Инновационная работа в общеобразовательных организациях района
Инновационная работа в общеобразовательных организациях района
М.В. Зигангерова, заведующая УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам
Инновационная работа педагога в современном образовании – это важнейшая составляющая образовательной деятельности, направленная на повышение качества образования.
Инновационное образование сегодня является неотъемлемым процессом и результатом учебно-воспитательной работы, стимулирующей и проектирующей новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В связи с этим деятельность современного образовательного учреждения, взявшего на себя миссию подготовки субъектов инновационного развития, имеет свою специфику по целеполаганию, содержанию, технологиям, методам, способам управления с общепринятыми стандартами.
Уникальность, масштабность инновационных процессов в образовании требует подготовки нового корпуса кадров. Сегодня очевидно, что без системного повышения квалификации педагогов и руководителей становится затруднительной реализация основных идей модернизации. Современное общество требует создания качественно новой системы образования, в основе которой должен лежать принцип формирования не суммы знаний, умений, навыков, а комплекса компетентностей. Среди них: предметная компетентность – как способность находить необходимые знания, компетентность самообразования – строить свой индивидуальный образовательный маршрут, коммуникативная компетентность – вступать в эффективные коммуникации и многие другие. Таким образом, необходимо непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности всех работников образования, в том числе и заместителей директора. Одна из таких миссий возлагается на тьюторов
Тьюторское сопровождение инновационной деятельности в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани организована с заместителями директора по методической работе.
Цель работы: формирование компетенции инновационной деятельности заместителей директора: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности; стремление к новому; способность к критическому мышлению и разумному риску; креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно; готовность к работе в команде и в высоко конкурентной среде.
Включение в инновационную деятельность должно сопровождаться введением новых понятий и терминов: инновация и новация, их типы и виды, технология проектирования.
Эффективность любой деятельности должна сопровождаться диагностикой и мониторингом. Подготовлен пакет диагностического инструментария:
- анкета «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;
- анкета «Оценка уровня инновационного потенциала»;
- анкета «Отношение к исследовательской деятельности»;
- анкета «Изучение трудностей в работе заместителя директора»;
- анкета «Владение исследовательскими умениями».
Разработаны критерии, с помощью которых проводился мониторинг сформированности компетенции инновационной деятельности.
Одной из форм целевого управления инновационной деятельностью в современной модели образования, включающей в себя процесс осуществления инноваций и комплект сопровождающих документов, является инновационный проект. Важным из вопросов для рассмотрения стало рассмотрение типов инновационных проектов, составление методического паспорта своего проекта. Известно, что любой проект - это исследование. Встаёт вопрос об отношении к исследовательской деятельности.
Введение в инновационную деятельность невозможно без изучения таких понятий как «инновация» и «эксперимент». Прекрасная их интерпретация изложена в работе авторов А. Седенко, Т. Г. Новиковой «Об инновационной и экспериментальной деятельности». Именно этот вопрос «пугает» и вызывает затруднения.
Обратная связь тьюторского сопровождения проводится в форме экспертизы первого этапа работы инновационных проектов образовательных учреждений. Представляются презентации о реализации инновационного проекта: план, мониторинговые материалы, диагностика, результаты первого этапа.
С целью обратной связи тьюторов и заместителей директора создана электронная почта для обмена и передачи раздаточного материала с занятий, выполненных домашних заданий.
Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи повышения профессиональных компетентностей, содействовать развитию потребности руководителя в новшестве и сознании необходимости изменения своей деятельности.
Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу. Лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.