12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Видманова415
человек,женщина,учитель
Россия, Московская обл., ЛОБНЯ
Материал размещён в группе «ФГОС НОО»
2

Иван Сергеевич Тургенев: штрихи к портрету. «Бежин луг»: композиционные приемы как средство воплощения художественного замысла автора



Конспект урока литературы в 6 классе

учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни

Видмановой С.И.

«Иван Сергеевич Тургенев: штрихи к портрету. «Бежин луг»: композиционные приемы как средство воплощения художественного замысла автора.»

(УМК: учебник « Литература» для ОУ под редакцией Коровиной В.Я)

Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык анализа произведения, развивать способности к мыслительной деятельности.

2) образовательная: сформировать представление о структурообразующих элементах и приемах создания художественного произведения.

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Оборудование: доска, экран,проектор .презентация

Мотивация к деятельности. Подготовка класса к уроку

Лингвомотиватор.. Продолжите фразы ,подобрав однокоренные слова к выделенным.

Образованность-это обогащенность знанием. Мы..

Успех-удел трудолюбивых людей. Мы….

Счастье-это возможность открывать новое и созидать. Мы…

ВЫВОД: мы ОБРЕЧЕНЫ на….

Актуализация и пробное учебное действие.

- Вы в прошлом году пробовали себя в роли начинающих писателей и издателей собственных книг.. Этот год не станет исключением: по окончании его вам необходимо будет предложить новую книгу с собственными произведениями. Чтобы книг удалась, а произведения качественно стали лучше, начнем урок с краткого анализа рассказа «Как я провел лето»

1.Чтение рассказа.

2.Анализ

-Понравился ли вам текст?

-Каковы сильные и слабые стороны рассказа?

- Допускаете ли такие композиционные ошибки вы?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно строить произведение?

-….

- Правильно, нужно обратиться к мастерам слова.

Постановка учебной задачи. Определение темы, цели и этапов работы над темой.

1.Литературная загадка. Звучит стихотворение И.З Сурикова.

- Прослушайте стихотворение, определите, каким произведением и какого автора навеяно это стихотворение

Учитель: Летний вечер.
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. 
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Ученик4:Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель: Детям боязно – и дети 
Огонёк разводят.

2. Определение темы, цели урока и основных этапов изучения темы..

Подбор эпиграф к уроку.

4. Литературная биографическая эстафета. Учитель задает первый вопрос по биографии писателя, тот, кто правильно ответил, задает свой вопрос по биографии Тургенева другим учащимся.

-Назовите место и дату рождения И.С. Тургенева….

-Мы лишь набросали штрихи к портрету Тургенева. Сам же он говорил: «Вся моя биография в моих сочинениях». Потому продолжим знакомство с писателем через его творение.

Выявление места и причины затруднения.

«Бежин луг» –высочайший образец художественной прозы, горячо принятый читающей Россией. В чем причина такого успеха и долгожительства книги?

Справочник юного писателя. Повторение пройденного: сюжет и его основные единиц.

Выделение сюжетных составляющих в произведении «Бежин луг»

- Как вы думаете ,почему автором заложен в произведении такой простой сюжет?

..

-Верно, Тургенев ставил более сложные художественные задачи: создать широкую картину русской природы ,рассказать через образы детей о русской действительности.

3. Справочник юного писателя. Повторение пройденного: композиция и ее элементы

-Какие из элементов композиции стали украшением рассказа?

4. . Справочник юного писателя. Знакомство с композиционными приемами.

-Какие из композиционных приемов использовал автор?

-Является ли мастерское использование композиционных элементов и приемов залогом того, что произведение будет любимо читателями?

Первичное закрепление

Анализ пейзажной зарисовки

Анализ портретов

Запись вывода по вариантам. Чтение. Коррекция.

План:

Место композиционного элемента в произведении

Своеобразие

Значение элемента

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельный сопоставительный анализ портретов Вани( образ-загадка) и Павла(самый очерченный образ)

Рефлексия деятельности.

-Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе, поставив оценку карандашом в тетради. Поднимите руки те, кто оценил свою работу на отлично , на хорошо?

-Достиг ли мы цели-познание законов построение художественного произведения?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Дифференцированное домашнее задание:

1). Развернутое высказывание «Уроки построения композиции произведения от И.С. Тургенева»

2).Составление кроссворда «Композиционные приемы и элементы»


Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454141247.pptx (презентация к уроку по рассказу Тургенева"Бежин луг" )


Опубликовано в группе «ФГОС НОО»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 06.07.16 в 21:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересная разработка
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.