12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Пестовская Елена Владимировна1120
Россия, Санкт-Петербург, Гатчина
Материал размещён в группе «Обучение аутичных детей.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Издательства «Просвещение», Москва 2013 г. по курсу «Математика» 1-4 классы. Авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева.

 Математика – 99 ч.(3ч. в неделю).

Учебные пособия:

-Т.В.Алышева Математика: Учебник для 1 класса С (К) ОУ VIII вида в 2-х частях, Москва, Просвещение, 2013 г.

Срок реализации программы 1 год.

Целью программы является –

-сформировать элементарные математические представления.

-коррекция и развитие познавательной деятельности путем формирования основ математических знаний и умений.

Задачи обучения «Математике»:

1. Изучение чисел от 3 до 10, знакомство со сложением и вычитанием в пределах 10.

2.  Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления.

3.  Обогащение речи обучающуюся специфическими математическими терминами и выражениями.

4.  Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.

Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Она практически не реагируют на обращение и сама не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Девочку можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, она может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, она успокаивается. Ученица имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, стремится к скрупулѐзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. У неё складывается привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Она с подозрением относится ко всему новому, может проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, может дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме. Наблюдаются моторные стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, действия – теребит себя за волосы, перелистывает книги и т.д.). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Она быстро устаёт, может истощаться и перевозбуждаться, имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания.

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.

В авторскую программу В.В. Воронковой по математике были внесены изменения и дополнения путем:

- выполнения облегченных вариантов примеров, задач, других заданий в пределах программных тем;

- включение упражнений на обведение по трафарету, шаблону цифр, геометрических фигур;

- включение упражнений на коррекцию зрительного восприятия и памяти;

- все задания выполняются с помощью дидактического материала.


 

В работе с аутичными детьми надо опираться на принцип «от общего - к частному, от целого - к части». Для успешного обучения надо учитывать необходимо их собственные интересы, обыгрывание заданий.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Программа должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

различать 2 предмета по цвету, величине, размеру;

сравнивать предметы по одному признаку;

знать числа первой тройки;

решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 3 с помощью счётного и дидактического материала;

обводить геометрические фигуры по трафарету, по опорным точкам.

Содержание тематического планирования

1 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Требования к знаниям и умениям

Контрольные работы

Оборудование

1

Подготовка к изучению математики.

35 часов

Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих опре-деленными свойст-вами. Сравнение предметов по размерам. Сравнение предметов по массе. Сравнение групп предметов. Положение предметов в пространстве.

Временные представления. Сравнение по возрасту. Геометрические фигуры.

 

Трафареты. Таблицы.

Набор карточек на сравнение.

2

Первая пятёрка.

54 часов

Название обозначения чисел от 1 до 3. Счет предметов. Количественные порядковые числительные число и цифра 0, соответствие количества, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел. Состав чисел от 1 до 3. Таблицы состава чисел в пределах 3. Письмо чисел подразумевает – выкладывание с помощью природных материалов( косточек, палочек, и т.д.), прочерчивание на песке и индивидуальной доске. Шар, овал.

 

Набор карточек с цифрами. Набор карточек с изображения-ми предметов в разном количестве.

Действия сложения и вычитания в предметной и знаковой форме.

3

Повторение.

10 часов

 

1

 

Тематическое планирование

Предмет – математика.

Класс – 1.

Количество часов –99 .

Наименование разделов, тем урока.

Кол-во часов

 

Раздел 1. Подготовка к изучению математики.

35

1.1

Вводный урок.

1

1.2

Цвет (основные: красный, синий, зелёный, жёлтый). Группировка предметов по цвету.

2

1.2

Круг. Сравнение по цвету.

1

1.3

Понятие большой – маленький. Сравнение предметов по величине.

1

1.4

Одинаковые, равные по величине. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.5

Положение предметов в пространстве. Понятие слева – справа.

2

1.6

Понятие в середине, между.

1

1.7

Квадрат. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.8

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний.

2

1.9

Понятие длинный – короткий.

2

1.10

Треугольник. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.11

Понятие широкий – узкий.

2

1.12

Далеко – близко, дальше – ближе.

2

1.13

Прямоугольник. Сравнение предметов по форме.

1

1.14

Понятие высокий – низкий. Сравнение предметов по высоте.

1

1.15

Понятие глубокий – мелкий. Сравнение предметов по размеру.

1

1.16

Понятие впереди – сзади, перед, за, первый – последний, следующий за.

1

1.17

Понятие толстый – тонкий, толще – тоньше. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.18

Временные понятия сутки: утро, день, вечер, ночь.

2

1.19

Понятие рано – поздно, раньше – позже, сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

2

1.20

Понятие быстро – медленно. Сравнение предметов по скорости.

1

1.21

Понятие тяжёлый – лёгкий, тяжелее – легче. Сравнение предметов по тяжести.

1

1.22

Понятие много – мало, несколько, один – много, ни одного. Сравнение предметов по количеству.

2

1.23

Понятие давно – недавно.

1

1.24

Понятие молодой – старый, сравнение по возрасту.

1

1.25

Понятие больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1

 

Раздел 2. Первая тройка.

54ч.

2.1

Число и цифра 1.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов.

2

2.2

Выкладывание цифры 1

2

2.3

Число и цифра 2.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов.

2

2.4

Выкладывание цифры 2.

2

2.5

Число и цифра 3.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов.

2

2.6

Выкладывание цифры 3.

2

2.7

Сравнение количества предметов: больше, меньше, столько же.

3

2.8

Повторение изученного материала-цифры и числа:1,2,3. Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. Выкладывание цифр.

3

2.9

Числа 1,2,3.Работа с дидактическим материалом.

3

2.10

Понятие «пара». Упражнение на определение количества предметов и обозначение цифрой.

2

2.11

Знакомство с примером. Знак равенства.

2

2.12

Знакомство с математическими знаками «+», «- ».Примеры на сложение и вычитание.

3

2.13

Состав чисел изученных чисел.

3

2.14

Шар.

2

2.15

Упражнение на определение количества предметов и обозначение цифрой.

2

2.16

Присчитывание и отсчитывание по 1.Выкладывание и прочерчивание цифр. Последовательность чисел. Заполнение пропусков в числовом ряду.

3

2.17

Овал.

1

2.18

Соотношение изученных чисел с цифрой.

2

2.19

Ознакомление с частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Составление задач по рисункам.

3

2.20

Порядковые числительные. Обратный счет.

2

2.21

Решение примеров в пределах 3.

3

2.22

Сравнение количества предметов, чисел.

1

2.23

Понятие «Добавить до….»

2

2.24

Решение примеров и задач в пределах 3.

2

 

Повторение.

10 ч.

3.1

Соотношение количества предметов и числа.

3

3.2

Сравнение чисел.

3

3.3

Решение примеров и задач.

3

3.4

Контрольная работа.

1

Итоговая контрольная работа по математике в 1 классе

Соотнести количество предметов с числом.

Вставить пропущенное число

1,…,3 .

Решить примеры.

3-2= 1+1=

4. Определить круг, квадрат, треугольник, овал.

Литература для учителя:

- Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. –М.: «Просвещение», 2005 г.

 

Программа по письму

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, издательства «Просвещение», Москва, 2009 года по курсу «Грамматика, правописание и развитие речи» 1-4 классы, автора В.В. Воронковой.

Срок реализации программы -1 год.

1 класс -33 ч. (1 час в неделю)

Учебные пособия:

-В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М.: «Просвещение», 2011г.

В.В. Воронкова Тетрадь по обучению грамоте, -М: «Просвещение», 2011.

Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ...

Целью программы является –

- приобретение практических навыков письменной речи.

Основными задачами являются:

- совершенствование пространственной ориентировки;

- учить правильному начертанию элементов букв

-подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками письма;

-привить интерес к обучению;

Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. На данном этапе обучения происходит развитие моторных умений и формирование графических навыков, совершенствованию пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук, выполняются рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, прописываются элементы букв.

Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Она практически не реагируют на обращение и сама не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Девочку можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, она может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, она успокаивается. Ученица имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, стремится к скрупулѐзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. У неё складывается привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Она с подозрением относится ко всему новому, может проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, может дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме. Наблюдаются моторные стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, действия – теребит себя за волосы, перелистывает книги и т.д.). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Она быстро устаёт, может истощаться и перевозбуждаться, имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания. Положение затрудняется тем, что ученица категорически отказывается брать ручку, карандаши, и фломастеры в руки.

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.

На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке к обучению письму. Ученица должна приобрести навык пользования карандашом, ручкой научится рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

умение правильно держать ручку, карандаш;

рисование прямых и волнистых линий,

писать палочки с разными деталями.

Содержание.

Раздел

Кол-во

часов

Содержательные линии

Кол-во контр.

работ

оборудование

1

Подготовка руки к письму.

16 ч.

На этом этапе идёт развитие графических навыков. Умение правильно держать ручку, развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Написание линий прямых и волнистых. Рисование дорожек-серпантинов, обводка простейших фигур по контуру, штриховка фигур. Рисование выполняется в альбоме, руку придерживает мама. Параллельно постепенно начинается самостоятельное рисование. Пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук.

 

Трафареты геометрических фигур, яблока, груши, моркови, гриба, ёлочки, домика.

2

Подготовка к обучению грамоте

17 ч.

В этом разделе обучение проводится в тетрадях. Рисование мелом на доске и карандашом, ручкой на бумаге прямых линий в различных направлениях, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Письмо коротких и длинных наклонных палочек, палочек с закруглениями снизу и вверху. Подготовка к написанию букв.

 

Предметные картинки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет – письмо и развитие речи

Класс – 1

Количество часов – 33

Наименование разделов, тем урока.

Кол-во часов

 

Раздел 1. Подготовка руки к письму

16 ч.

1.1

Выявление знаний и умений учащихся.

1

1.2

Обводка геометрических фигур.

1

1.3

Раскрашивание и штриховка треугольника, круга.

1

1.4

Рисование и обводка по трафарету яблока, груши, моркови.

1

1.5

Рисование контуров знакомых предметов.

2

1.6

Рисование прямых линий.

2

1.7

Рисование волнистых линий

2

1.8

Рисование зигзагов по пунктирным линиям.

2

1.9

Рисование дорожек – серпантинов.

2

1.10

Обводка и штриховка фигур (гриб, домик, ёлочка)

2

 

2 раздел. Подготовка к обучению грамоте.

17 ч.

2.1.

Письмо короткой наклонной палочки.

2

2.2

Письмо длинной наклонной палочки.

2

2.3

Письмо с чередованием коротких и длинных палочек.

2

2.4

Письмо короткой палочки с закруглением внизу.

2

2.5

Письмо короткой палочки с закруглением вверху.

2

2.6

Соединение двух наклонных палочек с закруглением внизу.

2

2.7

Соединение трех наклонных палочек с закруглением внизу.

2

2.8

Письмо полуовала.

2

2.9

Закрепление пройденного материала.

1

Литература для учителей и учащихся

Литература для учителей:

.​ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, -М: «Просвещение», 1991.

.​ И.Асташина Логопедические игры и упражнения для детей, -М: РИПОЛ КЛАССИК, 2010.

.​ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова Обучение грамоте, методические рекомендации, -М: Просвещение, 2009.

.Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с.

Е.В.Волокова Русский язык 1-4 классы, словарная работа на уроке, эффективная методика, Волгоград, «Учитель», 2009.

В.В. Воронкова Уроки русского языка, Пособие для учителя, -М, «ВЛАДОС», 2003г.

.​ М.Ю.Гаврикова Коррекционно-развивающие занятия. Письмо и развитие речи, Волгоград, «Панорама», 2007г.

.​ Н.В.Додух, Письмо и развитие речи 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцировочные задания, Волгоград, «Учитель», 2011.

.​ Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

.​ Журнал «Начальная школа».

.​ Л.В.Зубарева Коррекция письма на уроках 1-4 классы, практические и тренировочные задания и упражнения, Волгоград, «Учитель», 2007.

.​ Ю.Г.Илларионова, Учите детей разгадывать загадки, -М.:Просвещение, 1985.

.​ О.Б.Иншакова Учебное пособие: письмо и чтение, трудности обучения, коррекция, Москва-Воронеж, 2001г.

.​ Сост. Н.А.Касаткина, Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе, - Волгоград: Учитель, 2003.

О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010.


 

 Н.В.Нищеева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчикой гимнастики, Санкт-Петербург, 2011.

​ Н.П.Мещерякова Коррекция письменной речи: разработки занятий 1-4 классы, Волгоград, «Учитель», 2009.

​ Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» Обучение грамоте 1, 2 класс.

​ Е.П.Плешакова Русский язык, Коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2 классы, Волгоград, «Учитель», 2006.

 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В.Воронковой.

​ Л.В.Пчелина Русский язык, нестандартные уроки в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2007.

Интернет-источники:

1.​ http://festival.1september.ru

2.​ http://suhin.narod.ru/zag1.htm

3.​ http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

4.​ http://www.openworld.ru/school/m.cgi

5.​ http://www.gnpbu.ru

6.​ http://www.pedlib.ru

7.​ http://www.ug.ru

8.​ http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz

9.​ http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000193

Литература для учащихся:

1. Учебники:В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М.: «Просвещение», 2011г.

2. В.В.Воронкова Тетрадь по обучению грамоте, -М: «Просвещение», 2011.

.

 

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-3 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2008 год по курсу «Трудовое обучение». Автор Н.Н.Павлова.

Срок реализации программы 1 год.

1класс - 33ч.(1ч. в неделю).


 

Учебные пособия:

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Рабочая тетрадь для 1 класса С(К)ОУ VIII вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.

.

Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Она практически не реагируют на обращение и сама не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. При активной попытке сосредоточить ребенка, она может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, она успокаивается. Ученица имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, стремится к скрупулѐзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. У неё складывается привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, может дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме. Наблюдаются моторные стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, действия – теребит себя за волосы, перелистывает книги и т.д.). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Она быстро устаёт, может истощаться и перевозбуждаться, имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания.

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.

Программа расширена за счёт введения национально-регионального компонента.

В 1 классе: составление и изготовление композиций, аппликаций, коми орнамента в полосе; лепка грибов севера; изготовление флага Республики Коми.

Цель :формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме.

Основные задачи:

Воспитание положительных качеств личности, (трудолюбие, настойчивости, умения работать самостоятельно).

формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.

Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы). Контролировать свою работу. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостаточной познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащегося при выполнении трудовых заданий.

Предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином.

Работа с природным материалом.

Работа с картоном и бумагой.

Работа с бисером.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

различать названия материалов, объектов работы;

работать с инструментами с помощью учителя;

повторять показанные учителем приёмы выполнения работы;

выполнять простейшие операции по наглядной или устной инструкции учителя.

раздела

Тема раздела

Кол-во часов

1

Работа с природным материалом

2

2

Работа с пластилином

4

3

Работа с бумагой

17

4

Работа с бисером

8

5

Вводный урок.

2

Содержание темы

Умения и навыки учащейся

1

Работа с природным материалом

Умение различать листья деревьев, умение работать самостоятельно и по образцу, умение наклеивать листья и косточки на картон и пластилин.

2

Работа с пластилином

Умение размазывать пластилин по картону, готовить основу, брать пластилин в руки и работать с ним, умение наклеивать горошек, фасоль на пластилин.

3

Работа с бумагой

Знакомство со свойствами и видами бумаги. Умение сгибать и разрывать бумаги. Изготовление аппликации из обрывных кусочков и готовых деталей. Умение пользоваться клеем и ножницами.Умение работать с броским материалом.

4.

Работа с бисером.

Умение нанизывать крупный бисер, составлять узор из бисера и делать по образцу.

Национально-региональный компонент 1 класс

Аппликация «Цветок Севера».

Аппликация по образцу грибов Севера.

Изготовление флага Республики Коми по образцу.

Составление композиции «Весна в Инте».

Тематическое планирование

Предмет – трудовое обучение

Класс – 1

Количество часов – 33 ч.

п/п

НРК

Наименование разделов, тем урока

Кол-во часов

   

I четверть

8 ч.

1

 

Раздел 1. Вводный урок.

1

2

 

Человек и труд. Правила работы на уроках труда.

1

3

 

Раздел 2. Работа с природным материалом

Аппликация из природного материала: бабочка.

1

4

НРК

Аппликация из природного материала «Цветок Севера» (засушенные листья).

1

5

 

Раздел 1. Работа с пластилином

Аппликация из пластилина и гороха «Рыбка».

2

6

 

Аппликация из пластилина и фасоли «Домик».

2

   

2 четверть

Раздел 3. Работа с бумагой.

8 ч.

1

 

Знакомство со свойствами и видами бумаги. Упражнения в сгибании, разрывании бумаги.

1

2

 

Складывание ёлочки из бумажных треугольников разной величины.

1

3

 

Складывание домика из прямоугольников.

1

4

 

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

1

5

НРК

Аппликация грибка из готовых деталей.

1

6

 

Изготовление декоративной веточки.

1

7

 

Приклеивание шариков из готовых деталей из цветной бумаги.

1

8

 

Изготовление новогодней открытки

1

   

III четверть

9 ч.

1

 

Изготовление игрушки «Бумажный шар».

1

2

 

Аппликация «Снеговик». Приклеивание готовых деталей по образцу.

1

3

 

Аппликация «Гусеница». Приклеивание готовых деталей по образцу.

1

4

 

Аппликация «Цыплёнок». Приклеивание готовых деталей по образцу.

1

5

НРК

Изготовление флажка Республики Коми.

1

6

 

Изготовление поздравительной открытки к 8 марта (оригами).

1

7

 

Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля (оригами).

1

8

 

Аппликация из ватных дисков снеговик.

1

9

НРК

Аппликация из кусочков ваты «Облака». Составление композиции «Весна в Инте».

1

   

IV четверть

8 ч.

1

 

Работа с крупным бисером. Нанизывание на шнурок.

1

2

 

Нанизывание бисера разной формы.

1

3

 

Нанизывание по образцу (по цвету)

2

4

 

Составление узора из бисера.

2

5

 

Изготовление бус для мамы.

2

 
   
   
 

Литература для учителей и учащейся:

Литература для учителей:

М.А.Афанасьева Уроки трудового обучения в 1-4 классах Коми школ, Сыктывкар, Коми книжное издательство 1989г.

С.А.Богатеева Занятия аппликацией в детском саду, М.,»Просвещение» 1990г.

Г.Бубекина, Т.Гославская Самоделки из природного материала, «Молодая гвардия» 1950г.

Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013г.

Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 1 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2012 г.

С.В.Колесник Азбука мастерства 1,2,3,4 классы, Саратов, «Лицей», 2004г.

Ю.Ю.В.Межуева Уроки труда 1,2,3 классы, Саратов, «Лицей» 2006г.

Т.А.Николкина Уроки труда в начальной школе 1-2 классов, «Учитель», Волгоград 2007г.

Н. П. Павлова Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы, Москва, «Просвещение» 1988г.

JI.B.Пантелеева Детское рукоделие, М., «Просвещение» 2005г

Т.В.Сержантова Оригами. Лучшие модели, Москва, «Айрис-пресс», 2003г.

Н.А,Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология. Уроки творчества. 1,2,3 классы, Самара, «Учебная литература» 2008г.

Литература для учащейся:

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Рабочая тетрадь для 1 класса С(К)ОУ VIII вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.


 

Программа по чтению и развитию речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы издательства «Просвещение» Москва, 2009 по курсу «Чтение» 1-4, автор В.В. Воронкова и на основе методики «Глобальное чтение» Глена Домана.

1класс – 99 часов (3 часа в неделю, 33 уч.недели)

Срок реализации программы 1 год.

Целью программы является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие.

Задачами организации занятий по обучению чтению глобальным методом является:

формирование мотивации к процессу обучения в целом;

развитие у ребёнка интереса к процессу чтения ;

формирование образа буквы, узнавание её в слове;

Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА(ранний детский аутизм) . Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Она практически не реагируют на обращение и сама не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. У неё складывается привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, может дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме. Наблюдаются моторные стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, действия – теребит себя за волосы, перелистывает книги и т.д.). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Она быстро устаёт, может истощаться и перевозбуждаться, имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания.

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразный видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. В работе с аутичными детьми надо опираться на принцип «от общего - к частному, от целого - к части». Для успешного обучения надо учитывать необходимо их собственные интересы, обыгрывание заданий.

Обучение проводится по методике «глобальное чтение».

Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимания, дети с с аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Параллельно с глобальным чтением слов ребёнок учит произносить звуки и узнавать с буквы : А, У, М .

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

выполнять устные инструкции учителя;

различать звуки на слух;

знать буквы «А», «У», «М»;

соотносить слова с предметными картинками;

слушать небольшую сказку.

 

Содержательные линии.

   

Содержание.

Кол-во часов

1 этап.

-Семья.

-Чтение знакомых слов

Беседа о школе и классе. Знакомство с школьными предметами: доска, парта, стул, мел, тетрадь, альбом, ручка, карандаш. Беседа о правилах поведения в школе.

Рассматривание фотографий из семейного альбома. Соотношение фотографий мамы, папы, девочки, бабушки, дедушки, тёти с табличками соответствующими надписями.
Чтение слов, которые постоянно используются в жизни девочки: дом, школа, машина, каша, чай, сахар, вода, качели и т.д. Слова разбиты на тематические группы: игрушки, еда, животные. Чтение учителем сказок «Три медведя», Маша и медведь», «Теремок»

48 ч.

2 этап.

- Изучение букв А, О, М.

-Оформление альбома.

Изучение букв А, У, М. Параллельно оформляется альбом с изученными словами и буквами. На первых страницах альбом оформляется по темам: учитель наклеивает карточки, ученик должен наклеить к ним подходящее слово. Оформление альбома с буквами: в середине листа наклеивается буква, затем постепенно наклеиваются слова с картинками: вначале те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине которых есть данная буква, и, наконец, те, название которых заканчивается данной буквой. Формирование указательного жеста и жестов «да» и «нет»

37 ч.

3 этап.

Повторение

Повторение изученного за год.

14 ч.


 

Тематическое планирование

Предмет – чтение и развитие речи

Класс – 1

Количество часов – 99 ч.

п\п

темы

Кол-во часов

 

I четверть

24 ч.

1.

Беседа о школе и классе. Знакомство с школьными предметами: доска, парта, стул, мел, тетрадь, альбом, ручка, карандаш. Беседа о правилах поведения в школе.

1

2.

Рассматривание фотографий из семейного альбома.

1

3.

Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких)

2

4.

Чтение «активных» слов: дом, качели, сок, телефон, вода.

6

5.

Чтение по теме «Игрушки»: машина, кукла, книга, мяч, кубик.

6

6.

Чтение по теме « Продукты питания»: молоко, чай, каша, сосиски, хлеб, сахар.

6

7.

Чтение сказки «Три медведя».Чтение изученных слов.

1

8.

Повторение пройденного.

1

 

II четверть

24 ч.

1.

Чтение по теме « Животные»: лиса, заяц, волк, собака, кошка.

9

2.

Чтение сказки «Теремок».Формирование жестов «да», «нет».

2

3.

Чтение по теме «Овощи, фрукты»: ананас, банан, яблоко, картошка, морковь, лук.

8

4.

Чтение сказки «Маша и медведь». Формирование указательного жеста.

2

3.

Закрепление по пройденным темам.

3

 

III четверть

27 ч.

1.

Оформление альбома по темам. «Игрушки»

2

2.

Оформление альбома по темам. «Продукты питания»

2

3.

Оформление альбома по темам. «Животные»

2

4.

Оформление альбома по темам. «Овощи, фрукты»

2

5.

Изучение буквы и звука «А». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками.

9

6.

Изучение буквы и звука «У». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками.

9

7.

Закрепление изученных букв и звуков.

1

 

IV четверть

24 ч.

1.

Изучение буквы и звука «М». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками.

10

2.

Закрепление изученных букв и звуков.

6

3.

Повторение изученных слов по темам.

2

4.

Чтение слов с изученными буквами.

2

5.

Повторение пройденного за год.

2

 

 

Литература:

Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с.

Дюкен Франсуаза, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми: Учебное пособие. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

Н.Б.Лаврентьева  “Обучение детей с аутизмом: создание “личного букваря”.ж. «Дефектология» №6,2008 г

О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010.

О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В. Воронковой

Опубликовано в группе «Обучение аутичных детей.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.