может привести к драке!

Нельзя носить в школу телефоны, приставки, плееры, планшеты
и т.п.

На лестнице ведите себя осторожно, в противном случае, это может привести к серьёзным травмам!

Прежде чем входить в столовую, обязательно помойте руки. Почему? Элементарно, чтоб не подхватить инфекцию!

Не мусорить в школе! Давайте уважать друг друга! Почему нельзя мусорить? Не эстетично, на бумажке или кожуре можно поскользнуться.


Ну, вот и все, ребята!

Мы надеемся, что вы будете соблюдать эти правила!

Удачи!

t1653289818aa.jpg

Видео к докладу

https://drive.google.com/file/d/12oabIYCS8KPo381CeHZNOiNYYSdlj7fb/view?usp=sharing


Список использованных источников: 


Методическое пособие по проведению Недели психологии (Выпуск №2) «Творчество – путь к самореализации», Донецк: ДРУМЦ ПС СО,
- 2021.- 46 с.

Информационно-методические материалы для специалистов психологических служб по применению диагностического инструментария
в направлении «Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической устойчивости в условиях военной ситуации

и чрезвычайных событий», Донецк: ДРУМЦ ПС СО, -2020.-42с.

Информационно-методическое пособие «Калейдоскоп упражнений для работы практического психолога (педагога-психолога) в пришкольном оздоровительном лагере» для специалистов психологической службы – Донецк: ДРУМЦ ПС СО, 2018.- 71 с.

Инструктивно-методические материалы по организации деятельности специалистов психологической службы системы образования
на 2020 – 2021 учебный год, Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования». – 105 с.

Методические рекомендации для специалистов психологических служб по формированию психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий посредством занятий с элементами тренинга, Донецк: ДРУМЦ ПС СО,-2020.- 72 с.

Методические рекомендации для специалистов психологических служб по формированию психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий, Донецк: ДРУМЦ ПС СО,-2020.-56 с.

https://multiurok.ru/files/polozhieniie-o-proviedienii-niedieli-psikhologhii.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.