Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературы в 6 классе
учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни
Видмановой С.И.
«Иван Сергеевич Тургенев: штрихи к портрету. «Бежин луг»: композиционные приемы как средство воплощения художественного замысла автора.»
(УМК: учебник « Литература» для ОУ под редакцией Коровиной В.Я)
Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык анализа произведения, развивать способности к мыслительной деятельности.
2) образовательная: сформировать представление о структурообразующих элементах и приемах создания художественного произведения.
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: « открытие новых знаний»
Оборудование: доска, экран,проектор .презентация
Мотивация к деятельности. Подготовка класса к уроку
Лингвомотиватор.. Продолжите фразы ,подобрав однокоренные слова к выделенным.
Образованность-это обогащенность знанием. Мы..
Успех-удел трудолюбивых людей. Мы….
Счастье-это возможность открывать новое и созидать. Мы…
ВЫВОД: мы ОБРЕЧЕНЫ на….
Актуализация и пробное учебное действие.
- Вы в прошлом году пробовали себя в роли начинающих писателей и издателей собственных книг.. Этот год не станет исключением: по окончании его вам необходимо будет предложить новую книгу с собственными произведениями. Чтобы книг удалась, а произведения качественно стали лучше, начнем урок с краткого анализа рассказа «Как я провел лето»
1.Чтение рассказа.
2.Анализ
-Понравился ли вам текст?
-Каковы сильные и слабые стороны рассказа?
- Допускаете ли такие композиционные ошибки вы?
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно строить произведение?
-….
- Правильно, нужно обратиться к мастерам слова.
Постановка учебной задачи. Определение темы, цели и этапов работы над темой.
1.Литературная загадка. Звучит стихотворение И.З Сурикова.
- Прослушайте стихотворение, определите, каким произведением и какого автора навеяно это стихотворение
Учитель: Летний вечер.
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Ученик4:Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель: Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
2. Определение темы, цели урока и основных этапов изучения темы..
Подбор эпиграф к уроку.
4. Литературная биографическая эстафета. Учитель задает первый вопрос по биографии писателя, тот, кто правильно ответил, задает свой вопрос по биографии Тургенева другим учащимся.
-Назовите место и дату рождения И.С. Тургенева….
…
-Мы лишь набросали штрихи к портрету Тургенева. Сам же он говорил: «Вся моя биография в моих сочинениях». Потому продолжим знакомство с писателем через его творение.
Выявление места и причины затруднения.
«Бежин луг» –высочайший образец художественной прозы, горячо принятый читающей Россией. В чем причина такого успеха и долгожительства книги?
Справочник юного писателя. Повторение пройденного: сюжет и его основные единиц.
Выделение сюжетных составляющих в произведении «Бежин луг»
- Как вы думаете ,почему автором заложен в произведении такой простой сюжет?
..
-Верно, Тургенев ставил более сложные художественные задачи: создать широкую картину русской природы ,рассказать через образы детей о русской действительности.
3. Справочник юного писателя. Повторение пройденного: композиция и ее элементы
-Какие из элементов композиции стали украшением рассказа?
4. . Справочник юного писателя. Знакомство с композиционными приемами.
-Какие из композиционных приемов использовал автор?
-Является ли мастерское использование композиционных элементов и приемов залогом того, что произведение будет любимо читателями?
Первичное закрепление
Анализ пейзажной зарисовки
Анализ портретов
Запись вывода по вариантам. Чтение. Коррекция.
План:
Место композиционного элемента в произведении
Своеобразие
Значение элемента
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельный сопоставительный анализ портретов Вани( образ-загадка) и Павла(самый очерченный образ)
Рефлексия деятельности.
-Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе, поставив оценку карандашом в тетради. Поднимите руки те, кто оценил свою работу на отлично , на хорошо?
-Достиг ли мы цели-познание законов построение художественного произведения?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Дифференцированное домашнее задание:
1). Развернутое высказывание «Уроки построения композиции произведения от И.С. Тургенева»
2).Составление кроссворда «Композиционные приемы и элементы»
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454141247.pptx (презентация к уроку по рассказу Тургенева"Бежин луг" )
Сафонова Елена Валерьевна