12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дзюрич Елена Алексеевна3884
Работаю учителем физики и математики в МОУ "СОШ с. Агафоновка" . Педагогический стаж работы составляет 25 лет. Образование высшее.
Россия, Саратовская обл., село Агафоновка Питерский район
5

Обучение по индивидуальному плану в общеобразовательных организациях

Обучение по индивидуальному плану: содержание понятия

При организации подобного обучения необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие ИУП. В действительности суть такого плана отлично выражена в соответствующем федеральном законе, где понятие изложено в точной форме. Итак ИУП - это индивидуальная образовательная траектория, помогающая освоить учебную программу конкретной категории учащихся, она создаётся на основе некоторых особенностей личности учащегося а также образовательных потребностей. Такая трактовка понятия существенно отличается от ранее используемой, где индивидуальный учебный план ребёнка с овз , к примеру, трактовался как совокупность школьных предметов или учебных курсов выбранных учащимся из основного общеобразовательного плана обучения. Новая трактовка очевидно увеличивает шансы получить образование, детям с врождёнными проблемами здоровья. На уровне частного случая, конкретной образовательной организации ИУП определяется как обучение по индивидуальному плану на основе маршрутного листа занятий, ориентированного в личном порядке на одного учащегося. При этом отсутствует какая-либо практика использования ИУП для детей проявляющих поразительные успехи в конкретных учебных предметах или тех кто занимается по дополнительным общеразвивающим, профессиональным образовательным программам. Современная практика реализации индивидуальной образовательной траектории проявляется в учёбе на дому или обучении по профилю. На самом деле ИУП теоретически может быть внесён в учебный процесс на любых уровнях, при самых разных условиях и формах обучения.

 Обучение по индивидуальному плану: особенности программы

 Итак цели стандартной программы ИУП очевидны:

  •  Поддержать выдающихся учеников и молодых талантов. 
  • Подготовить учащихся находящихся на уровне освоения учебной программы, к освоению более сложных предметов.
  •  Разработать хотя бы один индивидуальный учебный план ребёнка с овз. 
  • Удовлетворить потребности учащихся занимающихся по профильной или углублённой программе. 
  • Дать образование детям с явными формами дезадаптации в больших коллективах. 

 

Особенности обучения по индивидуальному плану:

  1.  ИУП составляется исключительно для обучающихся в ОО.
  2.  Такая система обучения может быть создана на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся: особо способных к освоению программы (мотивированные и талантливые); изучающих дополнительные предметы на углублённом и профильном уровне; желающих получить индивидуальную образовательную траекторию и наконец сдать экзамены; не погасивших академические задолженности в назначенные сроки; категории не определённые на институциональном уровне в рамках действующих законов РФ.
  3.  Материально-техническая база учебного процесса должна быть оснащена в полной мере, так чтобы учащиеся по ИУП могли беспрепятственно заниматься изучением образовательных предметов. 
  4. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с овз должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения.
  5.  Процесс обучения по ИУП проходит на основе того, что учитываются ранее приобретённые знания учащегося и соответственно составляется план. 
  6. Порядок изучения программы определяется исключительно самой образовательной организацией.
  7.  Основная программа может состоять из нескольких учебных планов в том числе и обучения по индивидуальному плану. 

Следовательно: учёба в рамках ИУП может проходить только в образовательных учреждениях и не может выходить за рамки основной программы учащегося, но предусматривает образовательные потребности учащегося, его личностные особенности, а также проблемы со здоровьем. Соответственно этому создаётся индивидуальная образовательная траектория. Это совершенно не означает, что ученик будет проходить облегчённую программу, напротив он должен будет освоить стандартную программу в полной мере. Максимум ученических часов ИУП определяют соответственно требованиям общеобразовательного учреждения. Минимум при этом составляет стандартное количество часов для учебного плана школы, вуза. 

 

Структура обучения по индивидуальному плану в стандартном образовательном учреждении 

Предлагаем ознакомится с авторским видением структуры ИУП для учащихся образовательных учреждений, которое основано на информационно-методических и нормативно правовых документах, а также личном опыте работы в сфере образования, составителя. План индивидуальной образовательной траектории состоит из пояснительной записки и сетки часов. Ниже представлена суть двух разделов пояснительной записки: 

  1. Общее положение: здесь составляют полное описание разработки ИУП, основы, срок обучения в году, форма освоения стандартной программы, сдача экзаменов и промежуточные аттестации. 
  2. Собственно ИУП учащегося, где указывается особенности программы и подход к созданию. 

Сетка часов обучения по индивидуальному плану представляет собой графические таблицы где указываются изучаемые предметы, затраченные на их изучение часы, а также формы срезов знаний, промежуточных аттестаций. Здесь необходимо отметить что конкретная таблица соответствует конкретному плану обучения. Например: для индивидуального учебного плана ребёнка с овз может быть использован ниже представленный образец №1, а образцы №2 и №3 могут быть использованы для ИУП в рамках профильного обучения. 

 

Основанием для формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО, как правило, педагогического совета, принятое на основании заявления / заявки от обучающихся и (или) родителей (законных представителей) и закрепленное приказом по организации, например «О формировании обучения по индивидуальному плану ОО на 20__/__ учебный год», издаваемым в январе – феврале текущего учебного года, т. е. в тот период, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Если вести речь о более правильном подходе индивидуальной образовательной траектории, то следует говорить о разработке (если ООП данного уровня общего образования в ОО не было) или о коррекции ООП соответствующего уровня. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации в течение учебного года, что решается в каждом конкретном случае и в каждой отдельной ОО самостоятельно. При формировании ИУП обучающемуся при наличии финансовой возможности в ОО можно предложить внеурочную деятельность, которая дополнит и обогатит его содержание.

  Документация при сопровождении учащихся обучающихся по индивидуальному плану 

Обучение по индивидуальному плану обязательно сопровождается анализом и ведением соответствующей документации. Обычно зам директора учебного заведения имеет доступ к подобным документам, он (она) контролирует и составляет: 

 

  • Расписание которое в точности будет соответствовать требуемой учебной нагрузке индивидуальной образовательной траектории, учитывая деятельность вне уроков, а также требования СанПин. 
  • Школьную документацию: дневник, классный журнал и др. 

Ниже представим образец положения об ИУП ОО, который может быть взят за основу при разработке своего и (или) его коррекции.

 

 
 

Источник: http://www.menobr.ru/article/59932-qqe-16-m8-obuchenie-po-individualnomu-planu-v-obshcheobrazovatelnyh-organizatsiyah?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily_11102016

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Дзюрич Елена Алексеевна, 06.01.17 в 16:02 0Ответить Пожаловаться
На данном сайте можно найти много интересной и полезной информации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.