Статья «Организация образовательного процесса обучения одаренных детей по индивидуальным учебным планам»
Организация образовательного процесса обучения
одаренных детей по индивидуальным учебным планам
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития детей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей и отвечали их потребностям.
Процесс индивидуализации образования - это "процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто- рефлексивную позицию педагога." "Индивидуализация обучения - это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно- методические, психолого- педагогические и организационно- управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход."
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Применение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) удобно применять для обучения одарённых детей.
ИОМ определяется: образовательными потребностями учащегося, которые в зависимости от его возраста формулирует он сам или его родители; его готовностью к освоению программы; существующими стандартами содержания образования; возможностями учебных или внеучебных учреждений. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие ИОМ (содержательный компонент) и способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Компоненты индивидуального образовательного маршрута
целевой - постановка целей получения образования, формулирующихся на основе федерального государственного образовательного стандарта или федеральной компоненты государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования;
содержательный - обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей;
технологический - определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания;
диагностический - определение системы диагностического сопровождения;
организационно-педагогический - условия и пути достижения педагогических целей.
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
структурирование педагогического процесса - согласование мотивов, целей, образовательных потребностей и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды;
сопровождение - осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута;
регулирование - обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности;
результативный - формулируются ожидаемые результаты.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.
1. Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап).
2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время прохождения индивидуального образовательного маршрута.
3. Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового) в работе с учеником, отбор и определение логики освоения содержания.
4. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ. Совместное планирование педагога с учеником форм и способов взаимодействия с другими учителями.
5. Выбор способов оценки успешности освоения ИОП и подготовка презентации достижений.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми: теоретические знания по вопросу одарённости; наличие практического опыта; позитивная Я-концепция; целеустремлённость и настойчивость; зрелость (чёткое знание своих целей и задач); эмоциональная стабильность; чуткость; креативность.
Одаренные дети в реальности имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе. Первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка — нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность «ненормальна» и чрезмерна. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
В 2017-2018 учебном году я начала работать с 5-м классом, в течении первого полугодия присмотрелась к ряду учащихся, имеющих, на мой взгляд, математические способности. Провела беседы с детьми и их родителями, объяснив суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. Совместно с психологом школы провели первичную диагностику детской одаренности (Лосева А.А.). Выявила 4 человек с интеллектуальной одаренностью.
На разработку индивидуальных образовательных маршрутов согласились родители двух детей. Расскажу о работе с одним их них.
На этапе диагностики у мальчика были выявлены следующие виды одаренности: интеллектуальная (одаренность в области точных наук) – он проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, проявляет необычное понимание математических отношений, демонстрирует легкость в запоминании знаков, проявляет исключительные способности в решении задач. Одаренность в области естественных наук – ученик внимателен к предметам и явлениям окружающего мира, проявляет исключительные способности к классификации, проявляет интерес к опытам или экспериментам. В области гуманитарных наук – успехи в изучении литературы. Одаренность в практической деятельности - спортивная.
На втором этапе разработки маршрута, исходя из результатов диагностики, я совместно с учащимся и его родителями определила цели и задачи маршрута, это:
Цели: показать учащемуся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника; развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств, воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
Задачи:
учитывая интересы и склонности учащегося, расширить и углубить знания по предмету;
ознакомить с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
подготовить к успешному участию в предметных олимпиадах различного уровня;
научить решать задачи, требующие применения знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации;
проводить исследовательскую работу;
На третьем этапе в индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определялся в соответствии с поставленными целями и задачами – на протяжении обучения в основной школе.
Определили роль родителей учащегося в реализации маршрута. Он предусматривал повышенное внимание и участие родителей в совместной деятельности со своим ребенком. В семье отчетливо наблюдается высокая ценность образования и повышенное внимание родителей к делам ребенка.
На четвертом этапе определили формы занятий, приемов и методов, форм определения итогов.
Выбраны такие формы занятий: беседа, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская, эксперимент, беседа эвристическая.
Решили ежегодно разрабатывать тематический план прохождения ИОМ. Для реализации тематического плана мальчик посещает факультативные занятия и индивидуальные занятия, на которых обсуждаем затруднения в решении тех или иных задач, или в изучении теоретического материла, а так же рассматриваем, анализируем то, что нужно самостоятельно выполнить до следующей встречи.
Благодаря такой организации занятий один и тот же вид деятельности отрабатывается многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.
Подведение итогов проводим ежемесячно. Самоанализ по следующей схеме.
Достигнута ли цель? Что этому способствовало? Что нового узнал? Какими умениями и навыками овладел? Над чем еще стоит поработать?
Педагог оценивает степень усвоения материала, работоспособность, психологическое состояние, результативность, содержание и полезность работы.
Кроме того, в ИОМ мы предусмотрели участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, Международный конкурс «Я-юный гений», в Олимпиадах проекта "Инфоурок"; Всероссийский математический конкурс-игра Потомки Пифагора»; Всероссийский математический конкурс «Наследие Евклида»; Всероссийские предметные олимпиады «SAPIENTI SAT»; в межмуниципальной научно-практической конференции «Планета знаний». Участие в каждом из перечисленных мероприятий принесли мальчику в портфолио дипломы призера или победителя в 2017-2018 учебном году и в 2018-2019 и учебном году.
Второй год ему нет равных на межмуниципальной научно-практической конференции «Планета знаний». В 2019-2020 учебном году мы дополнительно хотим предусмотреть участие в Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», организованный Национальной системой развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция».
Важность и полезность индивидуального маршрута в нашем случае оказалась бесспорна как для учителя, так и для ученика. Создание индивидуального образовательного маршрута дало учителю возможность отслеживания результатов работы с одаренным учащимся, помогло спланировать работу с одаренным учеником на год, явилось удобной формой корректировки работы. Для учащегося ИОМ стал помощником в освоении новых знаний и приобретении нового опыта.
Использованные интернет ресурсы:
http://pedsovet.su/load/1214-1-0-48886
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб.,2004.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.,1997.
«Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200500407
Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве: опыт взаимодействия, проблемы, перспективы. - Сборник статей. – г. Ростов-на-Дону: ГБОУ ДОД РО ОЦДОД, 2014 г. – 172 с.
Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208
Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.