12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кравченко Елена Владимировна51

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

(МБОУ СОШ № 30)

Открытый урок в 4 классе по теме:

«Обучающее изложение

с творческим продолжением»

Конспект составлен:

учителем начальных

классов высшей категории

Цветковой Л.В.

г.Озёрск, 2017 год

Тема урока: обучающее изложение

Цели: совершенствовать умение определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, развивать речь.

Формируемые УУД:

познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

регулятивные – составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Речёвка, направленная на положительную мотивацию к изучению нового материала:

Я сегодня удалец!

Я сегодня молодец!

Всё сумею, всё смогу

И другому помогу!

Учитель: Добрый день, ребята!

Я рада вас всех сегодня видеть такими бодрыми, весёлыми!

2. Актуализация опорных знаний. Моделирование плана урока.

3. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку, доскажите её и вы узнаете, о ком мы будем писать изложение.

Деревья лечит день-деньской.

По веткам, по стволам лазучит.

Деревьям всё же много лучше,

Когда несёт им непокой.

В дупле прописаны они...

Заботой живы... (поползни)

4. Формулировка темы урока (изложение текста о поползнях).

- Кто может самостоятельно сформулировать тему урока?

5. Формулировка учебных задач урока.

Учитель: Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

Учащийся: Хочу узнать, кто такие поползни.

- Хочу научиться составлять план изложения.

- Хочу научиться писать изложение по плану.

- Хочу написать изложение без ошибок.

6. Открытие нового знания.

1) Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр.180 (с.101) – чтение про себя, выразительное чтение 1 учащегося

2) Вопросы по группам:

- Определите тип текста (повествование)

- О ком говорится в тексте? Какова его тема?

- Что вы знаете о поползнях?

(рассказ I группы)

- Кто такая гюрза?

(рассказ II группы)

- Как вы поняли, почему птица так называется?

- Какая птица по размеру?

- Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?

- Что можете сказать о родителях – поползнях?

7. Динамическая пауза.

Если произносятся однокоренные слова, учащиеся поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают.

Птичка – птички, маленькая – малыш, поползень – поползни, скала – скалистый, змея – змеи, кричит – крик, птенчик – птенчики.

8. Составление плана текста по группам.

- На сколько частей разделим текст?

- Подумайте, о чем говорится в каждой части?

- Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их. Поработайте со словарём, найдите значение слова «ущелье», «зашелся криком».

I группа

II группа

План

План

1. Тревога

1. Тревожный крик

2. Опасность

2. Опасное соседство

3. Отважная птичка

3. Победа поползня

9. Лексическая работа. Применение нового знания.

- Что такое ущелье? (Узкая и глубокая с извилистыми склонами долина, расщелина в горах).

- Почему птица называется «скалистый поползень»? (Он гнездится на скалах).

- Как называется ядовитая змея? (гюрза).

- Как вы понимаете выражение «зашелся криком»?

- Как вы понимаете выражение «крутится юлой» (Ведёт себя беспокойно, суетится, мечется туда-сюда).

- Как автор показывает, что опасность уже совсем близко? (Тело змеи изогнулось вопросительным знаком, она приготовилась схватить добычу). Прочитайте это.

- Почему Н.Сладков называет произошедшее дальше чудом? (Маленький поползень смог победить змею).

- Как это случилось? (Он ударил змею в голову всем тельцем).

10. Пересказ текста по плану. (3 человека к доске)

I группа

Отважная птичка.

В горах – тревога.

Громко кричит скалистый поползень. Значит

что-то случилось.

В скале - гнездо поползня. В нем маленькие

птенчики.

К гнезду ползёт гюрза. Поползень крутится вокруг змеи и громко кричит. Змея уже близко. Ещё немного и она заползёт в гнездо.

Отважная птичка вспорхнула, ударила гюрзу в затылок клювом и всем своим тельцем. Змея упала со скалы.

II группа

Поползень.

В ущелье гор тревога. Кричит скалистый поползень. Что случилось?

На отвесной скале гнездо птички. В нём – птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея скоро заползёт в гнездо.

Маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем тельцем. Змея сорвалась со скалы.

Подумайте о чём можно сказать в заключительной части, что можно было бы добавить.

11. Динамическая пауза.

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

Наконец, она садится

На корягу над водой.

12. Орфографическая подготовка по группам.

I группа

- Найти слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Кричит – крик,

гнездо – гнёзда,

зелёный – зелень,

ядовитый – яд,

ползёт – полз,

скала – скалы,

змея – змеи,

вокруг – словарное слово, безударная гласная, непроверяемая ударением.

II группа

- Найти слова с парными согласными в корне слова.

Знак – знаки,

клюв – клювом,

гнёзд – гнездо,

близко – близёхонько,

узкая – узенькая

вокруг – словарное слово, в конце слова надо заполнить правописание буквы «г» (гэ).

 

13. Анализ предложений текста.

- Объясните постановку запятых в последней части текста (однородные сказуемые и однородные дополнения).

14.Работа над изложением.

Самостоятельная запись изложения по плану с творческим завершением текста. Самопроверка, редактирование текста.

15. Подведение итогов. Самопроверка, взаимопроверка.

- Прочитайте своё изложение.

Чтение по группам с творческим завершением.

16. Рефлексия учебной деятельности.

- Выполнили ли мы, ребята, те задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Дети:

- Да, я составил план с ребятами в группе, теперь смогу сам составлять.

- Да, я сумела написать изложение по плану.

- Да, я написал изложение без ошибок.

- Да, я узнал, кто такие поползни.

Учитель:

- Я порошу вас закончить следующие предложение:

Я понял (а), как .....(составлять план).

Я узнал (а)......(кто такие поползни и гюрза).

Мне было интересно.....(самостоятельно придумать окончание текста).

Я теперь буду.....(всегда с удовольствием писать изложение).

Учитель:

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.