Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква К, Ль»
Обучение грамоте. Звук и буква «Й – Ль»
Цели:
коррекционно- образовательные:
- закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «Й» «Ль»;
- формировать номинативную лексику по теме «Домашние животные»;
коррекционно- развивающие:
- автоматизировать у детей звук «Й» «Ль» в слогах, словах;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать внимание, память, мышление;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
- воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность
при выполнении заданий.
Оборудование: карточка – фонарик зелёного цвета, символы – звуков,
кассы, предметные картинки со звуком «Й» «Ль», картинка – лимон,
буква – Л.
Ход: I. Организационный момент.
Какое слово лишнее?
Майка – юбка – линейка; Яблоко – тыква – груша;
троллейбус – собака – автобус; лопата – тарелка - сахарница;
капуста – лимон – банан; шкаф – матрёшка – стол; самолёт – змей – машина
мишка – пирамидка – портфель; сосна – тюльпан – мак;
лиса – коза – волк; тополь – ива – сирень; стрекоза – муха – ласточка;
журавль – скворец – воробей; балалайка – гитара – лейка;
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три – ты кругом смотри.
2. Развитие общей моторики.
Два щенка щека к щеке / Руки сложить ладонями
Щиплют щетку в уголке / друг к другу: к правой,
/ а затем левой щеке.
А у щётки половой / Руки поднимать вверх и
Палка есть над головой. / соединять над головой.
Палка – щёлк щенков с плеча. / Хлопок по плечам.
Два щенка ушли пища. / Повернуться вокруг себя.
3. Развитие мелкой моторики. «Пять телят».
Этот телёнок пьёт молоко. / Руки зажаты в кулачки.
Этот телёнок ушёл далеко. / Пальцы раскрываются,
Этот телёнок траву жуёт / начиная с мизинца.
Этот телёнок копытами бьёт;
Этот телёнок мычит: «Му – му – му!
Все разошлись! Скучно мне одному!»
4. Развитие мимических мышц.
До чего красив венок: - Радость.
Ромашки, незабудки! … - Веселье.
На цепи сидит щенок - Грусть.
У собачьей будки. - Огорчение. 5. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
Язык – язычок,
Не ленись, покажись (на счёт 1, 2, 3, 4 ,5)
Расслабляйся спинка: кя – кя – кя,
Серединка: пя – пя – пя,
Кончик: тя – тя – тя,
А теперь спокойно вниз,
За зубами удержись (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
Язык чашечкой сложи,
Так немного подержи (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
В барабан язык играет: Т – Т – Т, Д – Д – Д;
Наших деток вспоминает: Т – Т – Т, Д – Д – Д;
Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Повторение.
Работа в кассах: УХ, УХО; УХА, ХА.
КОТ – КИТ; ТУК – ТАК – ТИК.
Картинка – ЛИМОН. – Выделение первого звука в слове.
Какой звук вы услышали? (Звук «Ль».)
При произношении звука «Ль» губы принимают положение
последующего гласного.
Зубы на расстоянии друг от друга.
Кончик языка упирается в бугорки.
Характеристика звука «Ль» - согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный.
- картинки со звуком «Ль»
Показ картинок: майка, зайка, змей, и т.д.
- Какой звук вы слышите во всех этих словах? (Звук «Й»).
- О каком звуке ещё пойдёт сегодня речь? (О звуке «Й»).
Объявление темы.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки «Ль» и «Й».
Характеристика звука – Звук «Й» согласный, мягкий, краткий, звонкий.
Звук «Й» бывает только после гласного звука.
IV. 1. Игра «Доскажи словечко». Я буду называть начало слова, а вы
добавите звук – ЛЬ.
Меда - (ль), шме – (ль), со – (ль), бо – (ль), пы – (ль), да – (ль),
ша – (ль), мо – (ль), но – (ль), то – (ль), караме – (ль).
2. Игра «Запомни и повтори»
ай – ля – ля; ле – ле – йе; лю – йю – лю; ля – лё – лю – ли;
аль – оль – уль – иль;
Игра «Фонарик» - (зелёного цвета).
Дети дают сигнал, услышав слово со звуком «Ль»:
Лена, Юра, ёжик, Лёва, лев, лимон, юбка, Люба, листья, ёлка, юла, маяк.
V. Физкультминутка
Чтоб красиво нам писать
Надо глазки упражнять.
Вместе пальчики сведём,
И гимнастику начнем,
Вправо – влево,
Вправо – влево,
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
Связь звука с буквой.
Как называется домик для звука «Ль»? (Буква «Л». Так же как и для
звука «Л»).
Пересказ рассказа: «Валя помогает маме».
(по сюжетной картинке) - 3- 4 пересказа.
Валя помогает маме. Она моет окно. Алик и Лёва копают ямы. Тут будут ели и липы.
Скороговорка – выполнение действий по тексту.
Ехали мы ехали, до клёна доехали, клён мы объехали и домой поехали.
Ехали мы ехали, до липы доехали, липу мы объехали и домой поехали.
до ели
до тополя
Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.
Поиграем в игру «Кто у кого?»
У собаки – щенок. У кошки – котёнок. У овцы – ягнёнок.
У лошади – жеребёнок. У козы – козлёнок. У кролика – крольчонок.
У свиньи – поросёнок.
IX. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки учились различать?
Дать характеристику звука «Й» и звука «Ль».
Чем они похожи? Чем отличаются?