Обучающее изложение по Паустовскому 3 класс
Пояснительная записка: Изложение повествовательного текста.
Текст изложения: автор К. Паустовский "Кот и куры"
Урок построен на основе текста и рисунков взятых из учебника русского языка за 3 класс УМК "Школа России". Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Конспект урока для 3 класса
Учитель начальных классов Кужель Д.А.
Тема: обучающее изложение «Кот и куры» К. Паустовский
Тип урока. Урок развития речи.
Цель: формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности.
Задачи:
Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану;
Закрепление понятия «план».
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Развивать речь детей.
Воспитание благородства, чувства непримеримости ко злу.
Ход урока
1.Организационный момент.
Урок русского языка, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
- Здравствуйте ребята, присаживаются сначала те, кто пишут левой рукой. Потом присаживаются те, кто родился летом, зимой, осенью, весной.
II. Сообщение темы и цели урока.
На доске вразброс буквы из слова «Изложение.
-Ребята, если вы внимательно посмотрите на доску и составите слово, то узнаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься.
-Кто готов предположить, чем мы займёмся на уроке?
-А что значит «изложение»? (изложение-пересказ текста)
Сегодня на уроке будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, разберем трудные слова и напишем изложение. Я желаю вам всем большой удачи. Вы все большие молодцы и справитесь с этой работой.
-Чтобы понять про кого сегодня мы будем писать изложение, предлагаю вам отгадать загадку.
Лежит клубок, но из него не свяжешь,
Спицы не воткнёшь и бантик не завяжешь.
Но стоит мышке только рядом пробежать,
Клубок за ней, бегом, торопится бежать...
III. Подготовительная работа.
На начало урока учитель раздаёт рабочие листы для работы с текстом, на протяжении урока учащиеся работают с этим листом.
1. Чтение текста в учебниках.
- Что вы прочитали? Докажите что это текст.
- О ком этот текст?
IV. Анализ содержания текста.
Почему кот рассердился на кур? Кот рассердился на кур, потому что они влезли на стол в саду и стали склёвывать из тарелок кашу.
Как он их наказал? Кот прогнал кур, а петуха не только прогнал, но и несколько раз ударил лапой по спине.
Что чувствовал кот после победы? Кот был горд и доволен собой и чувствовал, что он главный.
Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок.
Тема: кот прогнал кур
-Запишите тему текста в рабочий лист.
Главная мысль: нельзя трогать то, что тебе не принадлежит.
Запишите главную мысль
Заголовок: Сторож\благородный поступок
Запишите заголовок
V. Составление плана. Устный пересказ
Разделите текст на части.
- Сколько частей в тексте? (3).
-Почему вы так думаете?
- Прочитайте 1-ю часть.
Однажды кот совершил благородный поступок4. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу.
-Что вы узнали из этой части?
-Перескажите первую часть.
- Как озаглавим первую часть?
Запишите название в план.
- Прочитайте 2-ю часть.
Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух.
-Что вы узнали из этой части?
-Перескажите вторую часть.
- Как озаглавим вторую часть?
Запишите название в план.
- Прочитайте 3-ю часть. . С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
-Что вы узнали из этой части?
-Перескажите третью часть.
- Озаглавьте третью часть.
Запишите название в план.
План:
1. Куры в саду.
2. Как кот наказал кур.
3. Кот-хозяин.
Запишите название в план.
Физкультминутка.
VI. Орфографическая работа.
1.Фронтальная работа.
Прочитайте слова на рабочих листах. Где в этих словах вы можете совершить ошибки?
Совершил, благородный, склёвывать, тарелок, победным, криком, с писком, бросились, удирать, впереди, нёсся, передней, лапой, опасались, воровать, хозяин, сторож.
2. Парная работа.
Прочитайте еще раз текст, найдите еще орфограммы, которые вы знаете, объясните написание и подчеркните.
VII. Повторное чтение и пересказ текста.
-Прочитайте тест ещё раз. На основе плана и картинок попробуйте пересказать текст.
VIII. Написание изложения.
-Вы очень хорошо работали с текстом, я уверена, что у вас получатся очень хорошие пересказы. Прошу вас, приступайте к работе.
Во время написания изложения учащиеся пользуются своими рабочими листами.
IX. Самопроверка.
После написания изложения ученики проверяют свой текст, при необходимости вносят изменения и исправления простым карандашом.
X. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
-Интересен ли был текст?
XI. Домашнее задание.
Придумайте и запишите свою историю с домашним любимцем.
Изложение по тексту К. Паустовского
Прочитайте текст в учебнике на стр. 56, упр. 101
Ответь устно на вопросы:
Почему кот рассердился на кур?
Как он их наказал?
Что чувствовал кот после победы?
Определите тему текста: _____________________________________________________
Определите главную мысль текста:
__________________________________________________________________________
Придумайте название текста:
__________________________________________________________________________
Разделите текст на части. Прочтите каждую часть текста и озаглавьте её. Название каждой части запиши в план.
План:
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Расскажи соседу по парте текст опираясь на план.
Прочитай слова. Обрати внимание, на те места, где ты можешь совершить ошибку.
Совершил, благородный, склёвывать, тарелок, победным, криком, с писком, бросились, удирать, впереди, нёсся, передней, лапой, опасались, воровать, хозяин, сторож.
Подчеркни орфограммы в словах.
Попробуй пересказать текст опираясь на картинки и план текста.