Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква К»
Обучение грамоте. Звуки «К, Кь». Буква «К»
Цель:
коррекционно – образовательные:
- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «К»,
«Кь» и различать их;
- учить различать на слух и в произношении звуки «Г – Т – Х»;
- формировать и расширять словарь слов – глаголов;
- формировать и расширять словарь детей по теме «Грибы»;
коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их
чтение;
- развивать фонематический слуха;
коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей чувство любви к лесу и бережное отношение к нему.
Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «К», «Кь», разрезные азбуки, флажки синие и зелёные, наборы для составления схем.
Ход: I. Организационный момент.
Закрепление глагольного словаря в Д.И.: «Назови слово –
действие».
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с
текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
2. Развитие общей моторики. «По ягоды».
Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,
/ руки на поясе.
Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой
/ коснуться носка левой ноги
и наоборот.
Раз, два, три, / Маршируют.
четыре, пять,
Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки
/ касаются носков.
Развитие мелкой моторики.
На пеньке живёт семейка, / Одна рука сжата в кулачок,
/ прикрыта ладошкой другой
/ руки.
Мама, папа, братья, я. / Ладошку снимают, пальчики
/ поочерёдно разжимают.
Дом у нас, а крыша / Две руки вместе ладонями
/ вверх.
Есть у каждого своя. / «Крыша» из ладошек.
Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,
поглаживание.
5. Мнемогимнастика
Ребята! Представьте, что вы в лесу
и вдруг … Какой большой Удивление.
гриб боровик!
А рядом красная шапочка! Радость.
Но это оказался мухомор… Огорчение.
Да их здесь не один, а множество! Сердитое лицо.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;
- для губ: «бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,
Беззвучная артикуляция звуков А, У;
- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,
расслабление – тя – тя – тя .
III. Логопед: Сколько звуков я сказала?
«А У И» - какой звук первый?
- какой звук второй?
- какой звук третий?
Какие это звуки? Почему? Закрепление термина «гласные звуки».
Логопед задаёт вопросы: на доске выставляются картинки.
- Как кричит петух? - Как кукует кукушка? - Как крякает утка?
- Как каркает ворона? - Как курлычет журавль? - Как квакает лягушка?
Что подаёт голос курица? … кудахчет; - петух?... кукарекает;
- кукушка?... кукует; - утка? … крякает; - ворона?… каркает;
- журавль?... курлычет; - лягушка?... квакает;
- Какой звук слышен в словах чаще других? (Звук «К».)
Сегодня мы с вами познакомимся со звуками «К», «Кь».
Проговаривание звуков «К», «Кь» хором и индивидуально. - Поднесите руку ко рту, и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта.
- Звук «К» - согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду), твёрдый, глухой (тактильно – вибрационный контроль).
Обозначается квадратом синего цвета.
- Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите «К».
Звук «К» - произносится без голоса, поэтому он глухой.
- Звук «Кь» - согласный, мягкий, глухой. Обозначается квадратом зелёного цвета.
2. Игра «Подними флажок» когда услышите звук «К» в слогах, словах
Та – по – ка – ну – мо – ки – ак – ом – ут – ке – ми – но – ип – ик – та – ку;
Кот – нота – гном – капля – хобот – канат – губы – куст.
Выставляет картинки: кот, кит, кони, коньки, каток, гамак, конфеты, и т.д.
Дети отбирают картинки с мягким звуком «Кь» и картинки с твёрдым
звуком «К». Определить место звука в словах.
3. Связь звуков и букв.
Буква «К» - домик для звуков К, Кь. В каком ряду, на каком месте
стоит буква?
Работа с кассой.
Звуковой анализ и синтез слогов: АК, УК, ИК, ЭК.
Выкладывание звуковых схем слогов из цветных фишек (квадратов)
Игра «Ловим звук»
Логопед “ бросает звук” детям - дети “ловят” его и называют.
«Т» - Какой звук поймали?
«К» - - // -
«А» - - // -
- Какой 1звук? 2звук? 3звук?
- Что получилось? «Т К А»
4. Д. И. «Какая картинка лишняя?»
1. - курица, петух, утка, ворона. - Почему?
2. – Составьте две группы птиц? - Почему?
5. Физкультминутка. «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Стоп! Сели!
Травушку покушали,
Тишину послушайте.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
6. Игра «Починим телевизор»
Закончи слово звуком «К».
Вол…(к), рыбак…(к), пар…(к), моря…(к), лу…(к), завтрак…(к),
ма…(к), со…(к), тан…(к), вени…(к), плато…(к), песо…(к), цвето…(к), ла…(к).
7. Буква – «К» - на что похожа?
Два столбика стояли рядом,
Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.
Рассматривание образца на доске и в тетради. Печатание буквы в воздухе и
на столе.
К – это кот лапки выставил вперёд.
Пишем букву в тетради.
IV. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи.
Игра «В лес пойдём – грибов наберём». Посчитаем сколько грибов.
Одна лисичка, две лисички…, пять лисичек.
Один мухомор, два мухомора…, пять мухоморов.
Один маслёнок, два маслёнка…, пять маслят.
(Подберёзовик, подосиновик, опёнок, боровик, …)
V. Итог. С какими звуками мы сегодня познакомились?
Или пересказ рассказа: «Котята»
Чтение рассказа с установкой на запоминание:
- У тёти Кати пять (шесть) котят. Одного котёнка тётя Катя отдала маленькому Коле. У Коли теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.
Логопед задаёт вопросы:
- Сколько котят у тёти Кати? - Кому отдала котёнка тётя Катя?
- Как Коля будет относиться к котёнку?
Дети отвечают на вопросы, а затем пересказывают текст.