12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галиахметова Светлана Александровна31
Россия, Челябинская обл., Миасс

И.С.Тургенев
PPTX / 76.89 Мб

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Предмет: литература

 

Тема: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

 

Специальность: для всех специальностей 1 курса

 

Тип урока: Урок изучения нового материала

 

Цели :

1. Образовательная: ввести студентов в атмосферу жизни и творчества писателя и философа И.С.Тургенева, расширить представление о личности писателя, о времени, в котором он жил, показать его сложную и противоречивую натуру, обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка.

2. Развивающая: способствовать развитию устной и письменной монологической речи, умению аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

 

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность в поиске информации, интерес и уважительное отношение к русской литературе, к творчеству Тургенева; вызвать желание читать произведения писателя.

 

4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий.

 

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Средства обучения:

Портрет И. С. Тургенева;

Презентация

Видеофрагмент «Жизнь и творчество Тургенева

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация знаний

4. Проверка домашнего задания

5. Изложение нового материала

6. Сообщения студентов

7. Анализ стихотворения в прозе.

8. Подведение итога занятия.

9. Домашнее задание.

 

 

Технологическая карта урока

этапы

Дидактические моменты уроков

время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Орг.момент. Сообщение темы.

 

Готовность студентов к занятию

2 мин

Приветствие. Сообщение темы урока

Отмечаем отсутствующих

Подготовка студентов к уроку

2

Вступительное слово учителя

 

 

Актуализация знаний о личности и творчестве И.С.тургенева

2 мин

Показываем презентацию. Портрет Тургенева. Поэт, прозаик. Певец русского народа, русского языка, патриот.

Смотрят презентацию. Слушают вступительное слово учителя

3

Формулировка целей урока

Сообщение целей занятия

2 мин

Сообщение целей урока. Ставим вопросы, на которые будем отвечать на протяжении урока. Определяем задачи урока

Осмысление целей урока.

4

Актуализация знаний

Ответы на вопросы

4 мин

Задает вопросы учащимся о личности и творчестве И.С Тургенева

Отвечают на вопросы учителя

5

Проверка домашнего задания

Проверка задания

Исторические события 1825-1878 годов 19 века.

3 мин

Задание: вспомнить величайшие исторические события 1825-1878 годов, которые потрясли Россию и Европу.

 

Ответы учащийся. Сверка ответов с презентацией

6

Изложение нового материала

1.Сообщение учителя о детских годах жизни писателя.

 

 

 

2. Сообщения студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сообщение учителя о стихотворениях в прозе

15 мин

 

 

 

 

 

25мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

Рассказывает о детский годах жизни Тургенева, показывает документальный фильм

 

Студенты выступают с подготовленными сообщениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение учителя о истории создания стихотворений в прозе. Жанровые особенности стихотворений в прозе тургенева.

Слушают учителя, смотрят документальный

Фильм, конспектируют в тетради.

 

Слушают сообщения студентов. Ведут конспект, отвечают на вопросы

 

Сообщение о стихотворении «Деревня» 1847 год

2. Сообщение

история создания «Записок охотника»

3. Сюжет и композиция рассказа «два помещика»

4. Иван Тургенев и Полина Виардо

 

 

Слушают сообщение. Отвечают на вопросы

7

Анализ стихотворения в прозе

анализ стихотворения в прозе

 

1.Анализ стихотворения по вопросам.

Обобщает ответы студентов, помогает сделать вывод.

2.Сообщение о последних 2-ё годах жизни Тургенева

Выразительное чтение стихотворени «Когда меня не будет….»

Анализ

стихотворения,

записывают определение стихотворения в прозе в тетрадь

8

Подведение итогов

Итоги урока. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

25 мин

Подводит итоги. Анализирует выполнение поставленных целей урока. Выставляет оценки

Отвечают на вопросы.

Анализируют полученные знания.

Сообщения подготовленных студентов об интересных фактах жизни писателя

9

Домашнее задание

Формулировка домашнего задания. Комментарий

5 мин

Выдает тексты стихотворений в прозе и задание к ним

Студенты заранее поделились на 3 группы. Каждая группа получает для анализа стихотворение в прозе И.С.Тургенева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

 

Этапа урока

Содержание

Примечание

1.Орг.момент. Сообщение темы.

 

 

 

 

Вступительное слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формулируем цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Изложение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сообщения студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Анализ стихотворения в прозе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Домашнее задание

Добрый день! Сегодня мы будем изучать творчество очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы — Ивана Сергеевича Тургенева.


 

Всмотритесь в этот портрет. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые глаза, добрый взгляд; лицо, испещренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым).

Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.

Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его замечательные героини обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

Полный веры в русский народ, И. С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882»

 

Итак, давайте определим цели нашего урока.

Сегодня мы постараемся ответить на такие вопросы:

Каким был Тургенев? Что им завещано? Что принесло Тургеневу мировую известность?

Какое значение имеет он сейчас для нас?

Сформулируем определение такому жанру в литературе, как стихотворение в прозе.

Я сказала: «Попытаемся!» Да, невозможно за один урок открыть для себя Тургенева полностью. Но я уверена, что вы на протяжении всей жизни ещё много раз обратитесь к этому великому человеку и его произведениям.

 

Тургенев сказал: «Вся моя биография в моих сочинениях». Значит мы не только сегодня будем говорить о фактах его биографии, но и, безусловно, открывать для себя Ивана Сергеевича через его замечательные произведения.

 

 

Что мы знаем о И.С.Тургеневе?

Вспомните, что вы знаете об этом писателе?

Какие факты биографии вам известны?

Какие произведения Тургенева вы читали?

О чем он писал?

Какие герои его произведений вам запомнились?

 

Нельзя до конца понять творчество писателя, не изучив атмосферы, в которой он родился, вырос и жил, не изучив факторов, повлиявших на его внутренний мир. Лучше узнать личность великого человека, жившего в XIX веке нам помогут исторические факты.

 

Я просила вас вспомнить величайшие исторические события 1825-1878 годов, которые потрясли Россию и Европу.

(Слушаем ответы студентов)

Примерные ответы:

Восстание декабристов в 1825 году

Восстание в Польше в 1830 году;

революция во Франции в 1848 году;

Крымская война в 1853 – 1856 годах;

Отмена крепостного права в 1861 году;

Франко-прусская война в 1870 году;

Русско-турецкая война в 1877 – 1878 годах;

Развитие народнического движения в России в 60-ые годы.

И.С. Тургеневу было 7 лет, когда в 1825 году произошло восстание декабристов. В дальнейшем он стал свидетелем величайших событий, потрясавших Россию и Европу.

Несмотря на достаточно жестокий век, в котором живет Тургенев и даже на сложную обстановку в семье и вспыльчивость, и грубость матери не только по отношению к крепостным, но и к самому Ивану, Тургенев был очень добрым и правдивым человеком, горячо любившим сою родину.

Родился Иван 28 октября 1818 года в городе Орле в дворянской семье.

Отец, Сергей Николаевич, мать, Варвара Петровна.

И.С.Тургенев ценен для нас глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту. Тургенев дорог нам и тем, что вслед за Пушкиным он обличал «барство дикое» в условиях крепостнического государства, прославил человека.

Предлагаю вашему вниманию документальный фильм о жизни и творчестве И.С.Тургенева.

 

Мало кто знает, что И.С.Тургенев начинал свою литературную деятельность как поэт.

Стихи его в общем хвалили (в т.ч. Белинский), но как поэт Тургенев не достиг значимых высот.

Сообщение о стихотворении «Деревня» 1847 год

(приложение № 1)

Чтец наизусть читает 1 часть стихотворения «Деревня»

Начало творчества

1843г – появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.Г.Белинского.

Известность же Тургеневу принес цикл рассказов «Записки охотника»

Сообщение

История создания «Записок охотника»

(приложение № 2)

Дома вы должны были прочитать рассказ «Два помещика».

Давайте вспомним сюжет и композицию рассказа.

Слушаем сообщение

(приложение 3)

 

Как вы думаете, какова идея этого рассказа?

Во-первых, показать пустую и праздную жизнь помещиков на примере самодовольного и чванливого Хвалынского и ленивого Стегунова, разделяющего людей на первый и второй сорт: "Коли барин - так барин, а коли мужик – так мужик".

Во-вторых, обратить внимание на тяжёлое положение крестьян.

Например, порка крепостного Василия, тяжёлая жизнь на выселках, где крестьяне спиваются, да и вообще полное запустение русской деревни. Об этом болит душа писателя.

Следующий этап в жизни – это служба.

 

Начало 1842г – подаёт прошение о зачислении на службу, вскоре был принят чиновником особых поручений. Пребывание на государственной службе дало ему возможность собрать большой жизненный материал, связанный в первую очередь с трагическим положением крестьян.

 

Май 1845г – Тургенев выходит в отставку.

 

Конечно, ещё одна страничка в жизни Тургенева, мимо которой мы не можем пройти, это любовь его всей жизни. Полина Виардо.

 

Сообщение студента

И.С.Тургенев и Полина Виардо

(Приложение № 4)

 

А вот одно из писем Тургенева к любимой Полине.

(Приложение № 5)

 

 

Начиная с 60-х годов Тургенев становится очень известным на западе.

Величайшей заслугой Тургенева было то, то он явился активным пропагандистом русской литературы на Западе: сам переводил произведения русских писателей, редактировал переводы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников.

Романом «Рудин» 1856 г. открывается серия романов И.С.Тургенева.

1859г – «Дворянское гнездо»

1860г – «Накануне»

1862г – «Отцы и дети»

1867г – «Дым»

1877г – «Новь»

 

Последний аккорд в творчестве писателя – это стихотворения в прозе.

 

Начинаются «стихотворения в прозе» обращением к читателю: «добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно стане – и книга вывалится из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, и какое-нибудь из них может быть заронит тебе что-нибудь в душу».

Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым между 1871 и 1882 годами, в пору предсметрной болезни писателя. Отсюда и название, придуманное Иваном Сергеевичем «Senilia» ( «Старческое»).

 

Почему Тургенев посчитал важным так обратиться к читателю?

 

Ответы студентов

 

Действительно, прочесть все стихотворения «сподряд» можно очень скоро. Но взгляд скользнет только по поверхности; может остаться непонятным глубинный смысл.

«Стихотворения в прозе» в тематическом и жанровом отношении многообразны. Что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ, новый способ изображения.

 

Последуем совету И.С. Тургенева и почитаем его стихотворения, подумаем над ними.

 

Сообщение студента:

Судьба «Стихотворений в прозе» необычна. Состоят они из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора 1882 году в журнале

«Вестник Европы» (лишь миниатюра «Порог» не была здесь приведена из – за цензурных предосторожностей).

Вторая часть («Новые стихотворения в прозе») сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована французским ученым – славянистом Мазоновым в Париже только в 1930 году.

 

Сегодня мы прочитаем одно стихотворение в прозе, в котором Тургенев обращается к любимой женщине, как вы понимаете, Полине Виардо.

Когда меня не будет…

Чтение стихотворение подготовленным студентом

(Приложение № 6)

 

Чтобы определить идею, разделите текст на микротемы и найдите мотивы, которые связаны с идеей.

Мотив красоты (умиленные красотою).

Мотив воспоминания (любовь в сердце, помни, не забывай).

Мотив любви и дружбы (единственный друг; я любил).

Мотив жизни (переживешь меня).

Какие смысловые части можно выделить? Какова композиция?

Ответы: Текст можно разбить на 2 части; в I - она - ее память, во II части – я (герой) - его чувства.

- Найдите слова, которые создают обрамление. (О ты, которую я любил так глубоко и так нежно!)

- Текст   построен   на   внутреннем монологе.

- Ребята, вспомните фигуры речи: антитеза,  повторы,  градация, перифраз,  обращения,  инверсия,  фигура умолчания  и  другие.

Какие из перечисленных фигур использованы в стихии Тургеневым? Их функция?

Ответы: антитеза: не забывай - не вспоминай, жизнь - смерть. Контраст усиливает чувства.

повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не в силах сдержать чувства;

                   

обращения: единственный друг

градация: книга - страница - строка - слова;

 Умолчание. Герой думает, волнуется, представляет. Речь его близка к разговорной.

 

Впервые Тургенев прочитал миниатюру актрисе Марии Гавриловне Савиной. При жизни стихотворение не было опубликовано, имело название «К ней». Оно вошло в цикл с названием «Когда меня не будет...» Какое заглавие больше соответствует тексту?

Ответы: «Когда меня не будет...» содержит недосказанное, таинственное. Это предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и памяти.

Конечно, здесь мы видим много изобразительно-выразительных средств: эпитеты, оксюморон, сравнения.

 

Какая часть речи преобладает? Почему?

Тургенев   использует   глаголы   в   повелительном   наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с просьбой героя

Вывод: перед нами творение великого мастера. Стихотворение в прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия, о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью.

Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.

Стиль Ивана Сергеевича Тургенева отмечает эмоциональность, откровенность, глубина, насыщенность лексическими средствами.

Мелодию стиха создают повторы, инверсия, звукопись.

Давайте попробуем сформулировать определение стихотворения в прозе.

Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра и рифмы:

небольшой объем, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам;

повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени;

обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания

 

Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881г. Друзьям он неоднократно «высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться». Но этого не случилось. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел.

Из медицинского заключения:

И.С.Тургенев умер от ракоидной болезни (миксосаркома). Первоначально появилась в лобковой части и была прооперирована в марте 1883 года доктором Сегон. Потом перешла в 3,4,5-й спинные позвонки и произвела разрушение оболочек спинного мозга»

 

Что вы сегодня для себя нового узнали на уроке о великом русском писателе И.С.Тургеневе?

(ответы студентов)

Разговор о великом писателе И.С.Тургеневе мы продолжим на следующем уроке.

Однако сегодня некоторые интересные факты из биографии И.С.Тургенева, которые не прочитаешь на страницах учебника, приготовили студенты. Сейчас они нам расскажут о них.

(2 студента получают заранее индивидуальное домашнее задание)

Примерные факты в приложении № 7

 

Дома вы должны будете внимательно причитать

предложенные по группам стихотворения в прозе и ответить на поставленные вопросы.

(смотри домашнее задание в приложении № 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5,6,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13,14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Анализ стихотворения «Деревня» Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев оставил после себя не только прозу, но и поэзию. Примером творчества молодого поэта может служить стихотворение «Деревня».

Стихотворение написано в 1846 году, опубликовано годом позже. Его автору 29 лет, он пишет стихи, сотрудничает с журналом «Современник» и публикует главы из «Записок охотника». По жанру — пейзажная лирика. Размер разнится, от ямба и хорея до акцентного и белого стиха. Лирический герой — сам автор. Композиция делится на 9 частей, каждая представляет собой картинку русской степной природы в разные времена года.

В первой описывается собственно деревня поздней весной. Интонация чуть ленивая, будто героя разморило на солнышке. Вековой уклад жизни завораживает городского жителя: предаться сам готов их бедному, простому быту.

Во второй части «На охоте летом» — доверчивый на природе сон после азартной охоты.

В третьей — безлунная ночь. Это одна из двух зарисовок, где явь перемешана с фантазией. Герою не спится, он, кажется, влюблен.

В четвертой — семейственная картинка: герой будто видит давно умершего деда, возвращающегося домой с удачной охоты.

В пятой —гроза. Однако и здесь гроза завершается лишь очищением природы, наступлением прохлады.

Шестая часть — другая ночь. Всадник пробирается через лес.

Седьмая — осень подходит к концу. Герою грустно: больше ничего не держит его в деревне.

Восьмая — последняя веселая охота в утренних заморозках.

В девятой части благодарный герой с чувством прощается со степью, торопится в город, где ждут его и друзья, и враги. Он успел соскучиться не только по первым, но даже и по вторым. Прилив сил и вдохновения сопровождают его возвращение в город.

Лексика нейтральная, просторечная, местами устаревшая.

1 часть:

 

Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов,
Люблю прислушиваться лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени;
Не дрогнет воздуха стеклянная волна;
Стоишь и слушаешь — и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени…

Задумчиво глядишь на лица мужиков —
И понимаешь их; предаться сам готов
Их бедному, простому быту…
Идет к колодезю старуха за водой;
Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту…

Вот песню затянул проезжий… Грустный
Но лихо вскрикнул он — и только слышен стук
Колес его телеги тряской;
Выходит девушка на низкое крыльцо —
И на зарю глядит… и круглое лицо
Зарделось алой, яркой краской.

Качаясь медленно, с пригорка, за селом,
Огромные возы спускаются гуськом
С пахучей данью пышной нивы;
За конопляником, зеленым и густым, .
Бегут, одетые туманом голубым,
Степей широкие разливы.

Та степь — конца ей нет… раскинулась, лежит.,
Струистый ветерок бежит, не пробежит…
Земля томится, небо млеет…
И леса длинного подернутся бока
Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Какова история создания цикла рассказов «Записки охотника»?

Первые рассказы из этого цикла увидели свет в конце 40-х годов XIX века, в то время, когда основы крепостного права держались крепко. Власть дворянина-помещика ничем не ограничивалась, не контролировалась. Как человек, Тургенев видел в крепостничестве высшую несправедливость и жестокость; в силу этого, и разумом, и сердцем Тургенев ненавидел крепостное право, которое для него было, по его собственному выражению, личным врагом.

Он дал себе известную «Аннибаловскую клятву» не складывать никогда оружия против этого врага. Выполнением этой клятвы и стали «Записки охотника».

В 1852 году «Записки охотника» впервые были выпущены отдельным изданием.

Главная цель «Записок охотника» — обличение крепостного права. Но подошел автор к реализации своей цели оригинальным способом. Он рисует живые образы.

«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками из жизни крепостных крестьян и помещиков. Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском. Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»). В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.

О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал.

В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.

Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много». При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.

Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.

Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.

Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Год 1843 остался навсегда памятным Тургеневу не только потому, что был первой заметной вехой на его литературном пути; этот год оставил неизгладимый след и в его личной жизни.

Осенью 1843 года в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала замечательно даровитая двадцатилетняя певица Полина Гарсиа Виардо. Родившись в артистической семье, Полина Гарсиа почти ребёнком начала свою карьеру. Уже в конце тридцатых годов она с огромным успехом выступала в Брюсселе, в Лондоне, а восемнадцатилетней девушкой дебютировала на парижской оперной сцене в роли Дездомоны, а затем в опере Россини.

Русские зрители сразу оценили бурную страстность и необыкновенное артистическое мастерство Виардо, диапазон её голоса и ту лёгкость, с которой она свободно переходила с высокой ноты сопрано на глубокие, ласкавшие сердце ноты контральто.

Услышав впервые Полину Гарсиа в роли Розины, Тургенев был покорен её талантом и с этого дня не пропускал ни одного спектакля приехавшей оперы. Через некоторое время его друзьям и знакомые передавали друг другу, что Тургенев без памяти от игры Виардо.

«Он теперь весь погружен в итальянскую оперу и, как все энтузиасты, очень мил и очень забавен», - писал Белинский.

Вскоре Тургеневу представился случай отправиться на охоту в обществе мужа Полины Гарсиа, Луи Виардо, а затем его познакомили и с самой певицей. Впоследствии Виардо шутливо рассказывала, что он был представлен ей как молодой помещик, превосходный охотник, хороший собеседник и посредственный стихотворец.

1 ноября – день, в который состоялось это знакомство, навсегда остался для него незабываемым.

«Я ничего не видел на свете лучше Вас … Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеет границ и умрёт только вместе со мною», - писал Тургенев Полине Виардо из Петербурга.

С юношеских лет до последних дней жизни Тургенев оставался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву…

Когда Полина и Иван были в разлуке, их общение продолжалось в переписке. До сих пор эти письма сохранились. Они наполнены нежностью, любовью, а иногда и страстью.

Умер Тургенев на руках у своей любимой женщины.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Спасское

Я получил ваше письмо из Лондона, дорогая и добрая госпожа Виардо, и спешу ответить на него. Для начала сообщу вам приятную новость, которой я уже поделился с вашей матушкой: из Петербурга мне пишут, что паспорт мой уже подписан и ничто не препятствует моему отъезду. Вы можете представить себе удовольствие, которое доставила мне эта новость; через полтора месяца, если Бог даст мне жизни, я буду иметь счастье вновь видеть вас, Я, кажется, говорил вам, что, уезжая из Петербурга, я на всякий случай взял место на пароход из Штеттина на 21 июля (2 августа н. c.). Я покину Спасское 10 числа следующего месяца; из Штеттина поеду прямо через Берлин, Брюссель и Остенде в Лондон, где рассчитываю быть 10 августа. B конце августа я отправляюсь в Париж, а оттуда в Куртавнель, где мы будем ждать вас, как в былое время. Встречать вас я выйду в своей серой куртке. K сожалению, буду я не только сер, но и сед… Что ж, коли лето наше миновало, постараемся насладиться нашей осенью.

Я очень рад узнать, что вы довольны собой и много работаете в Лондоне. Подумать только: двух месяцев не пройдет – и я Bac услышу.

Перед отъездом я хочу побывать в Калужской губернии, чтобы вволю поохотиться там на глухарей; в сентябре настанет черед куропаток в Бри… Только бы ничто не помешало этим прекрасным замыслам! Я стал суеверным и весьма боязливым в отношении будущего… B конце концов, это лучше, чем равнодушие.

У меня нет больше желания «рассказывать вам свою жизнь» на бумаге – я сделаю это лично. Итак, до свидания 10 августа! A до тех пор будьте здоровы и счастливы. Тысяча приветов Виардо. Нежно целую ваши руки.

Ваш И. Тургенев.

P. S. Получили ли вы мое письмо из Спасского со словами «знаменитой певице» на конверте?

Зинциг, 24 июля 57.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.

Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.

Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

Мать Тургенева отличалась очень властным и крутым характером, в результате чего она нередко устраивала физические расправы над Иваном и другими детьми.

Тургенев обладал крупной головой. Когда после смерти писателя его мозг положили на чашу весов то выяснилось, что его вес составляет более 2 кг! Это на порядок выше, чем у среднего человека.

Известен случай, когда Тургенев спровоцировал Льва Толстого на дуэль. К счастью, конфликт удалось уладить.

Иван Тургенев любил носить яркие галстуки и золотые пуговицы, что для того времени было довольно необычно.

В юном возрасте писатель был влюблен в княгиню Шаховскую, однако девушка отдала предпочтение отцу Тургенева.

Иван Сергеевич отличался фанатичностью к чистоте и гигиене. Он по 2 раза на день менял белье и регулярно вытирал открытые части тела губкой, смоченной в одеколоне. Перед тем как ложиться в кровать, литератор расставлял все вещи в доме по своим местам.

Интересен факт, что, несмотря на атлетическое телосложение, Тургенев обладал тонким и высоким голосом.

Если верить словам Афанасия Фета, то во время смеха Иван Тургенев издавал громкие звуки, хватаясь за живот, и даже нередко катаясь по полу.

По причине конфликта с русским императором, Иван Тургенев был взят под домашний арест, оставаясь под надзором полиции долгое время.

Знаете ли вы, что не имея слуха, Тургеневу очень нравилось петь?

Любимой игрой Тургенева были шахматы.

Тургенев с детства хорошо владел русским, французским, немецким и английским языками.

В честь Тургенева назван кратер на Меркурии

В молодости Иван Сергеевич Тургенев был довольно легкомыслен. Он мог, например, пригласить к себе гостей, а потом «случайно» об этом забыть. Он, конечно, извинялся перед гостями, снова приглашал их на обед, чтобы как-то загладить свою оплошность, но, когда люди приезжали в назначенный час, хозяина снова не оказывалось дома. За это Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».

В Германии, куда он приехал ради образования, он принялся транжирить деньги родителей, которые ему регулярно присылали. При этом мать не получала от сына ни весточки, не говоря уже о благодарности. Он промотался настолько, что на последние гроши оплатил посылку от матери. Каково было его удивление, когда в ней оказались кирпичи. Вот так родительница проучила нерадивого сына. Вероятно, это заставило Тургенева остепениться.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 8

1 группа: «Старуха»

1. Кого олицетворяет Старуха? Опишите её.

2. Какие мысли возникают у рассказчика при виде Старухи?

3. Проследите за глаголами и прилагательными. Как при помощи них создается общее настроение?

4. На что указывают многоточия и восклицательные предложения?

5. прокомментируйте конец стихотворения.

 

2 группа «Собака»

Определите тему стихотворения

Определите основные мотивы

Найдите стилистические средства выразительности и определите их роль в тексте

Прокомментируйте конец стихотворения

 

3 группа «Воробей»

Какими мы видим воробья и собаку?

Как автор передает из чувства и состояние?

Какие чувства испытывает сам рассказчик?

Почему не происходит борьбы между сильным и слабым?

Что хотел донести до нас автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.