Урок литературы на тему «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева»

4
0
Материал опубликован 18 November 2018 в группе

Тема урока: «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева».

( К 200-летию со дня рождения).

Учитель: Иванова Любовь Николаевна.

Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества И. С. Тургенева, развивать интерес к творчеству писателя, прививать любовь к родине, развивать умение составлять конспект.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Определение темы и целей урока.

На доске: «Иван Сергеевич Тургенев. (1818-1883)».

Вопросы:

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке, если внимательно посмотреть на доску?

- Верно. У Ивана Сергеевича Тургенева в этому году юбилей – 200 лет со дня рождения.

- А что вы знаете о жизни Тургенева?

- Какие произведения этого писателя вам известны?

 

- Сегодня на уроке мы будем вести разговор о жизни и творчестве Ивана Сергеевича Тургенева, вспомним изученные ранее произведения, познакомимся с новыми.

3. Изучение нового материала.

Биография И. С. Тургенева.

(Лекция учителя и индивидуальные сообщения учащихся).

Учитель:

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока. Я попрошу вас записать в тетрадь в течение урока самые значимые даты жизни и творчества Тургенева.

 

Лекция учителя.

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в Орле. Он воспитывался в старинной дворянской семье и был вторым сыном у родителей.

Его отец, Сергей Николаевич, служил в армии и вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Мать, Варвара Петровна, происходила из состоятельной дворянской семьи.

Брак родителей нельзя назвать счастливым, поскольку отец Тургенева женился по расчету, а не по любви.

Когда Ивану исполнилось 12 лет, отец решил уйти из семьи, бросив жену и троих детей. К тому времени от эпилепсии умер младший сын Сережа.

В результате, воспитание обеих мальчиков, Николая и Ивана, легло на плечи матери.

Братьям пришлось несладко — у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных

Вскоре мать Тургенева второй раз вышла замуж. Несмотря на то, что она строго относилась к сыновьям, ей удалось привить им хорошие качества и манеры.

Она была грамотной женщиной и разговаривала со всеми членами семьи исключительно на французском языке.

Мать очень любила литературу, что передалось и ее детям. Помимо французских классиков, она великолепно знала произведения ПушкинаГоголя и Карамзина.

Также она поддерживала дружеские отношения с писателями Василием Жуковским и Михаилом Загоскиным. Не удивительно, что ей хотелось дать своим сыновьям хорошее образование.

С обоими мальчиками занимались одни из лучших преподавателей Европы, на которых она не жалела средств.

С 1818 по 1827 год семья живёт в имении Спасское-Лутовиново (неподалеку от Мценска).

В 1827 году Тургеневы переезжают в Москву. С этим временем связано начало учебы в частных пансионах.

В 1833 году И. С. Тургенев поступает в Московский университет на факультет словесности, а на следующий год переводится в Петербургский университет на историко-философский факультет, который заканчивает в 1837 году.

Первые литературные опыты Тургенева относятся к 1834 году, первые публикации – к 1837, однако первый успех пришел после публикации поэмы «Параша»(1843). Именно это произведение было замечено Белинским и высоко оценено. С этого началась их дружба.

С 1837 по 1841 год Иван Сергеевич находился за границей (продолжал учебу).

Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

После возвращения встречается с Гоголем, знакомится с С. Т. Аксаковым, А. С. Хомяковым, А. И. Герценом.

После поэмы «Параша» появляются повести «Андрей Колосов» (1844) и «Три портрета» (1846), поэма «Помещик» (1846), очерк «Хорь и Калиныч»(1847) и др.

А потом в жизни Тургенева появляется Полина Виардо.

Сообщение учащегося (карточка 1).

Продолжение лекции.

Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме.

Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.

Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо. Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека.

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.

Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Сообщение учащегося (карточка 2).

Продолжение лекции.

Но давайте вернемся к литературной деятельности писателя. «Успех «Хоря и Калиныча» превзошёл все ожидания. В редакцию «Современника» приходили письма с просьбами печатать дальше «Записки охотника». Читающую публику покорило незаурядное мастерство автора, его небывалое доселе изображение русского крестьянина. Тургенев взялся за перо. Работу над «Записками охотника» он продолжил за границей, куда уехал надолго в том же 1847 году. Об этом периоде своей жизни Тургенев писал: «Я не думаю, что моё западничество лишило меня всякого сочувствия к русской жизни, всякого понимания её особенностей и нужд. «Записки охотника»… были записаны мною за границей; некоторые из них – в тяжёлые минуты раздумья о том, вернуться ли мне на родину, или нет? …знаю только, что я, конечно, не написал бы «Записок охотника», если бы оставался в России». В разлуке с Родиной крепла любовь писателя к ней, пробуждались детские впечатления, связанные со светлыми сторонами русской жизни. Он вспоминал, как летом и осенью 1846 года исходил с ружьём Орловскую, Курскую и Тульскую губернию. В памяти вставали картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.

На протяжении трех лет в «Современнике» был напечатан двадцать один рассказ из «Записок охотника». Отдельное издание было осуществлено в 1852 году с прибавлением двадцать второго рассказа – «Два помещика». Позже были написаны еще три рассказа: «Конец Чертопханова», «Стучит», «Живые мощи». В 1880 году изданная книга состояла уже из 25 рассказов. К ним по содержанию и форме примыкает рассказ «Муму», не включённый в этот сборник.

Вопрос:

- Давайте вспомним рассказ «Муму». Кто главный герой? Как возник этот рассказ? В чем заключается основная мысль его?

«Записки охотника» – это художественная летопись русской крепостной деревни. Впервые в этой книге крестьянин выступил как человек огромного духовного богатства, стал литературным героем большого масштаба. Известный литератор, современник Тургенева П. В. Анненков вспоминал, что во всех кругах русского общества на «Записки охотника» смотрели «как на проповедь освобождения крестьян», собранные вместе в сборнике рассказы представляли собой «стройный ряд нападений, целый батальный огонь против помещичьего быта». Свое восхищение «Записками охотника» выразили многие писатели.» (По книге Н. Н. Наумовой «Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя»
и статье В. М. Марковича о Тургеневе в Биобиблиографическом словаре)

В 1852 году Иван Сергеевич не мог не откликнуться на смерть Н. В Гоголя. Опубликовать некролог в Петербурге не получилось. Это осуществилось в Москве. Следствие публикации – арест и затем высылка на жительство в имение под присмотр полиции. На самом деле причиной ссылки была не столько публикация некролога, сколько сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое проявилось в «Записках охотника».

В 1855 году Тургенев познакомился с Л. Н. Толстым. Отношения между писателями были сложными, дело дошло до ссоры в 1861 году. Примирение состоялось лишь через 17 лет (8 августа 1878г).

Тургенев принес в литературу такие известные произведения, как:

«Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Призраки» ( 1864), «Дым» (1867), «Новь» (1877). К 1881 году относится начало публикации «Стихотворений в прозе».

В конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.

В 1882 году после расставания с Савиновой Тургенев заболел. Доктора поставили неутешительный диагноз – рак костей позвоночника. Умирал писатель на чужбине долго и мучительно.

В 1883 году Тургенева прооперировали в Париже. Последние месяцы жизни Иван Тургенев был счастлив, насколько может быть счастливым измученный болью человек - рядом с ним находилась любимая женщина.

Классик скончался 22 августа 1883 года. Его тело доставили в Петербург 27 сентября. Из Франции в Россию Ивана Тургенева сопровождала дочь Полины, Клаудиа Виардо. Похоронили писателя на петербургском Волковом кладбище.

Подведение итогов урока.

Вопросы:

Где и когда родился И. С. Тургенев?

Что вы знаете о его родителях?

Какое образование получил писатель?

С кем из известных людей того времени был знаком?

Как называлось первое опубликованное произведение Ивана Сергеевича?

Какие романы написаны Тургеневым?

Как складывалась его семейная жизнь?

 

Домашнее задание: прочитать 1-5 главы романа «Отцы и дети».


 

Карточка №1. О Полине Виардо.

( Из книги В Зайцев «Жизнь Тургенева)
 

Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее, Джоваккина Сичес, тоже пела, как и старшая сестра Мария, Полину с детства учил властный и суровый отец. Первые уроки на парусном судне, шедшем в Мексику, — с голоса, без рояля. Ноты писал сам отец. Она пела с ним по вечерам на мостике, «к большому удовольствию всего экипажа».

Эти удивительные уроки в океане, под открытым небом, связаны с артистическими странствиями отца: он пел и в Европе, и в Америке.

Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов. У нее оказался отличный голос. Судьба ее опреде­лилась.

Она рано начала выступать. Впервые в Брюсселе — в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже — камерною певицей. В Парижской опере дебютировала в 1839 году в *Отелло» Верди, успех имела огромный, и с этого времени начинается ее известность. Ее пригласили в итальян­скую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы г. Луи Виардо — вряд ли по любви, скорее для жиз­ненного укрепления. Виардо был на двадцать лет старше ее, по-видимому, человек смирный, просвещенный, малозамет­ный — муж знаменитости.

Начались ее странствия по столицам и полустолицам Ев­ропы: Лондон, Мадрид, Неаполь, Вена, Берлин — всюду она выступала, всюду покоряла. Обладала удивительным голо­сом, гибким, могучим…. Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза — пла­менные и выразительные. Волосы тоже как смоль — она зачесывала их гладко на пробор, с буклями над ушами, они очень блестели и лоснились. Любила носить шали. В разгово­ре жива, блестяща, смела. Характер имела властный — в отца. Насквозь была проникнута искусством — искусство это опиралось, разумеется, на страстный женский темперамент.

На сцене она воспламенялась. И сквозь некрасоту лица излучала свое обаяние.

Древняя кровь, древние страсти таились в ней.

Такова была молодая звезда, облетевшая Европу, всюду побеждавшая. Россия находилась далеко, но слава ее шла и на запад: император, двор, Петербург, фантастические снега, фантастические гонорары. Направляясь туда, вероятно, счи­тала Виардо, что будет чуть ли не ездить на белых медведях и жить среди царей и рабов. В действительности — попала в пышный императорский Петербург 1843 года, со всей тяж­кой и великолепною придворной жизнью, с русским барством и блестящими театрами. Ведь это — время высшей силы Николая I! Фридрих Вильгельм склоняется пред ним, вся Европа трепещет.

Виардо не ошиблась, конечно, в расчетах (она вообще отлично понимала жизнь): прием оказался редкостным. В Петербурге итальянскую оперу только что возобновили после многолетнего перерыва. Певица открыла гастроли «Севильским цирюльником» (Розина) и успех имела потрясающий. По окончании первой же арии все в зале неистовствовало, кричало, стучало, хлопало — пронеслась буря вроде тропи­ческой, хоть и под северным небом. Одна экзотика встрети­лась с другой. После спектакля толпа ждала певицу у выхода. Растаскивали цветы из букетов, целовали руки, провожали карету до дома — все, как полагается в «дикой» стране.

Среди энтузиастов оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантно одевав­шийся, будущий владелец пяти тысяч «рабов», а ныне из-за ухудшившихся отношений с матерью ведший жизнь весьма темную, — Иван Тургенев. В литературе за ним числилось несколько стихотворений да «Параша». В жизни — два-три неопределенных романа и кое-какие влюбленности.

28 октября, в день своего рождения, он охотился где-то под Петербургом... Некий майор Комаров, маленький и смешной человечек, познакомил его на охоте с г. Луи Виардо. Очевид­но, Тургенев произвел хорошее впечатление. 1 ноября, утром, тот же майор представил его уже самой превосходительной певице в квартире ее против Александринского театра. Тур­геневу только что исполнилось двадцать пять, Полине шел двадцать третий. В то туманно-белое, мокрое петербургское утро с летящим снегом юная знаменитость ласково-равнодушно принимала у себя русского медведя. С ним только что познакомился муж. Его преподносили как «молодого поме­щика, хорошего стрелка, приятного собеседника и плохого стихотворца» — за восторгами таких медведей она сюда и приехала. Могла ли подумать тогда, что этот «молодой поме­щик и плохой стихотворец» станет русским классиком и в славе своей далеко превзойдет ее? Что на сорок лет будет он прикреплен к ней? Что ее собственная жизнь переплетется с его жизнью? Что г-ну Луи Виардо так до конца дней своих и охотиться с этим помещиком и мирно беседовать с ним о разных домашних делах?

Началось знакомство. Стал он посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладость заключа­лась в том, что он полюбил. Что опьянение владело им — сдержаться он не мог. Не только он бывал у них, и, конечно, часто, он обратился и в завсегдатая оперы, где она пела, хлопал, вызывал, неистовствовал. Повсюду ее превозносил. Говорил о ней много, жадно — злые языки утверждали, он ею заболел. Нравилось произносить самое имя ее. Незаметно для себя стремился навести разговор на нее — и наводил.

Трудность его положения заключалась в неравенстве сил. Он влюблен... — она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся, многих, с кем она вела словесную игру.


 

Карточка №2

Отношения с матерью.

( Из книги В. Зайцева «Жизнь Тургенева»)

 

<...> В Светлое Воскресение 1846 года Варвара Петровна проснулась крайне раздраженная. В церкви звонили — она отлично знала, что на Пасху всегда бывает радостный звон. Но велела позвать «министра» .( Все слуги назывались в её доме министрами : дворецкий – министр двора, мальчик, заведовавший почтой – министр почт и т. д. )

Это что за звон?

Праздник, сударыня, святая неделя.

Святая неделя! Праздник! Какой? У меня бы спросили, какая у меня на душе святая неделя. Я больна, огорчена, эти колокола меня беспокоят. Сейчас велеть перестать.

И колокола умолкли, весь пасхальный парад в доме, праздничный стол, куличи, пасхи — все отменено, вместо праздника приказано быть будням, и сама Варвара Петровна три дня провела в комнате с закрытыми ставнями. Их откры­ли только в четверг. Пасхи в том году в Спасском просто не было. Зато еще в другой раз она отменила церковный устав об исповеди: приказала оробевшему священнику исповедо­вать себя публично, при народе.

Можно ли было такому характеру уживаться с сыновья­ми — людьми уже новой, европейской складки?

Варвара Петровна знала, что Николай едва изворачивает­ся, что Иван живет в Париже и Куртавенеле без гроша, и очень хотела видеть обоих. Но Ивану вместо нужных ему шести тысяч на расплату с долгами и на возвращение высла­ла шестьсот рублей — он едва заткнул ими насущнейшие дыры. То же с Николаем. А рядом с этим — сентиментальные мечтания... Надеясь, что сыновья прилетят как-то сами, по воздуху, она велит заново отделывать флигель. В огромных зеленых кадках расставляют вокруг балкона померанцевые деревья из оранжереи. По другую сторону дома испанские вишни и сливы ренклод вынесены из грунтовых сараев и накрыты сеткою от воробьев.

— Ванечка очень любит фрукты. Он будет есть их с дере­ва, а я из окошка полюбуюсь на него.

Ванечка в это время занимал в Куртавенеле по нескольку франков у Ситчесов, но она непременно должна любоваться, как он будет есть сливы (а в оранжереях готовили ему и персики). Или — Варвара Петровна катается в коляске. Про­езжая мимо оврага, заросшего травой и окаймленного топо­лями, вспоминает, что здесь некогда был пруд и сыновья катались по нему в особенном ботике. Велено немедля расчис­тить овраг (очевидно, и вновь его запрудить…

Все это пропало даром. Лишь весною следующего, 1850 года Варвара Петровна, сама заболев серьезно, приняла меры не сентиментальные, а действительные: послала Ивану Сер­геевичу в Париж достаточно денег, чтобы он мог тронуться.

Ехать Тургеневу не хотелось. Но раздражать мать он счи­тал опасным. В мае прощался с Куртавенелем (Виардо пела в Германии), 17 июня в последний раз виделся с Полиной, а 24-го направился из Парижа в Петербург. Он называл тогда Россию «огромным и мрачным облаком, неподвижным и ту­манным, как Сфинкс». Полагая, что Сфинкс смотрит на него тяжелым взглядом и поглотит его. <...>

Иван Сергеевич встретился с матерью хорошо, но попал в нервный воздух. Он и Николай были уже вполне взрослые, наследники большого состояния и в то же время полунищие. Николай распродавал последние свои вещи, вывезенные из Петербурга. Ивану приходилось занимать направо и налево. У дворовых — управляющего Леона Иванова, у сводного брата Порфирия добывал он по тридцати, пятидесяти копеек.

Братья решили действовать. Обратились к матери: в самой почтительной и мягкой форме просили определить им какой-нибудь, пусть и небольшой, доход, только бы иметь необходимое для жизни и не беспокоить ее по мелочам. Вар­вара Петровна не возражала. Как будто отнеслась даже сочув­ственно. Обещала исполнить просьбу и, как всегда, не торо­пилась. «Томление» сыновей продолжалось. Наконец, прика­зала Леону Иванову написать две дарственные — одно име­ние, Сычево, отдается Николаю, другое, Кадное, — Ивану.

Но... дарственные эти она не оформила. Они не имели закон­ной силы, и в любой момент она могла их отменить. <...>

Варвара Петровна отлично поняла, как они приняли ее «подарок». На другой день вызвала Ивана для объяснений. Тут он многое высказал ей — не только о себе, но и вообще о её жизни и правлении. В конце разговора Варвара Петровна закричала:

— Нет у меня детей! Ступай вон!

Иван Сергеевич попытался увидать ее на следующий день. Когда Варя доложила, она вместо ответа схватила юношеский его портрет, изо всех сил швыр­нула на пол. Стекло разбилось, портрет отлетел далеко. Гор­ничная бросилась было поднимать, но Варвара Петровна за­претила трогать — не только сейчас, но и вообще: портрет пролежал на полу до октября.

Иван и Николай Сергеевич уехали в отцовское Тургенево. Варвара Петровна в день разрыва лежала в нервном припад­ке. Но, отлежавшись, ничего в решении не изменила. <...>

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.