Один из приёмов обучения анализу художественного произведения (работа с эпиграфом)

1
1
Материал опубликован 29 October 2020

Мякинина В.И.

Статья на тему

«Один из приёмов обучения анализу художественного произведения»

(работа с эпиграфом)

  Эпиграфом в античности называлась надпись на памятнике, здании. Поздне так стали называть цитаты, пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения из художественной прозы, отрывки из стихотворений, изречения выдающихся людей, помещённые либо после заглавия произведения, либо перед отдельными главами. Используя эпиграф, автор тем самым опирается на общепризнанный авторитет, который подтверждает его мысль, помогает раскрыть её, углубить, определить характер темы, указанной в заглавии.

  Понять идею произведения, по словам методиста Г. Гуковского, значит понять идею каждого из его компонентов в их системной совокупности и в то же время каждого компонента в частности.

 Деятельность учащихся имеет репродуктивный характер, когда они вспоминают определение эпиграфа и теоретические сведения об этом виде литературной цитаты. Затем надо сконцентрировать внимание на поиске ответа на вопрос: Так ли необходим эпиграф в произведении? Это является условием для последующего творчества читателей при осмыслении ими авторской позиции.

 Выясняется источник эпиграфа и его смысл в произведении. Здесь ведущая роль принадлежит учителю, который сообщает необходимые сведения о контексте литературной цитаты в произведении-источнике, о самом этом произведении и его авторе. Выбор источника цитирования характеризует автора произведения, его духовный мир, интересы и эстетические вкусы и подчинён его творческим задачам. Писатель выбирает цитату из того или иного произведения неслучайно: он таким образом определяет восприятие своего творения через призму уже существующего, сравнивая или сталкивая разные взгляды на изображаемое.

  Важным является вывод о функциях эпиграфа. Изучение статей учебника, содержащих эпиграфы, подбор эпиграфов к сочинениям, осмысления их роли в организации урока литературы. Эпиграфы бывают общие, относящиеся ко всему произведению, и частные, предваряющие его фрагменты или главы.

  Благодатным материалом для формирования навыка анализа эпиграфа является повесть А. Пушкина «Капитанская дочка». В.Шкловский назвал эпиграфы «Капитанской дочки» «смысловым ключом произведения, дающим представление об авторском отношении к теме, которое он хочет передать читателям».

Например, эпиграф к 3 главе характеризует установившийся в крепости уклад жизни. Учащиеся не испытывают затруднений в определении его семантики – это солдатская песня, удалая, задорная, поднимающая боевой дух, она создаёт в воображении образы бравых, смелых воинов, которым всё нипочём, они грозят врагам:

Зададим гостям пирушку,

Зарядим картечью пушку…

Учитель обращает внимание ребят на стилистическую разнородность эпиграфа: в нём сталкиваются слова книжной лексики («фортеция») и разговорной «зададим пирушку». Этот приём подчёркивает несоответствие ожиданий Петруши и реальной жизни.

Литературные эпиграфы повести взяты из произведений поэтов екатерининской эпохи – Я.Княжнина, М.М.Хераскова и один мистифицирован Пушкиным под А.Сумарокова. Эти поэты в своих произведениях прославляли высокое служение отчизне, верность долгу и дворянской чести.

  Фольклорные эпиграфы отражают исторический, социальный, нравственный опыт народа, его быт, интересы, воззрения и идеалы, его мудрость, подчёркивают высокие нравственные устои народной жизни. Не случайно для выражения своего жизненного кредо Пушкин использует пословицу «Береги честь смолоду» она выносится в начало произведения и очень важна для понимания смысла «Капитанской дочки». «Береги честь смолоду…» - значит, оставайся человеком в любых условиях, в какие бы ни поставила тебя судьба.

 Работа с эпиграфами является эффективным способом обучения учеников анализу художественного произведения.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за ценный материал!

30 October 2020