Обучающий тест по рассказу Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» (6 класс)

2
0
Материал опубликован 12 March 2019

Обучающий тест по рассказу Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

Данный тест составлен на основе фрагментов художественного текста рассказа Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». Чтение таких текстов требует умения выявлять скрытый подтекст произведения. Основная проблема работы с данными текстами заключается в том, что учащиеся, как правило, выделяют в произведении только сюжетную сторону, не понимая скрытого авторского замысла.

Тест направлен на преодоление таких трудностей, как:

1) поиск точной информации в художественном тексте;

2) работа с основными деталями текста;

3) работа с высказываниями писателей и ученых-лингвистов;

4) сопоставление текстов прозаических и лирических;

5) выявление индивидуальной авторской позиции и замысла в тексте;

6) работа с иллюстрацией к рассказу;

7) умение дать развернутый ответ на вопрос с привлечением для этого текста.

Источник: Ю.М. Нагибин «Зимний дуб». Москва, 1955 год.

И. Никитин «Дуб» 1850 год.

Рекомендации учителю

Работа с задачей может быть проведена на уроках внеклассного чтения литературы при знакомстве с современной русской прозой, с творчеством Ю.М. Нагибина. Это могут быть обобщающие уроки по изучению творчества Нагибина с целью проверки знаний у учащихся по данному произведению. Данный текст может быть использован на уроках русского языка при подготовке аргументов к сочинению 15.3. ОГЭ.

Время работы с задачей – два урока.

Текст заданий

Перед вами рассказ русского писателя Юрия Марковича Нагибина (1920 – 1994) «Зимний дуб» (1955), автора таких известных произведений, как «Старая черепаха», «Эхо», сборник «Остров любви», «Чистые пруды» и других. Внимательно прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.

1 задание.

Прочитайте определение слова «экспозиция».

"Экспозиция – (от лат.expositio – изложение, выставление напоказ) часть сюжета, которая предшествует началу событий. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, исходные сведения о героях) и подготавливают восприятие читателя о произведении. Однако не во всех произведениях есть экспозиция". Краткий словарь литературоведческих терминов. Л.И.Тимофеев.

Назовите, с чего начинается повествование в рассказе (экспозиция)?

А. С опоздания Савушкина на урок русского языка.

Б. Прогулка Савушкина в лесу.

В. Описание погоды и знакомство с Анной Васильевной.

2 задание.

В 1863 году известный режиссер Михаил Кожин снял одноименный фильм по рассказу Нагибина «Зимний дуб». Посмотрите данную экранизацию и определите экспозицию в фильме. Совпадает ли она с экспозицией в рассказе Нагибина?

3 задание.

Прочитайте определение «внутреннего монолога».

«Внутренний монолог – художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Внутренний монолог в литературе имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени». Словарь литературоведческих терминов Книгин И.А.

Прочитайте фрагмент рассказа и напишите развернутый ответ на вопрос: «Для чего автор использует внутренний монолог учителя, представленный в виде воспоминания?»

«— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих, стало слышно, как по шоссе с пробуксовкой ползет тяжелый грузовик.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке волос и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала»

4 задание.

Прочитайте фрагмент рассказа.

Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание «зимний дуб» назвал существительным?

«Голоса как-то неохотно смолкли, только толстый Васята все еще бубнил свой непризнанный «гвоздик». И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:

— Зимний дуб!..

Ребята засмеялись.

— Тише! — Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.

— Зимний дуб!.. — повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы. Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души, как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом скрывая раздражение:

— Почему зимний? Просто дуб.

— Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!

— Садись, Савушкин, вот что значит опаздывать. «Дуб» — имя существительное, а что такое «зимний», мы еще не проходила Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.

— Вот тебе и зимний дуб! — хихикнул кто-то на задней парте.»

5 задание.

Прочитайте фрагмент рассказа.

Урок продолжался.

"— Садись, — сказала Анна Васильевна, когда Савушкин вошел в учительскую. Мальчик с удовольствием опустился в мягкое кресло и несколько раз качнулся на пружинах.

— Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?

— Просто не знаю, Анна Васильевна. — Он по-взрослому развел руками. — Я за целый час выхожу.

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле! Многие ребята жили гораздо дальше Савушкина, и все же никто из них не тратил больше часа на дорогу.

— Ты живете в Кузьминках?

— Нет, при санатории.

— И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса.

— А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес, — сказал Савушкин, как будто сам немало удивленный этим обстоятельством".

Кому принадлежит фраза: «Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!»

А. Автору

Б. Анне Васильевне

В. Савушкину

6 задание.

Прочитайте фрагмент описания зимнего дуба.

«Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в смежных чехольчиках.»

Какие художественно - изобразительные средства использовал автор при описании дуба? Объясните их значение в описании дуба.

7 задание.

Напишите, почему дуб назван «зимним стражем леса»?

8 задание.

Почему данный рассказ получил название «Зимний дуб»?

9 задание.

Прочитайте фрагмент описания зимнего дуба в одноименном рассказе Ю.М. Нагибина и стихотворение Ивана Никитина «Дуб». Проведите сравнительный анализ образа дуба в русской литературе на примере данных текстов.

«Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в смежных чехольчиках.

— Так вот он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.» Ю.М. Нагибин «Зимний дуб»

Иван Никитин «Дуб»

От темного леса далеко,
На почве бесплодно-сухой,
Дуб старый стоит одиноко,
Как сторож пустыни глухой.
 

Стоит он и смотрит угрюмо
Туда, где под сводом небес
Глубокую думает думу
Знакомый давно ему лес;
 

Где братья его с облаками
Ведут разговор по ночам
И дивы приходят толпами
Кружиться по свежим цветам;
 

Где ветер прохладою веет
И чудные песни поет,
И лист молодой зеленеет,
И птица на ветках живет.
 

А он, на равнине песчаной,
И пылью и мохом покрыт,
Как будто изгнанник печальный,
О родине милой грустит;
 

Не знает он свежей прохлады,
Не видит небесной росы
И только — последней отрады —
Губительной жаждет грозы.

1850 год.

Проведите сравнительный анализ образа дуба на примере данных текстов.

10 задание.

Перед Вами иллюстрация к рассказу «Зимний дуб» Нагибина художника Г. Студентова.

Опишите эпизод, представленный в данной картине.

11 задание.

Прочитайте фрагмент рассказа.

«Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежде, сын погибшего за родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего.»

Какое открытие произошло в душе Анны Васильевны? Изменилось ли её отношение к мальчику? Напишите развернутый ответ.


 

Список используемых источников:

 

Словари:

Краткий словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М., "Просвещение", 1974. 509 с.

Словарь литературоведческих терминов / И. А. Книгин. - Саратов: Лицей, 2006. 270с.

Художественные тексты:

 

1. Зимний дуб Ю.М. Нагибин: Рассказы / [Ил.: П. Чернышов]. - [Москва]: Молодая гвардия, 1955. - 320 с.

2. И. С. Никитин. Полное собрание стихотворений. — М.—Л.: Советский писатель, 1965.

Экранизации:

Фильм Михаила Кожина «Зимний дуб», 1983 г.

Иллюстрации:

Иллюстрация Г. Студентова к рассказу Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.