Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»
Обучение грамоте. Звук и буква «Й».
Цели:
коррекционно- образовательные:
- закрепить навык чёткого произношения звука «Й»;
- закреплять знания детей о диких животных и их детёнышах;
коррекционно- развивающие:
- автоматизировать у детей звук «Й» в слогах, словах и предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- учить выделять гласный звук в середине и в конце слова;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки словоизменения;
- развивать внимание, память, мышление;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление
сохранить окружающий мир.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ - мальчика звука,
Звуковые часы, кассы, предметные картинки со звуком «Й», фишки,
Карточка – Утёнок и бабочка, зелёный флажок;
Ход: I. Организационный момент.
Я, называю маленькие предметы, а вы большие.
Сады – садики зонты – зонтики мосты – мостики коты – котики
Торты – тортики винты –винтики усы – усики носы – носики
Банты – бантики плоты – плотики кусты – кустики ходы – ходики
Корты – кортики кресты – крестики
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три – ты кругом смотри.
2. Развитие общей моторики.
По сухой лесной дорожке: / Дети стоят слегка согнувшись,
- Топ – топ – топ, - / руки согнуты в локтях, -
топочут ножки. / перед грудью, кисти опущены
Ходит, бродит вдоль дорожек / Ноги слегка согнуты в
Весь в иголках серый ёжик. / коленях, делают
частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки / «Собирают ягодки» -
И для сына и для дочки. / кончики пальцев соединяются,
/ «срывают ягоды».
3. Развитие мелкой моторики.
У лесы в лесу глухом / Дети загибают пальцы
Есть нора – надёжный дом. / на обеих руках: по одному
Не страшны зимой метели / пальцу на каждое
Белочке в дупле на ели, / двустишие.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу. / Дом – ладошки направлены
Есть у каждого свой дом, / под углом, кончики пальцев
Всем тепло, уютно в нём. / соприкасаются. 4. Развитие мимических мышц.
В лесу бегает злой волк. - Нахмурить брови.
Вдруг не стало волка! - Поднять брови (удивление).
Это мишка косолапый - Подмигнуть правым глазом
Прогнал волка. ( радость) 5. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
Язык – язычок,
Не ленись, покажись (на счёт 1, 2, 3, 4 ,5)
Расслабляйся спинка: кя – кя – кя,
Серединка: пя – пя – пя,
Кончик: тя – тя – тя,
А теперь спокойно вниз,
За зубами удержись (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
Язык чашечкой сложи,
Так немного подержи (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
В барабан язык играет: Т – Т – Т, Д – Д – Д;
Наших деток вспоминает: Т – Т – Т, Д – Д – Д;
Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Повторение. Д/ игра «Девочка с фонариком», ищет слова
со звуком – «И».
мак, мир, был, бил, вил, пыль, лифт, мыл, мил, бык, бита; (6 слов)
2. - Звуковой анализ: Что получится, если соединим звуки
-У – Х; УХ; добавим - О – УХО, поменяем – О – на – А – (УХА)
Уберём – У –, (ХА); КЫ – КИ = КИТ = КОТ;
Показ картинок: майка, зайка, змей, лейка, и т.д.
- Какой звук вы слышите во всех этих словах? (Звук «Й»).
- О каком звуке пойдёт сегодня речь? О звуке «Й»).
Объявление темы.
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «Й».
Характеристика звука – Звук «Й» согласный, мягкий, краткий.
Звук «Й» бывает только после гласного звука.
IV. 1. Игра «Звуковые часы». Показать стрелкой картинку, про которую
скажем: «МОЙ», «МОЯ», «МОЁ».
2. Игра «Измени слово»
Логопед даёт задание детям изменить слово так, чтобы в нём был
звук «Й»: заяц – зайка герои – герой
сараи – сарай зима – зимой
ульи – улей лить – лей
пить – пейте змеи – змей
Д/ игра «Светофор»
Дети поднимают зелёный флажок, услышав слово со звуком «Й»:
Май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай,
автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, Незнайка,
балалайка, пузырёк, кофейник.
V. Физкультминутка
Чтоб красиво нам писать
Надо глазки упражнять.
Вместе пальчики сведём,
И гимнастику начнем,
Вправо – влево,
Вправо – влево,
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
Знакомство с буквой «Й».
Букву «Й» зовут И кратким.
«Й» как – И в твоей тетрадке.
Чтобы «Й» не путать с – И.
Сверху галочку пиши.
- Пишем в тетрадях.
Поиграем в загадки.
Логопед вызывает к доске двух детей и одного ребёнка.
Вопрос: - Про кого я сказала? – про Соню, про себя или
про детей.
Спят - спит - сплю.
Гуляю - гуляют - гуляет.
Сидит - сидят - сижу.
Я буду говорить про себя, а вы про детей.
- Я мою окно…(Максим и Вика моют окно.)
- Я купаю Юлю…(Максим и Вика купают Юлю.)
- Я помогаю Вове…(Максим и Вика помогают Вове.)
Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.
Игра «Правильно назови детёнышей диких животных».
Игра с мячом.
Логопед называет детёныша животного в единственном числе
и бросает мяч, а дети называют множественное число этого
слова и бросают мяч обратно логопеду.
Лисёнок – лисята
Волчонок – волчата
Бельчонок – бельчата
Медвежонок – медвежонок
Ежонок – ежата
Зайчонок – зайчата
Лосёнок – лосята
Рысёнок – рысята
Оленёнок – оленята
Бобрёнок – бобрята
Барсучонок – барсучата
IX. Итог занятия и оценка работы детей.
С каким звуком познакомились?
Дать характеристику звука «Й».