Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»

0
0
Материал опубликован 29 September 2022

Обучение грамоте. Звук и буква «Й».

Цели:

коррекционно- образовательные:

- закрепить навык чёткого произношения звука «Й»;

- закреплять знания детей о диких животных и их детёнышах;

коррекционно- развивающие:

- автоматизировать у детей звук «Й» в слогах, словах и предложениях;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- учить выделять гласный звук в середине и в конце слова;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать навыки словоизменения;

- развивать внимание, память, мышление;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление

сохранить окружающий мир.


Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ - мальчика звука,

Звуковые часы, кассы, предметные картинки со звуком «Й», фишки,

Карточка – Утёнок и бабочка, зелёный флажок;


Ход: I. Организационный момент.

Я, называю маленькие предметы, а вы большие.

Сады – садики зонты – зонтики мосты – мостики коты – котики

Торты – тортики винты –винтики усы – усики носы – носики

Банты – бантики плоты – плотики кусты – кустики ходы – ходики

Корты – кортики кресты – крестики

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,

Шея не напряжена, а расслаблена.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Раз, два, три – ты кругом смотри.

2. Развитие общей моторики.

По сухой лесной дорожке: / Дети стоят слегка согнувшись,

- Топ – топ – топ, - / руки согнуты в локтях, -

топочут ножки. / перед грудью, кисти опущены

Ходит, бродит вдоль дорожек / Ноги слегка согнуты в

Весь в иголках серый ёжик. / коленях, делают

частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки / «Собирают ягодки» -

И для сына и для дочки. / кончики пальцев соединяются,

/ «срывают ягоды».

3. Развитие мелкой моторики.

У лесы в лесу глухом / Дети загибают пальцы

Есть нора – надёжный дом. / на обеих руках: по одному

Не страшны зимой метели / пальцу на каждое

Белочке в дупле на ели, / двустишие.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу. / Дом – ладошки направлены

Есть у каждого свой дом, / под углом, кончики пальцев

Всем тепло, уютно в нём. / соприкасаются. 4. Развитие мимических мышц.

В лесу бегает злой волк. - Нахмурить брови.

Вдруг не стало волка! - Поднять брови (удивление).

Это мишка косолапый - Подмигнуть правым глазом

Прогнал волка. ( радость) 5. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

Язык – язычок,

Не ленись, покажись (на счёт 1, 2, 3, 4 ,5)

Расслабляйся спинка: кя – кя – кя,

Серединка: пя – пя – пя,

Кончик: тя – тя – тя,

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Язык чашечкой сложи,

Так немного подержи (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

В барабан язык играет: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

Наших деток вспоминает: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Повторение. Д/ игра «Девочка с фонариком», ищет слова

со звуком – «И».

мак, мир, был, бил, вил, пыль, лифт, мыл, мил, бык, бита; (6 слов)

2. - Звуковой анализ: Что получится, если соединим звуки

-У – Х; УХ; добавим - О – УХО, поменяем – О – на – А – (УХА)

Уберём – У –, (ХА); КЫ – КИ = КИТ = КОТ;

Показ картинок: майка, зайка, змей, лейка, и т.д.

- Какой звук вы слышите во всех этих словах? (Звук «Й»).

- О каком звуке пойдёт сегодня речь? О звуке «Й»).

Объявление темы.

- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «Й».

Характеристика звука – Звук «Й» согласный, мягкий, краткий.

Звук «Й» бывает только после гласного звука.


IV. 1. Игра «Звуковые часы». Показать стрелкой картинку, про которую

скажем: «МОЙ», «МОЯ», «МОЁ».

2. Игра «Измени слово»

Логопед даёт задание детям изменить слово так, чтобы в нём был

звук «Й»: заяц – зайка герои – герой

сараи – сарай зима – зимой

ульи – улей лить – лей

пить – пейте змеи – змей

Д/ игра «Светофор»

Дети поднимают зелёный флажок, услышав слово со звуком «Й»:

Май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай,

автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, Незнайка,

балалайка, пузырёк, кофейник.

V. Физкультминутка

Чтоб красиво нам писать

Надо глазки упражнять.

Вместе пальчики сведём,

И гимнастику начнем,

Вправо – влево,

Вправо – влево,

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

Знакомство с буквой «Й».

Букву «Й» зовут И кратким.

«Й» как – И в твоей тетрадке.

Чтобы «Й» не путать с – И.

Сверху галочку пиши.

- Пишем в тетрадях.

Поиграем в загадки.

Логопед вызывает к доске двух детей и одного ребёнка.

Вопрос: - Про кого я сказала? – про Соню, про себя или

про детей.

Спят - спит - сплю.

Гуляю - гуляют - гуляет.

Сидит - сидят - сижу.

Я буду говорить про себя, а вы про детей.

- Я мою окно…(Максим и Вика моют окно.)

- Я купаю Юлю…(Максим и Вика купают Юлю.)

- Я помогаю Вове…(Максим и Вика помогают Вове.)




Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.

Игра «Правильно назови детёнышей диких животных».

Игра с мячом.

Логопед называет детёныша животного в единственном числе

и бросает мяч, а дети называют множественное число этого

слова и бросают мяч обратно логопеду.

Лисёнок – лисята

Волчонок – волчата

Бельчонок – бельчата

Медвежонок – медвежонок

Ежонок – ежата

Зайчонок – зайчата

Лосёнок – лосята

Рысёнок – рысята

Оленёнок – оленята

Бобрёнок – бобрята

Барсучонок – барсучата

IX. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком познакомились?

Дать характеристику звука «Й».


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.