Урок литературы «В.М. Шукшин. Рассказ "Срезал". Особенности шукшинских героев» (6 класс)
Тема урока "В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ "Срезал". Особенности шукшинских героев.
Учитель Степанова М.Ю.
Цели урока:
Образовательные:
совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования,
исследовать проблемы социального и нравственного зла,
выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.
Развивающие:
развивать ассоциативное и творческое мышление;
развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Ребята, я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю: что вы гении, Но без труда – талант не впрок. Мы вместе сотворим урок. Я готова продуктивно сотрудничать с вами
Давайте внимательно посмотрим на тему нашего урока Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на уроке? Что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть поставленной вами цели? Вступительное слово учителя: – Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством В,М. Шукшина и проанализируем рассказ «Срезал». |
Приветствие. Формулирование целей |
||||||||||||||||
2. Изучение нового материала (сообщения учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя. |
Дома вы готовили сообщения о детстве, юности и начале творческого пути писателя. Рассказ учителя о В.М. Шукшине с включением сообщений учащихся. Ребята, вы должны составить план в тетрадях о жизни и творчестве В.М. Шукшина. А теперь зачитайте план, который у вас получился после прослушивания учителя и сообщений ребят |
Сообщения учащихся Составление плана |
||||||||||||||||
3.Анализ рассказа «Срезал» |
Анализ рассказа «Срезал» -. Сейчас на примере произведения «Срезал» мы проследим своеобразие рассказов Шукшина и заполним таблицу.
Ребята, как называется рассказ? Срезал…Запишите ассоциативный ряд к этому слову (уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил, обезоружил, убил и т.д.). При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.
Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.
- Что говорят нам словари? (ученики ищут значение слова «Срезал»)
СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить. Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался. (словарь В. Даля)
СРЕЗАТЬ, срежу, срежешь; срезанный; сов. 1. см. резать. 2. что. Отрезать или обрезать сверху, с краев. С. ветку. 3. перен., что. Сократить, уменьшить, урезать (во 2 знач.). С. фонды, ассигнования. 4. кого (что). Оборвать, резко прервать (говорящего). С. обидным замечанием, произв. Срезаться. Потерпеть неудачу, провалиться (в 3 знач.). С. на экзамене. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
Обрезать верхнюю часть чего-л. б) Отделять резанием; отрезать. в) Спиливать, срубать. 2) а) перен. Убивать выстрелом. б) разг. Ставить в крайне тяжелое, затруднительное положение; губить. 3) перен. разг. Уменьшать, сокращать, урезывать. 4) перен. разг. Обрывать резким замечанием, приводить в замешательство; конфузить. 5) перен. разг. Проваливать на экзамене. 6) перен. Бить по мячу резким ударом, направляя его вбок, по косой (в спортивной игре). 7) перен. Перекладывать верхнюю часть стасованных карт вниз перед сдачей (в карточных играх). (Т. Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка) Почему это название кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять. – О каком главном событии повествует автор? Как он это делает? Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина? О чем рассказ? – “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”; – “о словесной дуэли”; – “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.– “О невежественном Глебе Капустине, который само утверждается за счет образованных людей”; – “о душевной травме Глеба Капустина”; – “о том, как деревенские унижают городских”; – ”о том, как необразованный деревенский мужик задавал глупые вопросы образованным людям с целью их опозорить перед односельчанами”; – “об обычной жизни в обычной деревне”. В чем его смысл? – “В людях надо видеть не только плохие, но и хорошие качества”;– “автор сожалеет о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу”; – “учит не завидовать другим”; – “главное в человеке не внешнее благополучие, а социальное положение и внутренние качества”; – “никогда не надо унижать других”; – “Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках, раскрывается сущность человека”.- Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”? Начало есть. “В какой области выявляете себя?” — спрашивает он. Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе...” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать! Ведь дальше всё случается само собой — и он становится победителем). - Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина?
|
Зачитывают учащиеся цитаты в процессе заполнения таблицы Работа со словарями |
||||||||||||||||
4. Работа с названием рассказа. |
– С чего начинается произведение? (Заголовок – окошко для взгляда вперёд: Посмотри и подумай – что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова, Эти слова – всему голова.) |
– С названия – заголовка. |
||||||||||||||||
– Как автор озаглавил свое произведение? |
– СРЕЗАЛ |
|||||||||||||||||
– Как вы определили лексическое значение этого слова? |
– “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента” |
|||||||||||||||||
– Кто срезал? |
– Глеб Капустин |
|||||||||||||||||
– Кого? (фиксирую на доске) |
– Кандидата Журавлева |
|||||||||||||||||
– Это был единичный случай? |
– Нет, Глеб срезал и раньше: полковника, 2-х летчиков, врача, корреспондента. |
|||||||||||||||||
– Глеб был один или его кто-то ещё поддерживал? |
– Его поддерживали деревенские мужики |
|||||||||||||||||
На доске появляется запись:
|
(В ходе урока учитель дописывает таблицу) |
|||||||||||||||||
5. Выявление конфликта произведения. |
– У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом? |
– Деревенские и городские |
||||||||||||||||
– Какие отношения между этими группами людей? |
– Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения: нет конфликта – нет сюжета. |
|||||||||||||||||
– В чем он состоит? – Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию. |
– Глеб хотел срезать кандидата: “люблю по носу щелкнуть – не задирайся…” (стр.163); – “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов...Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162). |
|||||||||||||||||
– Кто является инициатором конфликта? |
– Глеб и мужики. |
|||||||||||||||||
– Как, по-вашему, почему именно они? |
– Им завидно. |
|||||||||||||||||
– Чему они завидуют? |
– “Автор приводит хорошее сравнение фамилий главных героев: Журавлёв и Капустин. Один смог добиться успеха и взлетел вверх, как журавль, а другой так же и копается в огороде, не может выбраться из сельской жизни” (попрошу зачитать данную цитату из домашнего рассуждения самого ученика). |
|||||||||||||||||
6. Работа в группах |
Задание 1) Вычитать в тексте 1 гр. – Как относятся к Глебу односельчане? 2 гр. – Как относится к Глебу автор? 3 гр. – Как Глеб относился к тем, кого срезал? 4 гр. – Как относятся мужики к “знатным людям”? 5 гр. – Как проявил себя кандидат по отношению к односельчанам? На доске появляется запись: Односельчане – Глеб “не любили” – Автор – Глеб “ехидный краснобай” – Глеб – “Знатные люди” “как собаки нерезаные” – Мужики – “Знатные люди” “сочувствовали” + “Знатные люди” – односельчане “друзья” + Вывод: вокруг Глеба – негатив (что посеешь, то и пожнёшь) |
(Группы работают 5-7 мин, затем представляют результаты работ: 1 выступающий от группы)
|
||||||||||||||||
7. Позиция автора. |
– На чьей стороне сам автор? (Позиция автора?) – Почему? (Если на стороне “знатных”, то к чему ирония в начале рассказа: 5 чемоданов, самовар, халат, такси (“наши люди на такси в булочную не ездят”) почему последнее слово в конце рассказа оставляет за “жестоким” Глебом? |
Группы работают 3-4 мин Выступление групп. |
||||||||||||||||
|
(Дописываю схему на доске) |
Автор не разделяет ни той, ни другой позиции, поэтому заканчивает рассказ не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу. Шукшину важнее другое – выявитьпричины взаимного непонимания между людьми. Противостояние города и деревни будет продолжаться, в этом и ужас положения, его АКТУАЛЬНОСТЬ. |
||||||||||||||||
8. Формулировка темы и идеи рассказа. |
Задание 2) Итоговый вопрос: – О чём же хотел сказать автор читателю, изображая таких героев и такой конфликт? – Зачем описал подобную ситуацию? (Смысл рассказа?) |
– О конфликте между городом и деревней – Воспитывает уважительное отношение людей друг к другу, независимо от положения. Учит человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными. |
||||||||||||||||
9. Рефлексия |
Этап подведения итогов Задача: дать оценку собственной деятельности, провести рефлексивный момент для каждого ученика Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
|
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске : |
||||||||||||||||
10. История написания рассказа. |
Почему Шукшин написал этот рассказ? Вспоминая биографию писателя, скажу, что с людьми, подобными Глебу, Шукшину самому, наверняка, довелось встречаться. Выходец из деревни, он всего в жизни добился сам. Поступил в знаменитый творческий вуз страны, смело начал создавать своё кино. Фильм “Живёт такой парень” принёс Шукшину, начинающему сценаристу и режиссёру, мировую известность. На Венецианском международном кинофестивале он получил высшую награду — “Золотого льва Cвятого Марка”. Его самобытный талант актёра и писателя тоже громко заявил о себе, но, разумеется, были люди, не верящие в Шукшина и завидующие его славе. И, может быть, одну из своих поездок в родную деревню и описал Шукшин в этом рассказе. Эти мои догадки подтвердились, когда я стала читать воспоминания о Шукшине. Дарья Ильинична Фалеева около тридцати лет заведовала сельской библиотекой, знала будущего писателя “худеньким, бедно одетым мальчишкой, молчуном и книгоедом”. Она хотела организовать встречу земляков с Василием Макаровичем, ставшим известным человеком. “А што нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?” — говорили некоторые. Шукшин знал эту неприязнь и болезненно переживал её. От матери слышала Дарья Ильинична: “Ходит-ходит иногда по комнате, курит, хмурится, потом вздохнёт и с такою обидой скажет как сам себе: “Гады, я ж люблю вас…””.
|
Учащийся выступает с историей создания рассказа |
||||||||||||||||
11. Домашнее задание. |
Написать небольшой рассказ: «Моя встреча с Глебом Капустиным» |
|
||||||||||||||||
12. Итог урока. |
– Закончить урок хочется словами Василия Макаровича Шукшина: “Нам бы про душу не забыть. Спасибо за урок. |