Урок «Обучающее изложение с творческим продолжением», 4 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»
(МБОУ СОШ № 30)
Открытый урок в 4 классе по теме:
«Обучающее изложение
с творческим продолжением»
Конспект составлен:
учителем начальных
классов высшей категории
Цветковой Л.В.
г.Озёрск, 2017 год
Тема урока: обучающее изложение
Цели: совершенствовать умение определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, развивать речь.
Формируемые УУД:
познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
регулятивные – составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Речёвка, направленная на положительную мотивацию к изучению нового материала:
Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Всё сумею, всё смогу
И другому помогу!
Учитель: Добрый день, ребята!
Я рада вас всех сегодня видеть такими бодрыми, весёлыми!
2. Актуализация опорных знаний. Моделирование плана урока.
3. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку, доскажите её и вы узнаете, о ком мы будем писать изложение.
Деревья лечит день-деньской.
По веткам, по стволам лазучит.
Деревьям всё же много лучше,
Когда несёт им непокой.
В дупле прописаны они...
Заботой живы... (поползни)
4. Формулировка темы урока (изложение текста о поползнях).
- Кто может самостоятельно сформулировать тему урока?
5. Формулировка учебных задач урока.
Учитель: Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Учащийся: Хочу узнать, кто такие поползни.
- Хочу научиться составлять план изложения.
- Хочу научиться писать изложение по плану.
- Хочу написать изложение без ошибок.
6. Открытие нового знания.
1) Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр.180 (с.101) – чтение про себя, выразительное чтение 1 учащегося
2) Вопросы по группам:
- Определите тип текста (повествование)
- О ком говорится в тексте? Какова его тема?
- Что вы знаете о поползнях?
(рассказ I группы)
- Кто такая гюрза?
(рассказ II группы)
- Как вы поняли, почему птица так называется?
- Какая птица по размеру?
- Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?
- Что можете сказать о родителях – поползнях?
7. Динамическая пауза.
Если произносятся однокоренные слова, учащиеся поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают.
Птичка – птички, маленькая – малыш, поползень – поползни, скала – скалистый, змея – змеи, кричит – крик, птенчик – птенчики.
8. Составление плана текста по группам.
- На сколько частей разделим текст?
- Подумайте, о чем говорится в каждой части?
- Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их. Поработайте со словарём, найдите значение слова «ущелье», «зашелся криком».
I группа |
II группа |
План |
План |
1. Тревога |
1. Тревожный крик |
2. Опасность |
2. Опасное соседство |
3. Отважная птичка |
3. Победа поползня |
9. Лексическая работа. Применение нового знания.
- Что такое ущелье? (Узкая и глубокая с извилистыми склонами долина, расщелина в горах).
- Почему птица называется «скалистый поползень»? (Он гнездится на скалах).
- Как называется ядовитая змея? (гюрза).
- Как вы понимаете выражение «зашелся криком»?
- Как вы понимаете выражение «крутится юлой» (Ведёт себя беспокойно, суетится, мечется туда-сюда).
- Как автор показывает, что опасность уже совсем близко? (Тело змеи изогнулось вопросительным знаком, она приготовилась схватить добычу). Прочитайте это.
- Почему Н.Сладков называет произошедшее дальше чудом? (Маленький поползень смог победить змею).
- Как это случилось? (Он ударил змею в голову всем тельцем).
10. Пересказ текста по плану. (3 человека к доске)
I группа Отважная птичка. В горах – тревога. Громко кричит скалистый поползень. Значит что-то случилось. В скале - гнездо поползня. В нем маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень крутится вокруг змеи и громко кричит. Змея уже близко. Ещё немного и она заползёт в гнездо. Отважная птичка вспорхнула, ударила гюрзу в затылок клювом и всем своим тельцем. Змея упала со скалы. |
II группа Поползень. В ущелье гор тревога. Кричит скалистый поползень. Что случилось? На отвесной скале гнездо птички. В нём – птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея скоро заползёт в гнездо. Маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем тельцем. Змея сорвалась со скалы. |
Подумайте о чём можно сказать в заключительной части, что можно было бы добавить.
11. Динамическая пауза.
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится
На корягу над водой.
12. Орфографическая подготовка по группам.
I группа - Найти слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Кричит – крик, гнездо – гнёзда, зелёный – зелень, ядовитый – яд, ползёт – полз, скала – скалы, змея – змеи, вокруг – словарное слово, безударная гласная, непроверяемая ударением. |
II группа - Найти слова с парными согласными в корне слова. Знак – знаки, клюв – клювом, гнёзд – гнездо, близко – близёхонько, узкая – узенькая вокруг – словарное слово, в конце слова надо заполнить правописание буквы «г» (гэ). |
13. Анализ предложений текста.
- Объясните постановку запятых в последней части текста (однородные сказуемые и однородные дополнения).
14.Работа над изложением.
Самостоятельная запись изложения по плану с творческим завершением текста. Самопроверка, редактирование текста.
15. Подведение итогов. Самопроверка, взаимопроверка.
- Прочитайте своё изложение.
Чтение по группам с творческим завершением.
16. Рефлексия учебной деятельности.
- Выполнили ли мы, ребята, те задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
Дети:
- Да, я составил план с ребятами в группе, теперь смогу сам составлять.
- Да, я сумела написать изложение по плану.
- Да, я написал изложение без ошибок.
- Да, я узнал, кто такие поползни.
Учитель:
- Я порошу вас закончить следующие предложение:
Я понял (а), как .....(составлять план).
Я узнал (а)......(кто такие поползни и гюрза).
Мне было интересно.....(самостоятельно придумать окончание текста).
Я теперь буду.....(всегда с удовольствием писать изложение).
Учитель:
- Спасибо за работу. Урок окончен.