Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Буква и звук [а]»
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: буква и звук [а].
Цель: познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а];
дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а].
Задачи:
уточнить произношение звука [а];
учить детей выделять звук [а] из ряда других гласных звуков;
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки (автобус, арбуз, аист, аквариум, апельсин, ананас, абрикос, айва), кукла Антошка, мяч, круги разного цвета.
Раздаточный материал: тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный этап:
Дети, называя имя соседа в ласковой форме и здороваясь с ним, передают друг другу мячик.
Л.: Ребята, сегодня в гости к нам пришел Антошка. Он приготовил для вас интересное задание. Посмотрите на картинки и назовите их. (Ответы детей).
- Скажите, какой первый звук мы слышим во всех этих словах.
- Правильно, слышится звук [а]. Это звук гласный, он поется, и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
2. Развитие артикуляционной моторики.
- А чтобы нам было легче говорить, давайте разомнем наши язычок и губки.
- упражнения для губ: улыбка – заборчик – хоботок
- упражнения для язычка: «вкусное варенье», «часики», «качели».
- Сейчас давайте поиграем. Произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко. Для этого Антошка приготовил волшебные круги. Если он показывает красный круг, то звук [а] вы будите произносить громко, синий – тихо, зеленый – шепотом, а если белый – беззвучно.
3. Игра «Узнай по звуку».
- Сейчас приготовьте свои ладошки. Нужно хлопнуть в ладошки тогда, когда услышите звук [А]. Будьте внимательны, начинаем игру:
- А, У, И, М, О, А, Ы, Э
- СА, КУ, ПЫ, СО, ДИ; АС, ОС, УМ, УС, АП
- сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.
4. Физкультминутка
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев, очки на нос,
Он читает:
- АБ-РИ-КОС.
5. Работа в тетрадях. Прописываем печатную букву А красным карандашом.
6. - Антошка просит нас о помощи. Маленького Антошку мама отправила за продуктами, но просила купить только те продукты, в которых есть звук [а]. Давайте поможем ему. Какие продукты нужно положить в корзинку Антошке? ( Ответы детей)
- Молодцы! Антошка говорит нам: «Спасибо!»
7. - И последнее задание нам приготовил Антошка.
- Вспомните, каким цветом обозначаем звук [а]?
- Запомните правило: гласный – всегда красный! Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте место звука [а] в схемах слов.
8. Итог занятия.
Что нового узнали? С каким звуком познакомились? Это какой звук: гласный или согласный? Почему? Понравились ли вам задания Антошки?