Статья «Организация образовательного процесса обучения одаренных детей по индивидуальным учебным планам»

22
0
Материал опубликован 15 May 2019 в группе

Организация образовательного процесса обучения
одаренных детей по индивидуальным учебным планам

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития детей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей и отвечали их потребностям.

Процесс индивидуализации образования - это "процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто- рефлексивную позицию педагога." "Индивидуализация обучения - это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно- методические, психолого- педагогические и организационно- управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход."

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

Применение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) удобно применять для обучения одарённых детей.

ИОМ определяется: образовательными потребностями учащегося, которые в зависимости от его возраста формулирует он сам или его родители; его готовностью к освоению программы; существующими стандартами содержания образования; возможностями учебных или внеучебных учреждений. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие ИОМ (содержательный компонент) и способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Компоненты индивидуального образовательного маршрута

целевой - постановка целей получения образования, формулирующихся на основе федерального государственного образовательного стандарта или федеральной компоненты государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования;

содержательный - обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей;

технологический - определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания;

диагностический - определение системы диагностического сопровождения;

организационно-педагогический - условия и пути достижения педагогических целей.

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

структурирование педагогического процесса - согласование мотивов, целей, образовательных потребностей и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды;

сопровождение - осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута;

регулирование - обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности;

результативный - формулируются ожидаемые результаты.

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.

1. Диагностика уровня развития способностей учащегося  и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап).

2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время про­хождения индивидуального образовательного маршрута.

3. Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового) в работе с учеником, отбор и определение логики освоения содержания.

4. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий,  которые могут быть наиболее продуктивными  для осуществления  ИОМ. Совместное планирование педагога с учеником форм и способов взаимодействия с другими учителями.

5. Выбор способов оценки успешности освоения ИОП и подготовка презентации достижений.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми: теоретические знания по вопросу одарённости; наличие практического опыта; позитивная Я-концепция; целеустремлённость и настойчивость; зрелость (чёткое знание своих целей и задач); эмоциональная стабильность; чуткость; креативность.

Одаренные дети в реальности имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе. Первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка — нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность «ненормальна» и чрезмерна. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

В 2017-2018 учебном году я начала работать с 5-м классом, в течении первого полугодия присмотрелась к ряду учащихся, имеющих, на мой взгляд, математические способности. Провела беседы с детьми и их родителями, объяснив суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. Совместно с психологом школы провели  первичную диагностику детской одаренности (Лосева А.А.). Выявила 4 человек с интеллектуальной одаренностью.

На разработку индиви­дуальных образовательных маршрутов согласились родители двух детей. Расскажу о работе с одним их них.

На этапе диагностики у мальчика были выявлены следующие виды одаренности: интеллектуальная (одаренность в области точных наук) – он проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, проявляет необычное понимание математических отношений, демонстрирует легкость в запоминании знаков, проявляет исключительные способности в решении задач. Одаренность в области естественных наук – ученик внимателен к предметам и явлениям окружающего мира, проявляет исключительные способности к классификации, проявляет интерес к опытам или экспериментам. В области гуманитарных наук – успехи в изучении литературы. Одаренность в практической деятельности - спортивная.

На втором этапе разработки маршрута, исходя из результатов диагностики, я совместно с учащимся и его родителями определила цели и задачи маршрута, это:

Цели: показать учащемуся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника; развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств, воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

учитывая интересы и склонности учащегося, расширить и углубить знания по предмету;

ознакомить с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;

подготовить к успешному участию в предметных олимпиадах различного уровня;

научить решать задачи, требующие применения знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации;

проводить исследовательскую работу;

На третьем этапе в индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определялся в соответствии с поставленными целями и задачами – на протяжении обучения в основной школе.

Определили роль родителей учащегося в реализации маршрута. Он предусматривал повышенное внимание и участие родителей в совместной дея­тельности со своим ребенком. В семье отчетливо наблюдается высокая ценность образования и повышенное внимание родителей к делам ребенка.

На четвертом этапе определили формы занятий, приемов и методов, форм определе­ния итогов.

Выбраны такие формы занятий: беседа, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская, эксперимент, беседа эвристическая.

Решили ежегодно разрабатывать тематический план прохождения ИОМ. Для реализации тематического плана мальчик посещает факультативные занятия и индивидуальные занятия, на которых обсуждаем затруднения в решении тех или иных задач, или в изучении теоретического материла, а так же рассматриваем, анализируем то, что нужно самостоятельно выполнить до следующей встречи.

Благодаря такой организации занятий один и тот же вид деятельности отрабатывается многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.

Подведение итогов проводим ежемесячно. Самоанализ по следующей схеме.

Достигнута ли цель? Что этому способствовало? Что нового узнал? Какими умениями и навыками овладел? Над чем еще стоит поработать? 

Педагог оценивает степень усвоения материала, работоспособность, психологическое состояние, результативность, содержание и полезность работы.

Кроме того, в ИОМ  мы предусмотрели участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, Международный конкурс «Я-юный гений», в Олимпиадах проекта "Инфоурок"; Всероссийский математический конкурс-игра Потомки Пифагора»; Всероссийский математический конкурс «Наследие Евклида»; Всероссийские предметные олимпиады «SAPIENTI SAT»; в межмуниципальной научно-практической конференции «Планета знаний». Участие в каждом из перечисленных мероприятий принесли мальчику в портфолио дипломы призера или победителя в 2017-2018 учебном году и в 2018-2019 и учебном году.

Второй год ему нет равных на межмуниципальной научно-практической конференции «Планета знаний». В 2019-2020 учебном году мы дополнительно хотим предусмотреть участие в Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», организованный Национальной системой  развития научной, творческой  и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». 

Важность и полезность индивидуального маршрута в нашем случае оказалась бесспорна  как для учителя, так и для ученика. Создание индивидуального образовательного маршрута дало учителю возможность отслеживания результатов работы с одаренным учащимся, помогло спланировать работу с одаренным учеником на год, явилось удобной формой корректировки работы. Для учащегося ИОМ стал помощником в освоении новых знаний и приобретении нового опыта.

Использованные интернет ресурсы:

https://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-individualniy-obrazovatelniy-marshrut-kak-sredstvo-razvitiya-odarennogo-rebenka-1292466.html

http://pedsovet.su/load/1214-1-0-48886

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/02/22/metod-rekomendatsii-po-proektirovaniyu-iom-doshkolnika

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб.,2004.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.,1997.

«Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.

Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.

Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. -  (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200500407

Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве: опыт взаимодействия, проблемы, перспективы. - Сборник статей. – г. Ростов-на-Дону: ГБОУ ДОД РО ОЦДОД, 2014 г. – 172 с.

Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.

Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.

Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.

Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208

Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации