Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква и звук Ы»
Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Буква Ы и звук [ы]»
Тема: «Буква и звук Ы»
Цель: формировать умения выделять звук [ы] в слове; формировать артикуляцию звука [ы].
Задачи:
Обучающие: формирование у детей фонематического восприятия;
Развивающие: развивать психическое – развитие процессов;
Воспитывающие: воспитывать умения вести себя сдержанно, аккуратность в тетрадях.
Ход НОД
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вступительная беседа | - Здравствуйте ребята, мы сегодня с вами будем учить новую букву. - Ребята, сколько букв вы уже знаете? - Какую букву мы учили на прошлом занятии? - Какой звук она обозначает? | - Семь - Х - (ответы детей) |
II.Основная часть | - Ребята, а к нам в гости сегодня пришел новый звук [ы]. Описание звука (голос проходит свободно, не встречает преград, этот звук – гласный. Особенностью звука [ы] является то, что он может стоять только после твердых согласных звуков. - Ребята, посмотрите на букву Ы и скажите, на что она похожа? - Ребята, а теперь послушайте сказку (чтение сказки). Стихотворение Ы всегда служить готова, Только не в начале слова. Слов с начальной буквой Ы Не найдете в книгах вы. - Ребята скажите, что вы запомнили про звук [ы]и букву ы? - Ребята, а теперь берем звуковые линеечки и разберём слово «КРЫСЫ» - Работа в тетрадях *Паровозик к слову «крысы»; *Пишем букву в строчку Физ.минутка Мы шагаем по дорожке. Раз, два! Раз, два! Дружно хлопаем в ладошки. Раз, два! Раз, два! Поднимаем ручки К солнышку и к тучке. Вдоль дорожки теремок. Он не низок, не высок. В нем живёт мышонок «Ква» Быстро прячется – Вот так! - Ребята, скажите что такое предложение? - Посмотрите у меня набор слов и мне надо составить красивое предложение. - Посмотрите, подумайте и помогите мне составить красивое предложение «У мамы мыло.» (объяснение воспитателя про предложение). Игра «Услышь» Воспитатель читает слова со звуком [ы] и если дети слышат, то хлопают в ладоши, если не слышат топают ногами. - Ребята, а теперь для вас домашнее задание: нарисовать на что похожа буква Ы и придумать 5 слов в середине слова и 5 слов в конце слова. | (дети вместе с воспитателем работают со звуком) (ответы детей) (ответы детей) (ответы детей, дети думают и 1 ребенок выходит составляет и все вместе проверяем) |
III. Заключительная беседа | - Ребята, с чем мы сегодня познакомились? - Какой звук [ы]? - О чём вы расскажите родителям? - Наведите порядок на столах, занятие окончено. | (ответы детей) |
Сказка про букву Ы
Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.
Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.
Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:
— Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.
Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.
— Что может убедить тебя вернуться? — тогда спросили буквы.
— Я вернусь только в том случае, если три предмета скажут мне, что без меня не могут жить, — так ответила буква Ы. И ушла.
И тут стали происходить странные вещи: буквЫ, одна за другой, стали исчезать, пока не осталась одна единственная буква А.
ШкафЫ, в которых хранились вещи, тоже исчезли. Остался только один шкаф.
ЗвездЫ на небе погасли, осталась последняя, одинокая звезда.
Буква А запаниковала — что же делать? Нужно срочно возвращать букву Ы, но где взять три предмета, которые не могут без нее жить?
Буква А выглянула во двор и ахнула: там стояло множество существ.
Это были: мЫшь, сЫр, часЫ, лыжЫ, крЫса, рЫба и мЫло. Они были уставшие, потрепанные и еле держались на ногах.
— Нам нужна буква Ы, мы не можем без нее жить, — слабым голосом сказали они.
И тут случилось чудо — откуда ни возьмись появилась буква Ы.
Она сказала:
— Оказывается, я очень нужна, и пусть меня нет в начале слов, я встречаюсь в середине слова и в конце. Без меня буквы превращаются в одну букву, звезды — в одну звезду, а мышь, сыр, часы, и многие другие животные и предметы просто не могут жить. Я возвращась, и больше никогда не уйду.
После этих слов все вернулось на место: и звезды, и буквы, и шкафы, а мышь, сыр, часы, лыжи, крыса, рыба и мыло поправились, пошли домой и больше не грустили.