Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква К, Ль»

0
0
Материал опубликован 29 September 2022

Обучение грамоте. Звук и буква «Й – Ль»

Цели:

коррекционно- образовательные:

- закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «Й» «Ль»;

- формировать номинативную лексику по теме «Домашние животные»;

коррекционно- развивающие:

- автоматизировать у детей звук «Й» «Ль» в слогах, словах;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать внимание, память, мышление;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

- воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность

при выполнении заданий.



Оборудование: карточка – фонарик зелёного цвета, символы – звуков,

кассы, предметные картинки со звуком «Й» «Ль», картинка – лимон,

буква – Л.

Ход: I. Организационный момент.

Какое слово лишнее?

Майка – юбка – линейка; Яблоко – тыква – груша;

троллейбус – собака – автобус; лопата – тарелка - сахарница;

капуста – лимон – банан; шкаф – матрёшка – стол; самолёт – змей – машина

мишка – пирамидка – портфель; сосна – тюльпан – мак;

лиса – коза – волк; тополь – ива – сирень; стрекоза – муха – ласточка;

журавль – скворец – воробей; балалайка – гитара – лейка;

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,

Шея не напряжена, а расслаблена.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Раз, два, три – ты кругом смотри.

2. Развитие общей моторики.

Два щенка щека к щеке / Руки сложить ладонями

Щиплют щетку в уголке / друг к другу: к правой,

/ а затем левой щеке.

А у щётки половой / Руки поднимать вверх и

Палка есть над головой. / соединять над головой.

Палка – щёлк щенков с плеча. / Хлопок по плечам.


Два щенка ушли пища. / Повернуться вокруг себя.

3. Развитие мелкой моторики. «Пять телят».

Этот телёнок пьёт молоко. / Руки зажаты в кулачки.

Этот телёнок ушёл далеко. / Пальцы раскрываются,

Этот телёнок траву жуёт / начиная с мизинца.

Этот телёнок копытами бьёт;

Этот телёнок мычит: «Му – му – му!

Все разошлись! Скучно мне одному!»

4. Развитие мимических мышц.

До чего красив венок: - Радость.

Ромашки, незабудки! … - Веселье.

На цепи сидит щенок - Грусть.

У собачьей будки. - Огорчение. 5. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

Язык – язычок,

Не ленись, покажись (на счёт 1, 2, 3, 4 ,5)

Расслабляйся спинка: кя – кя – кя,

Серединка: пя – пя – пя,

Кончик: тя – тя – тя,

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Язык чашечкой сложи,

Так немного подержи (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

В барабан язык играет: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

Наших деток вспоминает: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Повторение.

Работа в кассах: УХ, УХО; УХА, ХА.

КОТ – КИТ; ТУК – ТАК – ТИК.

Картинка – ЛИМОН. – Выделение первого звука в слове.

Какой звук вы услышали? (Звук «Ль».)

При произношении звука «Ль» губы принимают положение

последующего гласного.

Зубы на расстоянии друг от друга.

Кончик языка упирается в бугорки.

Характеристика звука «Ль» - согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный.

- картинки со звуком «Ль»

Показ картинок: майка, зайка, змей, и т.д.

- Какой звук вы слышите во всех этих словах? (Звук «Й»).

- О каком звуке ещё пойдёт сегодня речь? (О звуке «Й»).

Объявление темы.

- Сегодня мы будем учиться различать звуки «Ль» и «Й».

Характеристика звука – Звук «Й» согласный, мягкий, краткий, звонкий.

Звук «Й» бывает только после гласного звука.


IV. 1. Игра «Доскажи словечко». Я буду называть начало слова, а вы

добавите звук – ЛЬ.

Меда - (ль), шме – (ль), со – (ль), бо – (ль), пы – (ль), да – (ль),

ша – (ль), мо – (ль), но – (ль), то – (ль), караме – (ль).

2. Игра «Запомни и повтори»

ай – ля – ля; ле – ле – йе; лю – йю – лю; ля – лё – лю – ли;

аль – оль – уль – иль;

Игра «Фонарик» - (зелёного цвета).

Дети дают сигнал, услышав слово со звуком «Ль»:

Лена, Юра, ёжик, Лёва, лев, лимон, юбка, Люба, листья, ёлка, юла, маяк.

V. Физкультминутка

Чтоб красиво нам писать

Надо глазки упражнять.

Вместе пальчики сведём,

И гимнастику начнем,

Вправо – влево,

Вправо – влево,

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

Связь звука с буквой.

Как называется домик для звука «Ль»? (Буква «Л». Так же как и для

звука «Л»).

Пересказ рассказа: «Валя помогает маме».

(по сюжетной картинке) - 3- 4 пересказа.

Валя помогает маме. Она моет окно. Алик и Лёва копают ямы. Тут будут ели и липы.

Скороговорка – выполнение действий по тексту.

Ехали мы ехали, до клёна доехали, клён мы объехали и домой поехали.

Ехали мы ехали, до липы доехали, липу мы объехали и домой поехали.

до ели

до тополя

Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.

Поиграем в игру «Кто у кого?»

У собаки – щенок. У кошки – котёнок. У овцы – ягнёнок.

У лошади – жеребёнок. У козы – козлёнок. У кролика – крольчонок.

У свиньи – поросёнок.

IX. Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки учились различать?

Дать характеристику звука «Й» и звука «Ль».

Чем они похожи? Чем отличаются?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.