Анализ художественного произведения в начальных классах
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ |
|
Повествовательный жанр Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни. Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных. Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни. Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события. Повесть - литературное произведение описательно-повествовательного жанра. |
Лирический жанр Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме. Песня - стихотворение, предназначенное для пения. Былина - русская песня, поэма о богатырях и народных героях. |
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (изобразительные средства, помогающие образно выразить содержание произведения)
СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
ЮМОР - добродушный смех.
ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
КОНТРАСТ - противопоставление.
ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.
ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.
ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.
СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.
ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.
КОМПОЗИЦИЯ - построение текста
ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.
РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.
ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)
СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Автор и его проблемы, темы.
Жанр произведения.
Тема данного произведения.
Идейная направленность.
Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
Язык писателя.
Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.
ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Определи жанровую разновидность произведения.
Установи тему произведения.
Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
Раскрой композиционные особенности текста.
Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).
ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ
1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ
1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
С чего начинается история? (завязка)
Как продолжается история? (развитие действия)
Какой самый острый момент? (кульминация)
Как разрешается конфликт? (развязка)
Как заканчивается история? (заключение)
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
Единство темы, монолитность (воспоминание о родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и т.д.).
Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок - это "вход" в текст, как в некое здание).
Связность изложения (по смыслу и грамматически).
Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).
№1 ЦВЕТА И ИХ ОТТЕНКИ
КРАСНЫЙ
Красный
Ярко-красный
Темно-красный
Светло-красный
Бледно-красный
Красноватый
Малиновый
Ярко-малиновый
Темно-малиновый
Светло-малиновый
Бледно-малиновый
Алый
Ярко-алый
Светло-алый
Персиковый
Бледно-алый
Бордовый
Темно-бордовый
Светло-бордовый
Вишневый
Темно-вишневый
Светло-вишневый
Кирпичный
Розовый
Ярко-розовый
Темно-розовый
Бледно-розовый
Розоватый
ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевый
Ярко-оранжевый
Темно-оранжевый
Светло-оранжевый
Бледно-оранжевый
Рыжий
Ярко-рыжий
Темно-рыжий
Светло-рыжий
Апельсиновый
Ярко-апельсиновый
Темно-апельсиновый
Светло-апельсиновый
Абрикосовый
Ярко-абрикосовый
Темно-абрикосовый
Светло-абрикосовый
Медный.
ЖЕЛТЫЙ
Желтый
Ярко-желтый
Темно-желтый
Светло-желтый
Бледно-желтый
Желтоватый
Канареечный
Соломенный
Яичный
Ярко-яичный
Темно-яичный.
ЗЕЛЕНЫЙ
Зеленый
Ярко-зеленый
Темно-зеленый
Светло-зеленый
Бледно-зеленый
Травяной
Салатовый
Ярко-салатовый
Темно-салатовый
Светло-салатовый
Болотный
ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый
Ярко-фиолетовый
Темно-фиолетовый
Светло-фиолетовый
Сиреневый
Темно-сиреневый
Светло-сиреневый
Лиловый
Фиалковый
Сизый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Серо-фиолетовый
ГОЛУБОЙ
Голубой
Ярко-голубой
Темно-голубой
Светло-голубой
Бледно-голубой
Голубоватый
Бирюзовый
Лазурный
Небесный
Морской волны
БЕЛЫЙ
Белый
Ярко-белый
Чисто-белый
Снежно-белый
Беловатый
Белоснежный
Молочный
Цвет топленого молока
СЕРЫЙ
Серый
Сероватый
Стальной
Пепельный
Мышиный
СИНИЙ
Синий
Синеватый
Васильковый
ЧЕРНЫЙ
Черный
Черноватый
Смоляной
Угольный
Синевато-черный
Фиолетово-черный
КОРИЧНЕВЫЙ
Коричневатый
Шоколадный
Кофейный
Каштановый
Бурый
Бежевый
№2 КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ХУДОЖНИК
Светлые
Лучистые
Радужные
Веселые
Радостные
Жизнерадостные
Яркие
Сочные
Темные
Мрачные
Пасмурные
Тусклые
Грустные
Печальные
Блеклые
Неяркие
Унылые
№3 РАЗМЕРЫ
Большой
Большущий
Огромный
Гигантский
Крупный
Громоздкий
Маленький
Малюсенький
Небольшой
Крохотный
Громадный
Громаднейший
Миниатюрный
Словно игрушечный
Высоченный
Рослый
Длинный
Долговязый
Низкий
Длиннющий
Низкий
Низенький
Низкорослый
Коротыш
Крошечный
Махонький
Невысокий
Широкий
Широченный
Вместительный
Узкий
Узенький
Тесный
Мелкий
Худой
Глубокий
Толстый
Просторный
№4 ВОЗРАСТ
Младенец
Дитя
Детеныш
Малыш
Ребенок
Крошка
Малютка
Мальчик
Малец
Мальчишка
Мальчуган
Мальчонка
Девочка
Девчушка
Девчонка
Дети
Детвора
Ребята
Девушка
Девица
Молодая женщина
Мужчина
Взрослый человек
Мужик
Мужичок
Женщина
Пожилой человек
Старик
Старичок
Старец
Старикашка
Ребятки
Ребятушки
Юноша
Молодой человек
Парень
Паренек
Молодец
Детина
Дед
Дедушка
Дедуля
Пожилая женщина
Старуха
Старушка
Бабушка
Бабуля
№5 СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА
Новый
Свежий
Современный
Новехонький
Новейший
Стильный
Старый
Древний
Старинный
Ветхий
Дряхлый
Изношенный
Модный
Чистый
Опрятный
Вымытый
Аккуратный
Отутюженный
Ухоженный
Начищенный
Грязный
Мутный
Неопрятный
Испачканный
Несвежий
Помятый
Заляпанный
Поношенный
Истрепанный
Потрепанный
Многолетний
Старомодный
Потертый
Истлевший
Свежайший
№6 СВОЙСТВО ПРЕДМЕТА, ЧЕЛОВЕКА, ЖИВОТНОГО
Полезный
Лечебный
Практичный
Спасительный
Нужный
Добротный
Удобный
Комфортный
Бесполезный
Ненужный
Вредный
Опасный
Бестолковый
Красивый
Прекрасный
Великолепный
Видный
Изящный
Складный
Миловидный
Приятный
Пригожий
Прелестный
Привлекательный
Модный
Заметный
Очаровательный
Бесподобный
Потрясающий
Хорошенький
Роскошный
Чудный
Чудесный
Дивный
Удивительный
Замечательный
Симпатичный
Живописный
Обязательный
Некрасивый
Незаметный
Неприятный
Безобразный
Невзрачный
Неприглядный
Неуклюжий
Нескладный
Безвкусный
Грубый
Отвратительный
Омерзительный
Противный
Ужасный
Уродливый
Отталкивающий
№7 ХАРАКТЕР, ВИД
Положительный
Порядочный
Добропорядочный
Хороший
Целеустремленный
Надежный
Отличный
Добродушный
Добросердечный
Человечный
Отзывчивый
Доброжелательный
Дружелюбный
Душевный
Спокойный
Ровный
Неподкупный
Злой
Плохой
Злобный
Злющий
Отрицательный
Подлый
Скверный
Бессовестный
Скупой
Прижимистый
Злопамятный
Сердитый
Ехидный
Мстительный
Бессердечный
Кровожадный
Хищный
Враждебный
Вредный
Сварливый
Вздорный
Вспыльчивый
Ворчливый
Недовольный
Гневный
Недоброжелательный
Смелый
Находчивый
Сообразительный
Умный
Отчаянный
Отважный
Геройский
Страшный
Ужасный
Трусливый
Жадный
Хитрый
Веселый
Радостный
Счастливый
Восторженный
Беззаботный
Беспечный
Легкомысленный
Ликующий
Игривый
Неунывающий
Жизнерадостный
Непоседливый
Праздничный
Грустный
Невеселый
Серьезный
Поникший
Безвольный
Хмурый
Печальный
Озабоченный
Озадаченный
Задумчивый
Безутешный
Мрачный
Помрачневший
Унылый
Горестный
Тоскливый
Угрюмый
Пасмурный
Огорченный
Горестный
Жалкий
Жалобный
№ 8 НАСТРОЕНИЕ
Шаловливое
Серьезное
Хвастливое
Добродушное
Насмешливое
Радостная готовность
Звонкое
Мечтательное
Загадочное
Боязливое
Нежное
Доброе
Уютное
Торжественное
Сочувствующее
Хвалебное
Возбужденное
Задиристое
Нетерпеливое
Высмеивающее
Тихое
Робкое
Мрачное
Заносчивое
Сонное
Сказочное
Любование
Светлое
Возмущенное
Волшебное
Теплое
Жуткое
Сердитое
Добродушное
Тревожное
Привередливое
Ликующее
Таинственное
Состояние готовности к подвигу
Прославляющее
Радостное
Воспевающее
Восторженное
Сосредоточенное
Грустное
Тоскливое
Солнечное
Хмурое
Смешное
Капризное
Бурное
Скрытное
Беспокойное
Обиженное
Шумное
Героическое
Печальное
Шутливое
Поучительное
Ожидание
Спокойное
Скорбное
№ 9 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ
Быстро
Проворно поспешно
Стремительно
Бойко
Резво
Скоро
Оживленно
Лихо
Мгновенно
Весело
Вскачь
Галопом
Бес промедления
Не отвлекаясь
Бегом
Во всю прыть
Без оглядки
Спокойно
Вяло
Неактивно
Не спеша
Потихоньку
Размеренно
С расстановкой
Не торопясь
Легко
Без напряжения
Непринужденно
Гладко
Изящно
Тяжело
Изо все силы
Ловко
Расторопно
Напряженно
Активно
Энергично
Медленно
Копаясь
Расслаблено
Тихо
Еле-еле
Лениво
Долго
Замедленно
Неловко
Неуклюже
Нерасторопно
С удовольствием
Аккуратно
Тщательно
Старательно
Вдумчиво
Прилежно
Дотошно
Внимательно
Кропотливо
Усердно
Небрежно
Невнимательно
С трудом
Чуть-чуть
Из последних сил
На пределе
Неаккуратно
Спустя рукава
Как попало
Без желания
Как придется
№10 ОТНОШЕНИЕ К РИСУНКУ, ПРОЧИТАННОМУ
Мне нравиться
Мне пришлось по душе
Мне приглянулось
Меня радует
Мне приятно
Я любуюсь
Я не могу наглядеться
Я сочувствую
Меня восхищает
Мне понравилось
Мне запомнилось
Я думаю, что
Мне кажется, что
Я считаю, что..
Мо – моему..
На мой взгляд …
Меня удивило …
Меня возмутило
Меня поразило
Я сопереживаю
Произвело впечатление
Я обратил внимание
Меня тронуло
Мне не нравиться
М не неприятно
Здесь не хватает
Лучше было бы
Хотелось бы
Меня огорчило
Меня отталкивает
Мне не понравилось
№11 СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ
Белый – черный
Бледнеть – краснеть
Бледный – румяный
Близкий – дальний
Богач – бедняк
Большой – маленький
Быстро – медленно
Великан – карлик
Веселый – грустный, скучный
Высокий – низкий
Горький – сладкий
Грубый – нежный
Да – нет
День – ночь
Добро – зло
Дорогой – дешевый
Друг – враг
Жар – холод
Здоровый – больной
Зима – лето
Красивый – уродливый
Легкий – трудный
Ложиться – вставать
Любить – ненавидеть
Мир – война
Молодой – старый
Мягкий – твердый
Нельзя – можно
Новый – старый
Свобода – рабство
Сильный – слабый
Свет - тьма
Острый – тупой
Падать – подниматься
Плюс – минус
Подниматься – опускаться
Полезный – вредный
Полный –пустой
Помогать – мешать
Правда – ложь
Прибыль-убыток
Прямой – кривой
Радость – грусть, печаль.
Родина – чужбина
Рождаться – умирать
№8 АСТРОЕНИЕ